ДИСТАНЦИОННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РЕКИ РОССИИ»
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Губанова Юлия Юрьевна

Дистанционный урок по теме "Реки России". На уроке вы познакомитесь особенностями рек, расширите и углубите знания о них. Выясните, какие воды наиболее доступны для человека, чем определяются их особенности, от чего зависит их качество. На уроке вы продолжите развивать свои умения и навыки работы с картами атласа, таблицами и схемами, а также использовать для выполнения заданий интернет-ресурсы.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА

ДИСТАНЦИОННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РЕКИ РОССИИ»

Цель урока: Изучить особенности рек России. Расширить и углубить знания о реках.

Задачи урока:

  1. Продолжить формирование мировоззренческих идей о единстве и целостности природы на примере зависимости внутренних вод от климата и рельефа.
  2. Развивать навыки работы с таблицами, картами, схемами.
  3. Совершенствовать свои креативные способности, выполняя творческие задания.
  4. Уметь быстро извлекать информацию из различных источников, в том числе и Интернет-ресурсов.

Оборудование: учебник,  карты атласа, интернет-ресурсы, рабочие листы.

Методика занятия: индивидуальная, дистанционная.

Внимательно читай задания в инструктивной карточке и заполняй рабочие листы. Если появятся затруднения в поиске информации или в работе с компьютером, обращайся к учителю или взрослым членам семьи, которые находятся рядом.

ХОД УРОКА

Получив по электронной почте задание от учителя, ученик выполняет его 45 минут. Задание состоит из 2 файлов: объяснение нового материала в виде инструктивной  карты и задания в виде отдельных рабочих листов с таблицами и вопросами, куда ученик заносит результаты выполнения работы, проводит рефлексию, получает домашнее задание. После того, как задание сделано, всё отправляется учителю электронной почтой.

Программа работы.

1.Организационный момент – 3 мин.

2.Повторение – 5 мин.

3.Изучение нового материала - 30 мин.

4.Домашнее задание -2 мин

5.Рефлексия - 3 мин

6.Резерв времени - 2 мин.

Организационный момент.

Внимательно прочитай все задания, приготовь для выполнения работы все необходимое.

Повторение.

Карточка № 1. Задание. В левом столбике выписаны термины, которые нам знакомы с 6 класса – это составные части Гидросферы, и только часть из них относится к внутренним водам.

Задание: составь схему «Внутренние воды», впиши в свободные клетки соответствующие термины. Какие из них наиболее доступны – выдели их цветом. Какие экологически чистые и загрязненные – подчеркни.

Но ведь и человек, а не только природа  влияет на качество внутренних вод. Подумай, как?

Конечно, все виды вод обладают разными качествами. Попробуй определить их качество.

Карточка № 1.

Впиши ответ на вопрос:     Что такое внутренние воды?





        Составь схему:



Внутренние воды

Термины:        


Залив

Пролив




 

Море внутреннее

Озеро

Река                                        

Ледник

Подземные воды

Болота


Какие из них наиболее доступны?


Качество водных ресурсов:


     Солёные                                   Пресные                          Минерализованные

          …                                               …                                             …


Изучение нового материала.

а) особенности и география рек России.

Известный историк Василий Осипович Ключевский так описывает отношение русского человека к рекам:

«На реке он оживал, жил с ней душа в душу. Он любил свою реку. В разговорную речь вошли такие уважительные и ласковые слова, как Волга-матушка, Амур-батюшка, Уна-голубка, Енисей-батюшка, Ока-красавица».

Нас же  будут интересовать следующие географические вопросы:

  1. Как Россия обеспечена водными ресурсами?
  2. Как они отличаются по характеру?
  3. Как они распределяются по территории России?
  4. Как они распределяются по времени (т.е. по сезонам года).

Работа с карточкой № 2.

Прежде чем начать работу, подумай и вспомни, почему реки изучают после тем «рельеф» и «климат»?

Задание: отметь знаками «+» или «- » особенности, связанные с рельефом и климатом. Сделай краткий вывод, ответив на вопрос.


Карточка № 2.


Особенность реки


Зависит от


рельефа

климата

Водность



Направление течения



Характер течения



Распределение по

бассейнам



Режим



Питание



Густота речной сети



Длина реки



Вывод: от чего зависит особенность реки? Приведи примеры.

б) общая характеристика рек России.

Работа с карточкой № 3.

Река – одно из самых удивительных, прекрасных, необходимых для жизни человека явлений природы.

Разнообразие наших рек бесконечно велико. Плавные реки равнин и стремительные горные реки…

Реки, начинающиеся из маленьких родников,

Реки, вытекающие из озёр,

Реки, рождающиеся в заоблачных высотах…

Реки, впадающие в океаны и моря, в бессточные озёра…

Реки никуда не впадающие…

Реки – промерзающие до дна;

Реки – пересыхающие летом…
Задание: работая с картами атласа, впиши примеры рек, соответствующие приведенным особенностям; кратко опиши особенности выбранных тобой рек.

Карточка  № 3.

Особенности рек России, связанные с рельефом и климатом.

Особенность рельефа России  

Название и описание   рек

Особенность климата России

Название и описание   рек

равнины  


умеренный, ярко выражены 4 сезона


Преимущественный наклон территории к северу


осадки уменьшаются с запада на восток


Горы на востоке


влияние Атлантики


Горы на юге


влияние Тихого океана


Проведи рефлексию после выполнения задания и полученных результатов. Используя цветопись, нарисуй свое психологическое состояние в начале урока, а затем в конце урока.

в) оценка наиболее доступных пресных водных ресурсов России

Монгольская пословица гласит: «Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет источник».

Карточка № 4.

Задание: распредели все известные тебе водные ресурсы с точки зрения:

1.их качества

2.распределения (по сезонам) по времени

3.распределения по территории.

   Карточка № 4.


Оцените наиболее доступные пресные  водные ресурсы России с точки зрения:


 1.Их количества



 2.Распределения по времени (по сезонам года)



3. Распределения по территории

Подведение итогов урока.

Используя цветопись, отметь задания, которые были для тебя наиболее трудными, а какие – наиболее простыми.

Домашнее задание.
Изучив параграф 15 учебника, охарактеризуй две реки (по выбору), используя план (см.предыдущий урок)

 Завершение работы.

-проверь свои записи;

-сохрани файл в Word;

-создай папку;

-присвой ей свою фамилию;

-отправь на электронный адрес школы (учителя) выполненную работу;

-задай вопросы одноклассникам, учителю, если по уроку что-то неясно.

Литература и ресурсы для ученика и учителя.

  1. Интернет-ресурсы к уроку

http://www.vokrugsveta.ru/photo/image/13414/ 

http://www.priroda.su/item/324 

http://www.protown.ru/information/hide/2819.html 

http://geo.1september.ru/2006/05/21.htm 

http://900igr.net/fotografii/okruzhajuschij-mir/Goroda-Rossii.html 

http://www.plantarium.ru/page/landscape/id/1801.html 

http://www.05.mchs.gov.ru/news/detail.php?news=5715 

http://visibleearth.nasa.gov/view_rec.php?id=3451

 http://www.iki.rssi.ru 

  1. Бенькович Т. М., Бенькович Д.Л.Опорные конспекты в обучении географии России: 8 кл.: Кн.для учителя: Из опыта работы; М.: Просвещение, 1997.- 127с.
  2. Малиновская С.А..География.8 класс: Поурочные планы по учебнику А.И.Алексеева/ Авт.- сост. С. А.Малиновская; Волгоград: Учитель, 2004.-144 с.
  3. Перепечева Н.Н. Нестандартные уроки географии ,8 класс/Сост. Н. Н. Перепечева; Волгоград: Учитель-АСТ,2004.-96 с.
  4. Пунчук В.Н. Мультимедийное сопровождение учебного процесса/авт.- сост. В.Н.Пинчук и др.; Минск: Красико-Принт, 2009.- 176 с. – (Педагогическая мастерская)
  5. Пунчук В.Н..Урок-презентация/ авт. сост. В.Н. Пунчук, Е.П.Семенова, Н.П. Пунчик; Минск: Краско-Принт,2009.-176 с. – (Педагогическая мастерская).
  6. Пунчук В.Н. Креативные уроки/авт.-сост. В.Н. Пунчук, А.Р. Борисевич; Минск: Краско-Принт,2009.- 128 с. – (Деятельность классного руководителя).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии 8 класс по теме "Волга - главная река России"

Цели: Познакомить со значением Волги в истории России.Показать разнообразие ландшафтов Волжского бассейна.Донесение информации о важности экологического сознания в  России.Установить взаимо...

Презентация по географии 8 класса на тему "Реки России"

Течет река издалека….Течет река…, течет река…Как хорошо, когда рекаИ широка и глубока!Над ней - пышнее облака,Свежей дыханье ветерка,Стройней и выше лес над ней,И луг прибрежный зеленей. (Б. Зах...

урок географии в 8 классе по теме "Реки России"

Данный урок позволит изучить реки Росси, их особенности и возможности хозяйственного использования. В процессе урока учащиеся работают к атласом, контурными картами, заполняют таблицу, производят расч...

Урок географии 8 класс по теме "Рельеф России"

Приемы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) как средство формирования  универсальных учебных действий на уроках географии...

Урок географии в 8классе по теме "Реки России"

Цель урока: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России на примере рек. Задачи: расширить и углубить знания учащихся о реках как одном из важных ком...

Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Внутренние воды России. Реки"

Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....

конспект обобщающего урока географии 8 класс по теме "Население России"

Обобщить знания о населении страны.Проверить уровень усвоения материала.Отработать коммуникативные компетенции....