Рабочая программа по ФГОС по географии
рабочая программа (география, 5 класс) по теме

Курбатова Людмила Францевна

Рабочая программа по ФГОС по географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_fgos.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

Дата планируемая

Дата фактическая

Тема урока

Количество часов

Содержание

Новые понятии и термины.

Оборудование. Карты.

Практические работы

обучающие Итоговые

Использование

ИКТ

Проектная деятельность

Домашнее задание

Введение. Географическое познание нашей планеты

3

.

1

Значение географии в жизни людей

1

Как работать с учебником географии для 5 класса?

География. Географические  объекты.

 Работа с учебником

2

 География - одна из наук о планете Земля.

1

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии

Географические процессы и явления. Географическая оболочка.

Глобус. Карта полушарий.

Обучающая практическая работа №1. Наблюдение географических объектов своей местности.

Изучение правил работы с «Дневником географа-следопыта».

Сборка модели и проведение опыта, показывающего шарообразность Земли.

Проект описание памятников природы своей местности. Стр. 10 видео- география.

&1 стр.9-10.

3.

Наблюдения – метод географической науки

1

Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдение – способ изучения географических объектов и процессов.

Наблюдение.

Глобус. Карта полушарий.

 Обучающая

практическая работа №2

Измерение «земных окружностей» (экватора, двух противоположных меридианов) по глобусу, чтобы убедиться в том, что  глобус – наиболее точная модель Земли.

Проект. Презентация о древних астрономических инструментах. Стр. 13 видео- география.

&2 стр.13.

Раздел I.  Земля как планета Солнечной системы.

4 часа

4.

Земля среди других планет Солнечной системы.

1

Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования.

.Солнечная система. Земная группа планет. Полярный радиус. Экваториальный радиус. Глобус.

Глобус. Карта полушарий.

 Обучающая

практическая работа №3

Измерение «земных окружностей» (экватора, двух противоположных меридианов) по глобусу, чтобы убедиться в том, что  глобус – наиболее точная модель Земли.

Презентация о различных гипотезах происхождения Земли. Стр.18. видео- география.

&3 стр.18

5.


Движение Земли по околосолнечной орбите.

1

Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле.

Географический полюс.. Северный полярный круг. Южный полярный круг.

Глобус. Карта полушарий.

Обучающая

практическая работа №4 (на контурной карте)

 Измерение «земных окружностей» (экватора, двух противоположных меридианов) по глобусу, чтобы убедиться в том, что  глобус – наиболее точная модель Земли.

Стр. 23. видео- география.

&4. стр.23.

6.

Движение Земли по околосолнечной орбите.

1

Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги.

День осеннего равноденствия. День зимнего солнцестояния. День летнего солнцестояния. День весеннего равноденствия. Фенология.

Глобус. Карта полушарий.

Обучающая

практическая работа №5 Организация проведения осенних фенологических наблюдений, подготовка «Календаря природы».

Стр. 23. видео- география

&4. стр.23.

7.

Суточное вращение Земли.

1

Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.

Пояс освещённости..Долгота дня

Глобус. Карта полушарий.

Обучающая

практическая работа №6

Изучение модели «Земля-Луна-Солнце». Демонстрация движения Земли по околосолнечной орбите и вращения вокруг земной оси.

Составление рассказа по плану о четырёх особых положениях Земли.

Презентация о полярном дне или полярной ночи. (с использованием Интернет- ресурсов). Стр. 28 видео- география.

& 5. стр. 27-28.

Раздел II. Геосферы Земли 

25 часов

Внутреннее строение Земли

8 часов

8.

Слои «твёрдой Земли»

1

Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера – твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин.

Ядро. Мантия. Земная кора. Литосфера. Геология.

Таблица. Строение Земли.

Обучающая

практическая работа №7 Построение модели «твёрдой Земли».

Фотоколлаж о внутреннем строении планет Солнечной системы, используя Интернет ресурсы. Видео – география стр. 34.

& 6 стр. 34.

9

Вулканы Земли.

1

Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры

Магма. Лава. Кратер. Желоб. Вулканизм.

Физическая карта мира.

 Обучающая

практическая работа №8

Создание модели литосферных плит. Работа с конструктором литосферных плит.

Определение положения Тихоокеанского огненного кольца. Обозначение на схеме действующих вулканов.

Презентация о наиболее известном гейзере или вулкане, используя Интернет – ресурсы. Видео – география стр. 40.

&7. стр. 40.

10.

 Из чего состоит земная кора.

1

Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород.

Минералы. Горные породы. Магматические горные породы. Метаморфизм. Метаморфические горные породы.

Коллекция горных пород.

 Обучающая практическая работа №9

 Начало

 создания коллекции горных пород своей местности.

Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов.

Изучение горных пород своей местности и проведение сбора образцов во внеурочное время.

Видео – география стр. 45.

& 8. стр. 44.

11

Из чего состоит земная кора.

1

Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.

Океаническая  земная кора. Континентальная (материковая) земная кора.

Коллекция горных пород.

Видео – география стр. 54.

& 9 стр. 53-54.

12

Строение земной коры. Землетрясения.

1

Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения.

Складчатость. Области складчатости. Землетрясение. Очаг землетрясения. Эпицентр землетрясения. Цунами. Сейсмология.

Физическая карта мира.

 Обучающая

Практическая работа №10

Определение силы землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы.

Составьте презентацию о наиболее известных цунами, возникших в результате землетрясения, и их последствиях.

Видео – география стр. 54.

& 9. стр. 53-54.

13.

Рельеф земной поверхности.

1

Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа.

Рельеф. Выпуклая форма рельефа. Вогнутая форма рельефа.

Физическая карта мира.

Обучающая практическая работа №11

Изготовление самодельного нивелира во внеурочное время.

Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения измерений относительной высоты холма с использование самодельного нивелира на местности. Определение относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности.

Составьте фотоколлаж « Горы мира», используя Интернет ресурсы. Видео – география стр. 57.

& 10. стр. 57.

14.

Рельеф земной поверхности. Относительная высота форм рельефа.

1

Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов.

Относительная высота.

Физическая карта мира.

Видео – география стр. 57.

& 10. стр. 57.

15.

Человек и литосфера.

1

Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые.

Полезные ископаемые. Топонимика.

Итоговая практическая работа№12

Видео – география стр. 62-63.

& 11. стр. 62-63.

Работа с топонимическим словарём. Определение происхождения названий географических объектов. Изучение и использование способов запоминания названий географических объектов.

Проведение изучения полезных ископаемых своей местности и сбора, образцов во внеурочное время.

Атмосфера

4 часа

16.

Воздушная оболочка Земли.

1

Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы.

Атмосфера. Метеорология. Озоновый слой. Тропосфера. Стратосфера. Мезосфера. Термосфера. Давление атмосферного воздуха.

Обучающая

практическая работа №13

Проведение опыта, доказывающего существование атмосферного давления.

Изготовление самодельного барометра и измерение атмосферного давления.

Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения измерений атмосферного давления самодельным барометром.

Видео – география стр. 69.

& 12. стр. 69.

17.

. Погода и метеорологические наблюдения.

1

Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции.

Погода

Флюгер. Термометр. Осадкомер. Барометр.

Обучающая

практическая работа№14 Изготовление самодельных измерителей направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр).

Подготовка «Дневника географа- следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами.

Видео – география стр. 75-76.

&13. стр. 75-76.

18.

Погода и метеорологические наблюдения. Заочная экскурсия.

1

Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска».

Погода

Видео – география стр. 75-76.

&13. стр. 75-76.

19.

. Человек и атмосфера.

1

Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере.

Парниковый эффект. Гроза. Град. Радуга. Мираж.

 Итоговая

практическая работа  №15

Составление прогноза погоды по народным приметам на весну и лето будущего года.

Проведение оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае (5 класс) и в сентябре (6 класс).

Составьте презентацию « Различные виды атмосферных явлений». Используйте для работы Интернет ресурсы. Видео – география стр. 82-83.

& 14 стр.  82-83

Водная оболочка Земли

7 часов

20.

Вода на Земле

1

Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы.

Гидросфера.

Физическая карта мира.

 Обучающая практическая работа № 16

Изучение и описание свойств воды.

Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды.

Видео – география стр. 89.

& 15. стр. 89.

21.

Вода на Земле Круговорот воды на Земле.

1

Круговорот воды на Земле.

Круговорот воды

(малый и большой)

Схема круговорота воды в природе.

Видео – география стр. 89.

& 15. стр. 89.

22.

Мировой океан – главная часть гидросферы.

1

Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане.

Мировой океан. Море. Залив. Пролив. Остров. Архипелаг. Полуостров.

Физическая карта мира.

Обучающая практическая работа №17 Определение происхождения названий географических объектов. Изучение и использование способов запоминания названий географических объектов.

Создание игры «Знатоки морских названий».

Создание в «Дневнике географа-следопыта» топонимических страниц.

Составьте маршрут морского путешествия из Индийского океана в Атлантический. Используя карты атласа. Фотоколлаж. Видео – география стр. 95.

&16. стр. 95.

23.

Воды суши. Реки.

1

 Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады.

Река. Исток реки. Устье реки. Речная система. Бассейн реки. Водораздел. Горная река. Равнинная река. Порог. Водопад.

Физическая карта мира.

Обучающая практическая работа №18


Проведение воображаемых путешествий по Волге и Тереку. Выявление основных различий горных и равнинных рек.

Составьте фотоколлаж

«Водопады мира», используя Интернет ресурсы и дополнительную литературу. Видео – география стр. 102-103.

& 17 cтр. 102-103.

24.

Озёра. Вода в «земных кладовых».

1

Что такое озеро? Озёрная вода.

Озеро.

Напишите небольшой рассказ « Как я путешествовал (виртуально или реально) по озеру.…Сделайте презентацию с фотографиями из Интернет ресурсов. Видео – география стр. 109.

&18. стр. 108-109.

25.

 Вода в «земных кладовых». Ледники. Айсберги. Подземные воды.

1

 Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды.

Ледник. Покровный ледник. Айсберг. Горный ледник. Подземные воды. Водоносный пласт. Грунтовые воды. Водоупорный слой.

Физическая карта мира.

Обучающая

практическая работа №19

Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью.

Проведение опыта для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок).

Создание и работа с самодельной моделью родника.

Видео – география стр. 109.

&18. стр. 108-109

26.

Человек и гидросфера.

1

. Вода – основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде».

 Итоговая практическая работа №20

 Работа с текстами легенд и народных сказаний, посвящённым объектам гидросферы.

Создание в «Дневнике географа-следопыта» топонимических страниц.

Представьте, что вы менеджер туристического агентства. Придумайте маршрут, куда можно было бы отправлять туристов для укрепления их здоровья. Видео – география стр. 114-115.

& 19. стр. 114-115.

БИОСФЕРА

6 часов.

27.

Оболочка жизни.

1

Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле.

Биосфера. Живое вещество. Палеонтология.

Таблицы природных зон.

Обучающая практическая работа №21

 Работа с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов.

Напишите сообщение « Древние животные Земли

(хищники)» и представьте в виде презентации. Используя Интернет ресурсы. Видео – география стр. 120.

& 20 стр. 119-120.

28.

Жизнь в тропическом поясе.

1

Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни.

Биогеография. Влажный экваториальный лес. Саванна. Пустыня.

Таблицы природных зон.

Обучающая

практическая работа №22 Составление и описание коллекции комнатных растений по географическому принципу.

Определение правил ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания.

Составьте фотоколлаж

«Животные и растения тропиков». Каждое фото подпишите. Видео – география стр. 129-130.

& 21. стр. 129-130.

29.

Растительный и животный мир умеренных поясов.

1

Степи. Лиственные леса. Тайга.

Степь. Лиственный лес. Тайга.

Таблицы природных зон.

Обучающая

практическая работа №23

 Создание игр биогеографического содержания.

Видео – география стр. 137.

& 22. стр. 137.

30.

Жизнь в полярных поясах и в океане.

1


Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане.

 Тундра. Арктическая пустыня. Антарктическая пустыня. Фитопланктон.

Таблицы природных зон.

Обучающая практическая работа №24.

«Виртуальное» изучение морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах».

Работа с определителем морских животных

Составьте презентацию «Животные Северного Ледовитого океана». Видео – география стр. 146.

&23. стр.145-146.

31.

Природная среда. Охрана природы.

1

Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Лапландским заповедником.

Окружающая среда. Природная среда.. Искусственная среда. Особо охраняемые природные территории.

Таблицы природных зон.

Обучающая практическая работа №25 Познавательная игра-путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника.

Составление в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы.

Нарисуйте агитационный листок о защите природы. Видео – география стр. 151.

& 24. стр. 151.

32.

Природная среда. Охрана природы.

1

Заочное знакомство с Лапландским заповедником.

Заповедник. Биосферный заповедник.

Видео – география стр. 151. Создание агитационного листка (плаката) по природоохранной теме.

& 24. стр. 151.

33.

Контрольно - обобщающее повторение за весь курс.

1

Содержание всего курса.

Итоговая

практическая работа обучающая №26

Тестирование

Стр. 152-159. Повторить термины.

34.

Повторение терминологии.

1

Содержание всего курса.

 Обучающая практическая работа

№27

Зачёт.

Повторение.

35.

Заключение.

1

Содержание всего курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ФГОС по географии

Рабочая программа по ФГОС по географии...

Рабочая программа по учебному курсу "География. Начальный курс. 5 класс" ФГОС ООО /Учебник И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин/

Программа по географии составлена на основе инструктивных и методических документов, обеспечивающих реализацию ФГОС общего образования. Отличительные особенности Программы учебного курса по сравнению ...

Рабочая программа по изучению курса географии 5 класса ФГОС ООО

Рабочая программа по географии 5 класса  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по ФГОС (география 5 класс)

Рабочая программа  по географии ( 5 класс) ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «География» ФГОС 5-9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «География»  ФГОС 5-9 класс составлена с учетом требований ФГОС....

Рабочая программа 5 - 9 класс география, ФГОС

Аннотация к рабочей программе  по географии 5 – 6 классы Рабочая программа по  географии обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта основного...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 9 класса в рамках реализации ФГОС ООО (подготовка к ОГЭ)

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности...