урок по географии , 9 класс. Тема" Озеро Байкал"
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

Стеценко Светлана

            КОНСПЕКТ УРОКА  ПО ГЕОГРАФИИ, 9 КЛАСС

                                                                                                                                                                                                                                           

            ТЕМА: ОЗЕРО БАЙКАЛ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                ЦЕЛИ УРОКА:

 

Образовательная: познакомить с особенностями озера Байкал

Развивающая: создать условия для самостоятельного анализа отобранной информации

Воспитательная(личностная):  создать ситуацию личностного развития, в которой у учащегося формируется мысль о том, что он в ответе за сохранение среды, в которой он живет                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     ТИП УРОКА:  УРОК-ПРОЕКТ                                                                                                                                                                                                                                                   ЭТАПЫ РАБОТЫ:

 

I этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

 Выбор темы и целей проекта, определение количества участников проекта, состава рабочей группы; знакомство с сутью проектной технологии.

 

II этап. ПЛАНОВЫЕ РАБОТЫ

Определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта (формы представления результата); распределение обязанностей среди членов команды.

 

III этап. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

Сбор  информации, решение промежуточных задач; корректировка плана и содержания проекта по мере обработки собранной информации

 

IV этап. АНАЛИТИЧЕСКИЙ

Анализ собранной информации. Формулировка выводов. Оформление результата.

 

V этап. ОТЧЕТНЫЙ

Составляется индивидуальный отчет учащегося по исследовательской работе в рамках проекта. Оценка процесса и результатов работы. Репетиции и консультации по защите и презентации проекта.

 

VI этап. ИНФОРМАЦИОННЫЙ

Защита и презентация проекта. Ознакомление коллектива класса с полученными результатами и готовым учебным продуктом.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 В своей практике использую следующий индивидуальный план работы над проектом для учащихся:                                                                                                                                                               

 

Этап работы

Что необходимо сделать

Сроки выполнения

Замечания

Оценка

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                         Подобный план удобен тем, что позволяет учителю:

- спланировать во времени учебную деятельность в работе над проектом;

- наиболее четко определять задачи этапа;

- выявлять недоработки;

- корректировать деятельность учащихся;

- учитывать индивидуальные особенности учащегося в определении задач и сроков работы;

- оценивать работу учащихся.

Для учащихся индивидуальный план работы также необходим, поскольку:

- организует учащихся;

-  учит ребят планировать свою деятельность;   

- позволяет видеть работу над проектом в динамике;

- наиболее понятно определены задачи этапа;

-  корректирует деятельность учащихся;

-  определяет индивидуальную значимость в работе над проектом.

 

Для урока понадобятся:

  1. Текст песни “ Славное море, священный Байкал”
  2.  Музыкальный видеофильм о Байкале
  3. Презентация групп.

 

ХОД УРОКА            :

 

Гостям, присутствующим на уроке, предложить оценить подготовку и выступление каждой группы, активность на уроке.  И в конце урока, подведя итоги, назвать лучшую группу. Сделать  бейджики с названиями групп.

 

 

Название группы

Оценка подготовки

Оценка выступления

Активность  на уроке

Итоги

1.Статистики

 

 

 

 

2. Гидрологи

 

 

 

 

3.Геологи

 

 

 

 

4.Климатологи

 

 

 

 

5.Зоологи

 

 

 

 

6.Географы

 

 

 

 

7.Статистики

 

 

 

 

 

 Начать урок со знаменитой песни… предупредить, что в конце урока мы е еще раз послушаем… какие слова можно объяснить в данной песне с точки зрения географии?

 

 

Дети ведут записи в тетради: число, тема, статистический материал с доски.

 На экране заставка : “Байкал – уникальное явление нашей планеты. Чудо природы во всех отношениях.” Л.С.Берг

 Актуализация знаний. Как вы понимаете высказывание  академика Льва Семеновича Берга  ( одного из Президентов Русского географического общества?

 

На доске: 730 м, 1637 м,  23 тыс.км квадр., 8, 1/5, 20%, 636 км, 80 км, 2000км, 1181 м, 550, 1, 31, 5 тыс.км. куб., -14, +18, 40м, Ольхон,  баргузин, 52, 1500 , 1000.

 (730 м – средняя глубина озера

1637 м -  максимальная глубина

23 тыс. куб. км-  объем воды в озере -  1/5 всех пресных вод мира;  это больше, чем в 5 Великих американских озерах, вместе взятых. В Балтийском море

636 км – длина озерной котловины

80 км – ширина

2000км – длина береговой линии

550 – рек, впадающих в Байкал

  1. река, вытекающая из озера -  Ангара

31, 5  тыс.кв. км – площадь озера

1181 м – нижняя точка котловины озера лежит ниже уровня Мирового океана

40м-  на такой глубине виден стальной диск ( особая прозрачность воды)

Баргузин – река, ветер, город, заповедник Баргузинский

52 – вида рыб

1500 – видов животных

1000 – видов растений.

1.Вступительное слово учителя:

 

-Какой из ресурсов Восточной Сибири занимает самую большую долю в мировых запасах?

  ( вода озера Байкал)

Национальное сокровище, гордость сибиряков и всех россиян. Байкал – царство тайн, загадок и легенд. Специалисты считают, что этому озеру 25 миллионов лет. Оно не мелеет, а дно его все время опускается, что происходит только в океанах.

Байкал для всего человечества -  это прежде всего стратегический запас питьевой воды, которая становится все более дефицитной.  Совершенно уникальный водоем. Наш урок сегодня мы посвящаем знакомству с величайшим озером планеты.

Находится оно в центре Азии, на границе Иркутской области и Республики Бурятия.      Благодаря своим уникальным особенностям в 1997 году внесен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.                                                                                                                                     

Уроку предшествовала следующая подготовка  : класс поделился на творческие группы, по желанию; каждая готовила свою тему и представляет свой проект знакомства с Байкалом.

 

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:

 

  1. СТАТИСТИКИ. Почему Байкал называют морем.

                                              

 

Байкал – имеет многие черты, присущие океану: большие глубины, громадную массу воды, внутренние волны, приливы, сильные штормы, высокие волны, расширение котловины за счет раздвижки берегов, аналогичное расхождение континентов Африки и южной Америки, большие величины магнитных аномалий

“лавное море – священный Байкал“ . Морем называется озеро в знаменитой песне, морем называли его и русские первооткрыватели, вышедшие к его берегам еще а первой половине 17 века. Современное название “ ,Байкал” получилось, по-видимому, от тюркских словБАЙ и КУЛЬ –“богатое озеро” или озеро озер”.

Байкал протянулся с С-В на Ю-З на 636 км, что равно расстоянию от Москвы до Санкт-Петербурга. Средняя ширина – 80 км И если по площади Байкал занимает восьмое место среди величайших озер мира, то по глубине и объему пресных вод ему нет равных.

В конце выступления группа задает вопросы….

 

  1.  

 

Вода Байкала чистая и прозрачная. Она может быть использована для питья безо всякой очистки и обработки. Это вода мягкая, химически чистая, однородная ; она насыщена кислородом по всей толще. Даже прославленные своей прозрачностью  воды альпийских озер и те уступают Байкалу. Крупнейший байкаловед  Г.Ю.Верещагин утверждал, что в некоторых случаях ее вполне можно употреблять вместо дистиллированной.

Легенда об Ангаре.

Ученые подсчитали, что в Байкал впадает 550 рек. Большинство из них короткими

бурными потоками начинаются на горных склонах. Лишь 123 реки имеют длину свыше 10 км, крупнейшая из них Селенга. Вытекает же из озера могучая, полноводная река Ангара, которая забирает до 85% всей поступающей за год воды. Байкал оказывает большое влияние на режим Ангары, регулируя ее сток.. Благодаря Ангаре происходит водообмен в озере.

Почему же водав озере такая чистая и мягкая? В первую очередь потому, что Байкал собирает свои водыс большой, почти незагрязненной территории, покрытой густыми лесами. Кроме того, здесь достаточное количество осадков, умеренное испарениеи большое поступление хорошо отфильтрованных грунтовых вод. Озерные берега сложены твердыми кристаллическими породами, при выветривании образующими песок и почти не дающими примесей в воду.

Рассказ о маленьких санитарах.

Исключительная мягкость байкальской воды объясняется очень слабой минерализацией. Так, например, в озерной воде кремния содержится в три раза меньше, чем в воде притоков. Оказывается, его извлекают из воды диатомовые водоросли, которые строят из кремния свои панцири.

  •  

 

3.ГЕОЛОГИ. Как образовалась озерная котловина.

 

Для презентации найти рисунок схему. Геологический профиль Байкальской котловины( есть в учебнике). Доказать в своем выступлении, что котловина озера тектонического происхождения.

Байкал считается древнейшим озером в мире. Примерно 20-25 миллионов лет назад в этом районе существовали мелководные озера- остатки одного древнего исчезнувшего моря. Позднее здесь неоднократно происходили интенсивные тектонические движения, сопровождавшиеся сбросами и разломами, вулканической деятельностью и землетрясениями. В Прибайкалье возникли горные хребты, а котловины между ними в начале четвертичного периода оказались заполненными водами Байкала.

Тектонические процессы вокруг Байкала продолжаются до сих пор. Здесь происходят сильные землетрясения, поднимаются и опускаются байкальские берега. Во время землетрясения в январе 1862 г. Часть дельты реки Селенги ушла под воду и на этом месте образовался Провал – новый залив озера глубиной 5-7 метров. За последние десятилетия село Усть – Баргузин два раза переносили подальше от наступающих вод. Рассказать о последних землетрясениях в республике Тыва.

Озеро находится в своеобразной котловине, со всех сторон окруженной горными хребтами и сопками. При этом западное побережье – скалистое и обрывистое, рельеф восточного побережья – более пологий ( местами горы отступают от берега на десятки километров).

На Байкале 27 островов, самый крупный из них- Ольхон. Остров обитаем. Население составляет 1400 человек.

 

Два крупных  посёлка на острове — Хужир и Харанцы.  Всего на острове около 8 населённых пунктов. Большинство из них (кроме научно-исследовательского посёлкаУзуры) расположены в западной, степной части острова.

Население —русские и буряты, в основном рыбаки. Летом они выходят «на море» в лодках, а зимой выезжают на лёд и ловят из заготовленных заранее прорубей байкальского омуля.

вопросы….

4.КЛИМАТОЛОГИ. Какое влияние оказывает озеро на окружающую территорию

Огромная масса воды озера медленно нагревается летом и медленно остывает осенью, храня тепло и смягчая суровые сибирские зимы. Поэтому Байкал долго не замерзает. В декабре озеро начинает сковываться ледяным панцирем и лишь в мае от него освобождается. Толщина льда к тому времени достигает метра и более. Средние температуры воздуха : июль +15 +18 градусов, января -14, -17градусов Цельсия. Зима на берегах Байкала значительно теплее, а лето прохладнее, чем в соседних районах. Вода в Байкале холодная. Температура поверхностных слоев даже летом не превышает +9 градусов, а в отдельных заливах +15 градусов. Температура глубинных слоев – около 4 градусов С.

Перепады температур и давления воздуха над озером и окружающими горными хребтами приводят к возникновению сильных ветров. Эти ветры и штормы доставляют немало неприятностей судам и рыбакам. По числу штормовых дней Байкал превосходит Черное море. В каждом районе озера дуют свои местные ветры, имеющие собственное название:

-баргузин, сарма, ангара, култук, сивер.

Вопросы….

5.ЗООЛОГИ. Обитатели Байкала

 

 

Ни одно озера в мире не может сравниться с Байкалом по разнообразию животного

мира. 2600 видов разновидностей растений и животных. Тори четверти байкальских видов больше нигде не встречаются ( эндемики)

Водятся в Байкале откровенно диковинные рыбы.

 

В озере водится промысловая рыба: омуль, сиг, осетр, хариус, таймень, налим (фотографии) .Интенсивные выловы привели к заметному сокращению промыслового стада рыб, особенно омуля. Поэтому промышленный лов омуля лимитирован, а в низовьях байкальских притоков созданы рыболовные заводы.

Живет в Байкале нерпа - “сибирский тюлень. “ Она дает прекрасный мех, а шкура ее так прочна, что из нее шьют одежду и обувь.

Вопросы

 

6. ГЕОГРАФЫ. Использование озера человеком

 

Для презентации использовать карту экологических проблем.

Освоение Байкала имеет длительную историю. Первые поселения на его берегах возникли еще в каменном веке. До прихода русских поселенцев здесь проживали преимущественно буряты и эвенки. И тогда, и в последующее время освоение его богатств не наносило существенного ущерба природе. Не нарушало природного равновесия, складывавшегося веками и тысячелетиями. И лишь в веке нависла угроза экологического бедствия.

Основная проблема- загрязнение озера. За последние 40-50 лет на его берегах появились крупные промышленные предприятия, протянулись рельсы БАМа. Особый вред Байкалу нанесен деятельностью целлюлозно-бумажного комбината.

Почему был построен Байкальский ЦБК?

Cверхзвуковые истребители, поступавшие на вооружение нашей армии с 1960-х годов, при посадке порой терпели аварию. Оказалось. Что при очень большой скорости шины на шасси не выдерживают и лопаются. Была поставлена задача -  сделать новую. Более прочную резину для шин.

Ключевым материалом для изготовления особо прочной резины является корд, получаемый, в частности, из целлюлозы, которая, в свою очередь, должна быть сделана с использованием чистейшей воды.

Поэтому в 1970-х годах на южном берегу Байкала был построен ЦБК, оснащенный мощными очистными сооружениями, аналогов которого не было в СССР.

С тех  пор прошло много лет, уже есть другие технологии, не не обязательно нужна чистая вода Байкала. Но, к сожалению, завод был закрыт только в 2008 году, что очень ярко показывает, что в нашем обществе экологические ценности даже мирового значения до сих пор котировались ниже. Чем удовлетворение современных материальных потребностей.

Есть и другие ЦБК на Байкале. И предприятия цветной металлургии и энергетики. Недостаточная очистка сточных вод. А также аварийные сбросы неочищенных вод уже привели к загрязнению прибрежной полосы.

И если по Байкалу уже не перевозят древесину и нефтепродукты, то много воды, загрязненной промышленными и бытовыми стоками, приносит в него, например, Селенга, на берегах которой сложилась довольно густая сеть городов и промышленных поселков. Очень. Сильно загрязнена воздушная среда в юго-западном Прибайкалье. Увеличилась и рекреационная нагрузка на байкальское побережье.

 Принято много постановлений правительства по рациональному использованию природных ресурсов и охране природы в бассейне Байкала. В бассейне Селенги установлен особый режим хозяйственной деятельности, созданы три заповедника и два национальных парка.

 Вопросы….

 

7.СТАТИСТИКИ. Анализ песни “Славное море, священный Байкал  “

 

 

… звучит песня…

 

Новый Акатуй – село в забайкальском крае, рядом село Старый Акатуй.

-название происходит от горы, которая я вляется самой высокой горой этого района. В 1815 году был открыт серебро-свинцовый рудник. А с 1832 года по 1917 год находилась в селе Акатуйская каторжная тюрьма. С 1890 г. – преобразована в каторгу для политических преступников.С 1911г. – женская тюрьма. В которой отбывала наказание Фанни Каплан. Летом 1917 года тюрьма была уничтожена.

Содержались декабрист Лунин, польские повстанцы, народовольцы.

Акатуйская тюрьма славилась своей жестокостью на Нерчинской каторге .

Герой песни совершает побег с каторги.

Специфическая черта населения Сибири с 17 века – место ссылки. Почему?

- подальше от Центральной России, от политической и культурной жизни страны ссылали:

1)  политических противников власти

2) религиозных противников власти( старообрядцев, раскольников)

3) участников заговоров и восстаний

4) в советский период ссылали раскулаченных  крестьян,“ врагов народа   “, немцев Поволжья в годы ВОВ

5) уголовных преступников.

Многие, отбыв наказание, оставались жить в Сибири…

 

 

Баргузин-…?

Омулевая бочка.. омуль-?

Нерчинск- город, где с 18 века добываются : железная, полиметаллические руды, добыча серебряных руд и выплавка серебра. Несколько слов о современном Нерчинске

Шилка…?

 

 

 В конце урока…стихотворение…

 

 Я снова пригоршнями

                             пью святую воду.

Спасибо за добро, седой Байкал.

Волна играет танцем хороводным

 В кругу друзей своих,

                             прибрежных скал.

То гладью радуешь

                            С небесным отражением,

То вдруг вскипаешь пенистой волной.

Легендам и сказаньям

                             в подтверждение    

Ты жертвы принимаешь глубиной.

И затихаешь,

                          будто грозным не был,

У матери-земли

                           ребенком на руках

И медленно , как на  закате небо,

Темнеешь в угасающих лучах.

Байкал, поведай сказкой

                                или былью,

Откуда здесь стоит Шаман-гора.

Три сотни слуг тебя водой поили,

Чтобы не знала жажды Ангара.

Все ценности-богатства из столетий,

Все, кроме памяти,

                                в единое возьми.

Его особой красотою Бог отметил,

Он самый дорогой алмаз Земли.

Пока есть жизнь,

                              надежда не остынет,

Планету нашу, знаю наперед,

Захочет солнце

                               превратить в пустыню-

Байкал не даст, напоит и спасет.

 Кто память не сберег-

                              Забытым вижу,

Кто сохранил-

                          При жизни вечным стал.

Потомки, вас я заклинаю трижды,

Любите и храните мой Байкал.         

                                                         И. Лившиц        

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА:

 

  1. Объяснение цифрового материала на доске (дан в начале урока)
  2.  Мнения ребят .. плюсы и минусы урока.. что он каждому дал…
  3. Подведение итогов гостями…
  4. Выбор лучшей команды…            

 

Подведение итогов гостями:

 

 

Название группы

Оценка подготовки

Оценка выступления

Активность  на уроке

Итоги

1.Статистики

 

 

 

 

2. Гидрологи

 

 

 

 

3.Геологи

 

 

 

 

4.Климатологи

 

 

 

 

5.Зоологи

 

 

 

 

6.Географы

 

 

 

 

7.Статистики

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов своей работы учащимися:

 

 

Название группы

ответственный

Фамилии участников группы

Оценка подготовки

Оценка выступления

Активность  на уроке

Итоговая оценка

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baykal.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку по географии России Тема: Озеро Байкал Учитель высшей категории Стеценко Светлана Алексеевна МОБУ СОШ №8 г. Волхова Ленинградской области

Слайд 2

Географическое положение и размеры котловины Байкал находится в центре Азии, в России, на границе Иркутской области и Республики Бурятия. Озеро протянулось с севера на юго-запад на 636 км в виде гигантского полумесяца. Ширина Байкала колеблется от 25 до 80 км. Площадь водной поверхности составляет 31 722 км² (без учёта островов), что примерно равно площади таких стран, как Бельгия, Нидерланды или Дания. По площади водного зеркала Байкал занимает шестое место среди крупнейших озёр мира. Длина береговой линии — 2000 км. Озеро находится в своеобразной котловине, со всех сторон окружённой горными хребтами и сопками. При этом западное побережье — скалистое и обрывистое, рельеф восточного побережья — более пологий

Слайд 3

Глубины Байкал — самое глубокое озеро планеты Земля. Современное значение максимальной глубины озера — 1637 м Если учесть, что водная гладь озера находится на высоте 455,5 м над уровнем моря, то нижняя точка котловины лежит на 1186,5 м ниже уровня мирового океана, что делает чашу Байкала также одной из самых глубоких материковых впадин . Средняя глубина озера также очень велика — 744,4 м. Она превышает максимальные глубины многих очень глубоких озёр. Кроме Байкала на Земле только два озера имеют глубину более 1000 метров: Танганьика (1470 м) и Каспийское море (1025 м). Глубина Байкала в сравнении с глубинами Каспийского моря и озера Танганьика

Слайд 4

Воды байкала В среднем на долю гидрокарбонатов кальция и магния приходится 84%, хлоридов и сульфатов - 7% и щелочных металлов - 9% эквивалент ионов. Содержится около 40 химических элементов (в очень малых количествах), больше других - кальция, углерода, кислорода, магния, натрия, калия, кремния, серы, хлора, азота, железа, фосфора, но ощущается дефицит йода.

Слайд 5

Легенда об Ангаре

Слайд 6

Скульптурка нерпенка , который держит листок с легендой об Ангаре (несколько измененную версию легенды " Ангарские бусы "). Г.Иркутск

Слайд 7

Собирает воды с лесной не загрязненной территории Достаточное кол-во осадков Большое поступление хорошо отфильтрованных, грунтовых вод Озерные берега сложены твердыми кристаллическими породами и не дают примесей в воде. Эпишура – биофильтр Байкала. Слабая минерализация Диатомовые водоросли. Почему вода Байкала такая чистая Эпишура Диатомовые водоросли

Слайд 8

Лед Период ледостава в среднем 9 января — 4 мая; замерзает Байкал целиком, кроме небольшого, в 15—20 км протяженностью, участка, находящегося в истоке Ангары. К концу зимы толщина льда на Байкале достигает 1 м, а в заливах — 1,5—2 м. При сильном морозе трещины, имеющие местное название «становые щели», разрывают лёд на отдельные поля. Длина таких трещин — 10—30 км, а ширина — 2—3 м. Разрывы происходят ежегодно примерно в одних и тех же районах озера. Сопровождаются они громким треском, напоминающим раскаты грома или выстрелы из пушек. Человеку, стоящему на льду, кажется, что ледяной покров лопается как раз под ногами и он сейчас провалится в бездну. Благодаря трещинам во льду рыба на озере не гибнет от недостатка кислорода. Байкальский лёд, кроме того, очень прозрачен, и сквозь него проникают солнечные лучи, поэтому в воде бурно развиваются планктонные водоросли , выделяющие кислород.

Слайд 9

Сейсмоактивность Район Байкала относится к территориям с высокой сейсмичностью: здесь регулярно происходят землетрясения, сила большей части которых составляет один-два балла по шкале интенсивности. Однако случаются и сильные; так, в 1862 году при десятибальном Кударинском землетрясении в северной части дельты Селенги ушёл под воду участок суши площадью 200 км² с 6-ю улусами, в которых проживало 1300 человек, и образовался залив Провал. Эпицентр Среднебайкальского землетрясения находился на дне Байкала в районе посёлка Сухая (юго-восточное побережье). Сила его достигала 9 баллов. В Улан-Удэ и Иркутске сила главного толчка достигла 5—6 баллов, наблюдались трещины и незначительные разрушения в зданиях и постройках. Последние сильные землетрясения на Байкале происходили в августе 2008 года (9 баллов) и в феврале 2010 года (6,1 балла).

Слайд 10

Остров Ольхон

Слайд 11

Ветры озера Байкал Ветер на Байкале дует почти всегда. Известно более тридцати местных названий ветров. Это вовсе не означает, что на Байкале существует такое количество разных ветров, просто многие из них имеют несколько названий. Особенность байкальских ветров в том, что они почти все, почти всегда дуют вдоль берега и укрытий от них не так много, как хотелось бы. Господствующие ветры: северо-западный, часто называемый горной, северо-восточные (баргузин и ангара), юго-западный ( култук ), юго-восточный ( шелонник ). Максимальная скорость ветра, зарегистрированная на Байкале, 40 м/с. В литературе встречаются и большие значения - до 60 м/с, но надежных свидетельств этому нет.

Слайд 12

Баргузин Баргузин — мощный ровный и сильный северо-восточный восточный ветер, дующий в средней части Байкала. В отличие от продольных ветров - верховика и култука - баргузин дует поперек котловины озера и только в средней его части. Предполагается, что при определенных условиях баргузин может достичь южного Байкала. По продолжительности и силе он уступает верховику и култуку . Баргузин обычно не дует больше суток, чаще всего начинается после восхода солнца и стихает к закату. Обычно баргузин приносит с собой солнечную погоду. Скорость ветра редко превышает 20 м/ c , но в Баргузинском заливе он может достигать ураганной силы. Возникает за счёт стока холодного воздуха из Даурских степей, имеет характер боры. Скорость обычно менее 20 м/с, продолжительность - несколько часов. Особой мощи он достигает осенью.

Слайд 13

Сарма Сарма — ветер, дующий в средней части Байкала. Является самым мощным ветром Байкала. Сильный шквалистый ветер, вырывающийся из долины впадающей в Малое Море реки Сарма , разновидность горной. Холодный арктический воздух с Приленской возвышенности, переваливаясь через Приморский хребет, попадает в суживающуюся к Байкалу долину реки Сарма - природную аэродинамическую трубу, на выходе из которой достигает ураганной скорости. Сарма может непрерывно дуть несколько суток, ветер при этом бывает настолько силен, что валит деревья, переворачивает суда, срывает крыши с домов и сбрасывает домашний скот с берега в море.

Слайд 14

Крыши домов в поселке Сарма , расположенном в долине одноименной реки, жители привязывают к земле. Этот ветер наиболее част и свиреп осенью и зимой. В среднем, в ноябре сарма дует 10 дней, в декабре - 13. Обычно сарма охватывает Малое Море и западную часть Байкала, но иногда может ощущаться и на восточном берегу озера. Скорость ветра нарастает скачкообразно и быстро достигает ураганной силы. Признаком надвигающейся сармы служат слоисто-кучевые облака с резко очерченными границами, собирающиеся над вершинами Приморского хребта вблизи Сарминского ущелья. Обычно от начала концентрации облаков до первого порыва сармы проходит 2-3 часа. Последним предупреждением является открытие "ворот" - появление просвета между вершинами гор и нижней кромкой туч. Иногда заметны клочья облаков, устремляющиеся вниз по горным склонам. Ветер налетает через 15-30 минут после этого.

Слайд 15

Ангара Ангара́ — ветер на Байкале, дующий из долины реки Ангары. Поперечный ветер, может достигать большой силы, разгоняя свирепые волны в мелководном истоке Ангары. Иногда налетает внезапно, но дует ровно, чем отличается от остальных поперечных ветров, таких как сарма . Приносит на противоположный берег сырую холодную погоду, дождь и снег. Чаще всего случается осенью и зимой. Разновидность горного ветра, дует из долины реки Ангара. Достигает большой силы, разгоняя свирепые волны в мелководном истоке Ангары. Обычно дует ровно, без шквалов. Приносит на восточный берег сырую холодную погоду. Особенно часто случается осенью и зимой. На Северном Байкале ангарой может называться ветер верховик .

Слайд 16

Култук Култук , он же низовик, низовка . Ветер, дующий с нижней, южной оконечности Байкала, от залива Култук (точнее, из пади Култучная ). Это юго-западный ветер, он дует в направлении, противоположном верховику , но тоже вдоль котловины озера. Култук несет с собой мощные штормы, дожди и пасмурную погоду. Иногда весной и в начале лета култук дует и при ясной погоде. Этот ветер может дуть сразу над всей котловиной озера, но не так долго, как верховик . Култук приводит к самым сильным штормам на Байкале, поднимая огромные угрюмо-свинцовые волны. Предвестником култука служат мрачные тучи, собирающиеся в юго-западной части Байкала. Ветер возникает в том случае, когда к югу или юго-востоку от озера располагается антициклон, а на севере — циклон. Максимальные скорости ветра в теплый сезон находятся в пределах 5-6 м/с, а в осеннее время достигают 8-10 м/с.

Слайд 17

Растительный и животный мир По данным Лимнологического института Сибирского отделения РАН, в Байкале обитает 2630 видов и разновидностей растений и животных, 3/4 которых являются эндемиками, то есть обитают только в этом водоёме. Такое обилие живых организмов объясняется большим содержанием кислорода во всей толще байкальской воды. Рачок эпишура — эндемик Байкала — составляет до 80 % биомассы зоопланктона озера и является важнейшим звеном в пищевой цепи водоёма. Он выполняет функцию фильтра: пропускает через себя воду, очищая её. Наиболее интересна в Байкале живородящая рыба голомянка, тело которой содержит до 30 % жира. Она удивляет биологов ежедневными кормовыми миграциями из глубин на мелководье. Из рыб в Байкале водятся омуль, хариус, сиг, осётр, налим, таймень, щука и другие. Байкал уникален среди озёр тем, что на большой глубине здесь произрастают пресноводные губки. Рачок эпишура

Слайд 18

Обитатели Б айкала Бычок. БОЛЬШЕГОЛОВАЯ ШИРОКОЛОБКА. Длина тела 13 см. Как все донные бычки, большеголовка – неважный пловец. Поэтому она охотится, бросаясь из-за камня на «прохожих» бокоплавов, рыбью мелочь и улиток. Бокоплав. ГОЛУБОЙ ЭУЛИМНОГАММАРУС Бокоплав. ГОЛУБОЙ ЭУЛИМНОГАММАРУС. Длина тела 7 мм. Встречаются в прибойной зоне Озера Байкал. Они могут менять окраску от ярко-голубой до бесцветной.

Слайд 19

Плоский червь Плоский червь. ПЛАНАРИЯ. Длина тела 20 мм. Этот «живой блинчик» медленно скользит по грунту, волнообразно сокращая брюшные мышцы и выделяя много слизи. Бычок. КРАСНАЯ ШИРОКОЛОБКА Бычок. КРАСНАЯ ШИРОКОЛОБКА. Длина тела 12 см. У некоторых бычков яркая окраска, у других – серьезная презрительная мордочка с большущими выразительными глазами, у третьих – спокойный, доверчивый нрав. Красная широколобка сочетает в себе все эти достоинства. Омуль Байкальский ОМУЛЬ. Длина тела 30 см. Латинское название омуля переводится так: сиг, мигрирующий осенью. Ведь именно после осенних штормов он поднимается в крупные реки на нерест. А его икра всю зиму промывается ледяной водой в омутах. Лишь в мае из нее выводятся личинки и постепенно скатываются в озеро

Слайд 20

Экология Байкал как водохранилище С 1956 года озеро используется в гидроэлектроэнергетике — оно стало составной частью Иркутского водохранилища, в результате чего уровень воды поднялся почти на 1 м. Байкал — территория Всемирного природного наследия В 1996 году Байкал был внесён в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Природные заповедники - природоохранные организации, основной задачей которых является сохранение природы на территории заповедника в ее естественном виде. Баргузинский заповедник Байкало-Ленский заповедник Байкальский заповедник БЦБК загрязняет воду и атмосферу Прибайкалья

Слайд 22

Тюрьма Акатуя Акатуйская каторжная тюрьма — существовала с 1832 года по 1917 год. Труд каторжан (в основном уголовных) использовался на добыче свинцово-серебряных руд.

Слайд 23

Каплан, Фанни Ефимовна —участница российского революционного движения, известная, главным образом, как исполнитель покушения на жизнь Ленина. 30 августа 1918 года на заводе Михельсона в Замоскворецком районе Москвы состоялся митинг рабочих. На нём выступал В. И. Ленин. После митинга во дворе завода он был ранен несколькими выстрелами. Каплан была арестована тут же, на трамвайной остановке на Большой Серпуховской улице.

Слайд 24

ОЗЕРО БАЙКАЛ Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем. Вода прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь неё, как сквозь воздух; цвет у нее нежно-бирюзовый, приятный для глаза. Берега гористые, покрытые лесами; кругом дичь непроглядная, беспросветная. Изобилие медведей, соболей, диких коз и всякой дикой всячины… А.П.Чехов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по географии 8 класс "Байкал -жемчужина Сибири"

Урок по географии в 8 классЦель урока:Создать условия для осмысления и осознания знаний по теме «Байкал, как природный комплекс».Задачи урока:1. Сформировать представление об уникальной природной жемч...

Презентация к уроку по географии в 8 классе "Жемчужина Сибири - Байкал"

Презентация к уроку по теме "Жемчужина Сибири - Байкал" знакомит учащихся с географическим положением озера, раскрываются его основные характеристики, животный и растительный мир. Особое внимаени удел...

урок в 8 классе по географии "Байкал"

Открытый урок по теме Байкал. Урок изучения нового материала. Урок содержит презентацию и видеоролик....

Презентация к уроку в 7 классе "Озеро Байкал"

Презентацию можно использовать на уроке в 7 классе. В презентации использованы материалы к Разделу 10  Урок 7 , УМК под редакцией Н.Н.Деревянко.,С.В.Жаворонковой и др. "Английский нового тысячеле...

Урок по географии 8 класс "Байкал-— жемчужина Сибири"

Урок по географии 8 класс "Байкал-— жемчужина Сибири"....

методическая разработка урока-деловой игры по теме "Байкал-жемчужина России" география 8 класс

Представленный материал - полностью разработка сценария  деловой игры " Экологического форум" в 8 классе  по теме "Байкал"  и представлена презентация к уроку. На уроке рассматриваются ...

Разработка урока по географии 9 класса. Тема урока: "Байкал – уникальное явление планеты Земля".

Тема урока: "Байкал - уникальное явление планеты Земля". Урок входит в рассмотрение темы "Восточная Сибирь. В процессе урока обучающиеся 9 класса должны получить информацию о озере Байк...