Рабочая программа "география Иркутской области" 8-9 класс
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) по теме

Томашевская Наталия Александровна

рабочая программа по географии Иркутской области. Пояснительная записка, Календарно-тематическое планирование на 8 -9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_geografiya_irkutskaya_oblast.docx41.25 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ИРМО «Ревякинская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

На заседании МО

Естеств-математ. цикла

Приказ №__ от _______

«__»___________2011г.

Руководитель МО

_____________________

    /Брындин А.Б./

Согласовано

«___»___________2011г

Зам директора по УВР

____________________

   /Вишневская Л.Ф./

Утверждаю

Приказ № ________

от «___»________2011г.

Директор МОУИРМО «Ревякинская СОШ»

____________________

     /Босхолова Г.В./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ГЕОГРАФИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ»

для учащихся 8-9класса

Образовательная область: география

Разработала

ФИО: Томашевская

Наталия Александровна

учитель географии,

______ квалификационной категории.

                                                  2012/ 2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «География Иркутской области» составлена на основе:

  • Авторская программа Бояркина В.М. «География Иркутской области»

Курс «География Иркутской области» дает представление об особенностях природных условий края, ее природно-ресурсном потенциале, состоянии, проблемах и перспективах развития экономики области в условиях перехода к рыночных отношениям.

Необходимость и целесообразность курса объясняется изучением в 8 – 9 классах средней школы темы «Родной край», в рамках которой школьники знакомятся с физико- и экономико-географической характеристикой своей области. При изучении курса «Экономическая и социальная география России» характеристика отдельных административных единиц территории России, в том числе и Иркутской области, рассматривается обобщенно и не дает достаточно глубоких знаний для знакомства с географией области. Курс восполняет пробел в этих вопросах. В трех основных главах курса дается углубленное представление о географии области, позволяя получить знания об особенностях природы, оценить природно-ресурсный потенциал и степень вовлеченности его в хозяйственное использование в условиях социальной ориентации экономики; рассматривается население территории, особенности его формирования и основные демографические характеристики; дается структура и характеристика основных отраслей хозяйства области, место и значение области в экономике России; оцениваются результаты экономических преобразований в промышленности и сельском хозяйстве в последние годы.

Основной объект изучения географии Иркутской области – физико- и экономико-географическая характеристика территории.

Предмет изучения – особенности природы края, природно-ресурсный потенциал, его освоенность и значение в экономическом развитии области и России; население и хозяйство территории в условиях перехода к рыночным отношениям.

Основная цель: дать представление о природе и природных ресурсах, населении области; показать уникальность и значимость некоторых видов природных ресурсов и их роль в развитии экономики области, России;

развивать умение применять полученные знания при изучении курса, например, при оценке деятельности и перспективности развития различных отраслей промышленности и сельского хозяйства на территории области.

Основные задачи курса: знакомство с природными условиями и природными ресурсами территории; определение основных, наиболее значимых из них для развития экономики области; изучение экономики области, роли отдельных видов природных ресурсов как основных факторов размещения отраслей специализации на территории; изучение демографических процессов и проблем занятости населения.

Класс  8

Количество часов в неделю по учебному плану – 1 час в неделю во втором полугодии

Общее количество часов в соответствии с программой – 18 часов

Основание для планирования: образовательный стандарт

Класс 9

Количество часов в неделю по учебному плану – 1 час в неделю во втором полугодии

Общее количество часов в соответствии с программой – 18 часов

Основание для планирования: образовательный стандарт

УМК

Учебник Бояркин В.М. Бояркин И.В. География Иркутской области.Иркутск, 2007

Содержание учебного материала 8 класса

Введение. Физико-географическая характеристика и природные ресурсы.

Географическое положение, территория, границы, административное деление.

Предмет «География Иркутской области», цели, задачи. Изучение курса «География родного края» в школьном курсе географии. Географическое положение, размеры территории и границы, территориальная удаленность от относительно развитых районов России. Административно-территориальное деление; оценка географического положения области, его отдельных районов

Из истории исследования и освоения территории.

Присоединение Прибайкалья к России. Административно-территориальное устройство края в конце ХVIII – начале ХХ в. История исследования и хозяйственного освоения края

Геологическая история. Рельеф. Полезные ископаемые.

Сложность и многообразие геологического строения территории. Особенности рельефа и разнообразие минеральных ресурсов различного происхождения. Уникальность и значимость некоторых видов минеральных ресурсов. Запасы, основные черты географии.

Климат. Агроклиматические ресурсы. Поверхностные и подземные воды. Водные и гидроэнергетические ресурсы.

Основные факторы, определяющие формирование климата на территории области в разные периоды года. Особенности климатических и агроклиматических условий и предпосылки для развития сельского хозяйства.

Реки, озера, водохранилища, подземные воды области: режим питания, равномерность распределения по территории, хозяйственное значение. Роль гидропотенциалар.Ангары и других рек в экономике области, России. Озеро Байкал и его хозяйственное значение

Почвы, растительность и животный мир. Земельные, лесные и охотничье-промысловые ресурсы.

Влияние геологической истории, особенностей формирования рельефа и климата на разнообразие типов почвенного покрова. Мелкоконтурность, пониженный температурный режим и некоторые другие негативные особенности почвенного покрова, препятствующие эффективному использованию земельных ресурсов в хозяйственной деятельности. Богатство лесных и охотничье-промысловых ресурсов, запасы, основные черты географии; проблемы рационального использования и восстановления.

Природные комплексы на территории области. Природное районирование. Рекреационные и бальнеологические ресурсы.

Лесная и лесостепная зоны и природно-территориальные комплексы в их пределах. Физико-географическое районирование территории. Природно-ресурсный потенциал отдельных природных комплексов. Рекреационные и бальнеологические ресурсы области, их значение и освоенность

Роль природных ресурсов в истории заселения и хозяйственного освоения территории. Антропогенное загрязнение окружающей среды. Охраняемые территории.

Влияние природно-ресурсного потенциала отдельных регионов области на заселение и хозяйственное освоение территории. Загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы в пределах области, его масштабы и последствия. Пути решения экологических проблем территории. Проблемы Байкала. Охраняемые территории.

Содержание учебного материала 9 класса

Население

 История формирования населения.

Исторические этапы и особенности заселения территории области. Волна колонизации и полоса расселения. Роль казачества в освоении территории. Основание военных крепостей-острогов, проведение Московского тракта и транссибирской магистрали

Численность, динамика и половозрастная структура населения.

Роль естественного и механического прироста в формировании населения территории. Особенности естественного и механического прироста населения в доперестроечный период и в условиях перехода к рыночной экономике. Численность, половая и возрастная структура населения и их различия по регионам области

Национальный состав. Размещение и плотность населения.

Разнообразие национального состава населения области. Территориальные различия в расселении населения. Очаговый характер заселения северных территорий. Проблемы коренных народов Севера

Городское и сельское население. Трудовые ресурсы и занятость населения.

Урбанизация. Особенности формирования городского населения. Социально-демографические условия развития сельского расселения. Современные проблемы села. Трудовые ресурсы и экономически активное население: численность, структура занятости по отраслям экономики. Новый фактор – безработица, ее географические особенности и социальные последствия

Экономика

Структура хозяйства области. Промышленность и ее ведущие отрасли на территории области. Топливно-энергетический комплекс.

Особенности формирования отраслевой и территориальной структуры, уровень развития отдельных отраслей хозяйства области. Отрасли специализации области и их роль в экономике России. ТЭК: предпосылки развития и роль в формировании промышленности области. География производства, потребления и грузопотоков угля, электроэнергии. Перспективы освоения местных месторождений нефти и газа

Металлургическая и машиностроительная промышленность.

Металлургическая промышленность: отраслевая и территориальная структура. Отрасли черной металлургии и перспективы производства металла в области. Алюминиевая промышленность, ее роль и значение в экономике области и России.

Ведущая роль машиностроения в техническом перевооружении народного хозяйства страны. Необходимость опережающих темпов развития машиностроения. Особенности машиностроительной промышленности области, уровень и темпы развития. Проблемы структурной перестройки и модернизации отрасли: техническая отсталость, низкое качество и неконкурентоспособность значительной части выпускаемой продукции. География основных отраслей машиностроения.

Химическая промышленность. Лесопромышленный комплекс. Легкая промышленность.

Сырьевая база для развития химической промышленности, структура и география размещения предприятий отрасли. Роль, значение в экономике области и уровень развития. Перспективы перехода некоторых отраслей промышленности на использование нефтяных и газовых ресурсов области.

Отрасли ЛПК в области. Особенности развития и размещения. Проблемы лесозаготовительной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслей ЛПК, возможные пути их решения.

Проблемы и перспективы развития легкой промышленности на территории области

Агропромышленный комплекс: региональные особенности и уровень развития

Основные отрасли АПК, уровень и темпы развития. Особенности формирования отраслевой и территориальной структуры. Факторы, влияющие на его размещение и отраслевую структуру. Место сельского хозяйства в экономике области. Структурные преобразования в сельском хозяйстве в условиях перехода к рыночной экономике и их последствия. Растениеводство и животноводство в условиях рискованного земледелия; отраслевая структура и размещение по территории. Пищевая промышленность

 Транспорт. Экономические связи.

Транспортная сеть области. Роль железнодорожного и автомобильного транспорта. Речной транспорт и его значение для северных и приграничных территорий области. Воздушный транспорт и проблемы его развития. Перспективы развития трубопроводного транспорта.

Экономические связи области с регионами России, странами Ближнего и Дальнего Зарубежья. Структура, объем и география экспорта и импорта.

Стратегия развития области в условиях рыночных отношений.

Особенности развития и проблемы экономики области. Экологические проблемы и возможные пути их решения. Приоритетные направления структурной политики. Роль природно-ресурсного потенциала в стратегии развития области.


Календарно-тематическое  планирование 8 класса

Наименование разделов и тем

Кол-во час-ов

Форма организаций учебных занятий

Виды контроля

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

дата

корректировка

1.

Введение.

Физико-географическая характеристика и природные ресурсы

1

Географическое положение Иркутской области. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Особенности географического положения и его влияние на природу, хозяйственное развитие области. Специфика природы районов, природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения

Уметь определять особенности географического положения, состав и особенности природы. Объяснять зависимость природы области от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы в жизни и деятельности человека.

Урок изучения нового материала

Фронтальный устный опрос

2.

Географическое положение, территория, границы, административное деление

1

Практикум

Работа с картами

3.

Из истории исследования и освоения территории

1

Семинар

Индивидуаль-ный и фронтальный устный опрос

4.

Геологическая история.

1

Практикум

Работа с атласом и картами. Индивидуаль-ный опрос

5.

Рельеф. Полезные ископаемые.

1

Исследование

Индивидуаль-ный устный и фронтальный письменный опрос

6.

Климат. Агроклиматические ресурсы.

1

Исследование

Индивидуаль-ный и групповой опрос

7.

Поверхностные и подземные воды.

1

Исследование

Индивидуаль-ный и групповой опрос

8.

Водные и гидроэнергетические

ресурсы

1

Исследование

Индивидуаль-ный и групповой опрос

9.

Почвы.

Пр.р «Почвы Иркутской области»

1

Исследование

Выполнение практической работы.

10.

Растительность

1

Практическое занятие

Заполнение таблиц, работа с атласом Ирк.обл.

11.

Животный мир

1

Практическое занятие

Заполнение таблиц, работа с атласом Ирк.обл.

12.

Природные комплексы на территории области

1

Комбинирован-ное занятие

Фронтальный опрос

13.

Зона тайги. Лесостепной и степной комплекс

1

Практическое занятие

Фронтальный опрос

14.

Горный комплекс

1

Практическое занятие

Фронтальный опрос

15.

Природное районирование. Рекреационные и бальнеологические ресурсы

1

Семинар

Индивидуаль-ный и фронтальный опрос

16.

Роль природных ресурсов в истории заселения и хозяйственного освоения территории

1

Семинар

Индивидуаль-ный и фронтальный опрос

17.

Контрольная работа

1

Урок контроля знаний

Тестирование

18.

Антропогенное загрязнение окружающей среды. Охраняемые территории

1

Семинар

Индивидуаль-ный и фронтальный опрос

Итого 18 часов

Календарно-тематическое  планирование 9 класса

Наименование разделов и тем

Кол-во час-ов

Форма организаций учебных занятий

Виды контроля

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

дата

корректировка

1.

Экономико-географическое положение

1

Площадь территории области.  Сравнение её с размерами других субъектов РФ и зарубежных стан.

Влияние ЭГП на развитие экономики.

Динамика численности населения Плотность населения

Национальный состав населения. Рынок труда.

Расселение населения. Типы поселений (городские, сельские). Урбанизация, её региональные особенности..

Основные закономерности размещения минеральных ресурсов, их запасы и различия по территории.

Агроклиматические, водные и гидроэнергетические, лесные, охотничье –промысловые, рекреационные ресурсы.

Особенности их размещения и хозяйственная оценка. Транспортно-географическое положение, как фактор освоения природно-ресурсного потенциала.

Должны иметь представление о населении области; показать уникальность и значимость некоторых видов природных ресурсов и их роль в развитии экономики области, России; изучение экономики области, роли отдельных видов природных ресурсов как основных факторов размещения отраслей специализации на территории; изучение демографических процессов и проблем занятости населения

Урок изучения нового материала

Фронтальный устный опрос

2.

История освоения территории области

1

Практикум

Работа с картами

3.

Население Иркутской области.

 История формирования населения

1

Семинар

Индивидуаль-ный и фронтальный устный опрос

4.

Численность, динамика и половозрастная структура населения.

1

Практикум

Работа с атласом и картами. Индивидуаль-ный опрос

5.

Национальный состав. Размещение и плотность населения

1

Исследование

Индивидуаль-ный устный и фронтальный письменный опрос

6.

Городское и сельское население. Трудовые ресурсы и занятость населения

1

Исследование

Индивидуаль-ный и групповой опрос

7.

Экономика

1

Исследование

Индивидуаль-ный и групповой опрос

8.

Структура хозяйства области. Промышленность и ее ведущие отрасли

на территории области.

1

Исследование

Индивидуаль-ный и групповой опрос

9.

Топливно-энергетический комплекс

1

Исследование

Выполнение практической работы.

10.

Металлургическая  промышленность.

1

Практическое занятие

Заполнение таблиц, работа с атласом Ирк.обл.

11.

Машиностроительная промышленность

1

Практическое занятие

Заполнение таблиц, работа с атласом Ирк.обл.

12.

Химическая промышленность.

1

Комбинирован-ное занятие

Фронтальный опрос

13.

Лесопромышленный комплекс.

1

Практическое занятие

Фронтальный опрос

14.

Легкая промышленность

1

Практическое занятие

Фронтальный опрос

15.

Агропромышленный комплекс: региональные особенности и уровень развития.

1

Семинар

Индивидуаль-ный и фронтальный опрос

16.

Транспорт. Экономические связи.

1

Семинар

Индивидуаль-ный и фронтальный опрос

17.

Стратегия развития области в условиях рыночных отношений

1

Семинар

Индивидуаль-ный и фронтальный опрос

18.

Итоговая контрольная работа

1

Урок контроля знаний

Тестирование

Итого 18 часов


Рекомендуемая литература

1. Атлас Иркутской области.- Иркутск, Москва-Иркутск: Главное Управление Геодезии и картографии Министерства геологии и охрана недр СССР, 1962.- 182 с.

2. Беркин Н.С. и др. Иркутская область (Природные условия административных районов).- Иркутск: Изд-во ИГУ,1993.- 301 с.

3. Бояркин В.М. География Иркутской области: Учеб.пособие для учащихся старших классов.- 5-е изд., перераб. и доп. - Иркутск: Вост.-Сиб. издат. компания, 2000.- 224 с.

4. Ващук Л.Н. Лесной фонд Иркутской области.- Иркутск, 1994.- 112 с.

5. Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской области: в 2 т.Т.1.- Иркутск: Изд-во ИГЭА: Изд-во ОАО НПО «Облмашинформ», 1998.- 276 с.

6. Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской области: в 2 т.Т.2.- Иркутск: Изд-во ОАО НПО «Облмашинформ», 1999.- 312 с.

7. Воробьев Н.В. Территориальная организация миграции населения Иркутской области (в условиях переходного общества 1990-х годов).- Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. геогр. наук.- Иркутск: ИГ СО РАН, 1998.- 220 с.

8. Григорьева А.А. Экономическая география Иркутской области.- Иркутск: Изд-во Иркут.гос. ун-та, 1983.- 92 с.

9. Ежегодный доклад. Экологическая обстановка в Иркутской области в 1998 г.- Иркутск, 1999.- 142 с.

10. Концепция развития производительных сил Иркутской области за период 1993-2005 гг. (тома 1,2).- Иркутск, 1993.

11. Лавров М.М. Геологическое прошлое Иркутской области.- Иркутск: Иркутское книж. изд-во, 1958.- 120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа по профильному труду "Кухонный рабочий" для 10-11 класса

Рабочая программа по предмету «Профильный труд (кухонный рабочий) разработана на основе  Целевой программы «Дети России» подпрограммы «Дети-инвалиды» авторы: А.С.Дев...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...