УРАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

Белоусова Виктория Валерьевна

Открытый урок по географии в 9-м классе

Тема:  "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал"

Учитель географии МАОУ «Лицей №3 им. А.С. Пушкина, Октябрьского района, г. Саратова»

Белоусова Виктория Валерьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-belousova_2.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по географии в 9-м классе

Тема:  "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал"

Учитель географии МАОУ «Лицей №3 им. А.С. Пушкина, Октябрьского района, г. Саратова»

Белоусова Виктория Валерьевна

Тип: уроки с применением ИКТ.

Технология: личностно - ориентированная, проблемно-исследовательская, информационно-коммуникационная.

Оборудование:

Компьютерный класс (компьютеры с выходом в Интернет;  мультимедийный проектор, интерактивная доска);

Учебник;  Атласы;

Интерактивная карта «Урал. Социально-экономическая карта»;

Презентации;

Цели:

Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общекультурный характер;

Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирования операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;

Обучение школьников использованию Интернета.

Задачи:

Воспитательная: Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, воспитание информационной культуры;

Развивающая: Развитие внимательности, логического мышления и расширение кругозора, подготовка учащихся к жизни в постиндустриальном обществе.

Учебные:  Выявить особенности географического положения и природно-ресурсного потенциала Урала;

составить “образ территорий”, входящих в состав УЭР

сформировать представление о специфике формирования населения района и его современном расселении;

дать характеристику отраслям специализации Урала и факторам их развития;

определить состояние экономики Урала и проблемы.

Способы действия учащихся: анализировать презентацию урока, проведение исследования информационных данных Интернет-ресурсов .

ХОД УРОКА.

Организационный момент.  Знакомство с классом.

Проверка знаний, умений, навыков.

Изучение нового материала на основе презентации и Интернет-ресурсов.

Учитель объявляет тему урока.

Сегодня мы начинаем изучать Уральский экономический район.

  1. Проверка знаний.

Учитель:

Важнейшим методом географической науки является районирование, которое позволяет характеризовать крупные районы страны по специализации, участию в территориальном разделении труда.

Вспомним: Что такое районирование?  Виды районирования? Что лежит в основе районирования?

Ученики: Дают  определения : «Специализация», «Отрасль специализации», «Значение специализации».

 Какие две крупные экономические зоны (макрорегионы) принято выделять при экономическом районировании России? Покажите на карте.

Ученики: Западную (европейскую Россию) и Восточную (азиатскую Россию).

Учитель: На сколько экономических районов по «госплановскому делению» 1961 года разделена территория России?

Ученики: на 11(8 экономических районов в Западном макрорегионе и три – в Восточном).

Учитель: С какими районами Западной экономической зоны мы познакомились?

Ученики: Центральным, ЦЧР, Волго-Вятским, Северо-Западным, Северным, Северо-Кавказским, Поволжским.

Учитель:  Экономика экономических районов формировалась с учетом  - факторов размещения производства. Назовите основные факторы размещения производства?

Ученики:  Сырьевой, наукоемкость, трудоемкость, энергоемкость, военно-стратегический, экологический, материалоемкость, транспортный, потребительский, природные условия, географическое положение.

Учитель: По описанию определите, о каком экономическом районе идет речь. Покажите его на карте.

1. Этот район называют «природным амфитеатром», «здравницей», «житницей» страны. Выделяется среди других районов максимальным количеством республик в своем составе. Очень выгодное ЭГП. Району присуща политическая нестабильность. (Северо-Кавказский)

2. Район не имеет выхода к государственным границам, беден полезными ископаемыми, хорошо обеспечен водными ресурсами. Роль района в хозяйственном комплексе страны определяет машиностроение, химическая промышленность, лесной комплекс. (Волго-Вятский)

3. Разнообразная, богатая ресурсная база. На северо-западе района находится незамерзающий порт. Дефицит трудовых ресурсов. Наиболее перспективен район для строительства приливных электростанций. (Северный)

4. В 18 веке район был «диким полем». Отличается высокоразвитым с/х с перерабатывающей промышленностью и черной металлургией. (Центрально-Черноземный)

5. Самый маленький район по числу субъектов Федерации. Одна из областей является свободной экономической зоной. Не богат природными ресурсами. Специализируется на многоотраслевом машиностроении. (Северо-Западный)

 6.В Советское время район называли «локомотивом индустриализации». Имеет мощную научную базу, беден природными ресурсами. Отрасли специализации: точное и наукоемкое машиностроение, химическая промышленность и текстильная. (Центральный)

7. «Автомобильный цех страны». На юге района открыто крупное газоконденсатное месторождение. Перед Великой отечественной войной существовала республика немцев. Острые экологические проблемы, связанные с загрязнением водного бассейна. (Поволжский)

  1.  Изучение нового материала.

Эпиграф на доске:

Твардовский Александр Трифонович

 

Урал! Завет веков и вместе –

Предвестье будущих времен

И в наши души, точно песня,

Могучим басом входит он –

 

Урал! Опорный край державы,

Её добытчик и кузнец,

Ровесник древней нашей славы

И славы нынешней творец!

Учитель: Сегодня на уроке мы приступаем к изучению Уральского экономического района. Познакомимся с его составом, оценим экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал.

К концу темы мы должны ответить на проблемный вопрос: Почему Урал – опорный край державы?

Для того, что бы ответить на этот вопрос мы должны на  уроке:

Выявить значимость Уральского экономического района для хозяйства страны;

Оценить природные ресурсы УЭР для развития хозяйства региона;

Выделить этапы освоения территории Урала;

Вопрос к классу:

Учитель: Что такое Урал?

Учащиеся обдумывают и предлагают образы Урала:

Это низкие горы.

Это граница между Европой и Азией.

Горы вытянуты с севера на юг.

На доске показываются образы Урала.

Учитель:

А теперь определим, что же такое Урал с точки зрения экономической географии.

Задание:

Дайте оценку ЭГП Урала по плану:

  1. Состав района.
  2. Положение района на территории страны.
  3. Соседние районы,  государства.
  4. Выход к морю.
  5. Положение по отношению к топливно-энергетическим и сырьевым базам.
  6. Транспортное положение.

Приблизительные ответы учащихся:

 В состав Уральского экономического района входят:   Две Республики: Башкирия (Уфа) и Удмуртия (Ижевск), Пермский край (с 1 января 2006 года в результате референдума Пермская область объединилась с Коми-Пермяцким автономным округом), 4 области: Свердловская область (Екатеринбург), Челябинская (Челябинск), Курганская (Курган) и Оренбургская (Оренбург).

Уральский район – это восточный район Европейской части России, находится на стыке европейской и азиатской частей России.

Граничит с Северным, Волго-Вятским, Поволжским, Западно-Сибирским экономическими районами.

После распада СССР он стал пограничным районом – на юге граничит Казахстаном. На  западе – с Поволжьем и Центральной Россией – это экономически развитые регионы, с которыми Урал связан широтными железными и автодорогами, трубопроводами. На севере Урал граничит с Северным районом, но дорог на север фактически нет.

Урал – сухопутный район, но по р. Урал, Каме, Волге и каналам имеет выход в Азовское, Черное, Каспийское моря.

С востока район получает сырье и топливо, а продукцию обрабатывающей продукции – с запада, а также вывозит свою продукцию во все экономические районы России благодаря развитой транспортной сети (транзитные железные, автодороги, нефте- и газопроводы).

Железные дороги соединяют Урал с Европейской частью России и Сибирью.

Учитель: Площадь района составляет 824 тыс. кв. км.

Давайте назовем самый большой и самый маленький субъект по площади в УЭР.

Ученики: Свердловская область, республика Удмуртия.

Учитель: Что вы можете сказать о городах Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь?

Ученики: Это города- миллионеры.

Учитель:

Основные этапы изменения экономико-географического положения Урала

Этапы

Отличительные черты ЭГП

Характер ЭГП

18 – конец 19 в.

Соседство с малоосвоенными территориями. Удалённость от центральных районов и отсутствие транспортной связи с ними

Невыгодное

Конец 19 в. – 20-е годы 20 в.

Строительство дорог, связывающих Урал с другими районами страны

Постоянно улучшающееся

20-е годы 20 в. – современный период

Урал – плацдарм для освоения восточных районов России. Наличие сложной системы коммуникаций, проходящих через район. Разнообразие соседских территорий

Исключительно выгодное. Связующая роль Урала в экономике страны

Учитель:   Природные условия Урала весьма разнообразны. Смена ландшафтов происходит

с запада на восток;

с севера на юг;

с высотой.

Рельеф.

Уральские горы - ось территории района, они вытянуты в меридиональном направлении. С запада к ним примыкают окраины Восточно-Европейской равнины (Предуралье), с востока - Западно-Сибирская низменность (Зауралье). Складчатые горы Урала возникли еще в палеозое, позднее они были размыты, разрушены и выровнены.

Высоты Среднего Урала составляют 600-800 м. В северной части Урала расположена его самая высокая точка - гора Народная (1894 м). Разнообразят рельеф Урала глубоко врезанные речные долины.

Из природных ресурсов на Урале наиболее широко представлены минеральные:

топливные,

рудные,

строительные материалы,

химическое сырье.

Минеральные ресурсы.

Урал - "кладовая" полезных ископаемых.

Месторождения железных, медных и других руд приурочены к магматическим породам восточного склона гор.

Здесь же находятся месторождения асбеста, мрамора, талька, самоцветов. Имеются запасы железной руды, которые еще содержат хром, титан, ванадий.

Более ста лет дают железную руду горы Благодать и Высокая. Их запасы сильно истощены. 2/3 железорудных запасов содержит Качканарское месторождение.

На Урале добывают медь, никель, магний, бокситы. Особенно ценными являются комплексные руды, которые еще содержат хром, титан, ванадий. Медные руды содержат цинк, золото, серебро.

В прогибе у западного склона Уральских гор сосредоточены полезные ископаемые осадочного происхождения - нефть (Башкортостан, Пермская область), природный газ (Оренбургская область), уголь, калийная и поваренная соли (Пермский край).

КЛИМАТ

Климат разных частей Урала неодинаков и меняется как в направлении с севера на юг, так и с запада на восток. Климат предгорий имеет много общего с климатом прилегающих долин. Различия температур воздуха на севере и юге Урала особенно заметны летом, также велики различия в природных условиях между горной и равнинной территориями.

Учитель: Одна из острейших уральских проблем – это нехватка …

Ученики: воды.

Учитель: На первый взгляд парадокс! Взгляните на карту района – какое обилие рек. Их на Урале 69 тысяч!

На Урале берут начало многие реки бассейнов Волги, Оби и Урала. Большинство рек не отличатся многоводностью, т.к. здесь находятся их верховья.

Главная река района - Кама - левый, самый многоводный приток Волги.

Так в чем же проблема?

Ученики: водные ресурсы распределены неравномерно, наиболее обеспечен водой западный склон. Берут начало реки в горах, в верховьях маловодны. Большое потребление воды промышленными предприятиями (особенно металлургическими и химическими).

Учитель: Водная проблема решается путем создания прудов и водохранилищ: сейчас в районе более 300 крупных искусственных водоемов. Уже построены крупные водоотводы от реки Уфы к Екатеринбургу и Челябинску. К последнему планируется перебрасывать воду из реки Тавды.

Леса покрывают Уральские горы почти на всем протяжении.

Лесная зона на севере района (есть промышленные разработки древесины) сменяется зоной лесостепей и степей на юге Уральского района.

В южных областях - плодородные черноземные и каштановые почвы степей.

Рекреационные ресурсы:

Урал богат уникальными памятниками природы, среди которых выделяются:

ледяная Кунгурская пещера,

Ильменский заповедник,

национальный парк "Таганай",

жемчужина Урала - озеро Тургояк.

Рекреационные ресурсы. Неповторимая красота Уральских гор привлекает туристов со всех концов страны. На Урале много районов оздоровительного и спортивного туризма, зон отдыха и санаторного лечения. На территории района расположены важнейшие центры познавательного туризма, историко-архитектурные памятники: Челябинск, Екатеринбург, Пермь, Соликамск, Ижевск. Здесь находятся интересные объекты природы (показываю иллюстрации): знаменитая на весь мир Кунгурская ледяная пещера, длиной 5,6 км, состоящая из 58 ледяных гротов и около 60 озер; Каповая пещера (рес. Башкирия) - в ней обнаружены настенные рисунки верхнепалеотического человека с изображением мамонта, лошади и носорога; река Чусовая - одна из красивейших рек России.

Учитель: Многие ресурсы интенсивно эксплуатируются почти 300 лет. Поэтому, неудивительно, что они сильно истощились, но вывод об оскуднении Урала преждевременен. Как это ни странно, геологически район плохо изучен – его недра разведаны вглубь всего на 600-800 метров. Есть где развернуться и вширь: на севере и на юге.

  1.  Закрепление.

Учитель: Итак, какой экономический район мы с вами сегодня начали изучать?

Ученики: Уральский.

Учитель: Давайте закрепим наши знания. Вам необходимо быть предельно внимательными и найти ошибки в данном тексте:

Уральский экономический район имеет не очень выгодное ЭГП: находится на западе европейской части России, на юге граничит с Киргизией. Близость к сырьевым базам азиатской части страны.

В состав УЭР входят две республики (Удмуртия и Калмыкия), пять областей (Свердловская, Пермская, Челябинская, Оренбургская, Курганская) и Коми-Пермяцкий автономный округ).

Природные условия Урала в целом очень благоприятные, беден природными ресурсами, за исключением водных.

Выполнение теста

Ответы учащихся.

Учитель:  Почему Урал – опорный край державы?

Далее учитель объявляет итоги урока, анализирует представленные ресурсы учащихся, выставляет оценки за урок.

Домашнее задание:  § 49-51  – повторить, §52 –учить,   ответить на вопросы после параграфа. Предложить пути решения проблемы Урала. (стр.229)


ТЕСТ                                                                                                                                           Ф.И. класс

Вопрос 1

Какой регион Урала ранее состоял из двух субъектов Федерации?

Ответ:

Вопрос 2

Нехватка водных ресурсов на Урале объясняется малым количеством рек.

Выберите один ответ:

Верно

Неверно

Вопрос 3

Укажите субъект РФ, входящий в Уральский район, на территории которого нет Уральских гор.

Выберите один ответ:

A. Челябинская область

B. Пермский край

C. Курганская обл

D. Башкирия

E. Свердловская область

Вопрос 4

Из полезных ископаемых в Предуралье преобладают

Выберите один ответ:

A. асбест и строительные материалы

B. руды черных и цветных металлов

C. нефть, газ и соли

Вопрос  5

Какая из руд не добывается в Уральском районе?

Выберите один ответ:

A. медная

B. алюминиевая

C. оловянная

D. железная

Вопрос 6

Какой регион не входит в состав Уральского экономического района?

Выберите один ответ:

A. Курганская область

B. Оренбургская область

C. Челябинская область

D. Кировская область

E. Свердловская область

Вопрос  7

На протяжении истории экономико-географическое положение Уральского района

оставалось неизменным.

улучшалось.

ухудшалось.

Вопрос  8

Урал наиболее богат ресурсами:

почвенными

лесными

минеральными

водными

Вопрос  9

Выделите проблему, характерную для Уральского района

Выберите один ответ:

A. нехватка трудовых ресурсов

B. отсутствие топливных ресурсов

C. истощение запасов сырья для черной металлургии

D. слабая транспортная освоенность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 9 классе "Уральский экономический район"

Проводится при изучении экономических районов России. Тип урока- изучение нового материала. Форма проведения урока - научная экспедиция. Групповая работа: экономисты, географы, геологи, демографы, эко...

Презентация " Уральский экономический район"

Презентация к открытому уроку в 9 классе  " Уральский экономический район"....

Уральский экономический район

Предложенная модель урока по географии России (тема “Уральский экономический район”) позволяет учащимся с помощью Интернет – ресурсов выявить значимость Уральского района,  для хозяйс...

Методическая разработка. Урок обобщение по теме Уральский экономический район для учащихся 8-9 классов "Урал – волшебная сокровищница нашей страны".

Неповторима и поистине сказочная природа Урала. Чарующая красота голубых озер, причудливые скалы и горные хребты. И действительно, природа щедро одарила Урал. Привычны высказывания об ...

Уральский экономический район. Состав. ЭГП. Природные условия и ресурсы.

Конспект урока по географии с использованием ИКТ....

Визитная карточка Уральского экономического района

Визитная карточка Уральского экономического района...

География 9 класс "Уральский экономический район"

Особенности ЭГП, проблемы экологии и социальные...