урок в 8 классе по географии "Байкал"
материал по географии (8 класс) по теме

Шкрабова Валентина Александровна

Открытый урок по теме Байкал. Урок изучения нового материала. Урок содержит презентацию и видеоролик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл celi_i_zadachi_uroka.docx34.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нименьгская основная общеобразовательная школа»

Урок географии в 8 классе

Тема «Байкал – жемчужина Сибири»

Учитель: Шкрабова

Валентина Александровна

П. Нименьга, 2013 г.

БАЙКАЛ   –   ЖЕМЧУЖИНА   СИБИРИ.

Цели  урока:

  1. Раскрыть характеристику природных условий и природных ресурсов озера Байкал;
  2. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал;
  3. Дать представление о эндемиках озера Байкал;
  4. Рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.

Оборудование:

  1. физическая  карта России, атлас 8 класс, контурная карта, учебник, мультимедийный проектор, презентация MS Power Point «Озеро Байкал – жемчужина России», видеоролик «Байкал».

Тип урока – урок изучения нового материала.

Структура:

  1. Организационный момент
  2. Объяснение нового материала
  3. Обобщение и закрепление
  4. Итог урока
  5. Домашнее задание

Методы:

  1. словесный,
  2. наглядный,
  3. практический,
  4. ИКТ.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Здравствуйте. Мы продолжаем изучать крупные природные районы России. Прежде чем приступить к изучению новой темы, проверим, как вы усвоили прошлые темы по природным районам России.
  2. Проверка домашнего задания (работа в контурных картах). Отметьте на контурной карте следующие объекты:

- Русская равнина (Восточно – Европейская);

- Кавказ;

- Урал;

- Западно – Сибирская равнина;

- Средне – Сибирское плоскогорье;

- Алтай;

- Западный и Восточный Саяны;

- реки: Обь с Иртышом, Енисей, Северная Двина;

- моря: Карское, Белое, Баренцево.

А сейчас, кто желает показать на карте России все природные районы, которые вы отметили у себя (один ученик работает у карты, остальные проверяют).

  1. Опережающее домашнее задание: сообщение учащимся.
  2. Изучение нового материала. Эпиграф на школьной доске:

Изведать то, чего не видел сроду, -

Глазами, ртом и кожей пить простор!

Кто в океане видит только воду -

Тот на земле не замечает гор.

В. Высоцкий

Вот теперь мы можем приступить к работе. Послушайте стихотворение М. Сергеева, а потом, я надеюсь, вы догадаетесь, о чем пойдет речь сегодня на уроке:

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал,

И сам он – величав и вечен,

В гранитной раме вырезной,

И весь – до донышка – просвечен,

И весь – до капельки – родной.

И Ангары полет строптивый,

И ветра крик, и гул турбин,

И птицы – сосны над обрывом,

И дикий ветер баргузин –

В этом, без чего не в силах

Быть далью даль и ширью ширь,

И ты немыслима, Россия,

И ты немыслима, Сибирь.

Вы определили тему нашего урока?

Да, конечно, мы будем говорить об озере Байкал – жемчужине Сибири.

На доске написаны слова: «Байкал – бесценный дар природы!» (А. Твардовский).

Итак, целью нашего урока будет: раскрыть характеристику природных условий и природных ресурсов озера Байкал; Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал; Дать представление о эндемиках озера Байкал; Рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.

Общее знакомство с озером Байкал.

В России много красивых озер. Вспомним,  что такое озеро? (Озеро – это замкнутый водоём, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении).

Организация ЮНЕСКО учредила 506 природных объектов всемирного наследия, среди которых и озеро Байкал. Оно расположено на юге Восточной Сибири.  Огромный Байкал растянулся с севера на юг на сотни километров.

? Объясните выражение «Как море чаша глубока»

  1. максимальная глубина 1620 метров;
  2. содержит 20% мировых запасов пресной воды;
  3. 60 % российских пресных вод.
  4. Солёность равна 0,1 промилле.

Итак: самое пресное, самое прозрачное, самое глубокое.

? Хотели бы побывать на Байкале и почему?

Происхождение названия озера.

- Байкал – название производят от якутского:  БАЙ – «богатый», КЕЛЬ (КЁЛЬ) – озеро – БОГАТОЕ РЫБОЙ ОЗЕРО.

- По новым исследованиям, название возникло от тюрско - монгольского слова «БАЙГААЛ» - МНОЖЕСТВО ВОДЫ.

- Буряты называют его «БАЙГААЛ – ДАЛАЙ» -  БОЛЬШОЙ ВОДОЁМ КАК МОРЕ.

Существует множество сказаний и легенд о происхождении Байкала, вот одна из них. Сообщение о Байкале подготовил ученик.

Сообщение учащегося «Легенда о Байкале».

?В каком крупном природном районе лежит озеро? (на юге Восточной Сибири).

Комплексная характеристика Байкала. (Фрагмент видеофильма озера Байкал). А сейчас просмотрим видеоролик о озере Байкал, чтобы создать комплексную характеристику этого природного комплекса.

Байкал  - крупный природный комплекс.

?Что такое природный комплекс? (Природный комплекс – территория, на которой все компоненты: рельеф, климат, почвы, растительный и животный мир находятся в тесном взаимодействии).

?Итак, используя карты атласа, составьте комплексную характеристику озера Байкал.

- Рельеф (тектоническая карта атласа стр. 10-11)

?В области, какой складчатости находится озеро Байкал? (в области байкальской и раннекаледонской складчатости).

- Климат (климатическая карта атласа стр. 14-15)

?В какой климатической области находится Байкал? (в области резко континентального климата).

?Назовите среднюю температуру июля, января. (июль  +160С; январь – 240С;). Ребята, вода в озере круглый год холодная (+100С, +120С). Замерзает озеро поздно, в конце декабря, вскрывается тоже поздно. До конца мая плавают льды.

?Какое средне-годовое количество осадков на территории озера? (600 мм. за год).

-Охарактеризуйте реки, впадающие в Байкал, используя физическую карту (в атласе стр. 4 – 5).

?Много рек  впадает в озеро? (да, впадает более 336 рек и речушек)

?А сколько вытекает? (лишь одна – река Ангара вытекает из озера)

Органический мир Байкала.

Очень своеобразен и интересен   мир Байкала. 70% растений и животных  озера - эндемики.

?Кто такие эндемики?  (Эндемики – уникальные виды растений и животных, встречающиеся только на определенной территории).

Физминутка. А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и отойти от темы. Итак, на карточках написаны географические объекты России. Ваша задача прикрепить эти объекты на карту России (Географические объекты – м. Челюскин, м. Дежнёва, река Северная Двина, п-ов Таймыр, п-ов Камчатка, Курильские острова).  

Эндемики Байкала. 

А сейчас о эндемиках  Байкала сообщения подготовили учащиеся, давайте послушаем их.

Баргузинский соболь (сообщение учащегося).

      В Байкале встречаются 1500 видов животных и свыше 1000 видов растений, большую часть которых составляют водоросли. В Байкале в настоящее время насчитывается 52 вида рыб, относящихся к 12 семействам. Так же к эндемикам относится голомянка – живородящая рыбка, не имеющая чешуи.

Сообщение о голомянке (сообщение учащегося).

Промысловое значение имеют  хариус, сиг, налим и знаменитый байкальский омуль – небольшая рыбка длиной 30-40 см.

Обитает в озере и тюлень – байкальская нерпа.

      Но Байкал не только вода и не только то, что в воде. Замечательные свойства байкальской воды, её чистота и прозрачность во многом определяется круговоротом вещества и энергии между озером и его берегами. Озеро и его побережье единый комплекс, жизнь Байкала – жизнь окружающих его берегов.

Экологические проблемы Байкала

Вот такой удивительный и неповторимый природный мир Байкала. И говоря сегодня об уникальности Байкала мы не можем не сказать о его проблемах.

Охранять Байкал – значит охранять его берега и те реки, которые несут в него свои воды.

?Какие меры по охране вод Байкала вы предложите?

? На карте в атласе (стр. 26 – 27) определите какие заповедники находятся на территории озера?  (Непосредственно на побережье Байкала находится три заповедника: Баргузинский, Байкало-Ленский, Байкальский; два национальных парка: Прибайкальский, Забайкальский; шесть заказников: Фролихинский, Кабанский, Прибайкальский, Энхэлукский, Степнодворецкий, Верхнеангарский).

Закрепление.

Соедините стрелками что чему принадлежит.

+160С

Российский запас пресной воды

20%

Средняя температура июля

0,1‰

Расположение озера Байкал

- 240С

Средняя температура января

Юг Восточной Сибири

Количество  рек

60%

Глубина

1620

Мировой запас пресной воды

336

Солёность

Итог урока

Урок я хочу закончить словами Н. Надеждиной из статьи в газете «Ленская правда»: «Наш закон гласит, что народ сам должен охранять природу – свое богатство. Народ – это мы с вами, вся наша страна – взрослые и дети!». От себя добавлю: «Охранять природу – значит охранять свою Родину!».

Домашнее задание: §

Список используемых источников:

http://otpusk.tomsk.ru/country/articles/rubric/45/101/  карта Байкала

http://baikal-viktoria.ucoz.ru/forum/62-383-4 Байкальский тюлень 

http://aquaria2.ru/node/12852 Голомянка.

http://www.magicbaikal.ru/ecology.htm  Экология Байкала

http://www.youtube.com/watch?v=BbMEPZbE4ns&feature=results_video&playnext=1&list=PLE5E3EF363A26B3FA  фильм о Байкале

География: природа России: учеб. Для 8 класса общеобразоват. учреждений/ Э.М.Раковская. – 9-е издание – М.:  Просвещение, 2006 г. – 302 стр.

География. Природа России. 8 класс: поурочные планы по учебнику Э.М. Раковской. 2 полугодие. 2 – е изд., стереотип/ авт-сост. Н.Н. Перепечева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...