Методические рекомендации по изучению регионов России
методическая разработка по географии по теме

Иванова Оксана Викторовна

Данный материал предназначен для использования при изучении в 8 классе регионов россии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение учителей географии

Методические рекомендации по изучению регионов России.

 В настоящее время определяющим является внедрение нового государственного стандарта для основной школы, который заставляет по-новому посмотреть на географическую подготовку учащихся в школе. Основным критерием качественного географического образования становятся его социальные результаты: готовность и способность выпускника творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу.

Как одно из направлений по повышению качества образования выдвигаются требования к профессиональной деятельности современного учителя. Современный учитель географии должен обладать высокой культурой, постоянно совершенствоваться, уметь проектировать образовательную среду, активно использовать информационные технологии, дистанционное обучение, выступать в роли создателя благоприятных условий для организации личностно-ориентированного, индивидуально-дифференцированного процесса обучения и воспитания, прививать интерес к самообразованию и формировать у обучаемых навыки самостоятельной работы.

Все инновационные идеи современного географического образования тесно связаны с уроком. Связующим смыслом, стержнем урока является единое интегрированное содержание предмета «География», обеспечивающего систему знаний, умений, опыта, творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру.

Главными стратегиями совершенствования урока географии являются:

  • использование собственных инновационных разработок в теории и методике обучения географии (другими словами «наращивание» собственного имеющегося опыта);
  • использование инновационных идей совершенствования урока, лежащих в основе разработок в теории дидактики и других предметных методик, и создание на их основе собственного инновационного материала;
  • использование разработанных и апробированных на практике инновационных моделей урока, соответствующих требованию времени.

В современных условиях урок географии значительно изменяется, наполняется новыми ценностными смыслами. Сегодня в руках у учителя географии находится значительный инновационный потенциал, изменяющий урок. Обилие электронных и технических средств обучения, многообразие линий учебников, педагогических технологий, красочных, объемных схем, таблиц, обилие справочной литературы, применяемых на уроке. На уроке учитель не просто излагает учебный материал, задает вопросы, проверяет усвоенное содержание, но он вводит учащихся в сложное пространство географических проблем и задач, организует работу с различными источниками географической информации, вводит в понимание ценностей и смыслов, создает ситуации взаимодействия и самореализации, ориентирует на «зону ближайшего развития» учащихся. Современный урок географии несет в себе энергию и силу диалога, благодаря которому актуализируются ценностные смыслы учащихся.

Важнейшим инновационным ресурсом урока географии являются педагогические технологии, ориентированные на достижение высокой эффективности урока. Многообразие технологий позволяет учителю сосредоточить ресурсы на их выборе и успешной реализации на практике. В преподавании географии наиболее успешно применяются технологии проблемного и проблемно-диалогового обучения, модульного обучения (не путать с блочно-модульным построением процесса конструирования содержания обучения), проектная технология, компьютерные и ИКТ-технологии, технология развития критического мышления, кейс-технологии, технология непрерывного дистанционного обучения (в том числе профильного обучения, подготовка и участие в олимпиадах и конкурсах).

Основную образовательную идею раздела «Регионы России» можно выразить известными словами Н.Н. Баранского: «В географии самое важное – выявить своеобразие каждого места».

 

Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существен но видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвя занные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затрону ли и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и за дач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии.

        В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8   классе  курса   «География   России.   Природа»,   а   в 9  классе курса  «География России.   Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход — комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь,  можно выделить две разновидности.

        Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.

        Вторая разновидность только  начинает формироваться.  Структуризация   материала  здесь  несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изучается   география   природоэксплуатирующих отраслей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.

        Для   реализации   и   первого,   и   второго   подходов  созданы  необходимые   условия:   существуют  необходимые   комплексы   учебников   и   учебных   пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный    и    апробированный    учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхода. Это вполне понятно, поскольку реальное становление  курса  «География   России»   как страноведческого    произошло   сравнительно    недавно   —   в   конце 90-х гг. XX в.

         Следует особо подчеркнуть, что Министерство образования Российской Федерации рекомендует при изучении географии своей страны отказаться от любого администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам». Методическое письмо в сб.: Программ но-методические материалы. География. 6 — 9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. — 3-е изд., перераб. — М.: Дро фа, 2000).  

        Поэтому построение современной системы обучения по курсу «География России» невозможно на основе ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структуры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, эко логизация, экономизация и др., таких научно-мето дических подходов, как территориальный, комплекс ный, типологический, исторический и т. д.

        Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического   образования в  основной школе.

В обязательном минимуме Стандарта основного общего образования по географии, основные предметные задачи сформулированы следующим образом – изучение географических особенностей районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток.

В требованиях к уровню подготовки выпускника указано, что ученик должен:

  • знать/понимать особенности районов России (ее природы, населения, основных отраслей хозяйства);
  • знать/понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.

На основе материалов Стандарта была разработана Примерная программа основного общего образования по географии, в которой прописано основное учебное содержание по разделу «Регионы России»:

«Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия».

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:

  • Особенности природы, населения и хозяйства Северо-Запада, Севера, Центральной России, Урала, Поволжья, Юга России, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока.
  • Определение региона (субъекта) РФ по краткому описанию.
  • Анализ и объяснение структуры хозяйства и специализации отдельных территорий.
  • Анализ геоэкологических ситуаций.
  • Анализ и объяснение демографических ситуаций.

        Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

        Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».

        Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит  138часов (по 70 часов в 8кл.  и 68 часов в 9 классе), 2 часа в неделю.

        В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы,  работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

        

        Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения,  исследовательского методов обучения.

        Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Анализ заданий ГИА и ЕГЭ по предмету позволяет сделать следующие выводы: Выпускники не знают названия крайних точек границ страны,ошибаются, перечисляя моря, омывающие Россию с севера и востока. Трудным оказалось задание, где требовалось выбрать наиболее сейсмоопасный район из перечисленных, т.е. ученики затрудняются применять теоретические положения для объяснения конкретных фактов сейсмической активности отдельных территорий. С заданием на определение по картосхеме природных зон начальных и конечных точек некоего маршрута справились лишь 47% учащихся. Наиболее трудным оказалось задание, в котором положение природной зоны требовалось определить на профиле Восточно-Европейской равнины по линии Санкт-Петербург - Астрахань. Его выполнение требует умения анализировать комплексную информацию, представленную графически, т.е. применить знания в измененной ситуации.

Хуже усвоены знания о естественном и механическом движении населения. Лишь 60% выпускников правильно представляют, что для большинства регионов РФ характерна естественная убыль населения, а положительный естественный прирост характерен для Дагестана и Ингушетии; что территориями с миграционным оттоком являются регионы Севера. Наиболее  трудным оказалось задание, связанное с определением региона с миграционным приростом. Менее 50% выпускников правильно представляют отношение основных народов России к языковым семьям.

В заданиях, посвященных общей характеристике хозяйства России, проверялось качество знаний об отраслевой и территориальной структуре хозяйственного комплекса. Школьникам  предлагалось назвать главные районы размещения основных отраслей, указать их крупные центры; объяснять (повышенный уровень) особенности географии отраслей, факторы размещения. Качество знаний выпускников по географии промышленности в целом выше, чем по географии  сельского хозяйства. Наибольшее количество ошибочных ответов учащиеся допустили по вопросам географии животноводства, особенно молочного. Наиболее трудным оказалось задание с указанием на карте районов с высокоразвитым молочным скотоводством. Применить знания о зональной специализации сельского хозяйства для показа на карте районов распространения основных сельскохозяйственных культур смогли лишь около половины выпускников.

Три задания базового уровня были посвящены контролю усвоения вопросов о природе населении и хозяйстве географических районов. Ниже качество знаний о географических осе бенностях Северо-Запада, Европейского Севера, Центральной России. Затруднения у выпускников вызывают также вопросы, связанные с географическими особенностями Поволжья. Ответы выпускников заметно различаются по знанию центров промышленности, но в целом также  не достигают высоких результатов. Хуже выпускники представляют центры химической промышленности (18%).

Итак, для интенсивной и эффективной подготовки к  ГИА и ЕГЭ по географии учителю будут полезны следующие методические рекомендации и приемы:

-    выделить базовые знания и умения;                                                               

-учебную информацию, которая требует прочного запоминания, следует заключать представлять учащимся в виде логически законченных и коротких содержательных линий;

-согласовывать частоту повторений с закономерностями забывания учебной информации;

-следить за логикой изложения учебного материала, обращая внимание учащихся на те вопросы, которые вынесены в экзаменационную работу ЕГЭ;

-помнить, что главным средством упрощения знаний является их многократное самостоятельное повторение учащимися;    

-добиваться глубокого и прочного усвоения каждым учеником не всего, что изучается на уроке, а главного, что соответствует требованиям государственного образовательного стандарта;

-осуществлять повторение и закрепление изученного так, чтобы активизировать не только память, но и другие психические процессы, прежде всего мышление, а также чувственный опыт учащихся;

-находить новые схемы повторения изученного, предоставляя ученикам возможность рассматривать изучаемые вопросы с разных позиций;                            

-постоянно повторять ранее изученный материал в новом, т.е. активно устанавливать     внутрипредметные связи, как по содержанию, так и по способам деятельности;

-отказываться от однообразных и утомительных видов работы, поскольку их развивающий эффект незначителен;

-систематически организовывать работу с географической картой.

  

        

Вниманию учителей предлагается методика комплексного изучения регионов на примере темы «Европейский Север» с использованием ИКТ (информационно-коммуникационных технологий).

 

Комплексный подход при изучении геопространства

Развитие у учащихся целостного представления о геопространстве очень важно при том огромном, бессистемном и дробном  потоке информации, в который «погружены» дети и который формирует у них мозаичную картину мира.

В соответствии с целями и направлениями модернизации образования реализуется новая концепция содержания географического образования с 
переходом от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к интегрированному курсу.

В региональном разделе курса «География России» комплексный подход создает условия для понимания географических районов как целостных природно-общественных пространств. Комплексный подход задает определенную стратегию изучения региона и обусловливает интеграцию не только физической и общественной географии, но и научного и гуманитарного знания.

Опираясь на комплексный подход, изучение любого региона целесообразно начинать с его целостного видения (1 этап), а затем перейти  от целого к его частям через исследование структуры региона (2 этап), а потом опять  к пониманию его целостной организованности (3 этап).

1этап изучения – выделение региона из среды на основе его отличительных свойств.
На первом этапе  важно показать уникальность, выделенность региона в пространстве страны, поскольку представление о целостности объекта возникает только тогда, когда он рассматривается извне, из среды, в составе которой он функционирует как самостоятельное образование.

2 этап  изучения: характеристика свойств и внутренних структурообразующих связей региона, определяющих его целостность
Целостность любого объекта определяется постоянными взаимосвязанными характеристиками: сущностью и структурой. Эти характеристики составляет основу образа региона, который складывается из его  свойств  и  взаиморасположенности его частей.

Смысловые блоки темы

Продол-житель-ность (мин.)

Формы деятельности

1-й урок

1) Выделение региона в рамках Западного макрорегиона

5

Фронтальная

2) Изучение отличительных свойств региона

10

Групповая

3) Рассмотрение основных свойств региона, выявление связей между ними

25

Фронтальная

4) Обсуждение различных вариантов стратегии освоения северных территорий

5

Фронтальная

2-й урок

5) Знакомство с концепцией опорного каркаса территории

5

Фронтальная

6) Изучение истории строительства одной из транспортных магистралей

10

Фронтальная, затем групповая
+ индивидуальная

7) Построение модели основных транспортных магистралей региона на контурной карте

10

Фронтальная

8) Решение географической задачи по определению городов Европейского Севера на основе использования различных источников информации

5

Групповая

9) Построение модели опорного каркаса территории

10

Фронтальная

10) Обсуждение стратегии освоения Европейского Севера

5

Фронтальная

3-й урок

11) Выявление значения региона в пространстве России

20

Фронтальная

12) Проверка сформированности знаний и умений учащихся

20

Индивидуальная

13) Подведение итогов изучения региона

5

Фронтальная

3 этап изучения – восстановление целостности видения региона в контексте российского пространства и российской истории 
На заключительном этапе изучения объект вновь должен рассматриваться как часть пространственной системы более высокого порядка, которая, с одной стороны, определяет необходимые и достаточные условия для его существования, с другой – связана со своей частью множеством обратных связей (генетических, функциональных, пространственных). Такой средовой подход необходим для понимания значения любого природно-хозяйственно-культурного региона в пространстве России (Земли).

На сайте приводится вариант  изучения  Европейского Севера на основе представленной выше логики комплексного изучения региона.

Если на изучение темы отводить три урока (по 45 минут), то этапы учебной деятельности можно представить следующим образом:

 

Мы не останавливаемся подробно на формировании у учащихся положительной мотивация к учебной деятельности, но необходимо помнить, что в подростковом возрасте познавательные мотивы, хотя и сохраняются, однако уступают место социальным и узколичностным, поскольку на первый план выходят задачи осмысления мира, его оценки, самооценки, и т.п. Поэтому целесообразно использовать индивидуальный опыт школьников, опираться на их творческие потребности, потребности самоопределения и самоутверждения, показывать значимость учебного материала для их личного развития, а также заинтересовывать школьников совместным выполнением работы, общением, отражающим их социальные потребности.

1-й урок

1 этап - выделение региона из среды (пространство России) на основе его отличительных свойств.

1) Выделение региона. Планируемый результат: учащиеся должны уметь определять границы региона,  выявлять характерные черты Европейского Севера.

Первый урок начинается с вопроса: «Какие города, территории, располагающиеся на севере Восточно-Европейской равнины, вы знаете? В каких из них бывали вы сами, ваши родственники?» Ответы учащихся помогают определить границы региона (чуть позже состав региона уточняется по карте). Выделение Европейского Севера в составе Западного макрорегиона происходит с помощью поиска его отличительных свойств: девятиклассникам предлагается подобрать характеристики с помощью определения «самый» (см. презентацию «Европейский Север самый ...» слайды №1, №2). Школьники называют: самый холодный, самый лесной, самый большой по площади, самый богатый, самый малоосвоенный, самый водный, самый морской, самый заболоченный и т.д. Эти характеристики, их взаимосвязи в дальнейшем рассматриваются более подробно и образуют основу, вокруг которой организуется учебный материал.

Таблица "Этапы учебной деятельности"

2 этап - изучение внутренних структурообразующих связей региона, определяющих его целостность.

2) Изучение свойств региона. Планируемый результат: учащиеся, используя информационные и коммуникационные умения, на основе презентации должны уметь охарактеризовать одно из свойств региона.

Для того, чтобы углубить знания об отличительных свойствах Европейского Севера школьникам предлагается подробнее изучить характеристики региона, используя материалы пяти презентаций: «Самый северный», «Самый холодный», «Самый лесной», «Самый богатый», «Самый малоосвоенный».

Школьники делятся на пять групп (примерно по четыре человека), остальные учащиеся выполняют индивидуальные задания (вопросы даны ниже).

Группы должны работать одновременно. Если в классе всего один компьютер, то можно раздать распечатанные на бумаге макеты страниц презентаций, с тем, чтобы ребята могли подготовиться к показу ее электронной версии. Презентации «Самый северный» и «Самый малоосвоенный» содержат наиболее сложные вопросы и задания, поэтому можно либо создать еще две дополнительные дублирующие группы, либо некоторые сложные (объемные) задания поручить отдельным учащимся.

Итоговым результатом работы каждой группы станет характеристика одного из свойств Европейского Севера, составленная на основе вопросов и заданий презентации и сопровождаемая ее показом с целью раскрытия перед одноклассниками одной из черт изучаемого региона.

Учебный материал презентаций организуется таким образом, что необходимо доказать, что Европейский Север - действительно самый северный (холодный, лесной, богатый, малоосвоенный) и ответить на ряд вопросов, выявляющих причинно-следственные и смысловые связи между объектами, явлениями и процессами.

Слайды для презентаций подбираются красочные, с целью формирования яркого зрительного образа пространства, демонстрации его «отличительности» от других российских регионов.

Вопросы презентации №1«Самый северный»:

1. Вызовет ли у кого-нибудь сомнение северное положение Европейского Севера?
2. Рассмотрите карту, на которой даны названия географических объектов, со словом «северный».
3. Попытайтесь сгруппировать «северные» названия по определенным признакам.
4. Наполните схему «северными» названиями таким образом, чтобы можно было бы составить географическую характеристику этой территории.
5. Какие географические особенности не нашли отражения в «северных» названиях?

Представление региона через «северные» названия связывает воедино объекты физической и общественной географии, научное знание, представленное: в географических понятиях (Северный полярный круг), объектах (Северный Ледовитый океан и др.), явлениях (Северо-Атлантическое течение) и гуманитарное знание («Северная Лавра», «Северная Венеция»). Образ любого региона необходимо формировать на основе интегрированное научного и гуманитарного знания, сочетающего природные, социально-экономические, политические и культурные аспекты.

Вопросы презентации № 2 «Самый холодный»:

1. Если бы Вам потребовалось доказать, что самый холодный район в Европейской части России - Северный, то какие аргументы Вы бы использовали?
2. Объясните, какое из приведенных ниже доказательств суровости климата Вы поставите на первое место?
3. Если бы Вы попали на Европейский Север, то по каким признакам Вы бы определили, что климат этой территории холодный и суровый?
4. Какие еще признаки могут свидетельствовать о суровости климата этой территории?

Вопросы презентации № 3 «Самый лесной»:

1. Какой информацией лучше всего воспользоваться, чтобы доказать, что Север - самый лесной район Европейской части России?
2. Объясните, какое влияние оказывают таежные леса на компоненты природы и образ жизни людей?
3. Является ли лесная промышленность основной отраслью специализации Европейского Севера?
4. Как Вам кажется, может ли «лесная» специализация погубить северные леса?

Вопросы презентации № 4 «Самый богатый»:

1. Изучив карту, попробуйте выделить «богатые» территории Европейского Севера.
2. Как Вы думаете, есть ли «бедные» территории на богатом Севере?
3. Попробуйте составить два списка «Чем богат богатый Север?», «Чем беден богатый Север?»
4. Как Вам кажется, почему люди уезжают с богатого Севера?
5. Каково Ваше мнение, когда Север будет привлекателен для жизни?

Вопросы презентации № 5 «Самый малоосвоенный»:

1. Как Вы думаете, что послужило причиной освоения Европейского Севера?
2. Можно ли утверждать, что современная специализация Европейского Севера сложилась в эпоху Петра I?
3. Какие основные виды деятельности северян были изображены на обелиске Севера?
4. Стал ли Север индустриальным краем?
5. Действительно ли Европейский Север - малоосвоенный регион?

Тем учащимся, которые не принимают участия в выполнении групповой работы, предлагается письменно ответить на один из вопросов:

  • Много ли у Севера воды? И можно ли ее сделать предметом экспорта?
  • Болота - наказание или благо для Севера?
  • Почему на Европейском Севере городов мало, а доля городского населения - высока?
  • Как Вы думаете, почему Финляндия от экспорта продукции лесного комплекса получает значительно больше доходов, чем наша страна?
  • О чем, обычно, говорят большие размеры региона с точки зрения экономической географии? (Наиболее полные и интересные ответы на эти вопросы можно будет озвучить на следующих уроках)
  • Можно ли считать Европейский Север - Сибирью в миниатюре? (Этот вопрос на сравнение Европейского Севера с Сибирью служит для обнаружения сходства и различия этих объектов и подготовит переход к изучению Восточного макрорегиона).

* Составьте модель взаимосвязей между важнейшими выделенными свойствами Европейского Севера. Выполненная модель поможет:

- учащимся обобщить материал по основным свойствам региона;
- учителю выйти на мотивационную установку темы (подробнее см. ниже).

Таблица "Этапы учебной деятельности"

3) Рассмотрение основных свойств региона, выявление связей между ними. Планируемый результат: учащиеся должны понимать взаимосвязь свойств региона.

После подготовки группы выступают со своими презентациями, очередность которых выстроена в логике раскрытия связей между основными свойствами региона. После показа всех презентаций, с целью систематизации знаний о свойствах региона, один из учащихся, выполнявший задание со звездочкой, представляет созданную им модель взаимосвязанности характеристик Европейского Севера. Один из ее вариантов дан в презентацию «Европейский Север самый ...» слайд №3). Эта модель, поможет выявить ядро образа Европейского Севера на основе связей между его важнейшими характеристиками.

На рассмотрении несоответствия между богатством региона природными ресурсами и его освоенностью строится тактика изучения Европейского Севера на втором уроке.

Таблица "Этапы учебной деятельности"

4) Обсуждение различных вариантов стратегии освоения северных территорий. Планируемый результат: учащиеся должны понимать различия в целях и подходах к освоению северных территорий в разные исторические периоды.

В конце урока учитель знакомит девятиклассников с различными стратегиями освоения Севера и обсуждает со школьниками положительные и отрицательные стороны этих подходов.

На первом уроке одновременно с формированием образа региона начинается работа над темами, проходящими красной нитью через изучение конкретного региона и способствующими интеграции знаний о нем:

- «Какова была, есть и будет стратегия освоения Севера?» (Как мы владеем тем, что имеем?)
- «Согласны ли Вы с мнением, что Европейский Север в истории страны сыграл роль хранителя русской духовности?»

По содержанию первый вопрос перекликается с учебным материалом презентаций и на следующем уроке станет основой для изучения территориальной структуры региона; вокруг второго вопроса будет строится материал на третьем уроке.

Таблица "Этапы учебной деятельности"

2-й урок

5) Знакомство с концепцией опорного каркаса территории. Планируемый результат: учащиеся должны понимать суть концепции,

Вначале второго урока, посвященного территориальной структуре региона, учащиеся вспоминают рисунок дорожной сети России и расположение городов-миллионеров (можно использовать интерактивную карту «Транспорт России»).

Учитель знакомит девятиклассников с концепцией опорного каркаса территории, состоящего из дорог и городов, формирующих территорию и являющихся ее экономическим остовом. В рисунке опорного каркаса отражаются ее основные географические особенности: ЭГП, характер отраслевой и территориальной структур, уровень экономической зрелости. Иллюстрировать эти положения концепции можно на примерах рисунка опорного каркаса Центральной и Южной России, чтобы на следующем этапе учащимся стали бы более понятны особенности территориальной структуры Европейского Севера.

Таблица "Этапы учебной деятельности"

6) Изучение истории строительства одной из транспортных магистралей. Планируемый результат: учащиеся должны понимать особенности формирования дорожной сети Европейского Севера.

При выявлении территориальной структуры Европейского Севера, школьники (используя карту по истории России) вспоминают направления, по которым шло освоение этого края, отмечая древние речные и морские пути на контурной карте (фронтальная деятельность (2-3 мин.)).

Затем, разбившись на группы по четыре человека, учащиеся (на основе краткой информации) составляют сообщения об истории строительства одной из важнейших транспортных магистралей. Список важнейших транспортных магистралей:

1)     железная дорога на Архангельск,
2)     железная дорога на Мурманск,
3)     железная дорога на Воркуту и далее к Оби,
4)     Беломорско-Балтийский канал,
5)     Северный морской путь,
6)     основные нефте- и газопроводы.

Параллельно с работой групп некоторые ученики выполняют индивидуальные задания, отвечая на вопросы:

  • Как Вы думаете, Европейский Север - морской или континентальный регион? Объясните свою точку зрения.
  • Изменилась ли роль речных путей в ходе освоения этой территории? Объясните свою точку зрения.
  • Как Вы думаете, влияет ли лесная промышленность на формирование территориальной структуры региона? Объясните свою точку зрения.

* Попробуйте предугадать, где и почему будут проложены новые транспортные магистрали на Европейском Севере. Объясните свою точку зрения. (Эту работу можно предложить доделать дома, а результат представить на следующем уроке, когда речь пойдет о роли Европейского Севера в экономике страны)

Ответы на вышеперечисленные вопросы дополнят учебный материал о формировании дорожной сети, о сооружении важнейших транспортных магистралей Европейского Севера.

7) Построение модели основных транспортных магистралей региона на контурной карте. Планируемый результат: учащиеся должны понимать рисунок дорожной сети Европейского Севера, отражающий географические особенности региона.

Представители от каждой группы делают краткие сообщения о сооружении важнейших транспортных магистралей Европейского Севера. В это время остальные учащиеся отмечают эти магистрали на контурной карте, а также те ресурсы и исторические события, которые повлияли на строительство северных магистралей.

После рассмотрения рисунка дорожной сети (как составной части опорного каркаса) логичен переход к изучению городов региона. И первым шагом этого перехода будет попытка предугадать, где и почему на транспортных путях должны были возникнуть крупные населенные пункты.

Таблица "Этапы учебной деятельности"

8) Решение географической задачи по определению городов Европейского Севера на основе использования различных источников информации. Планируемый результат: учащиеся должны уметь определять город по отражению его особенностей в различных источниках географической информации.

Для этой цели используются рисунки гербов, планы (аэрофотоснимки) и фотографии достопримечательностей северных городов. Список городов: 1) центры субъектов: АрхангельскМурманскПетрозаводскВологдаСыктывкарНарьян-Мар; 2) важные экономические центры: ЧереповецВоркутаПечораАпатитыКировск; 3) центры культурного наследия: ВалаамВеликий УстюгОлонец и др. 

Материал о северных городах подбирается и организуется учителем таким образом, чтобы учащиеся могли самостоятельно получить знания о географическом положении, специализации, культурном наследии городов.

Может быть несколько вариантов организации работы по определению городов:

- в парах с целью определения наибольшего числа городов;
- в группах (по три человека) с целью нахождения наибольшего числа подсказок, указывающих на определенный город и др.

Таблица "Этапы учебной деятельности"

9) Построение модели опорного каркаса территории. Планируемый результат: учащиеся должны знать столицы субъектов РФ, входящих в Европейский Север, его крупнейшие города, уметь определять их важнейшие функции и специализацию.

Каждая пара (группа), определив город по соответствующей презентации, рассказывает о его особенностях одноклассникам, которые наносят этот город на свою контурную карту. Те ребята, которые бывали в этом городе, могут поделиться своими впечатлениями о нем.

Города, как центры прилегающей к ним территорий, отражают особенности близлежащего пространства. Учитель, воспользовавшись этой особенностью, может дополнить ту информацию, которая прозвучит из уст девятиклассников.

Изучение дорожной сети и крупнейших городов Европейского Севера, составляющих его опорный каркас через построение его модели является важнейшим условием понимания территориальной структуры хозяйства региона.

Таблица "Этапы учебной деятельности"

10) Обсуждение стратегии освоения Европейского Севера. Планируемый результат: учащиеся должны понимать объективные трудности в освоении северных территорий, уметь объяснить экономическую политику по развитию этого пространства и его отдельных территорий.

В конце урока подводится итог проделанной работе и вновь перед учащимися ставится вопрос «Как мы владеем тем, что имеем?» (Какова была, есть и может быть стратегия освоения Севера?)

Ответ на этот вопрос поможет выйти в аксиологическое (ценностное) пространство: как люди относятся к своему труду, к земле, на которой живут, какова политика государства по отношению к жителям северных территорий, природным богатствам и т.д.

Если учащиеся (в качестве опережающего задания) смогут найти материал о политике Канады (Норвегии, Швеции) по освоению своих северных территорий, то можно будет сравнить ее с российской.

В качестве домашнего задания девятиклассникам предлагается провести мини-исследование «Кому (чему) поставлено больше всего памятников на Европейском Севере» с использованием материала учебников, путеводителей, Интернет, а также воспоминаний побывавших на севере людей. Эта работа поможет учащимся увидеть роль Европейского Севера в истории страны, осмыслить его значение для русской и мировой культуры.

3 этап изучения региона - восстановление целостности видения региона в контексте российского пространства и российской истории.

Учебный материал может касаться различных вопросов развития региона:

- настоящего и/или будущего значения региона в российской экономике, прогнозируемое уже сейчас и той роли, которую регион будет играть в развитии всей страны;
- типичности процессов и общности решаемых проблем для всего российского пространства, его отдельных территорий (например, проблемы развития зоны Севера);
- социокультурной значимости региона в приделах страны (мира) и др.

Изучение духовных и материальных культурных ценностей способствует формированию культурной памяти у школьников. Именно поэтому на заключительном этапе изучения Европейского Севера, учебный материал структурируется вокруг культурного и природного наследия Европейского Севера и способствует интеграции знаний, значений и личностных смыслов.

Таблица "Этапы учебной деятельности"

3-й урок

11) Выявление значения региона в пространстве России. Планируемый результат: учащиеся должны понимать роль, которую играет регион в экономическом, политическом, военном, культурном пространстве страны.

После сообщения итогов мини-исследования «Кому (чему) поставлено больше всего памятников на Европейском Севере», школьникам предлагается посмотреть презентацию на эту тему и высказать свое мнение - «Согласны Вы с тем, что в истории страны Европейскому Северу отводят роль хранителя русской духовности?» Дальнейшее обсуждение этой темы, темы памяти, сохранения самого ценного,  важно для формирования ценностного отношения к окружающему Миру и самому себе. С целью перевода учебного материала в область личностной значимости девятиклассникам предлагается подумать над вопросами: «Что для Вас является ценностью?», «Что Вы сохраняете и хотели бы сохранить в своей жизни?» Размышление учащихся над вопросами человеческих ценностей, является основой воспитания.

Таблица "Этапы учебной деятельности"

12) Проверка сформированности знаний и умений.
При проверке знаний и умений учащихся, в первую очередь, необходимо ориентироваться на раздел Природно-хозяйственное районирование России федерального компонента государственного стандарта, в котором прописан обязательный минимум содержания по региональному разделу: Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных районов и регионов (в т.ч. Севера). Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.

Таблица "Этапы учебной деятельности"

13) Подведение итогов изучения темы. На этом этапе важно не столько обобщить изученный материал, показав, какие знания приобрели учащиеся, сколько подвести итоги учебной деятельности всего класса и отметить те успехи, которых добились отдельные ученики (группы). С целью развития  рефлексивной деятельности учащихся важно обратить внимание девятиклассников на то, как они организовывали свою работу и как они сами ее оценивают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методические рекомендации к изучению темы "Чередующиеся гласные А-О в корнях слов"

Статья рекомендована учителям-практикам при изучения темы "Чередование гласных А-О в корнях слов". Опыт показывает, что учащиеся испытывают определённые трудности в усвоении правил написания сло...

Библиография работ (монографий, книг для учителя, учащихся, методических рекомендаций) по изучению творчества М.И. Цветаевой в школе.

При изучении творчества Марины Цветаевой наша работа окажется вам  кстати. При написании рефератов, докладов, сообщений и т.п. вы с легкостью сможете найти необходимую информацию, обратившись к п...

Методические рекомендации по изучению и воссозданию (реконструкции) народного костюма в школе

Цель данных « Методических рекомендаций…»:Практическая помощь  учителям и педагогам дополнительного образования в организации проектной деятельности учащихся, при изучении этнокультурного к...

Методические рекомендации по изучению биологии с использованием УМК «Биология 5 класс и учетом требований ФГОС основного и общего образования

ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РАСКРЫВАЮЩИЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ  ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ Для  реализации ФГОС в массовой  педагогической ...

Методические рекомендации по изучению раздела русского языка «Словообразование» в 5 классе по УМК Львовой С. И

Разработанные рекомендации оценены дипломом 1 степени в рамках районного конкурса профессионального мастерства «Инновационные образовательные технологии в современном уроке (занятии) – 201...

Методические рекомендации по изучению КОТР местного значения.

Методические рекомендации по изучению КОТР (Ключевых орнитологических территорий)         окажут помощь учителю, который занимается с детьми орнитологией. Такая...

Методические рекомендации по изучению дисциплины Информатика и ИКТ

Методические рекомендации по изучению дисциплины "Информатика и ИКТ" предназначены студентам 1 курса специальности  100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»....