Главные вкладки

    Урок географии 11 класс в форме педагогической мастерской "Путешествие по Японии"
    план-конспект урока по географии (11 класс) по теме

    Урок географии 11 класс в форме педагогической мастерской "Путешествие по Японии"

    Цели:

    1. Усвоение знаний об основных чертах ЭГП, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсах, национальном составе, размещении населения;

    2. Обучение умениям  обозначить  проблему и творчески искать пути её  решения.

    3. Умение пользоваться различными источниками географической информации;

    3. Развитие учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетенций;

    4. Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к источнику жизни, красоте, духовной культуре народа  (японцев).

    Тип урока: изучение нового материала.

    Форма проведения: педагогическая мастерская

    Форма организации учебной деятельности: групповая

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Путешествие по Японии».

    Урок географии 11 класс

    Автор: Кузина Ольга Викторовна

    учитель географии  

    ГБОУ СОШ  № 391 Красносельского района

    Санкт - Петербурга

    Цели:

    1. Усвоение знаний об основных чертах ЭГП, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсах, национальном составе, размещении населения;

    2. Обучение умениям  обозначить  проблему и творчески искать пути её  решения.

    3. Умение пользоваться различными источниками географической информации;

    3. Развитие учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетенций;

    4. Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к источнику жизни, красоте, духовной культуре народа  (японцев).

    Тип урока: изучение нового материала.

    Форма проведения: педагогическая мастерская

    Форма организации учебной деятельности: групповая

     Оборудование: компьютер (сайты интернета:

     http://geo-tur.narod.ru. http://www.flags.ru, http://geo.historic.ru, http://www.geosite.com.ru/), http://visitjapan.ru/,

    http://www.nihon.ru/info/etiquette.asp,

     диски: «Азия» из серии «География в школе» (электронные уроки и тесты), «Уроки географии Кирилла и Мефодия», образовательная коллекция «Экономическая и социальная география мира,  политическая карта Зарубежной Азии, географические атласы, тексты  с описанием природы, населения, хозяйства, справочник «Страны мира», рисунки, картины, контурные карты, ватман, фломастеры, клей.

                 

    «Технология организации обучения в форме педагогических мастерских».

    Технологические этапы

    Действия учителя

    Действия ученика

    «Индукция» - создание эмоционального настроя, включение чувств учащихся, создание личного отношения к предмету обсуждения

     Нарисуйте познавательный объект.

    Запишите вопросы, слова (ассоциации и т.п.)

    Рисуют познавательный объект, составляют вопросы.

    «Самоконструкция» -индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

    Запишите все, что вы знаете о данном познавательном объекте

    Записывают все, что знают о том или ином познавательном объекте.

    «Социоконструкция» - работа учащихся в парах

    Организует работу в парах

    Работают в парах по заданию учителя

    «Социализация»-выступление ученика в группе

    Организует работу в группах. предлагает учащимся дополнительные задания

    Работают в группах. Выполняют дополнительные задания

    «Афиширование» -вывешивание произведений –работ учеников в классе и ознакомление с ними.

    Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. Дает необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

    Представляют результаты работы групп. Задают друг другу вопросы по поводу выполненных заданий.

    «Разрыв» - внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому

    Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. Организует работу учащихся в группах с источниками информации.

    Осознают возникшие познавательные противоречия. Работают с источниками информации. Закрепляют и применяют полученные знания.

    «Рефлексия»

    Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности.

    Осуществляют рефлексию

                           Ход урока – мастерской.

                                                        Эпиграф к уроку на доске:

                                   Я жалею о том,  что не видел лица всей Земли,

                                   Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.

                                  Только парус мечты вел по свету мои корабли,

                                  Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и  скатов.

                                         Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,

                                         Я не видел, как звезды сползают к фьордам все ниже,

                                         Как кипит за кормой горький снег атлантических пен

                                        И в начале весны голубеют фиалки в Париже.

                                                                          Р. Рождественский

     1.Индукция

    Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Еще в детстве, мы мысленно устремляемся к неизвестным, но манящим берегам, странам и материкам. Однако в реальной жизни не каждому  удается стать участником путешествий и географических открытий.  Мы не редко испытываем чувства, подобные тем, о которых сказал, поэт Р. Рождественский (зачитывается эпиграф к уроку).

    Однако я знаю: возможность сделать открытие есть - примите участие в мастерской. (Звучит японская  музыка).

    Вступительное слово учителя. Сайонари! Здравствуйте!  Стихотворение Н. Перепечевой  под звуки тихой японской музыки.

    На островах в соленых водах

    Лежала древняя страна.

    От государств, других районов

    Так отличается она

    Цунами берег разрушали,

    И ежегодно много раз

    Земля внезапно содрогалась,

    И люди гибли в тот же час.

    Там создавалась культура,

    Веками строились дома.

    И что рождалось здесь впервые-

    Не умирало никогда.

    Страной восходящего солнца

    Назвали соседи её

    Встает из-за море здесь солнце,

    За горы садится оно.

    О какой стране идет речь? Да, это Япония.

         Я приглашаю всех вас в Японию, удивительную страну. В страну, где все непривычно для нас. Сады из камней. Руль в машине с правой стороны. Здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу.  Обувь оставляют у порога. Стихи не имеют рифмы. Письменность неотделима от рисования. Поклоны здесь целый ритуал, чаепитие представляет собой обряд, а икебана и бонсай – целая наука.  И ещё много-много других интересных вещей.

    Итак, сегодня мы вместе отправимся в многоликую Японию.

    2. Самоконструкция.

    Мысленно отправимся в Японию. Какие ассоциации у вас возникают при слове Япония? Отразите ваши ассоциации в виде рисунков или запишите слова, с которыми связано ваше восприятие Японии. Учащиеся рисуют познавательный объект, записывают слова-ассоциации. 

    3. Социоконструкция.

    Обсудите  в парах, что у вас получилось. Что  Вы хотели бы узнать об этой стране?  Обсудите в парах и запишите ответ на листах. Учащиеся работают в парах.

    4. Афиширование.

    Озвучивание работ (по желанию). Учащиеся вывешивают работы на доске, поясняют результаты работы. У большинства учащихся Япония  ассоциируется с автомобилями, бытовой техникой, цунами, вулканом Фудзияма, кимоно, сакурой, чайной церемонией, самураями, экибаной, оригами….

    5. Формирование групп.

    Объединитесь в группы по 6 человек  по выбранным контурам страны. Учащиеся, которые выбрали зеленый контур – группа «первооткрывателей», синий контур - «физгеографы», желтый – «демографы»,  фиолетовый - «экономисты».

    6. Социализация. Работа в группе.

     1. Ознакомьтесь с предложенными текстами и заданиями

     2. Изучите таблицы стр. 379-397 (учебник В.П. Максаковского) , карты в атласах, диски: «Азия» из серии «География в школе» (электронные уроки и тесты),  

     «Уроки географии Кирилла и Мефодия»,

    образовательная коллекция «Экономическая и социальная география мира,

     

    сайты интернета: http://geo-tur.narod.ru 

    http://www.flags.ru,http://geo.historic.ru

    http://www.geosite.com.ru/

    http://visitjapan.ru/, http://www.nihon.ru/info/etiquette.asp 

    http://www.japantoday.ru/

    Учебник В.П. Максаковского текст на стр. 241-249, форзац учебника (визитная карточка страны).

    3. Составьте характеристику, используя тексты, атласы, контурные карты, рисунки, таблицы.

     4. Выявите причинно - следственные связи: 1 группа – влияние ЭГП, истории на развитие страны, 2 группа - природных условий и ресурсов на развитие экономики, структуру импорта и экспорта, 3 группа - населения, трудовых ресурсов на экономику,  4 группа  - природно - ресурсной базы  на развитие промышленности и сельского хозяйства.

    5. Оформите результат вашей работы на ватмане или составьте мультимедийную презентацию.

    6. Представьте характеристику вашей работы от лица  

    «Первооткрывателей»

    (Общие сведения о стране,  ЭГП, история страны) Презентация 1

    «Физгеографов» (природные условия и ресурсы) Презентация 1

    «Демографов» (особенности населения, традиции, праздники) Презентация 1 и Презентация 2

    «Экономгеографов» (хозяйство и территориальную структуру) Презентация 1

    Учащиеся на этом этапе знакомятся с текстами, заданиями, распределяют задания в группе, работают с различными источниками информации, оформляют работу на ватмане.

    Социализация: учащиеся представляют результаты групповой работы, обсуждают вопросы, которые возникли в ходе подготовки и выступления.

    7.  Рефлексия.

    Учащиеся осуществляют рефлексию  

        -   Как менялись ваши чувства и настроение во время выполнения заданий?

    (в начале урока, во время работы в группе, во время защиты?)

     - Какое открытие сделали для себя?

    -  Какое значение  имеют знания и умения, полученные сегодня на уроке?

    - На все ли вопросы  вы получили ответ?

    Рефлексия учителя:

    Поставленные цели и задачи  полностью достигнуты. Учащиеся активно работали на всех этапах урока, самостоятельно работали с различными источниками информации, отбирали необходимый материал, отвечали на вопросы одноклассников. На уроке была деловая атмосфера.

                                                                                          Приложение 1.

             Задания для «первооткрывателей»

    Цель: выявить особенности ЭГП Японии, составить визитную карточку страны, ознакомиться с историей страны.

    Задание 1. Ознакомьтесь с визитной карточкой страны, составьте краткую характеристику. Используя тексты, расскажите о государственной символике (герб, флаг). Оформите результат работы на ватмане.

    Задание 2. Используя тексты  и карты атласа, выявите особенности ЭГП Японии.

     План характеристики ЭГП страны:

    1.Положение по отношению к соседним странам.

    2.Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям. 3.Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам.

    4.Вывод об ЭГП.

    Задание 3. Изучите историю страны. Составьте краткую характеристику.

    ЭОР: диски: «Азия» из серии «География в школе» (электронные уроки и тесты), «Уроки географии Кирилла и Мефодия», образовательная коллекция «Экономическая и социальная география мира,  сайты интернета: http://geo-tur.narod.ru. http://www.flags.ru,http://geo.historic.ru, http://www.geosite.com.ru/, http://visitjapan.ru/

    http://www.nihon.ru/info/etiquette.asp, http://www.japantoday.ru/

    Результаты работы оформите на ватмане. Ответьте на вопросы:

    1.Как ЭГП и история освоения повлияли на развитие страны?

    Рассказ представьте от лица «первооткрывателей»: «Мы, первооткрыватели, хотим ознакомить вас с визиткой страны…

    Задания для «физгеографов».

    Цель: изучить природные условия и ресурсы страны, выявить взаимосвязь между природными условиями, ресурсами и развитием страны.

    Задание 1. Ознакомьтесь с предложенными текстами, картами.

    Задание 2. Дайте характеристику природных условий и ресурсов Японии.

    Памятка для работы:

    1. Рельеф, климатические условия.

    2. Ресурсы: минеральные, водные, лесные, земельные, агроклиматические, рекреационные.

     

    ЭОР: диски: «Азия» из серии «География в школе» (электронные уроки и тесты), «Уроки географии Кирилла и Мефодия», образовательная коллекция «Экономическая и социальная география мира,  сайты интернета: http://geo-tur.narod.ru. http://www.flags.ru,http://geo.historic.ru, http://www.geosite.com.ru/, http://visitjapan.ru/

    http://www.nihon.ru/info/etiquette.asp, http://www.japantoday.ru/

    Задание 3. Оформите результат работы на ватмане.

    Ответьте на вопрос: Как природные условия и ресурсы влияют на развитие страны? Какие достопримечательности предлагаете посетить туристам?

    Представьте рассказ от лица «физгеографов».

                                                                                           

                                                                                                     Приложение 2.

    Задания для «демографов».

    Цель: изучить особенности населения Японии, ознакомиться с культурой и традицией народа.

    Задание 1. Ознакомьтесь с предложенными текстами, сайтами интернета: http://geo-tur.narod.ru, http://visitjapan.ru/, http://www.nihon.ru/info/etiquette.asp, http://www.japantoday.ru/

    Задание 2. Составьте компьютерную презентацию по плану:

    1.Численность, тип воспроизводства.

    2. Возрастно - половой состав, обеспеченность трудовыми ресурсами, уровень образованности, продолжительность жизни населения

    3. Национальный и религиозный состав.

     4. Размещение, темпы урбанизации, крупные города.

    Задание3. Изучите  традиции и культуру страны, выявите особенности.

    Результат оформите в виде презентации.

    Ответьте на вопрос: Как  население может повлиять на развитее страны?

    Задания для «Экономистов»

    Цель: выявить особенности экономического роста Японии, изучить отрасли хозяйства.

    Задание 1. Ознакомьтесь с предложенными текстами, картами,

    Дайте общую характеристику экономики  страны (промышленности, сельскому хозяйству)

    Задание 2. Определите структуру экспорта и импорта страны.

    Результат работы оформите на ватмане.

    Ответьте на вопросы: В чем особенности экономического роста в последние десятилетия?

    Какие изменения произошли в территориальной структуре хозяйства?

    ЭОР: диски: «Азия» из серии «География в школе» (электронные уроки и тесты), «Уроки географии Кирилла и Мефодия», образовательная коллекция «Экономическая и социальная география мира,  сайты интернета: http://geo-tur.narod.ru. http://www.flags.ru,http://geo.historic.ru, http://www.geosite.com.ru/, http://visitjapan.ru/

    http://www.nihon.ru/info/etiquette.asp, http://www.japantoday.ru/

    Представьте рассказ от лица «экономистов».

                                                                                         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии. Методы, приемы, формы обучения, позволяющие повысить эффективность усвоения географических знаний.

    Статья участвует в конкурсе "Образование 3.0"Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии. Методы, приемы, формы обучения, позволяющие повысить эффективность усвоения ...

    Творческий отчёт о работе над методической темой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через нестандартные формы уроков"

    Данная работа рассказывает о целях и этапах работы над методической темой.Она будет полезна и интересна учителям географии,которые используют в своей работе нестандартные формы проведения уроков для а...

    Урок географии на тему.Форма и размеры Земли .

    Урок не традиционный. Здесь  размещаю презентацию к уроку....

    Практическая работа на уроках географии с использованием современных педагогических технологий

       Тема моего сообщения   «Практическая работа на уроках географии с использованием современных педагогических технологий» связана  с  происходящими  в настоя...

    Интегрированный урок : География + математика Тема: Форма и размеры Земли. 6 класс.

    Продолжение формирования представлений о форме и истинных размерах Земли...

    Практическая работа на уроках географии с использованием современных педагогических технологий

    ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения  на предметном и метапредметном...

    Метод проектов на уроках географии (из опыта моей педагогической деятельности)

         В современном мире образование рассматривается как процесс, направленный на развитие и саморазвитие личности учащихся. Переход от индустриального к постиндустриальному ...