Открытый урок по теме "Индия: характеристика"
план-конспект занятия по географии по теме

Солдатова Нина Николаевна

План-конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_teme_indiya.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и молодежной политики Администрации

Арзамасского района

Нижегородской области МОУ Новоселковская средняя общеобразовательная школа

Проект урока в 7 классе:

«ИНДИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА».

Учитель географии 1квалификационной категории Солдатова Нина Николаевна

Адрес: 607264

Нижегородская область

Арзамасский район

Д. Бебяево, д.40в

МОУ Новоселковская СОШ

 Телефон: (83147) 55-2-91

2011 – 2012 учебный год


Тема урока: «Индия: характеристика»

Девиз урока:  «Здоровье в наших руках»

Цель: 

Раскрыть главные особенности природы, населения и хозяйственной деятельности Индии.
Задачи:

Образовательные:

  1. Выявить духовные ценности и культурно-исторические центры страны.
  2. Формировать умение описывать страну по различным источникам информации.

Развивающие:

  1. Анализировать, устанавливать связи и отношения (причина-следствие, целое-часть, общее-частное, большее - меньшее, предпочтительное – нежелательное)
  2. Сопоставлять, проводить сравнения и аналогии.
  3. Подбирать аргументы, строить доказательство, логическую цепочку рассуждений, ведущую к формулированию умозаключения.

Воспитательные:

  1. Воспитание способности критически, но объективно оценивать предметы и явления, поступки и действия (свои и чужие).
  2. Выяснение роли географии в социально-экономических и политических вопросах.
  3. Воспитывать  потребности  в  знаниях  о  тех  государствах,  с  которыми  нам придется соприкасаться в жизни.
  4. Создать условия для успешной деятельности учащихся, применить на уроке средства информационно – коммуникационных технологий.
  5. Использовать на уроке: физические паузы, просмотры фотографий, прослушивание музыки с целью предупреждения утомляемости учащихся.
  6. Привить здоровый образ жизни.

Технологии: личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная, игрового обучения, позиционного обучения, здоровьесберегающая.

Методы: поисковой деятельности, эврестической беседы, исследовательский, интерактивный, опытно-экспериментальный.

Формы: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, парная.

Тип урока:  комбинированный

Оборудование:

1.Физическая карта Мира.

2.Физическая карта Евразии.

3.Политическая карта Евразии.

4.Атласы 7 класс.

5.Компьютер.

6.Мультимедийный проектор.

7.Экран проекционный.

8.Слайд-проектор.

9.Слайд-альбомы по географии населения Мира.

10.Диски Кирилл и Мефодий  «Уроки географии» 7 класс

Дидактический материал:  карточки с заданиями, атласы, контурные карты.

План урока:

  1. Организационный этап
  2. Мотивационный этап
  3. Проверка домашнего задания
  4. Подготовка учащихся к усвоению нового материала
  5. Объяснение нового материала, усвоение знаний
  6. Закрепление материала
  7. Итоги урока

Ход урока:

Этапы. Учебно-воспитательные задачи этапа урока


Деятельность учителя


Деятельность учеников

Теоретическое (психолого – педагогическое) обоснование

1.Орзанизационный

Задачи:

Обеспечить нормальную внешнюю обстановку на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

Здравствуйте ребята!

Рада приветствовать вас на уроке. Садитесь. Отмечаю отсутствующих, обращаю внимание на подготовленность класса (учебники, тетради, ручки, атласы). Беру психологическую паузу. Затем предлагаю учащимся повернуться друг к другу лицом, хлопнуть в ладоши, сесть правильно, выпрямив спину, руги положив на парту, ноги поставив под прямым углом.

Учащиеся приветствуют учителя, молча встав из-за парт. Дежурные подают сведения об отсутствующих.

Учащиеся концентрируют внимание, настраиваются на работу, хлопают друг другу в ладоши, правильно садятся.

Выясняю причину отсутствия, сопереживаю больным, создаю атмосферу доброжелательности, симпатии. Обращаю внимание на внешний вид. Во время психологической паузы выражаю настроение улыбкой, предлагаю перейти к уроку, мобилизую учащихся на деловой настрой урока.

2.Мотивационный.

Задачи:

Организую познавательную деятельность, подготавливаю учащихся к усвоению знаний, учу формировать цели и задачи урока, нахожу средства для их реализации.






Ребята, мы продолжаем изучать Азию. Открываем тетради, записываем число и тему урока.

«Индия: характеристика»

Цель урока выясняю с помощью учеников и объявляю ее: раскрыть главные особенности природы, населения и хозяйственной деятельности Индии.
Ваши задачи:

  1. Образовательная:

вспомнить ранее пройденный материал, применив его к теме «Азия» и соответственно ближе познакомится с Индией.

  1. Развивающая: уметь работать с текстом учебника, атласом, компьютером, анализировать, выделять главное, самостоятельно работать с дополнительной литературой.
  2. Воспитательная:

Уметь работать в группе, с учителем, умение поддерживать оптимистический настрой на уроке, быть доброжелательным, получить максимум знаний и хороших оценок.

Записывают число и тему урока в тетради, определяются с целями и задачами урока.

Постановка темы урока, цели и задач позволяет учащимся увидеть проблему, определить план действий, помогает  активизировать ранее полученные знания.

3. Проверка домашнего задания.

Задачи:

Проверить усвоение материала.

Давайте проверим, как вы усвоили географическое положение Азии. Открываем учебники, повторяем.

Работает первая группа (берут каточку у учителя).

Пока готовится группа, даю задание второй группе: заполнить таблицы на доске.

Распространение религий в Азии

Пока группы готовятся, я создаю группу исследователей.

Даю им задание: 1.Работая с учебником, с атласом, подготовьте минидоклад на тему  «Какие полезные ископаемые добываются в Азии». 2.Ответить на вопросы:

  1. Какие минеральные богатства в Азии имеют мировое значение?
  2. Для развития каких отраслей промышленности имеются благоприятные предпосылки? В каких регионах?
  3. Где в Азии имеются наиболее благоприятные условия для развития сельского хозяйства и животноводства.

Проводим физ. паузу.











Работает третья группа:

Давайте проверим следующий вопрос: население в Азии.

Ученик раздает листы с религиями Азии, показывает государства.





Ответ первой группы. Ученик показывает презентацию на компьютере. В это время другой ученик рассказывает о  географическом положении. Его рассказ должен быть таким: На политической карте 39 суверенных государств. В его составе выделяют 4 региона: Центральную и Восточную Азию, Юго-Восточную Азию, Юго-Западную Азию и Южную Азию.


Вторая группа отвечает.

На территории Зарубежной Азии находятся  страны гиганты: Китай, Индия, много довольно крупных, есть и микрогосударства.  Границы проходят по выраженным природным рубежам. ЭГП стран характеризуется тремя главными чертами:

  1. Соседское положение: Китай – Непал, Бангладеш – Мьянма, Таиланд  - Лаос)
  2. Приморское положение: Индия, Пакистан, Китай, Вьетнам, Оман
  3. Глубинное положение: Монголия, Афганистан, Непал

Политическая карта Зарубежной Азии остается ареной многих территориальных споров:

  1. Ирак – Иран
  2. Ирак  - Кувейт
  3. Индия – Пакистан

Вывод: показывает страны на политической карте:

  1. Островные (Филиппины, Индонезия, Малайзия, Шри-Ланка)
  2. Полуостровные (Вьетнам, Индия, Саудовская Аравия, Оман, Немал, Катар, Кувейт, Бахрейн, Корея)
  3. Материковые (Монголия, Пакистан, Китай)


Третья группа: показывает презентацию на компьютере, рассказывает о населении. Рассказ должен быть таким:

По численности населения Азия занимает внеконкурентное первое место среди крупных регионов Мира (3,6 миллиарда человек). Этнический состав сложен, здесь проживает более 1000 народов, принадлежащих к разным языковым группам и семействам.

Азия родина всех мировых религий (обратите внимание на доску). Сложность этнического  и религиозного состава ряда азиатских стран приводит к возникновению многих межэтнических и религиозных конфликтов.

Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Афганистан, Филиппины. Большинство конфликтов связано с колониальным прошлым. Размещение населения неравномерно (есть приморские равнины, долины и долины рек, полупустыни, пустыни, высокогорья, тропические леса.

Международные миграции велики. Они связаны с добычей нефти и газа, с процессами урбанизации, с религиозными верованиями, конфликтами.

Один из учеников ведет диалог в форме беседы:

В регионе Зарубежной Азии есть страны, где много долгожителей. С чем это связано? Возьмем это себе на заметку для укрепления здоровья и здорового образа жизни.

  1. Мусульмане и буддисты практически не пьют спиртные напитки и не курят (запрещено Кораном).
  2. В пищу употребляют мало мяса, больше рыбы и морепродуктов.
  3. Многие являются вегетарианцами (употребляют только овощи и фрукты).
  4. Пьют много только зеленого чая.
  5. Соблюдают посты.
  6. Очень тесны родственные связи (почитание престарелых родителей).
  7. Занимаются спортом: гимнастика, УШУ в Китае, сумо, карате, дзюдо, Япония, Индия – страны шахмат.

Прислушайтесь и вы к здоровому образу жизни.

Ученик подводим итог по домашнему заданию: На политической карте Азии около 39 суверенных государств. Многие из них относятся к древнейшим в мире. Азия – один из очагов зарождения человечества, земледелия, орошения городов, культурных ценностей.

Домашнее задание способствует развитию, усиливает любознательность и желание получить хорошую оценку.





Групповая работа способствует развитию коммуникативных, организационных способностей, развитию твердой позиции, умения общения друг с другом.

  1. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Задачи:

Настроить учащихся на добывание знаний, умений, навыков.

Ребята приводим в порядок свои мысли для усвоения новых знаний, настраиваемся на их приобретение.

Проведем географический бой. Выходят 2 ученика.





Один ученик называет страну, другой называет столицу.

5 вопросов  друг другу, они должны быть такими:

  1. Афганистан – Кабул
  2. Индия – Дели
  3. Китай – Пакистан
  4. Монголия – Улан Батыр
  5. Таиланд – Банкок
  1. Пакистан – Исламабад
  2. Ирак – Багдад
  3. Филиппины -  Манила
  4. Оман – Маскат
  5. Вьетнам – Ханой

Создаю ситуацию успеха в получении знаний.

5. Объяснение нового материала.

Задачи:

Дать конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи вопроса, добиться изучения способов, путей и средств, которые привели бы к воспроизведению изученного материала.

Ребята открываем учебники и записываем в тетради 1 вопрос.

Общий обзор Индии.

Учащиеся подготовили нам доклады, послушаем их.
































Ребята записывают 2 вопрос.

Обряды и традиции Индии

Чтобы лучше усвоить материал, я предлагаю вам заполнить табличку. Слушайте и запоминайте.






























Записываем 3 вопрос

Географическое положение Индии.


Более 200 лет Индия была английской колонией. После Второй мировой войны страна добилась независимости.

 Далее необходимо определить особенности географического положения этой страны, используя пункт 1 на с. 88 учебника (рубрика «Шаг за шагом»).
Учитель дает задание определить общий характер поверхности страны.

Знакомство с Гималаями осуществляется под руководством учителя. Учитель рисует схему высотной поясности Гималаев и дает характеристику каждого пояса.
Первый пояс простирается до 400 м и называется тераи. Это заболоченная полоса предгорных равнин с очень богатой растительностью: травы до 5 м, веерные и кокосовые пальмы, бамбук. (Какие климатические условия способствуют здесь такому обилию растительности?)

Теплый климат позволяет снимать здесь по два-три урожая в год. Основными земледельческими культурами являются летом рис, джут, сахарный тростник; зимой — ячмень, гречиха, пшеница.
      На высоте от 400 до 1500 м расположен пояс вечнозеленых экваториальных лесов. Здесь уже нет такой летней жары, как в тераях, а зима прохладнее. Зато еще обильнее летние дожди. Как это объяснить? (Основные насыщенные влагой летнего муссона воздушные массы идут именно на этих высотах.) Здесь также развивается земледелие. На террасах в основном выращивают рис.
      Выше — от 1500 до 4000 м — простирается пояс хвойных и дубовых лесов. Жители этих территорий выращивают овес, картофель, но в основном занимаются разведением яков и овец. Здесь расположены знаменитые монастыри. С этих высот начинаются многочисленные альпинистские экспедиции.
      Выше 4000 м уже нет постоянного населения. Здесь простираются альпийские луга, а с высоты 5000 м начинается царство камней, снегов и льдов.

Ребята у нас работала исследовательская группа, я им предлагаю ответить на вопросы:

  1. Какие минеральные богатства в Азии имеют мировое значение?
  2. Где в Азии имеются наиболее благоприятные условия для развития сельского хозяйства и животноводства?




Учащиеся приготовились слушать.

Ученик читает доклад, он должен быть таким:

      Индия расположена на одном из самых больших полуостровов Евразии — Индостан. Название полуострова, государства и океана, омывающего государство, имеет общий корень — Инд и происходит от названия реки Инд, что с языка пушту переводится «Отец рек».
      Индия — одно из древнейших государств мира. Она занимает второе место в мире (после Китая) по численности населения. Национальный состав населения очень разнообразен — насчитывается несколько сотен наций: хиндустанцы, бихарцы, пенджабцы и др.
      Характеризуя традиции населения, ученик отмечает основные религии — буддизм и индуизм. Один из важнейших устоев индуизма — почитание коровы. Убийство коровы индусы считают величайшим грехом, бóльшим, чем убийство человека. Поэтому употребление мяса коровы правоверному индусу абсолютно запрещено. Многие индийцы держат коров, заботятся о животном, а по праздникам украшают свою кормилицу гирляндами цветов. Корова снабжает основную массу населения молоком, а также доступным видом топлива — кизяком. Престарелых коров выпускают на улицу, и они присоединяются к бесчисленной массе бездомных животных.
      

Слушаем доклад о традициях и обычаях Индии, он должен быть таким:

Система каст, возникшая в Индии более четырех тысячелетий назад, до сих пор сохраняет значение в жизни общества (особенно в деревне). Касты традиционно группируют в варны — четыре социальные общности, или сословия, на которые делилось население Древней Индии.

      «Поэмой из камня», «мечтой, воплощенной в мраморе» называли поэты мавзолей Тадж-Махал в Агре. Красота его многогранна. Мавзолей каждый раз предстает в каком-то новом, чудесном свете: при ярком солнце он ослепляет белизной стен, в пасмурный день излучает мягкий желтовато-молочный свет, ночью, при луне, кажется таинственно-неземным. Каждый сантиметр громадного здания отделан тончайшей резьбой по мрамору, украшен ажурными мраморными решетками, инкрустирован драгоценными камнями. Тадж-Махал был построен для погребения Мумтаз-Махал, жены императора Шах-Джахана. По преданию, это была красивая, умная женщина. Император во всех делах советовался с ней. Смерть царицы сломила волю Шах-Джахана, он охладел к жизни, забросил дела государства, сын императора воспользовался таким состоянием отца и захватил власть. Когда Шах-Джахан умер, его похоронили рядом с женой в мавзолее Тадж-Махал.
Ученик показывает презентацию по данному вопросу.







     

     



 







Анализируя карты атласа, учащиеся выделяют три природных комплекса: Гималаи, плоскогорье Декан и Индо-Гангскую низменность.

Данные заносятся в таблицу (в Приложении).
         






По картам атласа учащиеся определяют тип климата этого пояса и характер выпадения осадков.     





































 Затем, используя карты атласа, текст § 57 и рисунок 211 учебника, ученики дают сравнительную характеристику природы и хозяйственной деятельности Индо-Гангской низменности и плоскогорья Декан.





Ответы должны быть такими:

1 - мировое значение в Азии имеет нефть.


2 - В Азии для развития сельского хозяйства и животноводства наиболее благоприятные условия в долинах рек

Сообщения учащихся способствуют основным навыкам  поиска новых знаний путем работы с дополнительной литературой, учебником, атласом, приобщает к самостоятельной работе, учит видеть главное.

  1. Закрепление нового материала.

Задачи:

Закрепить знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы.

Ребята, мы  проделали огромную работу по изучению Индии.

Давайте вспомним, что мы узнали нового и сделаем выводы по нашей теме, выполнив тестовые задания.




Учащиеся выполняют тест.

Закрепление материала активизирует полученные знания, создает позитивный настрой.

7. Подведение итогов урока.

Задачи:

Выставление оценок, инструктаж по домашнему заданию.

Выставление оценок.

Домашнее задание:

1) изучить § 57; 2) ответить на вопросы 1—3; 3) выполнить задание 5 на контурной карте; задания 4, 6—8.

Благодарю всех за урок.

Выставляют оценки в дневники, записывают домашнее задание. Если что-то непонятно, задают вопросы.

Создается ситуация успеха.


Дается методика выполнения домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Открытый урок. Тема: "Общая характеристика неметаллов" 10 класс

Полностью подготовленный материал на тему "Общая характеристика неметаллов" по модульной технологии в 10 профильном классе по учебнику И.И.Новошинского...

Сценарий открытого урока в 10 классе по теме "Сравнительная характеристика Японии и Китая"

Цели урока: Формирование предметно – аналитических и самообразовательных компетенций при изучении стран Японии и Китая.Образовательные задачи: изучение нового материала методом сравнения и анализа.Раз...

Открытый урок по теме: «Функция: понятие, способы задания, основные характеристики. Обратная функция. Суперпозиция функций».

Изложены основные характеристики функции. Приведены определения обратной функции и сложной функции....

Открытый урок по географии "Характеристика населения Зарубежной Европы"

Тема: Зарубежная ЕвропаТема урока: Характеристика населения Зарубежной ЕвропыЦель урока:Сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы,...

План-конспект открытого урока. Тема: Статистические характеристики.

АннотацияПредлагаемая методическая разработка урока может использоваться  преподавателем математики при подготовке уроков,по теме «Элементы математической статистики» для студентов учреждений сре...

Открытый урок на тему: "Характеристика углерода и кремния"

Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируем...