УРОК ПО ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ:"БЕЗМОЛВНАЯ" АРКТИКА И "ЧУТКАЯ" СУБАРКТИКА". материал для учителей.
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

СТЕШЕНКО СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА

Разработка этого урока поможет учителям географии  хорошо  продимонстрировать природу арктики и субарктики. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели урока:

выявить главные особенности природы тундры и лесотундры;

определить главные направления взаимосвязи природы и хозяйственной деятельности народов Севера;

продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, презентация

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: виртуальная экскурсия

Класс: 8   

Тема урока: "БЕЗМОЛВНАЯ" АРКТИКА И "ЧУТКАЯ" СУБАРКТИКА.

ХОД УРОКА

1. Постановка целей и задач перед учащимися

Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с природной зоной арктических пустынь. Мы говорили о природных условиях «безмолвной» Арктики. Сегодня нам предстоит узнать, почему южнее расположена «чуткая» Субарктика? В чём заключаются главные особенности природы побережий Северного Ледовитого океана нашей страны? В конце урока мы сделаем сравнение между ними. Урок проходит в сопровождении презентации. Это будет виртуальная экскурсия в Субарктику.

2. Изучение нового материала

2 слайд. Пролог. Слайд-шоу, создающее первое представление о природе севера нашей страны (звучит песня народов Севера).

3 слайд. Демонстрируются остановки на маршруте. Переход по гиперссылке (прямоугольник с названием остановок)

Географическое положение тундры и лесотундры.

Особенности климата.

Влияние мерзлоты на природу.

Отличие тундровых ландшафтов от лесотундровых.

Особенности взаимоотношений природы и человека на Севере.

Изменение традиционного хозяйствования.

4 слайд. Определение особенностей географического положения природно-хозяйственных зон тундры и лесотундры.

– Опишите географическое положение тундры и лесотундры по карте «Природные зоны России».

– Между какими природными зонами располагаются тундра и лесотундра?

– Каково положение этих природных зон по отношению к Северному полярному кругу?

– Какие природные явления происходят в связи с этим? (Полярная ночь и полярный день, северное сияние)

– Так что же такое «тундра»? Что может означать слово «тундра»?

У северного народа саами, живущего на Кольском полуострове, слово «тундра» обозначает безлесные вершины гор. Кстати, какие горы располагаются на полуострове? (Хибины). Но вы оказались ближе к определению, данному великим русским учёным М.В.Ломоносовым. Он писал: «Тундрами называются места, мхами зарослые… каковыми заняты по большей части берега Северного океана».

5 слайд. Климат тундры и лесотундры. Работа с климатической картой России.

– В каких климатических поясах расположена зона тундры и лесотундры?

– Какие воздушные массы формируют климат?

– Каков температурный режим летом и зимой?

6 слайд. «В тундре нет резкой грани, разделяющей весну и лето, и о переходе весны к лету можно говорить лишь условно. За начало лета можно принять исчезновение снега на большей части тундры, а за его конец – первые морозы и снегопады в конце августа».

– Почему летом происходят внезапные похолодания?

Лето короткое и прохладное. Осадков выпадает немного: от 300 до 500 мм в год.

– Как вы думаете, где больше выпадает осадков, на европейской части страны или в Восточной Сибири?

– Попробуйте объяснить, почему в В.Сибири осадков выпадает меньше, а заболоченность территории больше? Что способствует образованию болот?

7 слайд. Есть ещё один фактор, который делает тундру зимой безжизненной. Это сильный ветер (звучит фонограмма вьюги).

– Какие причины способствуют образованию  ветров очень большой силы в тундре?

– Какие свойства приобретает снежный покров из-за сильных ветров?

«Поверхность тундры зимой напоминает застывшие беспорядочные морские волны. Снег в тундре не похож на снег лесной полосы. По этому снегу можно не только легко и свободно ходить без лыж, но и ездить на тяжелых вездеходах с грузом, и он почти не проваливается под тяжестью».

– Почему в лесотундре зима значительно холоднее, ведь она расположена к югу от тундры?

(Лесотундра находится на большем удалении от океана, даже Северный Ледовитый океан зимой смягчает климат. Чем дальше на восток, тем холоднее в связи с удалением от Атлантического океана и увеличением высоты местности).

8 слайд. Теперь мы определим влияние многолетней мерзлоты на природу тундры и лесотундры.

– Что такое, многолетняя мерзлота?

– Почему её площадь увеличивается к востоку страны?

– Где больше болот, на западе или на востоке природных зон?

– Как называются почвы тундр и лесотундр? Каковы их свойства?

– Булгунняхи – это крупные холмы высотой 10-25 м и диаметром 100-300 м. Как они могли образоваться?

– Попробуйте объяснить образование многочисленных термокарстовых озёр. Что должно произойти с многолетней мерзлотой, чтобы образовались озёра? (Часть подземного льда протаивает, грунт проседает, неглубокие котловины заполняются водой)

9 слайд. Тундровые ландшафты. Смотрим слайд-шоу.

К тундре относятся по-разному. Кто находит её унылой и однообразной, а кто говорит о ней с восторгом.

«Тундра хороша летом, когда изумрудная зелень, свежая и яркая. В раннее осеннее время краски начинают меняться. Вместе с заморозками в конце июля, а то и раньше, тундра становится золотистой и вскоре багряно-красной. А затем потускнеет и долгое время будет грязновато-коричневой».

– Какие краски у вас остались перед глазами? Можно влюбиться в тундру за несколько прекрасных дней, подаренных природой?

– Почему больше всего здесь мхов и лишайников?

– В тундре раздолье для грибников. Почему существует выражение, что грибы растут выше деревьев?

10 слайд. В тундре из-за короткого вегетационного периода преобладают многолетние растения и кустарнички с деревянистыми стеблями. Здесь поспевает много ягод: брусника, клюква, голубика, морошка.

Морошка – это ближайший родственник малины. Это многолетнее травянистое растение. Морошки так много, что она окрашивает всю местность сначала в красный цвет, а затем в оранжевый. Местные жители варят из неё варенье, употребляют в пищу в пареном и мочёном виде.

Карликовая берёзка – одно из самых распространённых растений тундры. Высота карликовой берёзки редко бывает больше половины роста человека. Толщина веток за год увеличивается на несколько миллиметров. И растёт она не деревом, ветвистым кустарником. Ветви её невысоко приподнимаются вверх, а часто распростёрты по поверхности земли. Листья округлой формы величиной как  мелкая монета. Заросли карликовой берёзки осенью становятся необычайно красивыми, удивительно ярко-красными.

11 слайд. Тундра преображается, когда начинается цветение лютика, куропаточьей травы, полярного мака, появляются незабудки, цветёт багульник. Располагаются они не вперемежку, а отдельными островками. Цветки крупные, а растения невысокие. Всё преображается в одну ночь. Лето-то короткое…

12-13 слайды.  Просмотрев слайды, вы увидели отличие лесотундровых ландшафтов.

– Какие деревья вы увидели?

– Как они располагаются по отношению друг к другу?

– Почему появляются деревья флаговой формы, стланики и криволесье?

– Где растут высокие деревья?

– Назовите основные способы приспособления растений к существованию в условиях Севера. (Многолетние, короткая корневая система, подушкообразная или стелющаяся форма, опушение листьев или восковой налёт)

14-15 слайды. Посмотрите внимательно на животных субарктики.

– Кого вы узнаете? Назовите типичных представителей животного мира тундры и лесотундры.

– Как они приспособились к суровым условиям природы?

Северный олень – чудесное животное. Он спокоен, послушен, ласков и неприхотлив. Человек в тундре во многом зависит от оленя, а олень, в свою очередь, от кормов. Летом ему хорошо, поедает не только ягель, но и сочные листья осоки и пушицы, морошку, грибы. Но лето длится недолго. И едва выпадает первый снег, начинается борьба за существование.

Чтобы найти участки, где из-под снега можно добыть ягель, олени пробегают десятки и сотни километров. Ведь лишайники, как и всё в тундре, растут медленно. Лишайник ягель, или олений мох – один из самых крупных лишайников, высота его достигает 10-15 см. Но за год увеличивается в высоту лишь на несколько миллиметров. Если олени съедают ягель, на восстановление лишайникового покрова требуется 10-15 лет. Ягель является важнейшим кормом для оленей, которые находят его по запаху даже под снегом.

Лемминг, или пеструшка – маленький грызун, который служит основным кормом для всех хищников. Из-за леммингов остаются зимовать и песцы, и полярные совы. Зимой лемминги прокладывают себе ходы под слоем снега, а весной гибнут от воды. От полного уничтожения спасает только способность к быстрому размножению. Делают по пять-шесть помётов, каждый раз при этом появляются 5-8 детёнышей.

Кровососущие насекомые превращают жизнь человека и северного оленя в настоящий ад. Олени летом уходят на обдуваемые ветром участки, а человек плотно одевается. Зато в тундре нет змей.

16 слайд. Суровые природные условия препятствуют активному освоению человеком тундры и лесотундры. Длительное время их обитателями являлись лишь представители коренных народов, которые приспособились к холодному климату. Это ненцы, эвенки, ханты, юкагиры, якуты, чукчи.

– Назовите примеры взаимоотношений народов Севера и природы.

– Чем обязан человек северному оленю?

– Какие способы передвижения по тундре использовались?

– Каким промыслом занимаются коренные жители Севера?

17 слайд. Просматриваем несколько слайдов об изменении традиционного хозяйствования.

Последние десятилетия освоение северных территорий происходит особенно бурными темпами. Это связано с открытием и разработкой месторождений нефти и природного газа на севере европейской части России, на севере Западной Сибири. Возникают многочисленные посёлки, развивается полярное земледелие преимущественно в закрытых грунтах, строятся дороги, нити трубопроводов перекрывают естественные пути миграции северных оленей. Разлитая нефть обезобразила тундру.

Северная природа легкоранимая, очень неустойчивая, трудно восстанавливаемая. Почему?

(К экстремальным условиям приспособились немного видов растений и животных, а малое количество тепла приводит к медленному восстановлению организмов. Представьте, сколько нужно времени, чтобы выросло новое растение, если у полярной ивы побеги удлиняются за год на 1-5 мм и при этом дают только по 2-3 листа. Лишайники нарастают за год всего на 1-3 мм.)

18 слайд. – Что нужно учитывать при освоении Севера?

– Какие правила современного хозяйствования должны соблюдаться?

19 слайд.

3. Эпилог

– Как  заповедь звучат слова ненецкого поэта, который очень хорошо знает свой родной край.

Знай, природы никогда

Не иссякнет чаша, лишь

Черпай из неё с умом

Ты не потеряв стыда.

А как будешь из неё

Черпать, днём живя одним,

Не оставишь ничего

Ты наследникам своим.

Леонид Пацуй

20 слайд.

4. Географический диктант на закрепление

Расставьте цифры признаков природы рядом с названием природных зон:

Природа зоны легкоранима.

Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом.

Значительные площади покрыты ледниками.

Средняя температура января  –24-260 С, а июля +1-40С.

Сильные ветры.

 В зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.

Расположена на островах Арктики

Увлажнение избыточное, много болт и озёр.

Промысел морского зверя (моржа, тюленя).

На южной границе температура июля +100С.

На скалах «птичьи базары».

Лето короткое и холодное.

Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.

В реках и озёрах много рыбы.

Воды – в твёрдом виде, только летом образуются талые воды.

Ответы:

Арктическая пустыня: _1, 3, 4, 5,7, 9, 11, 12, 15, 17___

Тундра: ___1, 2, 5, 6, 8, 10, 13, 14, 16_______

5. Задание на дом: учебник под редакцией А.И. Алексеева §27, вопросы к параграфу

Нужно учесть, что слайд-шоу используется на 2, 9, 13, 14 и 17 слайдах. Смена кадров происходит автоматически. Гиперссылки используются для того, чтобы регулировать материал, используемый на уроке.

Тема урока: Природно – хозяйственные зоны. «Безмолвная Арктика»

Цели и задачи урока.

Обучающие: Продолжить формирование знаний о ПТК; познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями; начать формировать знания о природных зонах России; рассмотреть особенности природы и взаимосвязь природных компонентов в природной зоне Арктики; начать формирование представления о возможностях хозяйственного использования природной зоны и связанных с ними экологических проблем.

Развивающие: продолжить развивать умение работать с картой.

Воспитательные: воспитание экологической культуры учащихся, прививать бережное отношение к окружающей среде.

^ Учебно-наглядный комплекс.

Карты России – физическая, климатическая, почвенная, растительности; атласы, картины, таблицы, гербарии, видеофильм, книги, атлас.

^ Формы проведения урока

Игровая

Тип урока

Изучение нового материала

Новые слова урока

Арктика, Северный морской путь

^ Географические объекты

Острова Арктики: Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новая Земля, Новосибирские острова, Врангеля, Вайгач; полуострова: Таймыр, Ямал, Чукотка.

^ Имена

Федор Литке, Семен Челюскин, двоюродные братья Лаптевы, Георгий Седов

Ход урока:

I .Организационный момент

I I. Изучение нового материала

1 учитель – капитан (сообщение темы и задач урока . Здравствуйте, уважаемые гости и участники экспедиции! Мы отправляемся с вами в необыкновенное путешествие к ледяной зоне – зоне Арктических пустынь. И, как у любой научной экспедиции, у нас есть цель путешествия.

Слайд №2(задачи)

Перед нами стоит задача:

1. Выявить характерные особенности природы.

2. Рассмотреть возможное хозяйственное использование природной зоны.

3. Назвать важнейшие экологические проблемы, связанные с освоением Арктики.

2. На столе у вас лежат бланки наблюдения, которые вы должны заполнить в течение нашей экспедиции.

Слайд №3 (урок №24 слайд 4 «природные зоны»)

Прежде чем, мы отправимся в путешествие нам нужно проложить маршрут нашей экспедиции. Для этого мы воспользуемся картой, и определим, какие территории России занимает зона арктических пустынь.

Задание №1 определить по карте «Природные зоны России» какие территории России занимает зона арктических пустынь (Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новая Земля, Новосибирские острова, Врангеля, Вайгач; полуострова: Таймыр, Ямал, Чукотка).

3. Итак, мы определили интересующий нас объект. Но мы не можем отправится в путь, как вы думаете, почему? (наводящие вопросы: когда вы отправляетесь куда-нибудь, то что вы делаете первым делом?(собираем вещи), а как узнать, какие вещи нам потребуются? (узнать климат) значит нам нужно определить климат Арктики.

Слайд №4 (урок №41, с 2 «климатическая карта»)

Задание №2. Определите по плану климатические особенности Арктики.

План

1 климатический пояс (арктический пояс)

2. суммарная солнечная радиация ккал/см² в год. (70 ккал/см² в год→так как много радиации отражается от ледников и снега)

3. t ◦ ср. июля (+2+4◦)

4. t ◦ ср. января (-20-40◦)

5. ГКО, мм (100-200 мм)

6.. Воздушные массы (арктические, на границе арктических и умеренных в.м. возникают сильные ветра)

7. по отношению к Северному полярному кругу (за полярным кругом →длительная полярная ночь→долгая зима с низкими t ◦ →30% (s всех арктических остравов) занято покровными ледниками→достигают уровня моря→образуются айсберги).

Недавно было выяснено, что в современную эпоху, из-за человеческого вмешательства, происходит потепление климата и, соответственно, деградация ледников – ежегодно теряется около 0,2% всех запасов льда, и, возможно когда-то ледники Арктики полностью исчезнут. Ну а пока средняя толщина ледяного щита на Новой Земле достигает 300м.

Вывод: для Арктики характерны очень сильные ветры и низкие температуры, короткое лето, малый угол падения солнечных лучей, ледяная поверхность.

Такие условия будут сказываться на растительный и животный мир.

4. Ну, что же теперь мы можем отправляться в путь и посмотреть, как влияют такие суровые условия на органический мир Арктики.

^ А, сейчас давайте посмотрим в иллюминатор. (просмотр слайдов «животные Арктики)

Задание №3. В процессе просмотра фильма записать в таблицу представителей флоры и фауны.

Слайд №5(Животный мир Арктики)

Уроу№41 слайд 3 (животные Арктики и оазис)

Уроу№41 слайд 4(белый медведь и моржи)

Уроу№41 слайд 9 (лемминг)

Уроу№24 слайд 10 (песец)

Уроу№24 слайд 8 (розовая чайка)

Физкульт. Минутка. Ребята! Нам на встречу плывет иностранное судно, его нужно предупредить об опасности при встрече с айсбергами.

5. Ребята! Мы уже довольно хорошее имеем представление об Арктике, но пока мы не знаем о местном населении и их занятиях. Как вы думаете, есть ли в Арктике постоянные жители? (нет.) Почему? (так как суровые климатические условия). Действительно, для адаптации человека наиболее серьезные проблемы создают полярный день и полярная ночь. По исследованиям психологов, они вызывают сильнейшие депрессии. Кроме того, сильные ветры на фоне низкой температуры быстро приводят к обморожению. Но, Арктический Север, где практически нет постоянных жителей, все время вызывает интерес у людей. Как вы думаете, почему?

1.Прежде всего, это богатейшие запасы полезных ископаемых (нефть и газ на шельфе Баренцева моря)

2. Северный морской путь к морям тихого океана, который существенно короче, чем плавание через Суэцкий канал. А об этом нам расскажет специалист (доклад учащегося «Северный морской путь»).

Задание №4. Найдите на карте основные порты Северного морского пути: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения.

3. Рыболовство.

4. Охота на промыслового зверя (белый медведь, песец, белек, морж )привели к резкому сокращению численности арктических животных.

5. Испытание ядерного оружия (остров Новая Земля), радиоактивное загрязнение.

Задание №5.. Какие меры вы можете предложить по вышеизложенным проблемам?

1. Прекращение испытаний ядерного оружия.

2. Экономное использование природных ресурсов, применение новых технологий при транспортировке нефти.

3. ограничение промысла морского зверя, создание заповедников и охрана редких животных.

Слайд №6 (Уроу№50 слайд 2 «карта заповедников)

Урок№41 слайд 16 «остов Врангеля»

Урок№41 слайд 24 «Таймырский заповедник»

В арктической зоне естественное восстановление нарушенной природы растягиваются не на годы, а на многие десятки и даже сотни лет.

I I I. Закрепление изученного материала

^ Наше путешествие по Арктике завершилось. Но прежде чем вы сойдете с палубы, мы должны пройти таможенный контроль.

Слайд №7-10(тесты)

1. Природная зона Арктических пустынь расположена на островах:

^ А) Северная Земля;

Б) Командорские»

В) Новосибирские;

Г) Сахалин.

2. Площадь, занятая зоной тундры, в России составляет:

А) 40%;

Б) 10%;

В) 18%;

Г) 30%.

3. для зоны арктических пустынь характерны животные:

А) белый медведь;

Б) волк;

В) зубр;

Г) овцебык;

Д) куница;

Е) морж.

4. отметьте характерные признаки природной зоны Арктики:

^ А) полярное сияние;

Б) средняя температура июля около +2◦С;

В) выпадает много осадков;

Г) поверхность сильно заболочена;

Д) ) практически отсутствуют почвы;

Е) на скалистых берегах много птичьих базаров.

^ Ж ) обилие ягодных кустарников.

Слайд №11 (дом.зад)

IV. домашнее задание.

§ 32, на контурную карту нанести:

1) цветом территорию Арктики;

2) пунктиром Северный морской путь и пунсонами крупнейшие порты;

3) заповедники

^ V. итоги урока.

«Визитная карточка» зоны арктических пустынь

^ Географическое положение природной зоны

Климатическая характеристика

почвы

растения

животные

t ◦ ср. июля

t ◦ ср. января

ГК, мм

В.м.

ккал/см² в год

Острова: Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новая Земля, Новосибирские острова, Врангеля, Колгуев, Вайгач; полуострова: Таймыр, Ямал, Чукотка, Канин.

+2

+4◦

-20

-40◦

100

арктические

70 ккал/см² в год

Слабо выражены

Мхи и лишайники, полярный мак. Не образуют сплошного покрова. Оазисы.

^ Белый медведь, морж, тюлень, песец, лемминг, белуха, гагара, финвал, розовая чайка, длиннохвостый поморник, кайры.

Основные виды хозяйственной деятельности.

^ Природная зона

Возделываемые культуры

Направления животноводства

Основные промыслы

^ Система расселения

Влияние на природу

Меры по предотвращению и восстановлению

Арктическая пустыня

-

-

Охота на морского зверя, рыболовство

Практически нет постоянного населения.

Уничтожение отдельных видов животных, испытание ядерного оружия

Запрещение охоты на редкие виды, создание заповедников, временное ограничение отстрела и отлова.

Прекращение ядерных испытаний

плохо   1

не очень плохо   1

хорошо   2

отлично   11

Ваша оценка:



Предварительный просмотр:

 «Формирование компетенций учителя и учащихся как средство повышения качества образования».

Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий.

Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Для разделения общего и индивидуального будем отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность».

Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

В дальнейшем, там, где это возможно и необходимо, мы будем пытаться разделять данные понятия, имея в виду под компетенцией некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью - уже состоявшееся его личностное качество (характеристику).

Общеобразовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, а только к тем, которые охватывают основные образовательные области и учебные предметы. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых до производственных и социальных. Заметим, что образовательные компетенции включают в себя компоненты функциональной грамотности ученика, но не ограничиваются только ими.

Введение понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.

В комплексности образовательных компетенций заложена дополнительная возможность представления образовательных стандартов в системном виде, допускающем построение четких измерителей по проверке успешности их освоения учениками. С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников образовательные компетенции представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов.

Образовательная компетенция - это совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно - и социально значимой продуктивной деятельности.

Определив понятие образовательных компетенций, следует выяснить их иерархию. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), мы предлагаем трехуровневую иерархию компетенций:

1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

2) общепредметные компетенции - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется нами на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурная компетенция. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени, сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, обще учебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов. Владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными полями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

6. Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данную компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и само поддержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Перечень ключевых компетенций дан в самом общем виде и нуждается в детализации, как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Разработка образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам должна учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование общих ключевых компетенций. Следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности.

Проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную мета предметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих  отношениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока по географии (8 класс) на тему: «Человек и горы».

Цель: сформировать у  учащихся представления о разных видах хозяйственной деятельности человека в горах....

План конспект урока по географии 7 класс по теме "Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды".

Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо...

Презентация к уроку по географии (9 класс) по теме: Население Республики Алтай , его состав

Учебная презентация к уроку географии 9 класс школа VIII вида. Тема: "Население Республики Алтай , его состав"...

Уроки по географии 6 класс по теме Озеро.

Цели урока:      1.Содействовать формированию понятий озеро, озерная котловина, представления о типах озерных котловин, месторасположении крупнейших озер;2.Создать условия для...

Урок по географии 9 класс по теме "Экономико- географическое положение Липецкой области"

Тема урока по географии "Экономико-географическое положение Липецкой области"...

Разработка урока по географии 7 класса на тему" Географическое положение Северной Америки"

На уроке учащиеся знакомятся с географическим положением Северной Америки, работают с картой, атласами, проводится презентация...

План - конспект урока по географии, 8 класс, по теме «Охрана природы и охраняемые территории»

План - конспект урока с использованием ЭОР  по географии 8 класс по теме«Охрана природы и охраняемые территории» представлен учителем географии достаточно подробно. Учителем  сформулирована ...