Презентация по географии 8 класса на тему "Реки России"
презентация к уроку по географии (8 класс) по теме

Фомина Наталья Викторовна

 

Течет река издалека….

Течет река…, течет река…

Как хорошо, когда река

И широка и глубока!

Над ней - пышнее облака,

Свежей дыханье ветерка,

Стройней и выше лес над ней,

И луг прибрежный зеленей. (Б. Заходер)

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon reki_rossii.8_klass.ppt2.55 МБ
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Предмет: ГЕОГРАФИЯ. ПРИРОДА РОССИИ.

Тема: «Внутренние воды России. Реки.»

8 класс

Цели: - изучить особенности рек России

- расширить и углубить знания о реках

- показать влияние климата и рельефа на реке

- формировать умение определения уклона и падения рек

- воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к  природе

Оборудование:

Интерактивная доска,  презентация

Карта « Физическая карта России»

Атласы, контурные карты

Карточки «Названия рек»

Карточки с домашним заданием

Справочный материал « Реки России»

Ход урока:

I Организационный момент

II 1) Изучение нового материала

Звучит песня « Течёт река Волга» в исполнении Людмилы Зыкиной.

( слайд №1)

- Что это за песня? Кто ее исполняет?

- Сколько песен, сказок, пословиц сложено о реках, ключевой водице?

- Как вы догадались, поговорим  мы сегодня о реках. Тема нашего урока « Внутренние воды России. Реки ». (слайд №1)

Сегодня мы дадим общее понятие внутренним водам и начнем разговор с главной части внутренних вод нашей страны - рек.

Вода - один из важнейших видов ресурсов. Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтёров, оказавшиеся отрезанными от выхода при обвале.

В хозяйстве человек испытывает  главным образом пресную воду. По запасам пресной воды Россия уступает только Дании , так как к ней относится о. Гренландия.

- Основные источники пресной воды - внутренние воды, или воды суши. Они многообразны.

- Какие виды внутренних вод вы знаете? (слайд№2)

- Какие из них созданы человеком? (пруды, водохранилища, каналы)

-  Внутренние воды связаны со всеми компонентами природы.(слайд №3)

Главными компонентами, влияющими на воды, являются рельеф и климат. Как  эти компоненты взаимосвязаны с внутренними водами, рассмотрим на примере рек.

- Россия – страна многочисленных рек. Длина рек измеряется тысячами км, S бассейна -  миллионами км.(слайд№4-9)

2) Проверка домашнего задания(карточка-таблица «Реки России»

В задании «спрятано» название 21 реки России. Вычеркивая непрерывной линией (по образцу) по 1 названию, найдите «спрятанные» реки, выпишите их и найдите в атласе .

-Кто нашел все реки? Отметим их на карте( доска)

( Выходят 3-4 ученика)

3) Все реки относятся к бассейну 3 океанов и внутренней бессточной области. Давайте распределим их в таблицу.(слайд№10)

Большая часть рек впадает в Северный Ледовитый океан. Он занимает 65% территории страны. Сюда относится самая длинная река Лена, самая полноводная река Енисей и река с крупнейшим по площади бассейном Обь.

Почему крупнейшие реки текут на север?  (большая территория России имеет уклон к северу)

- К бассейну Тихого океана относятся крупная река Амур, по которой проходит граница страны, а также река Анадырь.

- Почему крупных рек на востоке России нет так много, как на севере?    (на востоке горные хребты, реки короткие, стекают с восточных склонов хребтов)

-  К бессточной области относится великая русская река Волга, Терек, Урал.

- К бассейну Атлантического океана относится Дон, Кубань, Нева.

- Итак, рельеф  влияет на направление течения.

4)  Каждая отдельно взятая река уникальна. Но у них всех есть общее- это части реки. Вспомним части реки и основные понятия.

(слайд№11)

5)   В зависимости от рельефа реки делятся (слайд№12)

горные                    равнинные

- Равнинных рек больше.  Почему?  (большая часть России - равнинная)

- Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение.

В горах встречаются пороги и водопады.(слайд№13-16) Они малопригодны для судоходства. Примером одной из горных рек является Терек. Вот как описывает в своем стихотворении « Терек» М.Ю.Лермонтов:

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

6) Рельеф влияет еще на 2 величины:  падение и уклон реки.

Падение- это разница между истоком и устьем в метрах.(слайд№17)

H = H1  -  H2 , где H1- абсолютная высота истока

H2-  абсолютная высота устья

Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0 м.

Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой устья.

 Если река вытекает из озера, то уровень поверхности воды является высотой истока реки.

 Решение задач на определение падения и уклона реки.

№1.  Определить падение реки Волги (слайд№18)

Исток ~ 300м (Валдайская возвышенность)

Устье (-28 м) (Каспийское море)

300- (-28)=328

№2 .  Определить падение реки Ангары. ( слайд№19)

Исток- озеро Байкал -456м

Устье- река Енисей -76 м  456-76=380 м

№3.  Определить падение реки Невы (слайд№20)

Исток – Ладожское озеро - 4м

Устье -  Финский залив -0 м

Величина падения влияет на другую важнейшую характеристику:

Уклон- отношение падения реки ( в см) к её длине ( в км)

             I   =    H   :     L

                    Уклон     падение     длина

(слайд№21)

Решение задач:

 № 1. Определить уклон реки Волги.(слайд№22)

   H = 328 = 32800 см

   L = 3531 км

   I = 32800 : 3531 = 9 см/ км

 № 2. Определить уклон реки Ангары.(слайд№23)

   Падение = 380 м  =38000см

   Длина 1826 км

   Уклон = 38000 :  1826 = 20,8 см/км

№ 3.  Определить уклон реки Невы. ( слайд№24)

   H = 4м = 400см

   L = 74 км

   I = 400 : 74 = 5,4 см/км

 Уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость течения.

- Уклон реки в 12в. Определил судьбу епископа  Иоанна. Население старого Новгорода, недовольное неблаговидным поведением епископа Иоанна. Решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, оно впадает в Ладожское озеро.(слайды№25-26) Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень так как река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это « чудо» как « знаменье Господне». И епископ Иоанн почестями вернулся на свой престол.

-  Объясняется это явление просто. Оказывается уклон поверхности, по которой течет Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении. В древних летописях река Волхов называлась мутной.

  А что вы знаете о происхождении названий других рек?  ( проверка домашнего задания некоторых  учеников)

Енисей - от древне киргизского  ЭНЕ-САЙ -« МАТЬ-РЕКА»

 Амур - « большая сильная река»

 Анадырь – « ручей, протекающий в горах» (название точно соответствует значению, форме, происхождению)

 Ангара - от эвенкийских и бурятских слов, обозначающих « рот, пасть». Река в истоке действительно напоминает пасть, непрерывно поглощающая воду из Байкала.

 Урал - по горам Урала.

 Камчатка – по полуострову Камчатка.

Да, по названию некоторых рек можно угадать их местоположение.

IV   Работа по диску на интерактивной  доске  и к/к.

- Кто хочет попробовать свои силы и распределить реки по карте?

( задание на обуч. диске - интерактивной доске)

- Отметим реки на к/к .

  V Заключение

Выполним следующее задание « Кто быстрее!»     (работа в парах)

Составьте пары: река – приток (слайд№31)

ВОЛГА                              АРГУНЬ

ЕНИСЕЙ                            ИРТЫШ

ЛЕНА                                 ОКА

ОБЬ                                   АЛДАН

АМУР                                 АНГАРА

 На какой реке стоит город?(слайд№32)

 САЛЕХАРД                       НАРЬЯН - МАР    

 КРАСНОДАР                   КРАСНОЯРСК

 ЯКУТСК                           ИРКУТСК

 АРХАНГЕЛЬСК                МОСКВА

 АСТРАХАНЬ                    САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

В заключении хочется прочитать строки Бориса Заходера.

Течет река издалека….

Течет река…, течет река…

Как хорошо, когда река

И широка и глубока!

Над ней - пышнее облака,

Свежей дыханье ветерка,

Стройней и выше лес над ней,

И луг прибрежный зеленей.

 В конце звучит песня Зыкиной.

   VI  Домашнее задание .(слайд№33)

Нанести на контурной карте крупные реки

Подобрать загадки, пословицы, поговорки о реках.

 Выписать в тетрадь реки – рекордсмены, используя учебник и карты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку географии в 9 классе "Транспортная система России"

Презентация составлена к уроку по учебнику Алексеева....

Презентация к уроку географии в 9 классе "Хозяйство Центральной России"

Презентация к уроку географии в 9 классе по теме "Хозяйство Центральной России". К учебнику "География России" В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе....

Презентация для 7 класса по истории России "Смутное время"

Материал содержит полную характеристику "Смутного  времени",исторические личности и их борьбу за власть и последствия Смуты....

Презентация для 8 класса по истории России. Тема "Внутренняя политика Павла I"

Презентация подготовлена к уроку истории России 8 класс "Внутренняя политика Павла I". Материал презентации открывает личность императора Павла I, его внутреннюю политику: преобразования в а...

Статья - «Активизация деятельности учащихся при использовании практических работ на уроках географии курса «География России», 8 класс, тема «Климат России»»

1.      Введение 2.      Виды практических работ по географ 3.      Общие требования к организации практических раб...

презентация для 8 класса по истории России

презентация предназначена для уроков истории России в 8 классе и посвящена внешней политики России накануне Отечественной войны 1812 года...

Презентация для 6 класса по истории России на тему: Раздробленность Древнерусского государства

Презентация для 6 класса по истории России на тему: Раздробленность Древнерусского государства...