Методические рекомендации по изучению КОТР местного значения.
статья по теме

Методические рекомендации по изучению КОТР (Ключевых орнитологических территорий)         окажут помощь учителю, который занимается с детьми орнитологией. Такая территория позволяет заниматься исследовательской работой на небольшом участке реки или др. водоемах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по изучению КОТР местного значения.

 Гутор Галина Николаевна, учитель географии МКОУ СОШ №4 с. Киевка, Апанасенковского района, Ставропольского края.

      Одним из актуальных для современной школы направлений является   внеклассная работа. Она позволяет наиболее полно учесть индивидуальные и психологические особенности учащихся, их интересы и жизненный опыт.  Выполняя исследования, проводя наблюдения, школьники входят в тесный контакт с живой природой, которая захватывает душу ребёнка, сохраняет её чистоту и чуткость.

          Проведённые в последние годы исследования показали, что главной причиной исчезновения птиц является не только их прямое истребление, но и уничтожение местообитаний. Поэтому эффективным методом охраны птиц является сохранение ценных природных территорий, необходимых для их выживания. Один из широко распространённых типов ценных территорий – ключевые орнитологические территории (КОТР).

            КОТР – это территории, имеющие важнейшее значение для птиц в качестве мест гнездования, линьки, зимовки и места массовых остановок мигрирующих птиц. В первую очередь к ним относятся:

          места обитания видов, находящихся под глобальной угрозой     исчезновения;

          места с относительно высокой численностью редких и уязвимых видов;

         места обитания  значительного числа эндемичных видов;

         места формирования крупных гнездовых, линных, пролётных, зимовочных и других скоплений птиц.

           Сохранение достаточного количества ключевых орнитологических территорий должно обеспечивать выживание птиц, даже если окружающие их участки будут значительно преобразованы хозяйственной деятельностью человека.

        Учащиеся нашей школы стали  хранителями  КОТР на небольшом участке реки Дунда, которая протекает через село Киевка, Апанасенковского района Ставропольского края.  Здесь местные жители ловят рыбу,  ученые-орнитологи проводят  профессиональные исследования,  это удачное место проведения экскурсий для детей. В пойме реки находятся обширные пастбищные ресурсы.  Эта территория, имеет важнейшее значение для птиц в качестве мест гнездования, линьки, зимовки и места массовых остановок мигрирующих птиц.

 Формы работы:

  • агитационно-пропагандистская;
  • орнитологические наблюдения;
  • поиск редких видов птиц и сбор информации о них;
  • изучение пролёта птиц;
  • участие в массовых акциях СОПР;
  • исследовательская деятельность.

    Образовательный процесс достигается следующими методами обучения:

  • теоретическими (изучением и анализом специальной и методической литературы),
  • иллюстративными (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала, работа с определителем),
  • проблемными (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения),
  • эмпирическими (наблюдением, описанием, измерением, экспериментом, анализом причинно-следственных связей, обобщением материала);
  • статистическими  (анализом и обработкой результатов исследований).

 Формы участия в движении хранителей КОТР:

  1. Агитационно-пропагандистская работа, информирование населения о программе КОТР. Через средства массовой информации ведется разъяснительная работа с населением. Важной частью такой работы  является художественное творчество, демонстрирующее красоту мира птиц.

        Проведение орнитологических наблюдений. Наблюдать птиц можно в течение всего года. Самым распространённым и простым способом наблюдения является экскурсия. Наблюдать можно за сроками прилёта и отлёта птиц, за поведением птиц и т.д. Если эти наблюдения будут являться системными, многолетними, то они обязательно позволят выявить какие-либо закономерности и будут являться хорошим материалом для исследовательских работ. Например, наблюдая за весенней миграцией гусей можно установить зависимость сроков пролёта от погодных условий, выявить три группы гусей: транзитных, местных и отдыхающих, построить розу миграций. Значение таких наблюдений велико, они позволяют видеть важные процессы в жизни птиц и делать выводы.

         Поиск редких видов птиц и сбор информации для кадастра животного мира осуществляется на основе различных методик – анкетирования, опросов местного населения, проведения районных конкурсов исследовательских работ. История многих ключевых орнитологических территорий начиналась с рассказов местных жителей о встречах с редкими птицами.

Изучение пролета. В силу достаточной простоты методики и массового материала изучение пролёта может стать темой школьных исследовательских работ.

                    Участие в акциях Союза охраны птиц России («Птица года», «Всемирные дни наблюдений птиц» и др.) Проведение биотехнических мероприятий (подкормка, развешивание искусственных  гнездовий и т.д.)  Праздник «День журавля».

       Этот праздник проводится в начале сентября. Формы проведения его могут быть различными: отчёт о собранной информации по журавлям за год; чтение стихов; исполнение песен, народных частушек, пословиц, поговорок; театрализованные представления сказок и басен и т.д.

           

  Международные дни наблюдения птиц (по нечётным годам – Всемирные).

         Непосредственное участие в акции состоит в том, что уч-ся в назначенные даты ведут наблюдения за птицами в природе, отмечая число особей каждого встреченного вида птиц. По результатам наблюдений заполняется анкета, которая направляется в Координационный центр СОПР, где результаты наблюдений централизованно обрабатываются.

         На подготовительном этапе акции на занятиях кружка необходимо провести теоретическое занятие: встреча с какими видами птиц наиболее вероятна; поработать с определителями птиц; прослушать со звукового носителя голоса птиц и практическое – пройти маршрутом с детьми, считая всех встреченных птиц.

        Акция «Птица года».

     Информация о птице года собирается в течение всего года. Собранный материал необходимо обязательно оформить. Формы отчёта могут быть разными: реферат, стенгазета, фотоконкурс, конкурс рисунков, стихов, сказок, пословиц, поговорок, загадок. Можно оформить альбом, в который  поместить всё перечисленные ранее пункты. Лучшим результатом будет  исследовательская работа. Птица  2012 года является  варакушка. Для того чтобы полнее собрать информацию о птице года и не перегрузить учащихся, эффективнее будет разбить детей на группы. Одни собирают пословицы и поговорки и т.д., другие собирают биологический материал о миграциях и биологических особенностях птицы.

Основная цель проекта «Весна идет!» – сбор информации о том, когда перелетные птицы возвращаются к местам своего гнездования.  Наблюдение за  видами  Международного  интернет- проекта «Весна идёт».

 Выбранные  виды проектом «Весна идет!» – обыкновенная кукушка, деревенская ласточка, черный стриж , белый  аист и золотистая щурка.  В этот период  необходимо внимательно наблюдать за окружающей  природой и, как только  происходит встреча с этими видами , отмечается дата наблюдения. Считать птиц не обязательно.

 Затем заполняется анкета на сайте международного проекта «Весна идет!» (адрес сайта: www.springalive.net). На этом сайте  можно посмотреть результаты двумя способами: на карте или в таблицах. Картина прихода весны, постоянно дополняемая информацией все новых и новых участников проекта, изменяется ежедневно. Результаты, приводимые в таблицах, обновляются в режиме реального времени.

ТАБЛИЦА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ПРИЛЕТОМ ПТИЦ

                               

Ласточка

Кукушка

Щурка

Стриж

Дата

встречи

Место встречи

Фамилия,

имя

В таблице фиксируем четыре вида птиц, т. к. аисты в нашей местности не живут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методические рекомендации к изучению темы "Чередующиеся гласные А-О в корнях слов"

Статья рекомендована учителям-практикам при изучения темы "Чередование гласных А-О в корнях слов". Опыт показывает, что учащиеся испытывают определённые трудности в усвоении правил написания сло...

Библиография работ (монографий, книг для учителя, учащихся, методических рекомендаций) по изучению творчества М.И. Цветаевой в школе.

При изучении творчества Марины Цветаевой наша работа окажется вам  кстати. При написании рефератов, докладов, сообщений и т.п. вы с легкостью сможете найти необходимую информацию, обратившись к п...

Методические рекомендации по изучению и воссозданию (реконструкции) народного костюма в школе

Цель данных « Методических рекомендаций…»:Практическая помощь  учителям и педагогам дополнительного образования в организации проектной деятельности учащихся, при изучении этнокультурного к...

Методические рекомендации по изучению биологии с использованием УМК «Биология 5 класс и учетом требований ФГОС основного и общего образования

ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РАСКРЫВАЮЩИЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ  ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ Для  реализации ФГОС в массовой  педагогической ...

Методические рекомендации по изучению раздела русского языка «Словообразование» в 5 классе по УМК Львовой С. И

Разработанные рекомендации оценены дипломом 1 степени в рамках районного конкурса профессионального мастерства «Инновационные образовательные технологии в современном уроке (занятии) – 201...

Методические рекомендации по изучению регионов России

Данный материал предназначен для использования при изучении в 8 классе регионов россии...

Методические рекомендации по изучению дисциплины Информатика и ИКТ

Методические рекомендации по изучению дисциплины "Информатика и ИКТ" предназначены студентам 1 курса специальности  100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»....