Тема: Географическая компетентность учащихся Лицея № 10 Кировского района Волгограда. Секция: Краеведение географическое.
занимательные факты по географии

Владыко Екатерина Геннадиевна

    Актуальность.

Мир развивается и ставит человеку новые препятствия, и в данных условиях важно обладать достаточной эрудицией,  определенными навыками и знаниями в различных областях. В таком случае можно говорить о компетентности человека, подразумевая не только умение читать и писать. Знания в области географии дает нам возможность расширить свой кругозор и занять достойное место в современном обществе.

         Значимость   нашей    работы   расширит теоретический  и практический кругозор  учителя географии и нам как учащимся Лицея интересно насколько учащиеся компетентны в географии. Сведения, полученные   при   исследовании,   будут  реализованы на уроках географии, краеведении. Реализация проекта направит учителей географии, на что ещё важно  обратить внимание при  преподавание  предмета географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie_geograficheskoe.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лицей № 10 Кировского района г. Волгограда

Тема: Географическая компетентность учащихся

Лицея № 10 Кировского района Волгограда.

Секция: Краеведение географическое.

                                                                                                       Выполнили:

                                                                                                                        ученицы  8«А» класса

                                                                                                                  Колемагина Анна,

                                                                                                                  Радченко Виктория

                                                                                                                Учитель географии

                                                                                                       Владыко  Е.Г.

                                                                                                                         

Волгоград, 2020

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………….…..3

Глава 1  География  – одна из древнейших наук.  .…………..…...…….…...........................4

1.1. Изменение  географии во времени.…………………………………………………………4

1.2. «География» в современном мире……………………….……………..…………………...5

Глава 2  Географическая грамотность – глазами политиков………………………..…....5

2.1  Инновация Президента РФ Владимира Путина………………………..………………….5

2.2. Инновация Главы Минобороны РФ Сергей Шойгу, президента РГО…...........................6                

Глава 3  Реализация проекта……………………………………………………………………7

Вывод……………………………………………………….………………………………………7

Заключение………………………………………………….…………………………………….10

Список литературы………………………………………………………………………………11

Приложения……………………………………………………………………………………….12

 «Познание стран мира –

украшение и пища человеческих умов»

Леонардо да Винчи 

                                                                                 Введение

                     Сегодня география, как наука, познающая одновременно разнообразие и единство окружающего мира, раскрывающая тайны взаимодействия природы и человеческого общества, одна из наиболее влиятельных сил, способных помочь сохранить планету для нас и грядущих поколений. При этом важна работа не только профессиональных географов. Современная эпоха требует, чтобы каждый человек обладал умением географически мыслить и экономически грамотно действовать.    

    Актуальность. 

Мир развивается и ставит человеку новые препятствия, и в данных условиях важно обладать достаточной эрудицией,  определенными навыками и знаниями в различных областях. В таком случае можно говорить о компетентности человека, подразумевая не только умение читать и писать. Знания в области географии дает нам возможность расширить свой кругозор и занять достойное место в современном обществе.

         Значимость   нашей    работы   расширит теоретический  и практический кругозор  учителя географии и нам как учащимся Лицея интересно насколько учащиеся компетентны в географии. Сведения, полученные   при   исследовании,   будут  реализованы на уроках географии, краеведении. Реализация проекта направит учителей географии, на что ещё важно  обратить внимание при  преподавание  предмета географии.

         Проблема   географическая компетентность современных людей должна быть высокой. В школьном курсе заложены основные знания. Средства массовой информации дают географическую привязку событий, современные граждане много путешествуют и часть граждан слушает туристическую рекламу. Мир стал глобальным.

Цель:   

Определить уровень географической компетентности учащихся МОУ Лицея № 10 Кировского района Волгограда.  

Задачи:

  1. Провести анкетирование среди учащихся 5-11 классов МОУ Лицея  № 10 географической компетентности учащихся;
  2. Проанализировать анкеты;
  3. Сделать выводы.

   Новизна     заключается    в    получение     статистических    данных     путем анкетирования   учащихся 5-11 классов МОУ Лицея № 10 географической компетентности  как о недостаточно изученном контингенте  обучающихся.

Объект исследования учащихся 5-11 классов МОУ Лицея № 10

Предмет исследования  географическая компетентность  учащихся Лицея № 10 Кировского района Волгограда

Методы:  проектный,   исследовательский,    работа с    научно – популярной литературой    и    периодической   печатью.   Наблюдение, анализ, сравнение, анкетирование, и интервьюирование, статистический.

Глава 1  География  – одна из древнейших наук.  

1.1. Изменение  географии во времени.

      География – одна из древних наук. В процессе развития открытия, понятия, определения  неоднократно менялись.  Вместе с тем стремление выявлять и объяснять черты их сходства и различия, объединять в сходные категории, классифицировать закладывало основы общей, или системной, географии.

          География сегодня – это единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей.  О ней сейчас говорит во всем мире. Ее проблемам посвящаются   статьи в газетах и журналах, о них не устают твердить дикторы радио и телевидения, их обсуждают между собой президенты и премьер-министры, о них говорят с трибуны Организации Объединенных Наций[1].

Навыки накапливаются, тем самым  и помогают справиться в программе географии. Основной ее целью является овладение основами географических знаний как средством формирования личности школьника.  Развитие научной географии также до некоторой степени зависит от ее учебной составляющей, ведь именно в школе у учеников создается любовь к географии, содействуя росту этой науки.

Географически компетентный человек  -  это тот, который совмещает знания физической географии с ее экономическим аспектом.  

        Важным аспектом общечеловеческой культуры на протяжении веков были географические открытия, которые не прекращаются до сих пор. Географические и картографические знания служат непременным элементом общего образования; географию преподают в школах всех стран мира.

        О необходимости повышения географической грамотности неоднократно высказывались в печати известные учёные В.А. Горбанёв, В.П.Максаковский, Ю.Н. Гладкий и др. Они подчёркивали, что географическое образование в ближайшем времени, несомненно, будет востребовано в обществе, так как комплексный характер науки, возможность географического моделирования, пространственных взаимосвязей и трансформация пространственно упорядоченной информации о географических системах разного типа становится важным сегодня, когда силу набирают международные интеграционные процессы, трудовая миграция, мировая торговля.

1.2. «География» в современном мире.

Постоянно развивающийся мир ставит человеку новые условия, и в данных условиях важно обладать достаточной эрудицией,  определенными навыками и знаниями в различных областях. В таком случае можно говорить о грамотности человека, подразумевая не только умение читать и писать. Таким образом, знания в области географии как одной из важнейших современных наук дают нам возможность расширить свой кругозор и занять достойное место в современном обществе. Накопление навыков – задача не из легких, и помогает справиться с ней школьная география. Основной ее целью является овладение основами географических знаний как средством формирования личности школьника.  Развитие научной географии также до некоторой степени зависит от ее учебной составляющей, ведь именно в школе создается у учеников любовь к географии, содействуя росту этой науки.  Уровень географической культуры всё ещё остаётся недостаточно высоким в нашей стране.  

Глава 2  Географическая грамотность – глазами политиков.

2.1  Инновация Президента РФ Владимира Путина.
7 ноября 2014 в Москве  состоялся съезд Русского географического общества.
[2] 

"География может и должна стать одним из самых увлекательных предметов школьной программы", — заявил на съезде Русского географического общества президент России Владимир Путин. Он предложил несколько идей, которые способны повысить уровень географических знаний. "Речь идет, например, о запуске Всероссийского географического диктанта — аналога Тотального диктанта по русскому языку, который проводится уже несколько лет, и успешно себя зарекомендовал". Общенациональное добровольное тестирование по географии может не только повысить географическую грамотность, но и поможет разработать единый географический стандарт с последующим созданием на его основе линейки новых школьных учебников по этому предмету. "Я знаю, что у учителей есть нарекания к современным пособиям и по подаче материала. И главное — по их содержанию", — напомнил Путин.

Он выразил уверенность, что учителя географии и региональные отделения Русского географического общества с готовностью поддержат эту тему.

    Свое выступление президент закончил словами о любви: "В любви вообще заключается весь смысл жизни, бытия. Это и любовь к семье, к детям, к Родине. Это такое многообразное явление, которое в основе всякого нашего действия находится".

2.2. Инновация Главы Минобороны РФ Сергей Шойгу, президента РГО  В свою очередь, президент Русского географического общества Сергей Шойгу предложил сделать географию обязательным предметом для итоговой аттестации в школах. "Это сделает образовательный процесс насыщенным, то есть более эффективным, а в 10-х и 11-х классах ребята уже смогут уделять больше внимания предметам, связанных с их будущей профессией", - сказал он.

        Также Шойгу заявил, что Русское географическое общество создаст единый геопортал, призванный стать картографической "Википедией". "Предлагаю запустить единый геопортал Русского географического общества, который объединит весь массив создаваемых нами картографических материалов, а также бумажных карт, хранящихся в наших фондах. Геопортал может стать настоящей картографической "Википедией[3]", при этом не имеющей главного минуса "Википедии" - не всегда качественной и достоверной информации", - сказал Шойгу.

По его словам, основой геопортала станут более 40 тыс. карт, в том числе картографические изображения ХVII - ХVIII веков.

    "Это поможет ликвидировать топографическую и географическую безграмотность, послужит локомотивом легализации и рассекречивания давно утративших свое стратегическое значение карт. Позволит Русскому географическому обществу занять место лидера в создании системы национальных атласов России: экологического, арктического, национального атласа культурного наследия и так далее", - добавил Шойгу.

Глава 3  Реализация проекта

Вывод.

                           «Сколько происходит пользы от

географии человеческому роду,

о том всяк, имеющий понятие

                                                                                      и разум,  рассудить может»

 М.В.Ломоносов    

       Основываясь  на  статистических  данных,  сегодня  мы  представим   вам основную  палитру   географических познаний,  учащихся 5-11 классов МОУ Лицея № 10.    В данной  работе  мы  изучили  общую географическую компетентность   наших ребят, и пришли   к  некоторым выводам.  

5  «А» класс. В классе 28 учеников.

На момент анкетирование в классе присутствовало  28 учеников.  

 Итог географической компетентности:   9 человек – неграмотные из них 9 мальчик и 0 девочка , 19 человек -  грамотные, из них 9 –мальчиков, 10 – девочек.

5 «Б» класс. В классе 24 учеников

На момент анкетирование в классе присутствовало 22 учеников.  

 Итог  географической компетентности:   2 человек – неграмотные из них 1 мальчик и 1 девочек , 20 человек -  грамотные, из них 12 –мальчиков, 8 – девочек.

5 «В» класс. В классе 30 учеников

На момент анкетирование в классе присутствовало 24 ученика.  

 Итог географической компетентности:   6 человек – неграмотные из них 3 мальчика 3 девочки , 18 человек -  грамотные, из них 6 –мальчиков, 12 – девочек.

5 «Г» класс. В классе 26 учеников

На момент анкетирование в классе присутствовало 24 ученика.  

 Итог географической компетентности:   5 человек – неграмотные из них 3 мальчика 2 девочки , 19 человек -  грамотные, из них 6 –мальчиков, 12 – девочек.

6  «А» класс.  В классе 28 учеников

На момент анкетирование в классе присутствовало 25 учеников.  

Итог географической компетентности:   2 человек – неграмотный это 1 мальчик и 1 девочка , 23 человека -  грамотные, из них 12 –мальчиков, 11 – девочек.

6  «Б» класс. В классе 27 учеников

На момент анкетирование в классе присутствовали 21 ученик.  

Итог географической компетентности:  8 человек – неграмотные из них 4 мальчика и 4 девочки , 13 человек -  грамотные, из них   5–мальчиков,   8 – девочек.

 6  «В» класс.  В классе 26 учеников

На момент анкетирование в классе присутствовало 24 ученика.  

Итог географической компетентности:   8 человек – неграмотные из них 4 мальчика и 4 девочки  , 16  человек -  грамотные, из них 8 –мальчиков, 8 – девочки.

7  «А» класс.  В классе 28 учеников

На момент анкетирование в классе присутствовало 25 ученика.  

Итог географической компетентности:  9 человек – неграмотные из них 7 мальчиков и 2 девочки, 16 человек -  грамотные, из них 11  –мальчиков, 5 – девочек.

7  «Б» класс.  В классе 27 учеников

На момент анкетирование в классе присутствовало 27 ученика.  

Итог географической компетентности:   13 человек – неграмотные из них 6 мальчиков и 7 девочек , 14 человек -  грамотные, из них 10  –мальчиков, 4 – девочек.

7  «В» класс.  В классе 29 учеников

На момент анкетирование в классе присутствовало 27 учеников.  

Итог географической компетентности:   13 человек – неграмотные из них 6 мальчиков и 7 девочек , 14 человек -  грамотные, из них 3 –мальчиков, 11 – девочек.

 

7  «Г» класс.  В классе 21 учеников

На момент анкетирование в классе присутствовало 20 ученика.  

Итог географической компетентности:  5 человек – неграмотные из них 2 мальчика и 3 девочки, 15 человек -  грамотные, из них 7  –мальчиков, 8 – девочек.

8  «А» класс.  В классе 26 учеников

На момент анкетирование в классе присутствовало 22 ученика.  

Итог географической компетентности:  5 человек – неграмотные из них 3 мальчиков и 2 девочки, 17 человек -  грамотные, из них 6  –мальчиков,11 – девочек.

 

8  «Б» класс.  В классе 29 учеников

На момент анкетирование в классе присутствовало 21 ученик.  

Итог географической компетентности:  4 человек – неграмотные из них 2 мальчика и 2 девочки, 17 человек -  грамотные, из них 5  –мальчиков, 12 – девочек.

8  «В» класс.  В классе 23 ученика

На момент анкетирование в классе присутствовало 17 ученика.  

 Итог географической компетентности:  13 человек – неграмотные из них 5 мальчика и 8 девочки, 4 человек -  грамотные, из них 3  –мальчика, 1 – девочек.

9  «А» класс.  В классе 28 учеников

На момент анкетирование в классе присутствовало 24 ученик.  

Итог географической компетентности:  9 человек – неграмотные из них 5 мальчика и 4 девочки, 15 человек -  грамотные, из них 8  –мальчика, 7 – девочек.

 

9  «Б» класс.  В классе 26 учеников

На момент анкетирование в классе присутствовало 23 ученика.  

 Итог географической компетентности:  8 человек – неграмотные из них 5 мальчика и 3 девочки, 15 человек -  грамотные, из них 5  –мальчика, 10 – девочек.

 

9  «В» класс.  В классе 30 учеников

На момент анкетирование в классе присутствовало 22 ученика.  

 Итог географической компетентности:  8 человек – неграмотные из них 3 мальчика и 5 девочки, 14 человек -  грамотные, из них 5  –мальчика, 9 – девочек.

 

10  «А» класс.  В классе 26 учеников

На момент анкетирование в классе присутствовало 25 ученик.  

Итог географической компетентности:  13 человек – неграмотные из них 5 мальчика и 8 девочки, 12 человек -  грамотные, из них 9  –мальчиков, 3 – девочек.

10  «Б» класс.  В классе 25 учеников

На момент анкетирование в классе присутствовало 21 ученика.  

 Итог географической компетентности:  10 человек – неграмотные из них 2 мальчика и 8 девочки, 11 человек -  грамотные, из них 3  –мальчика, 8 – девочек.

 

10  «В» класс.  В классе 18 учеников

На момент анкетирование в классе присутствовало 15 учеников.  

 Итог географической компетентности:  7 человек – неграмотные из них 2 мальчика и 5 девочки, 8 человек -  грамотные, из них 2  –мальчика, 6 – девочек.

11  «А» класс.  В классе 26 учеников

На момент анкетирование в классе присутствовало 20 ученик.  

 Итог географической компетентности:  9 человек – неграмотные из них 5 мальчика и 4 девочки, 11 человек -  грамотные, из них 9  –мальчика, 3 – девочек.

11  «Б» класс.  В классе 17 учеников

На момент анкетирование в классе присутствовало 15 ученика.  

 Итог географической компетентности:  13 человек – неграмотные из них 5 мальчиков и 8 девочки, 4 человек -  грамотные, из них 3  –мальчика, 1 – девочек.

 

11  «В» класс.  В классе 25 учеников

На момент анкетирование в классе присутствовало 22 ученика.  

 Итог географической компетентности:  4 человек – неграмотные из них 2 мальчика и 2 девочки, 18 человек -  грамотные, из них 3  –мальчика, 15  – девочек.

 

Заключение 

Подводя итоги данного исследования, надо отметить относительно невысокий уровень географических знаний у учащихся. Опрос выявил отсутствие у части опрашиваемых даже самой элементарной пространственной информации. Такова сложившаяся ситуация. И выход из неё видится, прежде всего, в развитии школьной географии, совершенствовании её содержания и методов обучения, ведь именно в школе закладывается фундамент географической культуры – составной части общей культуры любого человека.

 Но, есть другая сторона медали. Знания уменьшаются к старшим классам. Ребята не заинтересованы в знаниях т.к. география не нужна при поступлении в вузы и они учатся не ради знаний, а ради оценки в аттестате.   В Волгограде всего два вуза, которые готовят специалистов связанных с географией. И что самое обидное при поступлении ВОЛГУ на факультеты «Геология» и « Экология и природопользование» вступительные экзамены – обществознание.

Результаты всей работы ещё раз подтвердили, что географическая грамотность формируется под влиянием ряда факторов:

1)      государственная политика в сфере географического образования

2)      роль учителя, преподающего предмет

3)      средства массовой информации и Интернет

4)    детский интерес

5)     Углубленное изучение предмета

    Мы предлагаем, чтобы не было таких результатов анкетирования в вести в программу дополнительные часы изучения географии. География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной работы, так как её практическая значимость тесно связана с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране. Учащихся по предмету география интересуют многие проблемы, раскрыть которые не предоставляется возможным на уроке из-за недостатка времени.  На базе Лицея № 10 работает квантум – центр «Поколение науки», где есть геоквантум. Квантум – центр работает только второй год, и не может охватить все параллели. Пока только в 8 классах географии изучается дополнительно, не по программе.

 Географическая компетентность – неотъемлемый атрибут современного человека.  

Список литературы 

1. Горбанёв В.А. Преподавание географии в мире перемен. –    География в школе, 1999, №5, стр. 92-94

2. Геоинформационный портал ГИС-Ассоциации - сообществе профессионалов в области геоинформационных технологий.  

3. Максаковский В.П. Географическая культура. – М.: Просвещение, 1998

Приложения 

Анкеты для 5-7 классов

1.Самый сухой материк? 

А) Африка б) Австралия в) Южная Америка 

2.Площадь Северной Америки:

А) 24,7 миллионов км б) 14,6 миллионов км в) 33,1 миллионов км

3.на русский география переводится? 

А) Землеописание б) Земленаписание в) Землерисование

4. Метод исследований, основанный на получении необходимой информации с помощью карт, называют:

а) методом наблюдения б) методом моделирования в)картографическим методом 

5.Водная оболочка Земли: 

а) гидросфера б) атмосфера в) литосфера 

6.  Какой из перечисленных методов исследования был недоступен древним ученым:

а) описательный     

 б) картографический        

в) космический 

7.Коричневый цвет на физической карте показывает:

А. Пустыни

Б. Поля

В. Горы 

8.Первое кругосветное плавание совершила экспедиция:

А. Х. Колумба

Б. Ф. Магеллана

В. Марко Поло 

9. Самый глубокий и большой океан на Земле?

А. Тихий

Б. Индийский 

В. Атлантический 

10. Линия, делящая земной шар на западное и восточное полушарие называется:

а) экватор

б) начальный меридиан

в) земная ось

1. Назовите столицу государства – Китай?

А. Шанхай   Б. Пекин   В. Дели    Г. Токио

2. Австралия, Бразилия, Канада, Китай, Россия, США входит в группу стран

А. Самых больших по площади территории  Б. Экономически развитых    

 В. Развивающихся    Г. С наибольшей численностью населения

3. По географическому положению Великобритания, Исландия, Куба, Мальта, Япония относятся  к странам

А. Приморским Б. Полуостровным  В. Странам-архипелагам и островным

Г. Внутриконтинентальным

4. Основное месторождение янтаря расположено на шельфе море

А. Аравийского Б. Средиземного В.  Балтийского Г. Охотского

5.Главная причина миграций населения в современном мире

А. национальная Б. политическая В. Религиозная  Г. Экономическая

6. Крупнейший город Мира (более 7 млн. жителей)

А.  Москва  Б. Канада  В. Вашингтон  Г. Шанхай

7. Наибольший естественный прирост населения

А. Австралия  Б. Азия  В. Африка   Г. Европа

8.  Распространенная религия

А. Буддизм  Б. Ислам  В. Иудаизм    Г. Христианство

9. Трубопроводный транспорт преобладает в

А. Аргентине, Бразилии   Б. ЮАР   В. Ближний и средний Восток   Г. США, Франция

10. Значительными лесными ресурсами обладают страны Европы :

А. Великобритания  Б. Германия  В. Финляндия  Г. Париж


[1] международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

[2] Ру́сское географи́ческое о́бщество — старейшая общественная организация России, одно из старейших географических обществ мира.

[3] Википе́дия — свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия, реализованная на принципах Вики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Экономико-географическая характеристика Волго-Вятского экономического района"

Презентация к уроку  "Экономико-географическая характеристика Волго-Вятского экономического района"....

Урок краеведения: « Географическое положение Челябинской области», 6 класс.

Тема урока: « Географическое положение Челябинской области».Программа по краеведению 6 класс \ под ред. Кузнецова В.М. – Челябинск: Абрис, 2008Тип занятия: урок - изучение нового материала.Вид з...

Практическая работа «Карта Кировской области. Карта Зуевского района» (6 класс, краеведение)

Разработка практической работы по краеведению Кировской области для учащихся 6 класса с использованием атласа Кировской области по теме "Административная карта Кировской области"....

Методика формирования географической компетентности у школьников средствами интерактивных технологий

В статье на тему : "Методика формирования географической компетентности у школьников средствами интерактивных технологий"  представлены интерактивные технологии, которые может использов...