Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа.
учебно-методический материал по географии (8 класс) по теме

Боброва Валентина Викторовна

 Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
 Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа.

ФИО (полностью)

Боброва Валентина Викторовна

Место работы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
пгт Даровской Кировской области

Должность

Учитель географии

Предмет

география

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Внутренние воды и водные ресурсы.

1 урок по теме

Базовый учебник

В. Б. Пятунин Е.А. Таможняя.  География России. Природа. Население  8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010 год.

Дидактическая цель  урока: создать условия для изучения и первичного закрепления нового материала   по теме «Состав внутренних вод России. Реки, их зависимость от рельефа» на основе технологий проблемного обучения, уровневой дифференциации, ИКТ в форме ГСО в режиме использования  ЭОР с ориентацией  на формирование  личностных, метапредметных, предметных результатов

Цели по содержанию:

Обучающие:

Базовый уровень:  понятия внутренние воды,  состав внутренних вод на территории страны и Кировской области, исток, устье, речная система, речной бассейн, водораздел, питание рек, режим рек; большой и малый круговорот воды в природе; возможности  использования водных ресурсов, их последствия,  вопросы охраны водных источников на примере своей местности.

Повышенный уровень: зависимость речной сети от рельефа и климата на территории России и Кировской области.

Углубленный уровень: геоэкологические проблемы использования водных ресурсов на примере России и Кировской области.

Развивающая:

Базовый уровень: определять по физической карте реки, относящие к бассейнам разных океанов; наносить на контурную карту водоразделы океанских бассейнов, обозначать крупные реки; решать учебные задачи на определения падения и уклона; составлять характеристику одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. (Продукт – контурная карта с обозначенными реками России, водоразделами и с выделением рек с острой экологической ситуацией, характеристика реки в виде таблицы).

Повышенный уровень: выявлять зависимость между характером течения крупнейших рек и рельефом, режимом и климатом по картам.

Углубленный уровень: исследование экологического состояния рек своей местности на основе мониторинга.

 Воспитывающая:   развитие духовно-нравственного воспитания, по отношению к природе малой родины через раскрытие роли рек в жизни  и деятельности человека; формирование устойчивого интереса к предмету, к познанию окружающего мира.

Тип урока  изучение новых знаний и первичное закрепление нового материала и способов деятельности.

Формы работы учащихся фронтальная, парная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование компьютеры с подключением к сети Интернет и установкой проигрывателя ресурсов версии 1.0  для ОС Windows, экран, проектор, электронные ресурсы: http://www.fcior.edu.ru, http://school-collection.edu.ru, ГИС.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Таблица 1.

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Введение в тему, постановка проблемной задачи

УУД:

Регулятивные

саморегуляция.

Гидрография России № 1

Приветствие учителя учащихся, сообщение о месте урока в теме и  в виде рассмотрения проблемной задачи.

Слайд № 2

Приложение № 2

Приложение №2.1.

При рассмотрении проблемной ситуации о диспропорции густоты речной сети и размещении населения демонстрируется карта речная сеть России, размещенная в http://school-collection.edu.ru и карта размещения населения.

Учащиеся проверяют готовности рабочего места  каждого ученика, включение в работу постановки проблемы.


Воспроизведение субъектного опыта.

2 мин

2

Целеполагание и мотивация


УУД:

Регулятивные:

саморегуляция

целеполагание;

Сопровождение рассуждений учащихся слайдами презентаций.

Оказание помощи в конкретизации целей на учебное занятие.

Слайд № 3.

Конкретизация целей урока, путем проговаривания алгоритма решения проблемы.

Выбор цели, источников информации, алгоритм решения проблем.

1 мин

3

Актуализация

 

УУД:

Регулятивные:

Саморегуляция, коррекция;

Самоанализ, самоконтроль.


Познавательные:

умения строить высказывания;

выделять признаки понятий.


Виды вод суши на территории России. № 2.

1. Обращение к учебнику стр. 113, рис. 89; Используя знания, полученные в 6-7 классах,

составить краткий рассказ по содержанию схемы. Для составления рассказа используется информация о внутренних водах, размещенная на сайте  http://www.fcior.edu.ru

2. Тестирование.

Приложение № 3

Слайд № 5,6


Дают понятие внутренних вод, что они состоят из природных и искусственных водоемов, называют состав внутренних вод

Работают с тестами.







Самоанализ, самооценка.

3 мин

4

Блок изучения нового материала

( организация восприятия и осмысления).


УУД:

Регулятивные:

Саморегуляция;

Планирование;


Познавательные:

Поиск и преобразование информации;

умения строить высказывания;

моделировать;


Личностные: коммуникативные (умение слушать и слышать сверстника, проявлять терпимость к чужому мнению)

Виды вод суши на территории России. № 2.






Жизнь и работа реки № 3

3. Демонстрация структуры внутренних вод России. Состав внутренних вод и взаимосвязь внутренних вод с другими компонентами природы.


4.Организует работу класса в группах.



Инструктаж работы в группе


Реки


Модуль 1 Реки бассейна Северного Ледовитого океана


Модуль 2  Реки бассейна Тихого океана


Модуль 3 Реки бассейна Атлантического океана


Модуль 4 Реки бассейна внутреннего стока

Обращение к интернет ресурсам, работа с текстом параграфа стр. 113-117.

работа в группах

приложение № 4




Работают в группах по ИК



Решение задач разного типа и уровня сложности по предложенным инструкциям. Приложение

№ 4; 5.

Интерактивная карта.


Расчетные задачи.

15 мин

5

Первичная проверка понимания

УУД:

Регулятивные:

Саморегуляция;

планирование


Познавательные:

умения строить высказывания;


Контроль. Внутренние воды и водные ресурсы России. ч.1 № 4


Контроль. Внутренние воды и водные ресурсы России. ч.2 № 5

6.Организация первичного контроля по изученному материалу (базового усвоения материала) через работу с ЭОР


Слайд 9,10.

Обращение к интернет-ресурсам, работа с ЭОР

8 мин

6

Организация  первичного закрепления

УУД:

Регулятивные:

Саморегуляция;

Планирование;



7. Организация самостоятельной работы  учащихся по характеристике одной из рек России.

8. Проблемная ситуация – дискуссия доказательство  законов экологии, круговорота воды в природе, возможности хозяйственного использования рек  на основе их признаков.

Работа по плану характеристики. Приложение № 6, 7

Дискуссия.

Обращение к общественности «Сохраним малые реки…»,

составить

«Правила поведения на реке».

4 мин

7

Рефлексия

 УУД:

Регулятивные:

Саморегуляция;

Самоконтроль.

Гидросфера. Контрольные задания 

Предметная рефлексия организована с использованием ЭОР

Социальная рефлексия:

Рефлексия  настроения и деятельности

Слайд 11; 12.




Отвечают на вопросы теста, проводят самоконтроль.

2 мин

8

Этап постановки домашнего задания

УУД:

Регулятивные:

Саморегуляция;

Планирование


Распределение рек России по бассейнам океанов. Практические задания

Информирует о уровневом домашнем задании.

Использование ЭОР в самостоятельной домашней подготовке учащихся.

Приложение № 8.

Слайд 13.

Анализируют информацию, намечают план действий.

3 мин

9

Этап постановки учебных задач на следующий урок в теме.

УУД:

Регулятивные:

Саморегуляция;

Планирование.

Дает посыл к следующему учебному материалу.

Осознают необходимость предварительной работы для освоения материала, формируется устойчивый познавательный интерес.

2 мин

Приложения к плану-конспекту урока

Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа.

Приложение № 1.

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Гидрография России

информационный

Демонстрация карты гидрографической сети России

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b07a26ad-28ab-40a5-b5e3-7e17ee6494b2/view/

2


Виды вод суши на территории России


информационный

Ознакомление с составом внутренних вод.


 http://www.fcior.edu.ru/card/22511/vidy-vod-sushi-na-territorii-rossii.html

3

Жизнь и работа реки

Информационный

Мультимедиа

Работа с  понятиями и иллюстр.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8017491b-dee2-47cb-a411-3630d272b3b4/view/


4


Контроль. Внутренние воды и водные ресурсы России. ч.1 (упрощенный вариант)


Контрольный

Тест с целью отслеживания первичного усвоения материала


http://www.fcior.edu.ru/card/908/kontrol-vnutrennie-vody-i-vodnye-resursy-rossii-ch-1-uproshennyy-variant.html

5


Контроль. Внутренние воды и водные ресурсы России. ч.2 (упрощенный вариант)

контрольный

Тест с целью отслеживания первичного усвоения материала

http://www.fcior.edu.ru/card/3065/kontrol-vnutrennie-vody-i-vodnye-resursy-rossii-ch-2-uproshennyy-variant.html

6

Гидросфера. Контрольные задания

контрольный

Тест с целью отслеживания первичного усвоения материала

http://www.fcior.edu.ru/card/22539/gidrosfera-kontrolnye-zadaniya.html

Распределение рек России по бассейнам океанов. Практические задания

практический

практикум

http://www.fcior.edu.ru/card/22481/raspredelenie-rek-rossii-po-basseynam-okeanov-prakticheskie-zadaniya.html

Приложение № 2

 В России 2,5 млн. рек. Из 34 крупнейших рек мира на территории России полностью находятся 6 рек: Енисей, Лена, Обь, Волга, Северная Двина, Колыма.

В ряде регионов России потребность в воде удовлетворяется недостаточно. К дефицитным районам относятся Калмыкия, Самарская область и др. В Краснодарском крае привычное явление, когда водные потребности удовлетворяются на 60-65%.

Мы видим противоречие, ребята сформулируйте проблему и укажите алгоритм решения проблемы

Приложение № 2.1.

Распределение населения по территории.

Распределение населения по территории и его пространственную организацию называют расселением. Расселение есть результат развития хозяйства, которое, в свою очередь, ориентируется на сложившуюся систему расселения.

Население страны размещено по территории неравномерно.

Различия в заселенности России складывались под влиянием взаимосвязанных факторов: природных, исторических, социально-экономических. Внутри страны различия в плотности очень велики. В центральной части европейской России она составляет 61 человек на 1 кв. км., на Урале — 25 чел. на 1 кв. км., в Западной Сибири 6, в Восточной Сибири 2, а на Дальнем Востоке 1 человек на 1 кв. км.

По особенностям расселения людей, плотности населения, преобладающим типам населённых пунктов, степени хозяйственного освоения в России различают две зоны расселения людей: основная и зона Севера. Так как территория страны осваивалась и заселялась с запада на восток, то основная зона как раз и вытянута в этом направлении, постепенно сужаясь. Её северная граница проходит по линии Петрозаводск — Киров — Пермь — Красноярск, на юге Астрахань — Красноярск. В этой зоне более благоприятны природные условия, для неё характерна высокая плотность населения, большая часть городов расположена именно здесь.

Севернее расположена северная зона с суровым климатом, низкой плотностью населения, малым числом городов. Но именно здесь сконцентрированы важнейшие природные ресурсы нашей страны.

Соотношение городского и сельского населения на территории России, его географические различия.

В настоящее время в России более 1000 городов, в них проживает 73% населения страны. Крупнейшими из них являются 12 городов — миллионеров: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Омск, Челябинск, Пермь, Уфа, Казань и Ростов на Дону.

На территории России города размещены неравномерно. Европейская часть (кроме севера), полоса по югу Сибири и Дальнего Востока составляют основную зону расселения. Здесь высокая плотность населения, 80% городов находится именно в европейской части нашей страны. В северных и восточных районах страны сеть городов очень редкая.

Приложение № 3.

  1. Поток воды, текущий в выработанном им углублении, называемом руслом (река).
  2. Место, откуда река берет свое начало (исток).
  3. Река вместе со всеми своими притоками (речная система).
  4. Границы между бассейнами двух рек (водораздел).
  5. Воды, находящиеся в верхнем слое земной коры (подземные воды).
  6. Замкнутое природное углубление на суше, заполненное водой (озеро).
  7. Место впадения реки в море, озеро, другую реку (устье).
  8. Территория, с которой река собирает свои воды (бассейн).
  9. Изменение состояния реки в течение года (режим реки).
  10. Скопление пресного льда на суше (ледник).

        Приложение №  4.

Работа в группах /задания на слайдах/

1 группа Реки бассейна Северного Ледовитого океана

2 группа Реки бассейна Тихого океана

3 группа Реки бассейна Атлантического океана

4 группа Реки бассейна внутреннего стока

Работа в группах по плану:

Базовый уровень:

Анализируя карты бассейнов рек, назовите бассейны рек России, расположите по мере возрастания  занимаемой площади. Заполнить схему в тетради.

Выпишите крупнейшие реки каждого бассейна и покажите на контурной  карте от истока до устья с  выделением  красным цветом рек с острой экологической ситуацией.

/ Показывают и называют бассейны рек России по занимаемой площади у экрана, в тетради заполняют схему - выписывают бассейны по мере возрастания по площади и крупнейшие реки./

Повышенный уровень:

Сравните показатели обеспеченности водными ресурсами разных территории страны, распределение населения, развитие промышленности и с/х.

Объясните выявленное противоречие.

/ Составление логической цепочки./

Углубленный уровень:

Спрогнозируйте   изменения в обеспеченности водными ресурсами при сохранении диспропорций в размещении населения, развитии хозяйства по европейской и азиатской части России.

Сформулируйте гипотезу проявления экологических проблем на территории России. Подтвердите или опровергните выдвинутую гипотезу.

По результатам проведения мониторинговых исследований экологического состояния внутренних вод своей местности спрогнозировать пути решения экологических проблем рек внутреннего бассейна.

/Информацию представить в виде экологического доклада на экологическую конференцию./

Приложение № 5.

 Осмысление понятий: уклон, падение реки, годовой сток.

Задание. Выписать понятия и выполнить следующие задания.

№1. Определить падение и уклон р. Волги. Объяснить величину годового стока.

№2.Определить падение и уклон р. Ангары. Объяснить величину годового стока в сравнении с реками европейской части России.

№ 3. Если уклон реки равен 3м/км, то что можно сказать о скорости течения реки, о глубине долины, о судоходности реки?

№ 4. Падение реки – 200 м. Какую длину может иметь эта река, если известно, что по характеру течения она горная?

Приложение № 6

План описания реки

  1. В какой части страны протекает.
  2. Исток.
  3. Устье.
  4. К какому бассейну относится.
  5. Направление течения.
  6. Падение, уклон реки, характер течения.
  7. Питание, режим реки.
  8. Притоки.
  9. Хозяйственное использование. Экологические проблемы, пути решения (свои предложения).

                             Приложение № 7

1.Главная река со всеми ее притоками - это:

а) речная система, б) режим реки, в) бассейн реки.

2. Превышение истока над устьем – это: а) уклон реки, б) падение реки.

3. Место, где река берет начало-это: а)исток, б) устье.

4. Внезапный подъем уровня воды в реке: а) паводок, б) половодье, в) наводнение.

5. Объем воды, который протекает в русле реки за год, называется: а) твердый сток, б) годовой сток, в) расход воды.

6. Наиболее низкий уровень воды в реке: а) половодье, б) межень, в) паводок.

7. большинство рек России имеют питание:

а) дождевое, б) ледниковое, в) снеговое, г) смешанное.

8. От климата зависит: а) режим реки,                б) скорость течения, в) направление течения.

9. Если уклон реки 20 см на 1 км., то река имеет: а) спокойное течение, б) бурное течение, в) пороги и водопады.

10. Чем больше падение реки, тем:

а) больше скорость течения реки, б) больше годовой сток, в) больше площадь бассейна реки.

Ответы:1а, 2б, 3а, 4а, 5б, 6б, 7г, 8а, 9а, 10а.

Приложение № 8

Домашнее задание:

Базовый уровень:

Параграф 23; Задание 2.

Повышенный уровень:

Вопрос: В верхнем течении реки преобладает эрозия, в нижнем – аккумуляция. Какую работу река осуществляет в своем среднем течении?

В тексте параграфа есть два утверждения: Самой длиной рекой России следует считать Обь. Стр. 113

Самой длиной рекой России следует считать Енисей. Стр 114.

Определите, почему могла быть допущена подобная информация?

Углубленный уровень:

Создать проект рационального использования рек Кировской области.

Создайте модель экологической карты рек России с использованием ГИС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к открытому интегрированному уроку (география и литература)"Внутренние воды.Реки."

Использование данной презентации позволит получить учащимся представление о реках не только с точки зрения географа,но и увидеть объект глазами художников и поэтов....

Урок по географии по теме "Внутренние воды. Реки России"

Урок по теме "Внутренние воды. Реки России" с использованием технологической карты конструирования урока 8 класс....

Урок по географии в 6 классе по теме "Внутренние воды. Реки"

Е.М.Домогацких. Урок в 6 классе. Тема - "Внутренние воды. Реки"цель урока: а) ОбразовательнаяСформировать  понятие  о  реке, её  частях, речной  системе.б) РазвивающаяРаз...

Конспект урока 5класс.Внутренние воды. Реки

Урок проводился в 5 классе. Форма проведения - урок загадка....

Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа.

Презентация "Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа" к учебнику География России: Природа. Население 8 класс В.Б. Пятунина, Е.А. Таможняя; под общей редакцией В.П. Дроно...