Реализация единой методической темы школы в рамка интегрированного урока географии и химии
методическая разработка (география, 9 класс) по теме

Реализация единой методической темы школы в рамка интегрированного урока географии и химии. В данной статье предложена методическая разработка единой модели интегрированного урока в междисциплинарной парадигме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Реализация единой методической темы школы в рамках перехода на новые Ф Г О С  второго поколения».

Мы  живём  в  третьем  тысячелетии.  Это  время   глобальных  перемен  и  в  образовании.  Появилось много  новых  педагогических  технологий.  Подавляющее  число  старшеклассников боятся  самостоятельности,  тяготеют  к  разжёванной  и  разложенной  строго  «по  полочкам»  информации.  Неопределённость  условия  и  вариативность  решения  творческой  проблемы  их  пугает.  Мы  пришли  к  выводу, что   помочь    в  решении  вот  таких  проблем   могут  интегрированные  уроки.    

Интегрированное  обучение  способствует  формированию   целостного  взгляда  на  мир.  Основной  акцент  в  интегрированном  уроке  приходится  не  столько   на  усвоение  знаний  о  взаимосвязи  явлений  и  предметов,   сколько  на  развитие  синергетического  мышления.  В  программах  многих   школьных  дисциплин  немало  совпадающих  тем,  общих   проблем  и  вопросов,  нередко  изучаются  те  же  процессы  и  явления,  рассматриваются  с  разных  позиций  те  же  объекты.  

При проведении интегрированных уроков большую роль играют презентации с целью:

*экономии времени;

* планирования и подготовки тематических выступлений;

*развития  навыков афиширования опыта и ведения дискуссии;

Предпочтительно проводить уроки в виде семинара, семинара - круглый стол, семинара - дискуссия. На них можно изучать как новый материал, так и проводить обобщение.

Каковы  же  отличия  таких  уроков?  Урок  можно  считать    интегрированным,  когда  он    представляет  собой     новое  сложное  единство,  чем  те  уроки   географии  и  химии  по  отдельности,  на  основе  которых     он  спланирован.  Уровень  интегрированности   определяется   кругом  задач,  которые  возможно   выполнить  только  благодаря  таким  занятиям.  Мы  заранее   определили,  что  считать  важным,  а  что  второстепенным,  чтобы  научить  своих  учеников   рационально     оформлять  работу,   правильно   строить   устные  ответы,   привить  им  навыки  самоконтроля   и  самооценки, анализировать,  искать связи между предметами. Уровень   интеграции   проявляется  в  деятельности  учащихся,  когда  они  сами  начинают  сопоставлять   факты,  судить  об  одних  и  тех  же  явлениях,  устанавливать  связи  и  закономерности  между  ними,  применять  совместно  выработанные  учебные  умения.   Знания,  таким  образом,  легче  обнаруживают  свой  прикладной   характер,  и  учитель  по-новому  видит  и  раскрывает  свой  предмет, яснее  осознавая  его  соотношение  с  другими  науками.

 Для  географии  и  химии  связующими смысловыми полями  можно  считать  темы:  «Топливно – энергетический  комплекс»,  «Чёрная  и  цветная  металлургия»,  «Химико-лесной  комплекс », «Полезные ископаемые и химическая промышленность Ленинградской области» или  расширение  знаний  по  теме  «Географические  открытия»,  знакомство  с  биографиями  учёных, например «М.В.Ломоносов».  Интегрированное  обучение  способствует  знакомству  с  явлениями  окружающего  мира,   активизации  познавательной  деятельности  учащихся,  развитию  аналитических  и  творческих  способностей  детей,  пробуждению  познавательных  интересов.   Интеграция  знаний  в  процессе  самостоятельной  работы  учащихся  способствует  организации  исследовательской  деятельности,  которая  соответствует  познавательным  способностям   учащихся  и  образовательному  стандарту.    

Из  опыта  работы.    Тема:  «Топливно –энергетический  комплекс».  В рамках применения формы интегрированных уроков реализуются элементы технологии  формирования критического мышления.  Были  поставлены  задачи и цели  перед  учениками – простые  и  понятные, выполняя  которые, они  выполняют  и  то  учебное  действие,  которое  планирует  учитель.  Так,  предлагаем  учащимся  во  время  урока  записать  в  таблицу, что  они  знали  о  ТЭК  России  в  первую  колонку  таблицы, и  новые  знания  во  вторую  колонку.  В  конце  урока  учащиеся  зачитывают  вслух  и  обсуждают  записанные  сведения.

Учащимися  были  созданы  схемы, графики,  диаграммы, презентации:  «Роль и  особенности  ТЭК  России»,  «Нефть».  В  презентациях  раскрываются  следующие  вопросы:  структура  ТЭК; способы  добычи и  переработки  нефти;  энергетические  ресурсы  и  значение  их  в  народном  хозяйстве; влияние  ТЭК  на  окружающую  среду; нефть  и  политика.

 Творческое  применение  знаний  путём  решения   задач:    1) прогнозных:   «Добыча  полезных  ископаемых  приводит  к  появлению  огромных  незаполненных     в  толще    поверхностного  слоя  Земли. Какие  последствия  этого  явления     можно  спрогнозировать? ( см.  слайд) Как  будут    использовать  внутриземельные    пространства   люди?

Бернард   Шоу     утверждал: «Единственный  путь,  ведущий  к  знанию, - это   деятельность».   И  действительно, чтобы  знание    становилось  инструментом, ученик  должен  с  ним  работать. Это  означает     его  применять,  искать   условия    и  границы  применимости, преобразовывать, расширять  и  дополнять, находить   новые  связи  и  соотношения, рассматривать  в  разных  контекстах… Хорошо, если  ключик  для  понимания  будет  найден  при  работе  над  новым  материалом,  в  конце  урока.  Так  в    конце    урока  ученики  в  группах   творчески  применяли  знания  путём  решения:  2)  проблемных   задач :  

 «Мозговой  штурм» -     * «Приобье  часто   называют  «русским  Кувейтом».  Что  даёт  основание  для  такого  сравнения?  Или:  * «Почему  ТЭК  управляет  миром»?    Учащиеся  кратко  и  чётко  выражают  свои  мысли, учатся слушать  и  слышать  друг  друга.  К  слову  сказать, эта  работа  требует  большой  подготовки  учащихся,  ибо  проверяя  знания  своих  одноклассников, каждый  школьник  должен  иметь  хорошо  известную  систему  показателей, по  которой  он  может  качественно  оценивать  ответы. Урок  творческого  поиска  предполагает,  что  дети  самостоятельно  ищут  решение  поставленной  проблемы. Учителю  критиковать  нельзя,  а чаще  надо    ставить  себя  в  позицию  оцениваемого,  советоваться  с  детьми. Принцип  идеальности  предполагает  активное  вовлечение   учащихся  в  управление  своим  коллективом  и    тогда  они  САМИ  обучают  друг  друга.  Так  на  уроках   мы  используем      доклады, которые  позволяют  приобщить  учащихся  к  самостоятельной  работе,  научить  их  говорить  перед  аудиторией.  Подготовка  и  чтение  доклада   ставят  ученика  на  место  учителя,  наглядно  демонстрируя  особенности  и  трудности  учителя.  Но  для  этого  надо  подготовить  учащихся  к  чтению  докладов.                                                                                            Была  организована  работа  учащихся  в группах, в  парах.  Результат  работы  группы  может  быть  представлен  на  проверку  учителю  или  спикер  одной  из  групп  раскрывает  результаты  работы, а  другие  ученики  его  дополняют  или  опровергают. Воспроизводство  информации  для  закрепления  в  конце  урока  можно провести  по - разному:                                                                                                                                                   1).Беседа по  лекции:  *Что вы знали о  ТЭК  России?   *Что нового  вы  узнали  о  ТЭК?    *Какое  топливо  занимает  в  настоящее  время  1-е  место  по  использованию?   *Какое  топливо  будет  использоваться  в  будущем?                                                                                                                                                                                                             2). Характеристика  понятий:   ресурсообеспеченность, ЛЭП,  топливно – энергетический  баланс.                                              3).Найдите  соответствие;                                                                                                                                                                          4). «Верны – неверные  ответы»:   *ТЭК  состоит  из  несвязанных  друг  с  другом    отраслей.                                                                                                                            *Цель  ТЭК – производить  топливо.                                                                                                                                                               *ТЭК  производит и транспортирует  продукцию потребителю.                                                                                    *Предприятия  ТЭК  не  несут  нагрузку  на  природу.                                                                                                           *Состав  ТЭК:  нефтяная, газовая, угольная  промышленность,  электроэнергетика.  

5). На уроке  по  топливно – энергетическому  комплексу  мы  провели   тест.

На другом уроке, посвященном М.В.Ломоносову, была предложена викторина в виде соревнования между командами. Например

                                                                                                                                                  Эту же викторину можно проводить,  зашифровав вопросы по баллам.

В заключении на этом уроке был задан  вопрос: «Какие черты характера М.В.Ломоносова  Вы бы хотели развить у себя»?                                                              Сначала ребята ответы продумали  самостоятельно, а затем обсудили в группах.  Спикер каждой группы   назвал  общие  черты, а  потом  уже  добавлял  каждый  конкретно.

В  конце  уроков   были  сделаны  выводы  по  темам:       *Максимально   обоснованные;

   * Критически    проанализированы  учащимися;

   *Продуманы  и  подкреплены  достаточным          количеством   фактов.

Авторы:

Учитель химии   Иванова Н.Г.

Учитель географии   Лямина В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок географии, экологии, химии "Богатства Урала и химические производства"

Урал- горная страна, протянувшаяся от Карского моря до степей Казахстана. Никакие другие горы России не имели столько названий: Рифейские,Гиперборейские,  Большой Камень,  Земной пояс. Урал ...

Г е о г р а ф и я, 9 к л а с с. Интегрированный урок географии и химии по теме: «Металлургический комплекс России: чёрная металлургия».

К сожалению, проведение интегрированных уроков постепенно уходит из практики, особенно интеграция с химией. Но именно рассмотрение географии чёрной металлургии России целесообразнее проводить  в ...

Интегрированный урок географии и химии :Цветная металлургия. Алюминий.

Цель данного урока познакомить учащихся с особенностями производства легких цветных металлов(на примере алюминия),знакомство с историей открытия алюминия, создать условия для иссле­дования учащимися ф...

По следам черного золота (интегрированный урок географии и химии в 10 классе)

Мы рождаемся и живем в мире продуктов и вещей, полученных из нефти. В истории человечества были каменный и железный периоды. Как знать, может быть, историки назовут нефтяным или пластмассовым на...

Методическая тема «Развитие познавательной активности на уроках географии».

В этой работе я делюсь своими наработками по развитию интереса у школьников к географии...

Программа работы школы по единой методической теме в 2018 – 2021 годах «Совершенствование качества образования и воспитания в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ»

Программа работы школы по единой методической теме "Совершенствование качества образования и воспитания в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ"...

Методическая тема: «Активизация познавательной деятельности на уроках географии с применением инновационных технологий»

Из опыта работы учителя географииБаймуратова Тимура Гафуровича.Методическая тема: «Активизация познавательной деятельности на уроках географии с применением инновационных технологий»Стаж м...