Рабочая программа по географии «География России» 8-9 классы
рабочая программа (география, 8 класс) на тему

Волоскова Светлана Альфонсовна

Рабочая программа «География России» к учебникам "География. Россия. Природа и население"(8 класс) и "География. Россия. Хозяйство и географические районы" (9 класс)/ Под редакцией А. И. Алексеева 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_po_geogr_8-9kl_138ch.docx97.3 КБ

Предварительный просмотр:

Волоскова С. А.  Рабочая программа по географии «География России»

8 - 9 классы

  1. Общая характеристика курса

Пояснительная записка

Рабочая программа «География России» составлена на основе программы общеобразовательных учреждений, сборника нормативных документов с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др.). Содержание программы соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Программа рассчитана на Федеральный базисный учебный план.

Курс продолжает географическое образование  учащихся в основной школе, опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 - 7 классах, формирует у школьников

образ России:  с одной стороны, целостный, а с другой – территориально–дифференцированный.

Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний и всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России. Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России). Учащиеся должны осознать, почувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие  ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство о разнообразии.

Осознание своей включенности в жизнь своей страны формируется у учащихся путем привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно–ориентированные вопросы и задания, связь, казалось бы, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района или города.

Данный курс готовит учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению ориентироваться в окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени – экономической, социальной и культурной).

Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На нем замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязи с ним. Это позволяет учащимся по–другому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.

Структуризация материала производится следующим образом: в 8 классе – изучение географического положения, особенностей природы и населения России; в 9 классе – учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно–страноведческой характеристикой крупных регионов России.

В 8 классе изучается первая часть курса «География России» — «Природа и население», которая состоит из введения и трех разделов: «Пространства России», «Природа и человек», «Население России». По сравнению с традиционным подходом по-новому раскрыт раздел «Природа и человек»: природа рассматривается не сама по себе, а как ресурс для хозяйства, как среда жизнедеятельности населения, условие его физического и нравственного здоровья. Содержание раздела существенно обновлено в соответствии с новыми научными представлениями.

Раздел «Население России» претерпел наибольшие изменения. Он существенно увеличен в объеме для решения следующих задач:

  • показать интегрирующую роль населения в системе «природа — люди — хозяйство»;
  • сформировать представление о географии России как о «географии жизни людей» на территории нашей страны;
  • подвести учащихся к ощущению себя и своей семьи частью населения России с его историческими судьбами и культурными традициями.

В 9 классе изучается вторая часть курса «География России» — «Хозяйство и географические районы», которая состоит из двух разделов: «Хозяйство России» и «Районы России».

Содержание программы включает ряд новых подходов.

При изучении раздела I «Хозяйство России» показывается тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматривается становление и развитие экономики страны, ее особенности; при характеристике отраслей и межотраслевых комплексов дается сравнение с мировыми показателями, другими странами и регионами.

Рассмотрение всех отраслей и межотраслевых комплексов дается с учетом произошедших изменений в хозяйственной и социальной жизни России.

Раздел II «Районы России» включает темы: «Европейская часть России» и «Азиатская часть России».

Среди новых направлений в содержании данного раздела необходимо выделить следующие:

  • формирование образов отдельных территорий, раскрытие их специфических черт за счет комплексной (физико-, экономико-, социально- и культурно-географической) характеристики;
  • углубление и расширение знаний об отраслях хозяйства в каждом районе. Дается более полная характеристика отраслей специализации данной территории. Это позволяет широко проводить аналогии, сравнения при изучении других районов.

В заключительной части учебника «Россия в мире» рассматриваются внешние экономические связи, особенности взаимоотношений соседних государств с Россией, раскрываются их существующие и перспективные хозяйственные и социальные связи.

Ставится также цель обобщить изученный материал на более высоком мировоззренческом уровне и подготовить учащихся к восприятию нового курса 10 класса «Экономическая и социальная география мира», дать логическое завершение курсу «География России».

Цель курса:

Формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства  нашей Родины, о месте  России в современном мире, воспитание гражданственности  и патриотизма учащихся, уважения  к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально – ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

 Основные задачи:

  • Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности  на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;
  • Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  • Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демократических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально – экономических проблем России и ее регионов;
  • Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
  • Развивать представления о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  • Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

Биология: среда обитания животных и растений, приспособленность живых организмов к внешним воздействиям

История: миграции людей, связанных с войнами, путешествиями, географическими открытиями

Химия: получение продукции химической промышленности, негативные последствия химической промышленности

Экология: загрязнение окружающей среды и ее охрана, взаимодействие природы и общества

Математика: решение задач на поясное время

Физика: внутренние процессы, движение вещества мантии, тектонические движения, вулканизм, землетрясения

Основные формы контроля:

Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестирование, работа по карточкам, самостоятельная подготовка вопросов по теме, подготовка творческих работ, сообщений, подготовка компьютерных презентаций.

  1. Место курса в учебном плане

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно – ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Страны и континенты» и завершает блок основного общего образования в средней школе, так как изучается в 8 и 9 классах.

Объем учебного времени: 138 часов (70 часов – в 8 классе и 68 часов – в 9 классе)

Режим занятий: 2 часа в неделю.

  1. Результаты изучения курса

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Критерии и нормы оценки ЗУН

Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, учителю географии необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;

- самостоятельность ответа;

- логичность, доказательность в изложении материала;

- степень сформированности интеллектуальных, общеучебных и географических умений.

Примерные нормы оценок

«5» ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности

«4» ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя

«3» ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе

«2» ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать с картой

Примерные нормы оценок за умение работать с картой и другими источниками географических знаний

«5» правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы

«4» правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов

«3» правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов

«2» неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов

Примерные нормы оценок за выполнение практических работ по географии

«5» ответы по содержанию даны правильно, нет погрешностей в оформлении

«4» имеются погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию

«3» имеются погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении

«2» присутствуют серьезные ошибки по содержанию, отсутствуют навыки оформления

  1. Содержание курса

8 класс

Введение (1 ч)

Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Главная задача географии — выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой и изменяют ее. Уникальность географических объектов. Разнообразие территории России. География и краеведение. Географический взгляд на мир.

Раздел I. Пространства России (5 ч)

Россия на карте мира. Доля России в населении и территории мира, Европы и Азии.

Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее протяженность. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации.

Границы России: сухопутные и морские. Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее. Часовые пояса на территории России. Воздействие разницы во времени на жизнь населения.

Формирование территории России. Географическое изучение территории России.

Практические работы: 1. Обозначение на к/к крайних точек России и ее  пограничных государств. 2. Часовые пояса.

Раздел II. Природа и человек (40 ч)

Тема 1. Рельеф и недра

Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летосчисление. Основные тектонические структуры: литосферные плиты, платформы,  зоны складчатости (подвижные пояса) и их роль в формировании рельефа. Геологические и тектонические карты.

Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения.

Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф Земли. Вулканизм, землетрясения, цунами — опасные проявления внутренних сил.

Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Моренный и водно-ледниковый рельеф. Вода — «скульптор лика земного». Карстовые процессы. Деятельность ветра, влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф.

Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Минерально-сырьевые ресурсы, их роль в хозяйстве. Месторождения основных полезных ископаемых и их связь с тектоникой и геологическим строением разных районов России. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация земель.

Практическая работа: Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Тема 2. Климат

Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Сезонность — главная особенность климата России. Россия — холодная страна.

Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах.

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны.

Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей. Умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный, арктический, субарктический, субтропический климат: районы распространения и основные характеристики этих типов климата.

Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта. Требования важнейших сельскохозяйственных культур к климатическим условиям. Агроклиматические ресурсы своей местности. Степень благоприятности природных условий для жизни населения. Значение прогнозирования погоды.

Практическая работа: Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения.

Тема 3. Богатство внутренних вод России

Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении России. География российских рек. Сточные области. Жизнь реки. Формирование и строение речной долины. Базис эрозии. Речные бассейны и водоразделы. Падение и уклон рек; скорость течения, водоносность рек (расход, годовой сток), режимы российских рек. Значение этих характеристик для хозяйства и жизни населения.

Гидроэнергетические ресурсы. Паводки, половодья, наводнения — их причины и последствия.

Разнообразие и значение озер России. Происхождение озерных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Родники и родниковая вода. Многолетняя (вечная) мерзлота — происхождение и мощность. География многолетней мерзлоты. Влияние вечной мерзлоты на природные условия местности, на условия жизни и деятельности человека. Распространение современного оледенения по территории страны.

Вода в жизни человека. Водные ресурсы. От пруда к водохранилищу. Влияние водохранилищ на окружающую среду. Реки — транспортные артерии страны. Каналы — рукотворные реки. Подземные воды — ценнейшее полезное ископаемое. Использование минеральных и термальных вод. Проблемы рационального использования водных ресурсов.

Практическая работа: 1. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер. Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования. 2. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России.

Тема 4. Почвы - национальное достояние страны

Значение почвы для становления человеческого общества. Присваивающий и производящий типы ведения хозяйства. «Неолитическая революция», возникновение земледелия. Земельные ресурсы, земельный фонд России.

Почвы — особое «природное тело». Факторы почвообразования. Гумус — вещество, присущее только почве. В. В. Докучаев — основатель научного почвоведения. Строение почвы, понятие о почвенных горизонтах и почвенном профиле. Почва — «зеркало ландшафта».

География почв России. Их особенности, распространение по территории России и хозяйственное использование. Почвенная карта.

Почвы и урожай. Плодородие — главное свойство почвы. Механический состав и его влияние на воздухо- и водопроницаемость. Структура почвы. Восстановление и поддержание плодородия почв. Агротехнические мероприятия, механические приемы обработки почвы, внесение удобрений.

Рациональное использование и охрана почв. Основные системы земледелия. Мелиорация почв. Изменения почв под воздействием хозяйственной деятельности человека.

Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв.

Тема 5. В природе все взаимосвязано

Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК.

Зональность и азональность природных комплексов России. Природное (физико-географическое) районирование. Практическое значение изучения свойств и размещения ПТК.

Свойства природных территориальных комплексов: целостность, устойчивость, ритмичность развития и их значение для планирования хозяйственной деятельности.

Человек и ландшафты. Ландшафт и его компоненты — основные ресурсы жизнедеятельности людей. Природно-антропогенные ландшафты. Сельскохозяйственные, лесохозяйственные и промышленные ландшафты — причины их возникновения и условия существования. Городские ландшафты и природно-технические комплексы. Культурные ландшафты — ландшафты будущего.

Практическая работа: Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа соответствующей схемы.

Тема 6. Природно-хозяйственные зоны

Учение о природных зонах. В. В. Докучаев и Л. С. Берг — основоположники учения о ландшафтно-географических зонах.

Зональная обусловленность жизнедеятельности человека. Человеческая деятельность — важнейший фактор современного облика и состояния природных зон, превращения их в природно-хозяйственные.

«Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Арктика, тундра и лесотундра — северная полоса России. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы.

Редкоочаговое расселение. Устойчивость системы «природа — человек» при традиционном хозяйстве. Натиск современной цивилизации — плюсы и минусы. Экологические проблемы.

Таежная зона. Характерные особенности таежных ландшафтов. Разные виды тайги в России. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Преобразование тайги человеком. Очаговое освоение и заселение. Последствия индустриального освоения тайги.

Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль болот в природе. Что дают болота человеку?

Смешанные леса — самая преобразованная деятельностью человека природная зона. Факторы разнообразия ее ландшафтов. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока. Выборочное освоение и расселение. Современные проблемы освоения этой природно-хозяйст-венной зоны.

Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов — история приобретений и потерь. Характерные лесостепные и степные природные комплексы. Господство антропогенных ландшафтов — зона «сплошного» освоения. Значение степной зоны для народного хозяйства России.

Полупустыни и пустыни, субтропики — южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редкоочаговое расселение. Хозяйственная деятельность в экстремальных условиях и ее последствия.

Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Особенности природы гор. Различия природных условий гор и равнин.

Человек и горы. Освоение гор с древнейших времен. Разнообразие природных ресурсов. Хрупкое природное равновесие горных ландшафтов.

Жизнь и хозяйственная деятельность людей в горах. Расселение населения. Опасные природные явления.

Практическая работа: Описание природной зоны.

Тема 7. Природопользование и охрана природы        

Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование. Негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодоления. Рациональное использование природных ресурсов. Альтернативные источники энергии. Проблемы использования исчерпаемых природных ресурсов. Рекреационные ресурсы и их значение для человека.

Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности. Роль охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы.

Практическая работа: Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий.

Раздел III. Население России (15 ч)

Тема 1. Сколько нас - россиян?

Как изменялась численность населения России в XVIII—XX вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы. Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.

Графики изменения численности и естественного движения населения как один из видов представления географической информации.

Тема 2. Кто мы?

Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышенной смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Необходимость «самосохранительного поведения». Мужские и женские профессии. Регионы и местности России с преобладанием мужчин или женщин.

Половозрастная пирамида населения России — «запечатленная демографическая история», ее анализ. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей детей и подростков, лиц старшего возраста. Факторы старения населения и факторы сохранения высокой доли молодежи.

Диаграммы как источники географической информации. Их виды.

Тема 3. Куда и зачем едут люди?

Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции, характер и поведение людей.

Внешние миграции населения: в Россию и из нее. Калмыки, немцы, адыги; волны исхода из России. Изменение потоков миграции между Россией и ближним зарубежьем. «Вынужденные мигранты», их судьба в России.

Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные, годовые циклы передвижений населения. Факторы повышения территориальной подвижности. Воздействие массовых передвижений населения на хозяйство и жизнь людей.

Картограмма как вид географической информации.

Тема 4. Человек и труд

Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы.

Как чувствовать себя уверенно на рынке труда?

Тема 5. Народы и религии России

Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки. Этническое самосознание.

Этнический состав населения России. «Дерево языков» и этническая карта России как источники информации, приемы их чтения и анализа. Связь географии народов и административно-территориального деления России. История России — история взаимодействия ее народов.

География русского языка. Место русского языка среди других языков мира. Распространение русского языка в пределах бывшего СССР — важная часть культурного достояния России. Значение русского языка для нерусских народов России.

Религии России. Роль религий в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религиозного и этнического состава населения. Влияние религии на повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства.

Тема 6. Где и как живут люди?

Плотность населения. Сопоставление плотности населения в различных районах России и в других странах. Главная полоса расселения. «Емкость территории» и факторы, ее определяющие. Влияние плотности населения на хозяйство, жизнь людей, на природную среду.

Расселение людей, типы населенных пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации, ее показатели. Причины роста городов и повышения их роль в жизни общества. Отличие сельского и городского образа жизни.

Города России, исторические особенности формирования их сети. Различия городов по людности, по функциям. Типы городов России. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Карта как источник информации о городах.

Сельское расселение, его особенности. Влияние природных условий на использование земель и на характер сельского расселения. Различные функции сельской местности, необходимость их рационального сочетания. Сельская местность как хранительница культурных традиций.

Условия и образ жизни людей в различных типах поселений. Влияние величины (людности) поселения. Влияние специализации поселения. Влияние положения в системе расселения. В каком населенном пункте лучше жить?

Люди — главное богатство страны. Приумножение его. Человеческий потенциал как определяющая составная часть и условие дальнейшего развития и процветания России.

Практические работы: 1. Работа с фрагментами карт и текстом учебника с целью выяснения влияния природных условий на расселение населения в разных природных зонах. 2. Составление характеристики одного из народов, проживающего на территории России.

Раздел IV. Природа родного края (7 часов)

Физико-географическое положение и формирование территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Основные формы рельефа Ленинградской области и их происхождение. Влияние  геологической истории  на формирование рельефа. Месторождения полезных ископаемых и их использование.

Климатообразующие факторы, определяющие климат Ленинградской области. Особенности погоды по сезонам года. Влияние климатических условий на хозяйственную деятельность человека.

Водные ресурсы. Особенности строения котловины и берегов Финского залива. Причины создания дамбы для защиты от наводнения. Зависимость расположения и режима рек от климата и рельефа. Хозяйственное значение Финского залива и рек Ленинградской области.

Особенности формирования и размещения почв и растительности на территории области. Экологическое значение лесной растительности.

Особенности ландшафтов нашей области. Размещение типичных ландшафтов. Основные направления рационального использования ландшафтов и их охрана.

Резервное время — 2 ч.

9 класс

Введение (1 ч)

Раздел I. Хозяйство России (20 ч)

Тема 1. Общая характеристика хозяйства.

Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства — первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России.

Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального пути развития России.

Географическое районирование. Его виды (по однородности и по связям). Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно-территориальное деление как один из видов районирования.

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы

Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблемы развития.

Сельское хозяйство, его главные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства. Животноводство, его структура. Влияние природных условий на содержание скота. География животноводства.

Легкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География легкой и пищевой промышленности.

Лесной комплекс, его структура. Специфика лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса.

Топливно-энергетический   комплекс   (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России. Особое значение ТЭК в условиях северного положения России с учетом размеров ее территории. Структура ТЭК, его связи с другими отраслями хозяйства.

Угольная промышленность. Основные угольные бассейны. Социальные проблемы угольных районов.

Нефтяная промышленность. Этапы развития. Основные районы добычи, транспортировки и переработки нефти. Нефтепроводы и нефтеперерабатывающие заводы.

Газовая промышленность. Этапы развития. Районы добычи газа. Газопроводы. Газ — современный вид топлива.

Роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле России. Электроэнергетика. Энергосистемы. Типы электростанций, их специфика и особенности влияния на окружающую среду. География электроэнергетики.

Проблемы ТЭК России.

Металлургический комплекс, его значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия, их структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география черной и цветной металлургии.

Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны. Машиностроение — «отрасль свободного размещения». Ориентация на квалифицированные кадры и удобные связи с другими городами — поставщиками деталей, потребителями продукции, научными базами. Специализация и кооперирование. Роль крупных заводов-лидеров в хозяйстве страны.

Химическая промышленность. Уникальность отрасли. Структура химической промышленности. Производство минеральных удобрений. Химия полимеров. Химическая промышленность и окружающая среда.

Понятие инфраструктуры.

Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта по технико-экономическим особенностям и воздействию на окружающую среду.

Отличительные особенности транспортной сети страны. Проблемы транспортного комплекса.

Информационная инфраструктура. Значение информации для современного общества. Влияние телекоммуникаций на территориальную организацию общества и образ жизни людей.

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Его структура. Виды туризма. Рекреационные районы.

Территориальное (географическое) разделение труда. Возникновение географического разделения труда. Условия, влияющие на специализацию районов. Изменение специализации географических районов во времени.

Обобщение знаний по разделу «Хозяйство России».

Практические работы:

1. Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и  сопоставления тематических карт.

2. Чтение карт, характеризующих особенности географических отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов)

3. Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства

4. Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения или лесного комплекса.

5. Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности.

6. Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт).

7. Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным производством, сельским хозяйством и транспортом. Выделение группы отраслей, оказавших наибольшее воздействие на состояние окружающей среды.

8. Выделение на к/к главных промышленных и с/хозяйственных районов страны, сравнение их размещения с главной полосой расселения и с благоприятным положением территорий по природным условиям.

Раздел II. Районы России (45 часа)

Тема 3. Европейская часть России.

Экономические районы: географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации.

Практические работы:

9. Нанесение на к/к основных объектов природы Восточно-Европейской равнины.

10. 1) Народные промыслы Центральной России как фокус природных особенностей (описание одного из центров народных художественных промыслов).

2)Составление географических маршрутов по достопримечательным  местам Центральной России (памятники природы, культурно-исторические объекты, национальные святыни России)

11. Составление географического описания «Путешествие от Финского залива до Рыбинска водным путём»

12. Хозяйственная  оценка  природных условий и ресурсов СПб и Лен. Области.

13. 1) Сравнение двух районов Европейского Севера — Кольско-Карельского и Двинско- Печорского по плану:

— особенности географического положения;

— типичные природные ландшафты;

— природные ресурсы;

— хозяйственное развитие;

— межрайонные связи

2)Выбор города в качестве “региональной столицы” Европейского Севера и обоснование своего выбора.

3)Описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе работы с разными источниками информации.

4)Составление туристического маршрута по Карелии, Мурманской, Вологодской, Архангельской областям с обоснованием вида туризма в разное время года

14. Нанесение на к/к крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны.

15. Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства.

16. Географическое описание Среднего Урала по картам.

17. (по выбору):

1) Сравнительная характеристика (природных условий и ресурсов) морей Дальнего Востока

2)Сравнительная характеристика хозяйственного использования морей Тихого океана.

18. Составление сравнительной таблицы, отражающей различие районов России (на основе работы с текстом, картами учебника и статистическими материалами).

19. (по выбору):

1)Работа со статистическими материалами с целью выявления уровня экономического и социального развития России в сравнении с показателями других стран мира

2) Работа с материалами средств массовой информации с целью характеристики изменений в экономической и политической жизни России.

  1. Тематическое планирование

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.  8-Й КЛАСС

№ урока

Темы уроков

Календарные сроки

Д/З

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Раздел I. ПРОСТРАНСТВА РОССИИ (5 часов)

Россия на карте мира.

§1

Границы России. Практическая работа: Обозначение на к/к крайних точек России и ее  пограничных государств.

§2

Россия на карте часовых поясов. Практическая работа: Часовые пояса.

§3

Формирование территории России.

§4

Географическое изучение территории России.

§5

Раздел П. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК

Тема 1. РЕЛЬЕФ И НЕДРА (4 часа)

Строение земной коры (литосферы) на территории России.

§6

Важнейшие особенности рельефа России.

§7

Современное развитие рельефа.

§8

Использование недр. Практическая работа: Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

§9

Тема 2. КЛИМАТ (5 часов)

Общая характеристика климата России.

§10

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны.

§11

Распределение температур и осадков.

§12

Типы климата нашей страны.

§13

Климат и человек. Практическая работа: Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения.

§14

Тема 3. БОГАТСТВО ВНУТРЕННИХ ВОД РОССИИ (6 часов)

Реки.

§15

Практическая работа: Обозначение на контурной карте крупных рек и озер. Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования.

Озера.

§16

Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники.

§16

Человек и вода. Практическая работа: Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России.

§17

Обобщение знаний.

Тема 4. ПОЧВЫ — НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ СТРАНЫ (4 часа)

Почвы — «особое природное тело».

§18

География почв России.

§19

Почвы и урожай.

§20

Рациональное использование и охрана почв.

§21

Тема 5. В ПРИРОДЕ ВСЕ ВЗАИМОСВЯЗАНО (4 часа)

Понятие о природном территориальном комплексе. Практическая работа: Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа соответствующей схемы.

§22

Свойства природных территориальных комплексов.

§23

Человек в ландшафте.

§24

Обобщение знаний

Тема 6. ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ (12 часов)

Учение о природных зонах.

§25

«Безмолвная» Арктика.

§26

Чуткая Субарктика.

§27

Таежная зона.

§28

Болота.

§29

Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов.

§30

Лесостепи и степи.

§31

Полупустыни, пустыни, субтропики.

§32

Практическая работа: Описание природной зоны.

«Многоэтажность» природы гор.

§33

Человек и горы. 

§34

Обобщение знаний

Тема 7. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ПРИРОДЫ (4 часа)

Природная среда, природные условия, природные ресурсы.

§35

Рациональное использование природных ресурсов.

§36

Охрана природы и охраняемые территории.

§37

Практическая работа: Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий.

Обобщение знаний.

Раздел III. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (15 часов)

Тема 8. СКОЛЬКО НАС — РОССИЯН?

Численность населения.

§38

Воспроизводство населения.

§39

Тема 9. КТО МЫ?

Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения).

§40

Возрастной состав населения России.

§41

Тема 10. КУДА И ЗАЧЕМ ЕДУТ ЛЮДИ?

Миграции населения в России.

§42

Внешние миграции — в Россию и из нее.

§43

Территориальная подвижность населения.

§44

Тема 11. ЧЕЛОВЕК И ТРУД

География рынка труда.

§45

Тема 12. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ РОССИИ

Этнический состав населения.

§46

Этническая мозаика России.

§47

Религии народов России.

§48

Тема 13. ГДЕ И КАК ЖИВУТ ЛЮДИ?

Плотность населения.

§49

Расселение и урбанизация. Практическая работа: Работа с фрагментами карт и текстом учебника с целью выяснения влияния природных условий на расселение населения в разных природных зонах.

§50

Города России. Сельская Россия.

§51

Практическая работа: Составление характеристики одного из народов, проживающего на территории России.

§52

Раздел IV. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ (7 часов)

ФГП Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

§1

Рельеф и геологическое строение.

§2

Климат.

§3

Водные ресурсы.

§4

Почвы.

§5

Типичные ландшафты.

§6

Обобщение знаний

Резервное время (2ч)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.  9-Й КЛАСС

№ урока

Темы уроков

Календарные сроки

Д/З

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

с.6-8

Раздел I. Хозяйство России (20 часов)

Тема 1. Общая характеристика хозяйства.

Понятие хозяйства. Его структура.

§1

Этапы развития хозяйства.

§2

Географическое районирование.

§3

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы.

Сельское хозяйство. Растениеводство.

§4

Животноводство, его структура. П.р.№1 Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и  сопоставления тематических карт 

§5

АПК. Легкая и пищевая промышленность. 

§6

Лесной комплекс.

§7

Топливно-энергетический комплекс.

§8

Топливная промышленность. П.р.№2 Чтение карт, характеризующих особенности географических отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов) 

§8

Электроэнергетика.

§9

Металлургический комплекс. П.р.№3 Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства

§10

Машиностроительный комплекс. П.р.№4 Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения или лесного комплекса

§11

Военно-промышленный комплекс.

§11

Химическая промышленность. П.р.№5 Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности

§12

Транспорт. П.р.№6  Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт) 

§13

Информационная инфраструктура.

§14

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.

§15

Территориальное (географическое) разделение труда. П.р.№7 Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным производством, сельским хозяйством и транспортом. Выделение группы отраслей, оказавших наибольшее воздействие на состояние окружающей среды П.р.№8 Выделение на к/к главных промышленных и с/хозяйственных районов страны, сравнение их размещения с главной полосой расселения и с благоприятным положением территорий по природным условиям  

§16

Рег. Промышленность СПб и Ленинградской области.

§13,14(СПб)

Рег. Сельское хозяйство СПб и Ленинградской области.

§16(СПб)

Раздел 2. Районы России (45 часа)

Тема 3. Европейская часть России.

Восточно-Европейская равнина. П.р.№9 Нанесение на к/к основных объектов природы Восточно-Европейской равнины

§17

Волга – великая русская река.

§18

Центральная Россия: состав, ГП.

§19

Особенности населения Центрального района.

§20

Хозяйство Центрального района.

§21

Москва – столица России.

§22

Города Центрального района. П.р.№10 (по выбору):

1) Народные промыслы Центральной России как фокус природных особенностей (описание одного из центров народных художественных промыслов).

2)Составление географических маршрутов по достопримечательным  местам Центральной России (памятники природы, культурно-исторические объекты, национальные святыни России)

§23

Центрально-Черноземный район.

§24

Волго-Вятский район.

§25

Северо-Западный район: ГП и природа.

§26

Города на старых водных путях. П.р.№11 Составление географического описания «Путешествие от Финского залива до Рыбинска водным путём»

§27

Санкт-Петербург – «хозяйственный узел» России. П.р.№12 Хозяйственная  оценка  природных условий и ресурсов СПб и Лен. Области 

§28

Санкт-Петербург – «вторая столица» России.

§29

Калининградская область.

§30

Европейский Север: ГП и природа.

§31

Этапы развития хозяйства. П.р.№13(по выбору):

1) Сравнение двух районов Европейского Севера — Кольско-Карельского и Двинско- Печорского по плану:

— особенности географического положения;

— типичные природные ландшафты;

— природные ресурсы;

— хозяйственное развитие;

— межрайонные связи

2)Выбор города в качестве “региональной столицы” Европейского Севера и обоснование своего выбора.

3)Описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе работы с разными источниками информации.

4)Составление туристического маршрута по Карелии, Мурманской, Вологодской, Архангельской областям с обоснованием вида туризма в разное время года

§32

Европейский Север и русская культура.

§33

Поволжье: ГП и природа.

§34

Население и хозяйство. П.р №14 Нанесение на к/к крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны 

§35

Природные условия Северного Кавказа.

§36

Хозяйство Северного Кавказа. П.р.№15 Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства 

§37

Народы Северного Кавказа.

§38

Южные моря России.

§39

ГП и природа Урала. П.р.№16 Географическое описание Среднего Урала по картам

§40

Этапы развития хозяйства.

§41

Города Урала. Проблемы района.

§42

Обобщение знаний по теме.

Резервное время (1ч)

Тема 4. Азиатская часть России.

Природа Сибири.

§43

Природа и ресурсы гор Южной Сибири.

§44

Арктические моря.

§45

Население Сибири.

§46

Хозяйственное освоение Сибири.

§47

Западная Сибирь: природные условия и ресурсы.

§48

Хозяйство Западной Сибири.

§49

Восточная Сибирь: природные условия и ресурсы.

§50

Байкал – жемчужина Сибири.

§51

Хозяйство Восточной Сибири.

§52

Формирование территории Дальнего Востока.

§53

Природные условия и ресурсы Дальнего Востока.

§54

Моря Тихого океана. П.р. №17(по выбору):

1) Сравнительная характеристика (природных условий и ресурсов) морей Дальнего Востока

2)Сравнительная характеристика хозяйственного использования морей Тихого океана

§55

Население Дальнего Востока.

§56

Хозяйство Дальнего Востока.

§57

Обобщение знаний по теме.

Типы районов России (Обобщение по разделу). П.р.№18 Составление сравнительной таблицы, отражающей различие районов России (на основе работы с текстом, картами учебника и статистическими материалами)

Россия в мире (1 час). П.р.№19(по выбору):

1)Работа со статистическими материалами с целью выявления уровня экономического и социального развития России в сравнении с показателями других стран мира

2) Работа с материалами средств массовой информации с целью характеристики изменений в экономической и политической жизни России

с.264-268

Резервное время (1ч)

  1. Ресурсное обеспечение программы

Учебно-методический комплект:

Для 8 класса:

  1. География. Россия. Природа и население. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под редакцией А. И. Алексеева - М.: Дрофа, 2007.
  2. Финаров Д. П., Семенов С. П. Санкт-Петербург и Ленинградская область. Учебное пособие по географии. 8 – 9 классы. – СПб.: Питер, 2005.
  3. Колесник И. В. География России. 8 класс. Рабочая тетрадь. – Саратов: Лицей, 2010.
  4. Атлас  с комплектом контурных карт. Физическая география России.

8 класс - М.: АСТ-Пресс Школа, 2011.

Для 9 класса:

  1. География. Россия. Хозяйство и географические районы. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под редакцией А. И. Алексеева - М.: Дрофа, 2007.
  2. Финаров Д. П., Семенов С. П. Санкт-Петербург и Ленинградская область. Учебное пособие по географии. 8 – 9 классы. – СПб.: Питер, 2005.
  3. Колесник И. В. География России. 9 класс. Рабочая тетрадь. – Саратов: Лицей, 2010.
  4. Атлас  с комплектом контурных карт. Физическая география России.

8 класс - М.: АСТ-Пресс Школа, 2011.

  1. Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. Программы общеобразовательных учреждений. География. 6-9 классы. 10-11 классы (Пособие для учителей общеобразовательных учреждений). - М.: Просвещение, 2010.
  2. Программы общеобразовательных учреждений. География. 6 – 11 классы. – М.: Просвещение, 2009.
  3. Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии. М.: Дрофа, 2008.
  4. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии, М.: Дрофа, 2003.
  5. География 8 класс. Поурочные планы по учебнику А. И. Алексеева, Николиной В. В./ авт.-сост. С. А. Малиновская. – Волгоград: Учитель, 2004.
  6. География 9 класс. Поурочные планы по учебнику А. И. Алексеева, Николиной В. В./ авт.-сост. С. А. Малиновская. – Волгоград: Учитель, 2006.
  7. Перлов Л. Е. География. Готовимся к экзаменам. ГИА. - М.: Дрофа, 2011.
  8. Сиротин В. И. География. 9-10 классы. Учеб. Пособие. ЕГЭ: шаг за шагом - М.: Дрофа, 2011.
  9. Евдокимов В. И. Тесты по географии. 8-9 классы. К учебнику под ред. А. И. Алексеева - М.: Экзамен, 2009.
  10. Барабанов В. В. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М.: АСТ Артель, 2010.
  11. Барабанов В. В, Амбарцумова Э. М., Дюкова С. Е. ЕГЭ 2011. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2011.
  12. Полякова Л. П. Сборник заданий и упражнений по географии к учебнику «География России. 8-9 кл.» под редакцией А.И. Алексеева. 8 кл., М.: Экзамен, 2010
  13. Полякова  Л. П. Сборник заданий и упражнений по географии к учебнику «География России. 8-9 кл.» под редакцией А.И. Алексеева. 9 кл., М.: Экзамен, 2010

Литература для учащихся           

  1. Курашева Е. М. География России. 8-9 классы в схемах и таблицах.  – М.: Экзамен, 2010.
  2. Данилова Е. А. География в схемах и таблицах - СПб.: Тригон, 2008.
  3. Пивоварова Г.П. По станицам занимательной географии - М.: Просвещение,1993.
  4. Томилин А. Как люди изучали свою землю - СПб: Детская литература,1983.

Интернетресурсы:

http://www.aari.nw.ru/main.htm  - Арктический и антарктический научно-исследовательский институт

http://www.geogr.msu.ru/avalanche/  - Снежные лавины России

http://atlasphoto.iwarp.com/index-r.html - Атлас -фото, географический каталог фото пейзажей

http://naturewonders.chat.ru/index.html - Атлас «Чудеса природы»

http://geoman.ru/ - Географическая энциклопедия

http://www.kulichki.com:8101/travel/ - Мир виртуальных путешествий

http://www.vokrugsveta.ru/ - Вокруг света

http://www.rgo.ru/ - География. Планета Земля

http://heraldry.hobby.ru/ - Гербы Российской Федераций

http://www.greenpeace.org/russia/ru/ - Гринпис

http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города и веси России

http://montaro.newmail.ru/ - Горы нашей планеты

http://www.geograf-ru.narod.ru/  - Географический справочник

http://www.biodat.ru/db/rbp/  - Красная книга России

http://wgeo.ru/ - Всемирная география

http://worldtrip.ru/index.php - Энциклопедия путешественника

http://catalog.fmb.ru/ - Страноведческий каталог

http://www.omsk.edu.ru/schools/sch099/s99/eza/krosgeog/kros.htm - кроссворды для школьников

http://adventure.hut.ru/general/ - Мир путешествий и приключений (школьникам)

http://www.arctictoday.ru/ - Арктика сегодня

 http://www.ethnology.ru/ - Этногафия народов России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Курсу "География. Материки и Океаны" (7 класс)

Рабочая программа разработана на основании авторской программы Е.М. Домогацких....

Рабочая программа по курсу география материков и океанов 7 класс.

Разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с Примерной программой по географии классической линии учебно-методического к...

Рабочая программа по предмету «География» для учащихся 6-8 классов.

Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населени...

Рабочая программа по курсу география. Природа России. 8 класс.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:ü  федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05...

Рабочая программа (ФГОС) по географии для 5 и 6 классов по программе О.А. Климановой.

Рабочие программы ФГОС по географии для 5 и 6 классов, составленные на основе авторской программы Климановой О.А....

Рабочая программа кружка "Занимательная география" для учащихся 8-9 классов

Рабочая программа кружка "Занимательная география" для учащихся 8-9 классов....

Рабочая программа кружка по географии «Познаём свой край» 8 класс

Изучение фактов, характеризующих местную природу, население и хозяйство, делает преподавание географии более понятным, переключая его с книжных рельсов на реальную жизнь.Использование краеведческого м...