Экскурсия в Саблино
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Старичкова Наталья Викторовна

В курсе географии для учащихся 6 классов рекомендую экскурсию в Ленинградскую область к уникальному памятнику Саблинские пещеры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_sablino.docx47.11 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект

Тема: учебная экскурсия в Саблино

Учебный предмет: география

Участники: ученики 6 класса

Руководитель: Старичкова Наталья Викторовна

Продолжительность: 6 часов

Цели:

 Экскурсия знакомит детей со своим краем, с его разнообразными природными богатствами и с красотой отдельных ландшафтов. На экскурсиях учащиеся получают возможность собственными глазами видеть преобразующее воздействие коллективного труда на природу, использование обществом сил природы, полезных ископаемых, земельных угодий. , экскурсия является одним из важных средств поднятия качества учебной и воспитательной работы школы.

Экскурсия оживляет, усиливает познавательный процесс у детей, развивает их наблюдательность.

Экскурсия знакомит детей с природой, с окружающей действительностью. Она сближает их с жизнью, прививает им навыки к научному исследованию реального мира, связей и взаимозависимостей объективных явлений.

Дает научное объяснение явлений природы и обыденной жизни на экскурсии, раскрытие их причинных связей.

Задачи проекта:

 Теория и практика подтверждают, что экcкурсионная форма школьной работы обладает большой учебно - воспитательной эффективностью, а в преподавании географии применение её прямо необходимо. Без экскурсий преподавание географии неизбежно приобретает словесно-книжный схоластический характер. Экскурсии являются одним из средств преодоления формализма в обучении географии. Экскурсия поднимает жизненный тонус детей, бодрит их, создаёт повышенное, жизнерадостное настроение.

Экскурсия оживляет, усиливает познавательный процесс у детей, развивает их наблюдательность.

Экскурсия знакомит детей с природой, с окружающей действительностью. Она сближает их с жизнью, прививает им навыки к научному исследованию реального мира, связей и взаимозависимостей объективных явлений.

Продукты:

Необходимое оборудование: ПК с выходом в Интернет, карты Ленинградской области, дополнительная литература.

Роли:

 Сформированы  3 экспертные группы. Первая работала над созданием карты района расположения пещер. Вторая анализировала геологическое строение территории. Третья  выявляла экологические проблемы.

Ход проекта:

  1. Подготовительный этап: постановка задачи, определение состава групп и в группах – возможных способов решения поставленной задачи (выдвижение гипотез) , распределение ролей. Выход этапа - аргументированные решения каждой группы об их программе поиска.

        2.  Сбор информации.

        3. Учебная экскурсия.

        4. Оформление проекта (демонстрация наглядных материалов, подведение итогов работы).

 История создания памятника природы

Всего в 40 километрах от Санкт-Петербурга расположено легендарное Саблино - местечко, где всего на 220 гектарах, располагаются два водопада, древнейшие каньоны рек  Саблинки  и Тосны, скалы - обнажения кембрийских и ордовикских пород, древние курганы, место стоянки Александра Невского перед битвой со шведами, хуторок "Пустынка" - бывшая усадьба графа А. К. Толстого и более 10 уже давно будоражащих людские умы пещер.

Местность эта впервые в 1976 году была признана особо охраняемой природной территорией и получила статус памятника природы (Постановление Правительства Ленинградской области № 145 от 29.03.1976). Постановлением Правительства Ленинградской области № 494 от 26.12.1996 были определены границы памятника природы и режим его охраны.

Силами Администрации Тосненского района, Правительства Ленинградской области и ученых-энтузиастов на протяжении десяти лет на территории велись природоохранные работы: укреплялись своды в одной из пещер, велась расчистка от мусора, проводились научно-исследовательские работы по исследованию радона, устойчивости сводов, гидротехнические работы.

В июне 1999 года группа ученых влилась в Ленинградскую областную общественную организацию "Сохранение природы и культурного наследия", которая по настоящее время осуществляет природоохранные работы, проводит мониторинг пещерных сводов и состояния памятника в целом (Заключение межведомственной экспертной комиссии по приемке подземного экскурсионного маршрута), регулирует туристские потоки (Лицензия, Сертификат соответствия РОСС), ведет рекреационную деятельность на основании Заключении № 502 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, Договора с Правительством Ленинградской области от 27 декабря 2000 г. по согласованию с МО "Тосненский район Ленинградской области".

Самой крупной и интересной является пещера "Левобережная", в настоящее время охраняемая и открытая только для организованных посетителей в сопровождении опытных проводников-спелеологов. Пещера расположена недалеко от моста через реку Тосна, ее галереи протягиваются под лесопарк и поселок более чем на 300 метров, а общая длина ходов лабиринта превышает 5,5 километров. В пещерах закартированы 3 подземных озера, глубина которых достигает в некоторых местах трех метров. Площадь озер составляет многие сотни квадратных метров. Микроклимат здесь постоянный +8 градусов. Регулярно контролируется допустимый уровень радона, ведется мониторинг сводов (многие из них надежно укреплены). В Левобережной есть несколько больших красивых залов с необычными названиями: Двуглазый (Зал подземного короля), Космический (Угрюмый), Колонный, Юбилейный (где проводились обряды посвящения юных геологов), Красная шапочка и другие. Есть и легендарный Кошачий лаз, через него - только лежа, руки вдоль тела.
Стены пещер состоят из белого и красного песчаника, а своды - из зеленого (в некоторых залах) глауконитового известняка. В 1924 г. отсюда ушел последний рабочий, и после этого над пещерами стала трудиться сама матушка-природа. Просочившиеся грунтовые воды образовали подземные реи и озера. На потолках натекли каменные подобия сосулек - сталактиты, а вместо их напольных антиподов-сталагмитов, появился уникальный пещерный жемчуг.
В пещерах совершенно  особенный, специалисты утверждают: лечебный воздух, который является профилактическим для предупреждения многих заболеваний.
В многочисленных Саблинских пещерах зимуют сотни летучих мышей. Это самая крупная популяция области. Во время зимовки трогать их и даже освещать ярким светом нельзя, так как разбуженная мышь не найдет себе пропитания и умрет от потери энергии и истощения. А еще в пещеры иногда залетают бабочки и тоже остаются на зиму. Так и спят они на белом камне, покрытые капельками росы.


Продолжительность самой распространенной экскурсии с осмотром всех основных достопримечательностей памятника - 2,5 часа, из них 45 минут - посещение пещеры.

Давно отмечалось, что ничто так не сближает учителя с учениками, как экскурсия. Она разбивает лёд отчуждённости, робости учеников в отношениях к учителю и в то же время предоставляет учителю возможность познакомиться с учениками в других условиях, отличных от классной обстановки. Экскурсия укрепляет любовь учителя к ученикам и располагает, привязывает их к учителю.

Всё это создаёт весьма благоприятные условия для проведения учебно-воспитательной работы. Передвижения учащихся на экскурсии стимулируют их познавательную деятельность. .

        В Ленинградской области находятся красивейшие места Саблинского памятника природы. Здесь находятся уникальные для нашей равнинной местности формы рельефа - водопады и каньоны, а также овеянные легендами Саблинские пещеры. Они были созданы около 200-т лет назад руками крепостных рудокопов, добывающих белый кварцевый песок для производства стекла и хрусталя.

Саблинские пещеры - уникальный и интересный природный объект. Это десятки километров подземных лабиринтов, коридоров с озерами, громадными залами. Здесь можно увидеть красивейшие явления природы - сталактиты и пещерный жемчуг, а также подземные озера.

Сегодня самой крупной и интересной является пещера Левобережная.Она расположена недалеко от моста через реку Тосно, ее галреи протягиваются более чем на 300 метров, а общая длина ходов лабиринта превышает 5,5 киилометра. В подемных залахбелые и красные стены переходят в зеленые потолки, сложенные известняками с зеленым минералом - глауконитом.

В пещерах зимуют сотни летучих мышей. Это самая крупная популяция Ленинградской области. Летучие мыши - беззащитные и пугливые зверьки, уничтожающие вредных насекомых. Если разбудить их во время зимней спячки, они могут погибнуть.Также в Саблинских пещерах зимуют бабочки совки.

Экскурсии в пещеры проводят гиды-спелеологи. Самостоятельно посещать пещеры не рекомендуется. В лабиринтах легко заблудиться, к тому же пещеры окутаны легендой о Белом спелеологе, навсегда здесь оставшемся. Туристы могут увидеть крест - реальное подтверждение тому, что много лет назад там затерялся спелеолог. Отставать от гида расхочется еще меньше, когда Вы услышите историю о черном монахе, который бродит по пещерам в поисках головы. 

В окрестностях Саблинских пещер также расположены два живописных водопада - Саблинский и Тосненский, каньоны рек Саблинки и Тосны, залежи целебных глин, а также небольшой красивый парк, оставшийся от несохранившейся усадьбы графа А.К.Толстого, и площадка, на которой стоял лагерем перед битвой со шведами князь Александр Невский.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удивительный мир камней.Экскурсия в кладовую Земли. Урок - экскурсия

Подробнее узнать о тайнах минералов и горных пород, выяснить их значение в природе, хозяйстве и жизни человека; расширение кругозора в области геологии. Выяснение количественного состава минералов ...

Методическая разработка. Карта п.Саблино

Методическая разработка. Карта п.Саблино...

Урок математики в 1 классе.Учитель Саблина С.А.

Урок математики в 1 классе с применением дальтон-плана в соответствии со всеми требованиями  ФГОС для начальной школы...

Применение дальтон технологии в решении проектных задач Саблина С А

На примере решения проектной задачи в 1 классе "Колобок" рассматривается методика построения занятий с применением дальтон-технологии....

Экскурсия, как форма внеклассной работы. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы. В нашем классе стало традицией ежегодно организовывать экскурсии. В зависимости от характера объекта экскурсии делятся на три вид

Экскурсия, как форма внеклассной работы. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы. В нашем классе стало традицией ежегодно организовывать экскурсии. В зав...

Рабочая программа по биологии 10-11кл ФГОС авторы: Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина

Рабочая программа разработана на основании примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень) и авторской программы среднего (полного) общего образования по био...

Рабочая программа по биологии 10-11 класс к УМК Дымшиц, Саблина

Рабочая программа по биологии 10-11 класс к УМК Дымшиц, Саблина...