«Географическая грамотность учащихся МБОУ «СШ №5» г. Когалыма»
творческая работа учащихся (география, 8 класс) по теме

Слизких Елена Анатольевна

 

Малая научная конференция

«Шаг в науку»

 

 

Секция «Естественно – научная»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №5»

Малая научная конференция

«Шаг в науку»

Секция «Естественно – научная»

«Географическая грамотность учащихся МБОУ «СШ №5»

г. Когалыма»

Автор: Юнусова Алина, ученица 8 «В» класс  

МБОУ «Средняя школа №5»

Руководитель: Слизких Елена Анатольевна

учитель географии МБОУ «Средняя школа  №5»

2012 год, г. Когалым

Содержание.

         1.        Введение……………………………………………………………………………………3

2.        Основная   часть……………………………………………………………………………6

2.1. Результаты опроса учащихся 9 классов.

2.2. Результаты опроса учащихся 7-8 классов.

3.Заключение…………………………………………………………………………           8

4. Список используемой литературы…………………………………                                 9

5. Приложение………………………………………………………………………………10

Введение.

Тема моей работы – «Географическая грамотность учащихся МБОУ «Средняя школа №5 г. Когалыма». Но прежде чем перейти к ее раскрытию, мне хотелось бы подчеркнуть несколько важных моментов.

География сегодня – это наука, комплексно изучающая поверхность земного шара в отношении к человеческому обществу.  О ней сейчас говорит весь мир. Ее проблемам посвящаются  громкие статьи в газетах и журналах, о них не устают твердить дикторы радио и телевидения, их обсуждают между собой президенты и премьер-министры, о них говорят с трибуны Организации Объединенных Наций.

Накопление навыков – задача не из легких, и помогает справиться с ней школьная география. Основной ее целью является овладение основами географических знаний как средством формирования личности школьника.  Развитие научной географии также до некоторой степени зависит от ее учебной составляющей, ведь именно в школе у учеников создается любовь к географии, содействуя росту этой науки.

Главная цель работы

  1. Определить уровень географической грамотности учащихся МБОУ «Средняя школа №5».

Исходя из поставленной цели, в своей работе я составила задачи:

  1. Провести анкетирование среди учащихся МБОУ «Средняя школа №5»;
  2. Проанализировать анкеты;
  3. Сделать выводы.

Объектом исследования является знание учеников 7-х, 8-х, 9-х классов по географии МБОУ «Средняя школа №5».

Актуальность моей работы:

Постоянно развивающийся мир ставит человеку новые условия, и в данных условиях важно обладать достаточной эрудицией,  определенными навыками и знаниями в различных областях. В таком случае можно говорить о грамотности человека, подразумевая не только умение читать и писать. Таким образом, знания в области географии как одной из важнейших современных наук дают нам возможность расширить свой кругозор и занять достойное место в современном обществе.

Географически грамотный человек  -  это тот, который совмещает знания физической географии с ее экономическим аспектом. Я поставила себе задачу выяснить, насколько учащиеся нашей школы владеют данными навыками. Для достижения данной цели мной были составлены  анкеты, включающие в себя ряд вопросов из курса географии с 7 по 9 классы. Ответы на них подразумевают наличие определенного уровня знаний, который соответствовал бы данному классу. Результаты анкетирования и их анализ составили основную часть моей работы. Всего было опрошено 95 человек.

Ниже приведены сами анкеты:

Анкета (9 класс).

  1. Назовите государства, имеющие общие границы с Россией:

а) Латвия                    в) Польша          д) Бельгия

б) Афганистан           г) Грузия            е) Монголия

  1. Назовите столицы данных государств:

а) Мексика

б) Норвегия

в) Германия

г) Таиланд

  1. У какого государства самая большая численность населения?
  2. Назовите регион, занимающий первое в мире место по добыче нефти.
  3. Установите соответствие:

а) США                                    1) Рено

б) Япония                                 2) Форд

в) Германия                             3) Бентли

г) Франция                               4) Лексус    

     6.  У какого государства самая длинная по протяженности граница с Россией:

а) Китай

б) Казахстан

в) Монголия

г) Украина

  1. Какое из государств мира имеет самую маленькую площадь?
  2. Установите соответствия между проливами и землями, которые они разделяют:

а) Испания и Марокко                                       1) Берингов пролив

б) Аравийский п-ов и Африка                          2) Мозамбикский пролив

в) Африка и о. Мадагаскар                               3) Пролив Ла-Манш

г) Россия и США                                               4) Гибралтарский пролив

д) Франция и Великобритания                         5) Баб-эль-Мандебский пролив

Анкета (7-8 классы).

  1.    Назовите самое глубокое озеро в мире.
  2. Назовите самый большой в мире океан.
  3.    Сколько существует частей света?
  4. Назовите самую высокую горную вершину мира.
  5. Какая горная цепь разделяет Европу и Азию?
  6. Какой материк пересечен всеми меридианами?
  7. На каком материке находится пустыня Сахара?
  8. На каком материке обитают кенгуру?
  9. Какой пролив разделяет Европу и Африку:

а) Ла-Манш

б) Берингов

в) Гибралтарский

г) Мозамбикский

Основная часть.

География очень важна не только людям, непосредственно связанных с ней в своей профессии, но и в каждодневном быту, поэтому география как наука нам просто необходима.

Теперь перейдём к результатам нашего опроса.

2.1. Результаты опроса учащихся 9 классов.

В анкете для 9 класса было опрошено 41 учеников. Анкета состояла из 8 вопросов.

На вопрос о  соседстве других государств с Россией самым популярным был ответ «Монголия». Такой ответ дали 98% учеников.

Следующий вопрос касался знания учащихся столиц 4 предложенных государств. Этот вопрос казался самым простым в анкете, поскольку знание столиц – это минимум географической информации о любой стране, которой должен обладать человек. Наиболее известная столица для учеников – Берлин. В ответе её указали 95% учеников. Самой неизвестной осталась столица Таиланда – Бангкок. Она известна 10% учащихся.

Также простым оказался вопрос о самой населённой стране мира. Правильный ответ дали 98% учеников (Китай), а остальные 2% не знали ответа на поставленный вопрос.

В вопросе №5 нужно было установить соответствие между странами-производителями и марками машин. 30% привели все правильные соответствия. Самой распространённой ошибкой было то, что США определяли к стране, производящей «Форд», а Германию – «Бентли». Эту ошибку допустили 40% опрошенных.

65% респондентам известно самое маленькое государство мира – Ватикан. А 25% не дали ответа на вопрос.

В основном в 9 классах чаще всего давались правильные ответы, что говорит о достаточных знаниях этого звена в области географии.

        2.2. Результаты опроса учащихся 7-8 классов.

Среди 7-8 классов было опрошено 54 человека. Анкета содержала в себе 10 вопросов.

Лучше всего школьники справились с вопросам, подразумевающими знания общеизвестных фактов. Самое глубокое в мире озеро правильно назвали 100% учеников, самый большой в мире океан – 83%. Расположение пустыни Сахары известно  80% учеников.

Учащимся было предложено ответить еще на один вопрос, – какими, по их мнению, свойствами обладает география? И вот как распределились мнения учеников, которые только начали изучать курс географии:

  1. развивает воображение, даёт темы для разговоров, помогает лучше понять книги и фильмы;
  2. помогает лучше организовать командировки и турпоездки за границу.
  3. помогает сохранить здоровье, в том числе одеться по погоде;
  4. помогает сделать жизнь комфортной (разбираться в автомобилях и экзотической пище);
  5. даёт радость познания нового и таинственного;
  6. помогает расширить кругозор, эрудицию и стать культурным человеком;
  7. помогает в освоении других школьных предметов;
  8. помогает сохранить окружающую среду экологически безопасной для человека;
  9. поможет преуспеть в будущей профессии.

Заключение.

Подводя итог данного исследования, я хочу отметить, что учащиеся 7-х, 8-х, 9-х классов нашей школы обладают достаточными знаниями общеизвестных географических фактов, однако проявляют затруднения при ответе на вопросы более сложного уровня. Такое разделение объясняется рядом факторов:

 1) государственная политика в сфере географического образования

 2) роль учителя, преподающего предмет;        

 3) средства массовой информации и Интернет;

 4) уровень культуры в семье, окружение;

 5) личный, бытовой опыт респондента;

По-видимому, знания учеников формируются под влиянием в основном 3 и 4 из вышеперечисленных факторов.

Также мы сделали вывод о том, что географическая грамотность – неотъемлемый атрибут современного человека. География – школьный предмет, способный дать современное видение целостного мира. Успешность нашего государства, его мощь во многом зависит от уровня образованности наших граждан. В современном мире образование рассматривается как одна из основных ценностей, без которой невозможно дальнейшее развитие человека. Необходимо стремиться преодолеть неграмотность в области географических знаний. Перед нашим обществом стоит задача формирования гармонично развитой личности, где одним из важных компонентов является географическое образование.

Список используемой литературы.

1.    М.Д. Аксёнова, «Энциклопедия для детей, Т.3. География», Москва, «Аванта+», 1997

2.    Р.Я. Булатов, «Советский энциклопедический словарь», Москва, «Советская энциклопедия», 1987 г.

3.    В.П. Максаковский, «Экономическая и социальная география мира», Москва, «Просвещение», 2003 г.

4.    Н.А. Максимов, «Методическое пособие по физической географии», Москва, «Просвещение», 1987 г.

5.    И.В. Текучева, Д.Г. Чижов, «Краткий справочник школьника», Москва, «Астрель», 2004 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Городская научно-исследовательская конференция школьников «Шаг в будущее» Секция «География» Географическая грамотность учащихся МБОУ «Средняя школа №5» г. Когалыма Автор: Юнусова Алина Ильгизовна, ученица 8 «В» класса МБОУ «Средняя школа №5» Руководитель: Слизких Елена Анатольевна, учитель географии МБОУ «Средняя школа №5» г. Когалым, 2012 г.

Слайд 2

Актуальность работы объясняется тем, что постоянно развивающийся мир ставит человеку новые условия, и в данных условиях важно обладать достаточной эрудицией, определенными навыками и знаниями в различных областях. Знания в области географии, как одной из важнейших современных наук, дают нам возможность расширить свой кругозор и занять достойное место в современном обществе. Цель работы: Определить уровень географической грамотности учащихся МБОУ «Средняя школа №5».

Слайд 3

Задачи: изучить научно-популярную литературу; провести анкетирование среди учащихся МБОУ «Средняя школа №5» на определение географических знаний; проанализировать анкеты; сделать соответствующие выводы. Объект исследования: учащиеся подросткового возраста (7-9 классов) МБОУ «Средняя школа №5». Предмет исследования: уровень географических знаний. Гипотеза: географическая грамотность учащихся – показатель компетентности современного человека.

Слайд 4

Методы исследования: Анкетирование. Сравнительный анализ.

Слайд 5

Этапы работы: 1. Информационно-познавательный. Подбор и изучение литературы. 2. Исследовательский. Составление анкет и анкетирование обучающихся 7-9 классов. 3. Аналитический. Анализ результатов, полученных в ходе анкетирования и их обсуждение. Обобщение и систематизация собранного материала. Формулировка выводов. 4. Практический. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут быть полезны для учащихся, как показатель возможности продолжения обучения в профильном социально-экономическом классе и участия в едином государственном экзамене.

Слайд 6

Знать и понимать : основные географические понятия и термины, географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, географические особенности природы материков и океанов, Специфику географического положения и административно – территориального устройства Российской Федерации, особенности её природы, населения, основных отраслей хозяйства, природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем, особенности размещения основных видов природных ресурсов.

Слайд 7

Географическая компетентность: умение в конкретной ситуации распознать и формулировать проблемы, которые могут быть решены средствами географии; владение языком географии (термины, понятия, умение читать географические карты; умение привязывать события к конкретному месту в пространстве; умение выделять географическую информацию, необходимую для решения данной проблемы; умение сделать выводы.

Слайд 8

Результаты опроса учащихся 9 классов.

Слайд 13

Результаты опроса учащихся 7-8 классов.

Слайд 18

Заключение. Учащиеся 7-х, 8-х, 9-х классов нашей школы обладают достаточными знаниями общеизвестных географических фактов, однако проявляют затруднения при ответе на вопросы более сложного уровня. Итогом исследовательской работы является систематизация главных тем курса 9 и 11 классов по подготовке к итоговой аттестацию в форме ГИА и ЕГЭ.

Слайд 19

Систематизация главных тем курса 9 и 11 классов по подготовке к итоговой аттестацию в форме ГИА и ЕГЭ. 1. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 2. ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК. 3. МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ. 4. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ 5. ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. 6. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО 7. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ МИРА 8. НАСЕЛЕНИЯ МИРА. 9. СТРАНЫ ЕВРОПЫ 10. СРАНЫ АЗИИ 11. АФРИКА. 12. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА. 13. СТРАНЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план профессионального развития педагога Трусовой Натальи Владимировны, учителя географии МБОУ «СОШ № 7» г.Когалыма на 2014-2015учебный год

представлен индивидуальный план профессионального развития педагогаТрусовой Натальи Владимировны, учителя географии МБОУ «СОШ № 7» г.Когалымана 2014-2015 учебный год...

Всероссийский день правовой грамотности для учащихся МБОУ СОШ №3 г. Салехард

29 ноября 2018 года в МБОУ СОШ №3 прошел день правовой грамотности с заместителем начальника ФКУ УИИ УФСИН России по ЯНАО, Казановой Светланойй Александровной проведена лекция  для учеников ...

Приёмы и формы работы с географической картой, как составной части картографической грамотности учащихся

Работа с картой на уроках географии  является одним из важных направлений работы учителя географии.Научить ребёнка знать и понимать карту, а не бояться отвечать у доски, вот главная задача учител...

Тема: Географическая компетентность учащихся Лицея № 10 Кировского района Волгограда. Секция: Краеведение географическое.

  Актуальность.Мир развивается и ставит человеку новые препятствия, и в данных условиях важно обладать достаточной эрудицией,  определенными навыками и знаниями в различных областях. ...

Географическая грамотность учащихся моей школы

Географическая грамотность учащихся моей школы...


 

Комментарии

Горбунова Елена Юрьевна

Елена Анатольевна, спасибо Вам за то, что делитесь опытом в сфере УИД. Первые шаги в науку очень важны, так как учат деток самостоятельности, прививают им любознательность.
Было бы полезно такую работу провести не 8-классницей и не в рамках школы, а взрослыми и в масштабах страны. Вот только вопросы дать не только на знание географических фактов, а на проверку логического мышления и на умение применять географические знания. Подобное исследование (в масштабах страны) публиковалось в 80-е годы в журнале "География в школе". Результаты оставляли желать лучшего. Думаю, что сейчас они были бы еще хуже.