Главные вкладки

    Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс 2013- 2014 уч.год
    рабочая программа по географии (8 класс) по теме

    Перевалова Татьяна Петровна

     

    Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений:  География. 6-11 классы / сост.У.В.Овсянникова.- 3-е изд., стереотип. -  М.: Дрофа, 2010. – 128 с., с учетом инструктивно-методического письма о преподавании географии  в 2013- 2014 учебном году  в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_pogeografii_8_klass.doc292 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Жигайловская средняя общеобразовательная школа»

    «Рассмотрено»

    Руководитель МО естественно-математического цикла

    ___________ Коломыцев С.И.

    Протокол №  ___ от

    «__» июня 2013 г.

    «Согласовано»

    Заместитель директора

    _________ Олейник Т.Д.



    «__» июня 2013 г.

    «Утверждаю»

    Директор школы

     _________ Спивак Л.Н.


    Приказ №  ____

     от «___» августа 2013 г.

    Рабочая программа

    по учебному предмету  «География»

    Переваловой Татьяны Петровны

    8 класс

    2013- 2014 уч.год

    Пояснительная записка

     

    Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений:  География. 6-11 классы / сост.У.В.Овсянникова.- 3-е изд., стереотип. -  М.: Дрофа, 2010. – 128 с., с учетом инструктивно-методического письма о преподавании географии  в 2013- 2014 учебном году  в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.

    Цель: формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов - природы, населения и хозяйства.

    Задачи:

    1. познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России;
    2. понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России;
    3. понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
    4. глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости

    Количество часов в учебном плане: Рабочая программа расчитана на 70 часов (2 часа в неделю)

    Изменения, внесенные в программу, обоснования: Авторское содержание программы  не изменено. Программа расчитана на 68 часов, но т.к. количество рабочих недель, согласно учебному плану, составляет 35 недель, то количество часов увеличено до 70.  Изменилось распределение часов на изучение  тем. Сокращено количество часов раздела «Население России» (на 2 часа).  В связи с важностью изучения темы «Хозяйство России» увеличить количество часов  до 11 часов. Данные изменения не превышают 20%.

    Учебно-методический комплекс:

    Учебник:  В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 271с.

    УМК: Атлас География России. Природа. 8 класс. – М.: Дрофа, 2006.

    География Белгородской области: учебное пособие для учащихся 8-9-х классов общеобразовательной школы: в 2-х частях. Часть первая. Природа. – М.: изд-во МГУ, 2006 – 72с.

    Рабочая тетрадь по географии Белгородской области: учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы: В 2-х частях. Часть первая. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – с.  

    Основные формы организации учебной деятельности – уроки, экскурсии, система домашних работ, в т.ч. рефераты, творческие работы, проекты.

    Форма проверки и контроля  знаний – обобщающие уроки, тренировочные тесты на уроках 15-20 мин, творческие работы.

    Практических работ всего -18, из них итоговых (оценочных) – 8.

    Требования к уровню подготовки по географии обучающихся 8 класса

       В результате изучения курса «География России» ученик 8 класса должен:

    знать/понимать

    1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию; масштабу, способам картографического изображения;
    1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
    1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных территорий;
    1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации;
    1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по
    2. сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

    уметь

    1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
    1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
    1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
    2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
    1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
    1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    1. определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
    1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
    1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
    1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
    1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных

    Календарно-тематическое планирование по географии для 8 класса

    №пп

    Название темы

    К-во часов

    Дата проведения

    Практическая работа

    Подг-ка

    к ГИА

    Д/з

    Прим

    план

    факт

    Введение  (1 ч)

    Что изучает география России?

    1

    5.09

    с.3-8

    §1

    с.9-11

    Часть 1.

    Россия на карте мира (11 ч)

    Географическое положение России (3 ч)

    Сравнение ГП России и   других государств

    1

    7.09

    Практическая работа

    № 1 (оценочная)

    Характеристика географии-ческого положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

    5.1.1

    §2

    с.12-13

    Экономико- и транспортно-гео-графическое положение России.

    1

    12.09

    §3

     с.16-19

    Геополитическое, этнокультур-ное и эколого-географическое по-ложение России.

    1

    14.09

    5.1.1

    §4

    с.20-22

    Границы и административно-территориальное устройство России (7 ч)

    Государственная территория России.

    1

    19.09

    5.1.1

    §5

    с. 22-26

    Российские пространства: во-просы и проблемы.

    1

    21.09

    §6

    с. 26-30

    Государственные границы Рос-сии. Типы и виды российских границ.

    1

    26.09

    5.1.1

    §7

    с. 31-32

    Сухопутные  и морские границы.

    1

    28.09

    §8 - 9 в.4*с.39

    Россия на карте часовых поясов.

    1

    3.10

    Практическая работа

    № 2 (оценочная)

    Определение поясного вре-мени для разных пунктов России.

    5.1.2

    §9

    с.39-42

    Этапы и методы географии-ческого изучения территории.

    1

    5.10

    §10

    с. 43-48

    Особенности административно-территориального устройства Рос-сии.

    1

    10.10

    5.1.3

    §11

    с. 49-50

    в.8с.52; подгот.к К/т по части1

    Контроль знаний по теме: «Россия на карте мира»

    1

    12.10

    Часть 2. Природа России (31 ч)

    Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (6 ч)

    Геологическая история и гео-логическое  строение территории России.

    1

    17.10

    5.2.1

    §12

    с. 55-58

    Рельеф России

    1

    19.10

    Практическая работа № 3 (оценочная) 

    Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и место-рождений полезных иско-паемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

    5.2.1

    §13

    с. 58-62 в.1,2,3с.62,в.5*с.62

    Как и почему изменился рельеф России.

    1

    24.10

    5.2.1

    §14

    с. 63-67

    Стихийные природные явления в литосфере. Виды стихийных при-родных явлений в литосфере. Причины, порождающие их, меры по борьбе с ними.

    1

    26.10

    5.2.1

    §15

    с. 67-69; сообщ. о стих.

    пр.явл*

    Человек и литосфера.

    1

    31.10

    §16

    с.70-79

    Подготовиться к тест.раб

    Обобщающий урок по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»

    1

    2.11

    5.2.1

    Климат и климатические ресурсы (7)

    Факторы, определяющие климат России.

    1

    14.11

    §17

    с. 80-86

    Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.


    1

    16.11

    Практическая работа № 4 (оценочная)

     Определение по картам за-кономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля. Годового количества осадков по территории страны.

    5.2.2

    §18

    с. 86-90

    Сезонность климата

    1

    21.11

    §18

    с. 86-90

    Типы климатов России.

    1

    23.11

    Практическая работа № 5

    (оценочная)

    Определение по синоп-тической карте особен-ностей погоды для разли-чных пунктов. Составление прогноза погоды.

    5.2.2

    §20

    с.93-98

    Комфортность (дискомфорт-ность) климатических условий.

    1

    28.11

    §19,§21

    с.91-93;

    с.99-101

    Климат и человек. Влияние климата на быт.

    1

    30.11

    Практическая работа

    № 6 (оценочная)

    Оценка основных клима-тических показателей одно-го из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

    5.2.2

    §22

    с.101-106; подгот. к тестам

    Обобщающий урок по теме «Климат и климатические ресурсы»

    1

    5.12

    5.2.2

    Внутренние воды и водные ресурсы (5  ч)

    Разнообразие внутренних вод России. Реки.

    1

    7.12

    5.2.3

    §23

    с.107-114;

    Сообщ.о реках России*

    1

    12.12

    Практическая работа

    № 7 (оценочная)

    Составление характерис-тики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

    Повтор.

    §23

    с.107-114

    Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

    1

    14.12

    Практическая работа

    № 8 (оценочная)

    Объяснение закономерно-стей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата

    §24

    с.115-120

    Водные ресурсы и человек.

    1

    19.12

    Практическая работа

     (обучающая)

    Оценка обеспеченности во-дными ресурсами крупных регионов России, составле-ние прогноза их исполь-зования

    5.2.3

    §25

    с.120-124; подг. к теств.работе по теме

    Обобщающий урок по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»

    1

    21.12

    Почвы и почвенные ресурсы (4 ч)

    Почва – особый компонент природы.

    1

    26.12

    §26

    с.125-129

    Основные типы почв. Размещение основных типов почв

    1

    28.12

    Практическая работа

     (обучающая)

     «Выявление условий поч-вообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растите-льности) и оценка их пло-дородия. Знакомство с образцами почв своей местности»

    5.2.5

    §27

    с.129-132

    Человек и почва. Почвенные ресурсы России.

    1

    11.01

    §28

    с.132-136; подг. к тестам

    Урок обобщающего повторения по теме: «Почва и почвенные ресурсы»

    1

    16.01

    5.2.5

    Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.(2)

    Растительный и животный мир России

    1

    18.01

    Практическая работа

    (тренировочная)

    Составление прогноза из-менений растительного и животного мира при за-данных условиях изменения других компонентов при-родного  комплекса

    5.2.6

    §29

    с.137-140

    Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

    1

    23.01

    §30

    с.143-146

    Природное районирование (7 ч)

    Формирование природных комп-лексов (ПТК) – результат длите-льного развития географической оболочки Земли. Природно-хозяйственные зоны России

    1

    25.01

    §31

    с.147-153

    §32

    с.153-157

    Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр

    1

    30.01

    §33

    с.157-162

    Характеристика лесов

    1

    1.02

    5.2.6

    §34

    Характеристика лесостепей и степей, полупустынь и пустынь

    1

    6.02

    Практическая работа

     (обучающая)

    Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.

    §35

    с.166-170

    Высотная поясность

    1

    8.02

    §36

    с.170-173

    ООПТ. Заповедники. Памятники всемирного природного наследия

    1

    13.02

    5.2.6

    §37

    с.173-179

    Контроль знаний по теме: «Природа  России»

    1

    15.02

    Часть 3. Население (8 ч)

    Численность населения России.

    1

    20.02

    5.3

    §38 с.183-188

    Мужчины и женщины. Продол-жительность жизни.

    1

    22.02

    §39

    с.188-191

    Этнический, языковой и религиозный состав населения.

    1

    27.02

    Практическая работа  (тренировочная)

    Определение по картам и статистическим матери-алам крупных народов и особенностей их размеще-ния, сопоставление с адми-нистративно – территори-альным делением РФ.

    5.3

    §40

    с.191-198

    Городское и сельское населе-ние.

    1

    29.02

    5.3

    §41

    с.198-202

    Размещение населения России.

    1

    5.03

    §42

    с.203-207

    Миграции населения России.

    1

    7.03

    §43

    с.207-213

    Люди и труд.

    1

    12.03

    Практическая работа (тренировочная)

    Определение по статис-тическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства.

    5.3

    §44

    с.213-218

    Обобщающий урок по теме «Население России »

    1

    14.03

    Часть 4. География своей местности (8 ч)

    Географическое положение, тер-ритория, границы Белгородской области

    1

    19.03

    Практическая работа № 1

    Определение по картам географического положе-ния Белгородской области.

    §

    Особенности геологического строения.

    1

    21.03

    Практическая работа № 2

    Описание геологического строения своего района;

    §


    Рельеф и полезные ископаемые

    1

    2.04

    Практическая работа № 3

    Полезные ископаемые области, района.

    Практическая работа № 4

    Рельеф области

    §

    Почвы.  

    1

    4.04

    Практическая работа № 5

    Почвы области;

    Практическая работа № 6

    Земельные ресурсы своего района, области

    §

    Климат.

    1

    9.04

    Практическая работа №7

    Основные характеристики климата Белгородской области;

    §

    Гидрографическая сеть. Водохранилища и пруды. Подземные воды

    1

    11.04

    Практическая работа №8

    Внутренние воды области

    §

     Экологическая обстановка. Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

    1

    16.04

    Практическая работа №9

    ООПТ области

    §

    Итоговый урок по теме Белгородская область. Зачёт.

    1

    18.04

    Часть 5. Хозяйство России (11 ч)

    Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Как география изучает хозяйство.

    1

    23.04

    Практическая работа (тренировочная)

    Анализ экономических карт для определения типов территориальной струк-туры хозяйства

    Вопрос 23 В 1-5 сб.ГИА 2009,10

    §45-46

    с.221-226

    Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу  (10 ч)

    Состав первичного сектора экономики.

    1

    25.04

    5.4.1

    §47

    с.226-228

    Природно-ресурсный потенциал России.  

    1

    30.04

    Практическая работа (тренировочная)

    Оценка природно-ресу-сного потенциала России, проблем  и перспектив его рационального использо-вания

    §48

    с.228-229;

    Богата ли Россия ресурсами?

    1

    2.05

    §49 с.230- 232

    Сельское хозяйство.

    1

    7.05

    5.4.4

    §50

    с.232-234

    Земледелие.

    1

    9.05

    Практическая работа

     (обучающая)

    Определение по картам основных районов выра-щивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

    5.4.4

    §51-§52

    с.234-236

    Животноводство

    §52 с.236-238

    Лесное хозяйство.

    1

    14.05

    §53

    Рыбное хозяйство.

    1

    16.05

    §54

    Повтор.

    Обобщающий урок по теме «Хозяйство России»

    Обобщающий урок по курсу географии

    1

    21.05

    Содержание программы

    Программа состоит из шести частей: часть I – «Россия на карте мира», часть II – «Природа», часть III – «Население России», части IV, V – «Хозяйство России», часть VI – «География крупных регионов России».

    В 8 классе изучается часть I – «Россия на карте мира», часть II – «Природа», часть III – «Население России», часть IV – «Хозяйство России».

    Введение (1ч)

    Что изучает география России.

    Часть I

    Россия на карте мира (11ч)

    Тема 1

    Географическое положение России (4ч)

    Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое. Уровни (масштабы) географического положения России и других государств.

    Тема 2

    Границы и административно-территориальное устройство России (7ч)

    Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная  территория.

            Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время  его роль в хозяйстве и жизни людей.

            Этапы и методы географического изучения территории России.

            Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.

    Практические работы (итоговые). 1.  Характеристика географического положения (ГП) России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

    2. Определение поясного времени для различных пунктов России.

    Часть  II

    Природа России (31 ч)

    Тема 1 Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (6ч)

    Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.

            Рельеф России: основные формы, их  связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

            Проявление закономерностей в формировании рельефа и его современном развитии на примере своего региона и своей области.

    Практическая работа (итоговая). Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

    Тема 2 Климат и климатические ресурсы (7 ч)

            Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.

            Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.

            Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.

            Климат своего региона.

    Практические работы (итоговые). 1.  Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, годового количества осадков по территории страны, выявление особенностей распределения средних температур января и июля.

    2. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

    3. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

    Тема 3 Внутренние воды и водные ресурсы (5ч)

            Особая роль воды в природе и хозяйственной деятельности человека. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек  по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

            Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

            Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления, загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.

            Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

    Практические работы. 1.(итоговая) Составление характеристики одной из рек с использованием тематических  карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного  использования.

    2. (тренировочная) Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

    3. (тренировочная) Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

    Тема 4 Почва и почвенные ресурсы (4 ч)

            Почва – особый компонент природы. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения. Почва – национальное богатство. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.

            Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба с эрозией и загрязнением.

             Особенности почв своего региона и своей местности.

    Практическая работа (тренировочная). Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности

    Тема 5 Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (2 ч)

            Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

            Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

    Практическая работа (тренировочная). Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

    Тема 6 Природное районирование (7 ч)

            Формирование природно-территориальных комплексов (ПТК) – результат длительного развития географической оболочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

            Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?

            Характеристика арктический пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия. Природная зона своей местности, ее экологические проблемы.

    Практическая работа (итоговая). Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.

    Часть III. Население России (7ч)

    Тема 1 Численность населения (2ч)

            Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX  и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.

            Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.

    Тема 2

    Национальный состав (1ч)

            Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.

    Практическая работа (итоговая). Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ.

    Тема 3

    Городское и сельское население страны (2ч)

            Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения.  Современные социальные проблемы сел.

            Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.

    Тема 4        Миграции населения (1ч)

            Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

    Тема 5        Трудовые ресурсы (1ч)

            Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы.

            Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества жизни населения страны – важнейшая социально-экономическая проблема.

    Практическая работа (итоговая). Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства.

    Часть IV

    Хозяйство России (9ч)

            Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и секторы. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.

    Тема 1 Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу

            Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.

            Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны.

             Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.

            Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.

            Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.

            Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения.

             Охота. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.

            Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.

    Практическая работа (итоговая). Определение по картам основных районов выращивания зерновых и  технических культур, главных районов животноводства.

    (тренировочная). Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем  и перспектив его рационального использования.

            География Белгородской области (8ч).

    Формы и средства контроля

      

    Формы контроля

    I четверть

    II четверть

    III четверть

    IV четверть

    Практические работы

    3

    4

    1

    -

    Оценочные практические работы:

    1. Характеристика географического положения (ГП) России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

    2. Определение поясного времени для различных пунктов России.

    3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и

    месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на

    примере отдельных территорий.

    4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, годового количества осадков по территории страны, выявление особенностей распределения средних температур января и июля.

    5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

    6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

    7. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических  карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного  использования.

    8. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

    Перечень учебно-методических средств обучения:

    № п/п

    Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

    Количество на 25 учащихся

    Осн. школа

    Базовая

    Профильная

    Карты мира

    Политическая карта мира

          1    +

    1

    1

    Физическая карта мира

         1   +

    1

    1

    КАРТЫ РОССИИ

    Агропромышленный комплекс России

    1

    Геологическая карта России

      1+

    Земельные ресурсы России

    1

    Климатическая карта России

      1+

    Легкая и пищевая промышленность России

    1

    Лесная и целлюлозно-бумажная промышленность России

    1

    Машиностроение и металлообработка России

    1

    Народы России

    1

    Плотность населения России

    1

    Политико-административная карта России

       1+

    Почвенная карта России

     1  

    Природные зоны России и биологические ресурсы

     1  

    Россия и сопредельные государства. Политическая карта

    1

    Социально-экономическая карта России

    1

    Тектоника и минеральные ресурсы России

          1   +

    Топливная промышленность России

    1

    Транспорт России

    1

    Федеральные округа России

    1

    Физическая карта России

     1+

    Химическая и нефтехимическая промышленность России

    1

    Черная и цветная металлургия России

    1

    Экологические проблемы России

    1

    Экономическое районирование России

    1

    Электроэнергетика России

    1

    КАРТЫ РЕГИОНОВ РОССИИ

    Восточная Сибирь и Дальний Восток. Социально-экономическая карта

    1

    Европейский Север и Северо-Запад  России. Социально-экономическая карта

    1

    Европейский Юг России. Социально-экономическая карта

    1

    Западная Сибирь. Социально-экономическая карта

    1

    Поволжье. Социально-экономическая карта

    1

    Урал. Социально-экономическая карта

    1

    Центральная Россия. Социально-экономическая карта

    1

    Физические карты

    Восточная Сибирь и Дальний Восток. Физическая карта

    1

    Западная Сибирь. Физическая карта

    1

    Поволжье. Физическая карта

    1

    Урал. Физическая карта

     1

    Центральная Россия. Северо-Западная и Северная Россия. Физическая карта

    1

    Южная  Россия. Физическая карта

    1

    Плакаты

    Портреты ученых-географов и путешественников

         1  +

    1

    1

    ОБЪЕКТЫ НАТУРАЛЬНЫЕ

    Гербарий растений природных зон России

    1+

    Коллекция горных пород и минералов

    1+

     

    Коллекция полезных ископаемых различных типов

    1+

     

    МОДЕЛИ, МАКЕТЫ, МУЛЯЖИ

    Глобус Земли политический демонстрационный

    1+

    1

    Глобус Земли физический демонстрационный

      1+

    Теллурий

    1

    СРЕДСТВА ИКТ

    Универсальный настольный компьютер

    1

    1

    1

    Цифровой проектор

    1

    1

    1

    Крепление к потолку для стационарного цифрового проектора

    1

    1

    1

    Экран настенный

    1

    1

    1

    Принтер ч-б формата А4

    1

    1

    1

    Сетевой фильтр-удлинитель

    1

    1

    1

    Блок бесперебойного питания

    1

    1

    1

    ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

    Энциклопедия

    1+

    1

    1

    Учебно-методические комплекты по географии (УМК, включающие учебники, имеющие  рекомендацию Министерства образования РФ)

    1+

    1

    1

    Цифровые образовательные ресурсы по географии

    1+

    1

    1

    Справочники по географии

    1+

    1

    1

    Задачники, банки заданий ЕГЭ по географии

    1+

    1

    1

    Коллекция космических снимков

    1+

    1

    1

    Галерея портретов ученых-географов и путешественников

    1+

    1

    1

    Для ученика: Учебник: 

    1. В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 271с.
    2. Атлас География России. Природа. 8 класс. – М.: Дрофа, 2006.
    3. География Белгородской области: учебное пособие для учащихся 8-9-х классов общеобразовательной школы: в 2-х частях. Часть первая. Природа. – М.: изд-во МГУ, 2006 – 72с.
    4. Рабочая тетрадь по географии Белгородской области: учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы: В 2-х частях. Часть первая. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – с.  

    Для учителя:

    1. Программы для общеобразовательных учреждений:  География. 6-11 классы / сост.У.В.Овсянникова.- 3-е изд., стереотип. -  М.: Дрофа, 2010. – 128 с.,
    2. Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 128 с.
    3. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 1996. – 192с.
    4. Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 классы): Пособие для учителя. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 136 с.: ил.
    5. Справочник по физической географии
    6. Грушина С.Н. Поурочные разработки по географии России: 8 класс: к учебнику под ред. В.П. Дронова «География России: 8-9 классы (1-2 части). – М.: Изд-во «Экзамен», 2008. -302с.
    7. Евдокимов В.И.. География. Полный курс в географических диктантах. – 2-е изд. – М.: «Московский Лицей»,  - 2004, 312 с.
    8. Евдокимов В.И. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебнику под ред. В.П.Дронова «География России. 8-9 классы/В.И. Евдокимов. – М.: Изд-во «Экзамен», 2009. – 109 с.
    9. Петин А.Н. География Белгородской области: Метод. Пособие для учителей. (примерное поурочное планированеи). 8-9 классы/ А.Н. Петин., Т.В. Сластина. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 96 с.

    Оборудование и приборы: Мультимедиа курс  География России: Природа и население. 8 класс разработан в соответствии с учебников по географии для 8 класса под редакцией В.П. Дронова, физическая и тематические карты России.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по учебному предмету «География» 7 класс 2013-2014

    Рабочая программа разработана на основе программы  по географии под редакцией В.П.Дронова, Л.Е.Савельева: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 7 класс. — М.: Дрофа, 2009...

    Рабочая программа по учебному предмету «География» 9 класс 2013- 2014 уч.год

    Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений:  География. 6-11 классы / сост.У.В.Овсянникова.- 3-е изд., стереотип. -  М.: Дрофа, 2010. – 128 с....

    Рабочая программа по учебному предмету «География» 10 класс 2013- 2014 уч.год

    Рабочая программа разработана на ступени среднего образования составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень). - Сборник нормативных...

    Рабочая программа по учебному предмету «География» 11 класс 2013- 2014 уч.год

    Рабочая программа разработана на ступени среднего образования составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень). - Сборник нормативных...

    Рабочая программа по учебному предмету «География», 10-11 класс География. Современный мир.

    Рабочая программа по учебному предмету «География», 10-11 классГеография. Современный мир....

    Рабочая программа по учебному предмету «География» География. Современный мир. 11 класс

    Рабочая программа по учебному предмету «География»География. Современный мир. 11 класс...

    Рабочая программа по учебному предмету «География» География Земли 6 класс

    Рабочая программапо учебному предмету «География»География Земли   6  класс...