Интегрированный урок географии и химии :Цветная металлургия. Алюминий.
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

Сотникова Светлана Васильевна

Цель данного урока познакомить учащихся с особенностями производства легких цветных металлов(на примере алюминия),знакомство с историей открытия алюминия, создать условия для иссле­дования учащимися физических и химиче­ских свойств алюминия на основе строе­ния его атома,  дальнейшего развития об­щеучебных и предметных умений (анали­зировать, сравнивать, делать выводы, экс­периментально решать задачи, составлять молекулярные и ионные уравнения хими­ческих реакций), развития логико-смысло­вого мышления учащихся, памяти, химиче­ского языка, формирование знаний о способе получения алюминия и применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_geografiyakhimiya.docx26.79 КБ
Файл integr.urok_khimiyageogr.pptx309.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ пгт.Ерофей Павлович.

Орловская О.Э.учитель химии,

Сотникова С.В.учитель географии.

Интегрированный урок по химии и географии на тему:

«Цветная металлургия. Алюминий.»

Цели: познакомить учащихся с особенностями производства легких цветных металлов(на примере алюминия),знакомство с историей открытия алюминия, создать условия для исследования учащимися физических и химических свойств алюминия на основе строения его атома,  дальнейшего развития общеучебных и предметных умений (анализировать, сравнивать, делать выводы, экспериментально решать задачи, составлять молекулярные и ионные уравнения химических реакций), развития логико-смыслового мышления учащихся, памяти, химического языка, формирование знаний о способе получения алюминия и применения.

Оборудование:атласы,карта «цветная металлургия»,коллекции «Основные виды сырья», химическое оборудование,видеозапись «получение и применение алюминия».

Ход урока:

Орг.момент.(презентация слайд 1)

Актуализация знаний.(Слайд 2)

1.Значение цветной металлургии?

ответ: ЦМ производит металлы,которые обладают свойствами жаропрочности,электропроводности и др. эти металлы используются в атомной и космической промышленности,электротехнике и т.п.

2.Составьте классификацию цветных металлов?( в виде кластера)

ответ: Цветные металлы: 1.тяжелые(медь,цинк,свинец,олово,никель)

2.легкие(алюминий,магний,титан)

3.благородные(золото,платина,серебро)

4.редкоземельные(цирконий,селен,германий)

3.Смоделируйте технологическую цепочку производства цветных металлов?

ответ:добыча руды        обогащение        плавка чернового металла          плавка рафинированного(чистого)металла       прокат

4.Каковы особенности размещения предприятий цветной металлургии(на интерактивной карте показать металлургические базы)

ответ: Из-за низкого содержания металлов в руде предприятия цветной металлургии тяготеют к районам добычи сырья. В местах добычи осуществляется и обогащение руд. Медная промышленность — старейшая отрасль цветной металлургии в нашей стране. Она начала развиваться на Урале еще в XVIII в. Мощности медеплавильных заводов превышают возможности местных месторождений, поэтому здесь используют привозные концентраты.(уральская база)

Некоторые медные руды содержат еще никель, кобальт и другие металлы. Никель обладает высокой твердостью и является также важным легирующим металлом. Кобальт используется для получения сверхпрочных жаростойких магнитных сплавов. На севере Восточной Сибири, в районе Норильска, сложился уникальный центр комплексного использования медно-никелевых руд Талнахского месторождения. Сейчас это крупнейший в России район выплавки меди и никеля; кроме того, здесь производят кобальт, платину и редкие металлы.(норильск)

Свинцово-цинковая промышленность базируется на использовании полиметаллических руд и в целом тяготеет к их месторождениям.

Концентраты оловянных руд, производят на горнообогатительных предприятиях Дальнего Востока и Восточной Сибири, а перерабатывают на заводе в Новосибирске(по пути следования концентратов).

Основная добыча Благородных металлов ведется в восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Изучение нового материала.

Учитель химии.

Прошу внести черный ящик.

Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», лаборант вносит черный ящик.

Спрятан в ящике предмет                              

-Без него не съесть обед.

Вещь незаменимая,

Вещь необходимая.

Если мы садимся кушать   Тот предмет нам очень

Нужен,      

          Из чего же сей предмет?

          Серебристо-белый цвет

          Вам позволит дать ответ.(слайд 4).                                                                                             (Алюминиевая ложка.)

Сейчас вы отправитесь в путешествие, чтобы познакомиться с удивительным химическим элементом — алюминием — и образованным им простым веществом. Для этого вам понадобится маршрутная карта (приложение). Внимательно рассмотрите ее и скажите, где вы сегодня побываете и что узнаете.

Станция 1. «Визитка химического элемента» (слайд 6)

Запишите в маршрутной карте дату нашего путешествия и тему урока.

Вы находитесь на станции под названием «Визитка химического элемента». Найдите алюминий в Периодической системе химических элементов и заполните первую часть маршрутной карты.

На доске прикреплена таблица, аналогичная первой части маршрутной карты. В процессе беседы учитель вставляет в окошечки соответствующие числа и символы.

Составим схему расположения электронов атома алюминия по атомным орбиталям:


при переходе атома   в возбужденное состояние электрон с 3S-подуровня переходит на Зр-подуровень, электронная формул алюминия изменяется

  1. Чему равна валентность алюминия
  2.  Какая степень окисления характерна для алюминия

     3 Какими свойствами обладает этот  элемент?

     4. Какое простое вещество образует  элемент, который обладает металлическими свойствами?

Значит, алюминий — это металл. Посмотрите на химические элементы, окружающие алюминий в Периодической системе:  от него находятся активные металлы,  справа — неметаллы.

5.Сделайте вывод об активности алюминия. (Алюминий — неактивный металл)

Обратимся к электрохимическому ряду напряжений металлов. Здесь алюминий находится сразу после активных металлов, и за ним стоят тоже достаточно активные металлы.

6. Какова же активность алюминия? (Алюминий — активный металл.)

У вас на столах находятся две пробирки с  водой. В воду неделю назад были помещены железный гвоздь и алюминиевая проволока

7, Что вы наблюдаете? (Железный гвоздь вступил во взаимодействие с водой, изменился цвет, а с алюминиевой проволокой ничего не произошло.)

Еще раз посмотрите на электрохимический ряд напряжений металлов.

8. Какой из металлов — алюминий или  железо — более активный?

Почему же алюминиевая проволока с водой не реагирует, а железный гвоздь вступает с ней во взаимодействие? Итак, активный ли металл -  вот какую проблему нам предстоит сегодня решить.

(В скобках приведены предполагаемые ответы  учащихся. Очевидные ответы опущены.)

Поскольку сведений, полученных на станции «Визитка химического элемента», недостаточно, чтобы сделать окончательный вывод об активности алюминия, будем двигаться к следующей станции — «Физические свойства простого вещества».

Станция 2. «Физические свойства простого вещества» (слайд 7)

Работайте в парах. Запишите в тетради физические свойства    вещества:

              Цвет:                                                            Теплопроводность:

   Запах:                                                           Электропроводность:

Металлический блеск                                  Плотность:

    Твердость:                                                   Температура плавления:

    Пластичность

Сейчас вам предстоит работа в парах. Возьмите алюминиевую проволоку, рассмотрите ее, попробуйте изменить ее форму. На основании наблюдений и вашего жизненного опыта охарактеризуйте физические свойства алюминия и запишите их. В случае затруднения поставьте карандашом знак вопроса напротив соответствующего свойства.

По окончании самостоятельной работы учащихся учитель дополняет их ответы интересным фактическим материалом и заполняет аналогичную таблицу на доске.

Для доказательства теплопроводности алюминия учитель демонстрирует опыт. В лапке демонстрационного штатива он закрепляет горизонтально алюминиевую проволоку, к ней прикрепляет пластилином две спички. Конец проволоки нагревает в пламени спиртовки. Через некоторое время спички по очереди падают.

Электропроводность алюминия также подтверждается в ходе опыта. Собирается цепь из трех предметов: источника тока, потребителя электроэнергии и ключа. Пластинку в ключе, замыкающую цепь, учитель заменяет алюминиевой проволокой. При замыкании цепи лампочка загорается.

? Позволяют ли знания, полученные на этой станции, сделать вывод об активности алюминия? (Нет.)

Станция 3. «Химические свойства простого вещества» (слайд 8)

Следующая станция — «Химические свойства простого вещества». Во время достаточно длительной стоянки на этой станции вы пройдете два этапа. На первом этапе будете исследовать взаимодействие алюминия с простыми веществами, на втором — со сложными.

Итак, первый этап. Составьте три уравнения реакций алюминия с простыми веществами: с кислородом, серой и хлором

Проверка написанных уравнений реакций: учащиеся читают их, называя вещества и количества веществ

?Чем является алюминий в данных реакциях? (Восстановителем.)

? При каких условиях идут эти реакции?

В химической литературе вы прочитаете о том, что алюминий реагирует с кислородом при обычных условиях. Не противоречит ли это вашему жизненному опыту? Ведь в алюминиевой посуде мы кипятим воду, готовим пищу, и никаких видимых изменений с посудой не происходит. Получается, что даже при нагревании ни кислород, ни вода не взаимодействуют с алюминием.

Разрешить это противоречие поможет опыт.

Учитель нагревает конец алюминиевой проволоки, закрепленной в штативе. Через некоторое время он внезапно провисает.

Вы видите, что алюминиевая проволока сверху покрыта тонкой полупрозрачной оболочкой, внутри которой струится расплавленный алюминий, блестя, подобно серебру. Жидкий алюминий стекает вниз, раздувая нижний конец оболочки, которая образована оксидной пленкой.

Эта пленка очень прочная, температура ее плавления 2050 °С. Она предохраняет изделия, изготовленные из сплавов алюминия, от разрушения. Если снять оксидную пленку, то алюминий начнет активно реагировать с некоторыми простыми веществами даже при обычных условиях.

? Сделайте вывод об активности алюминия. (Алюминий — активный восстановитель.)

На втором этапе вас ждет химический эксперимент. Исследуйте взаимодействие алюминия со сложными веществами: соляной кислотой и раствором гидроксида натрия. Не забывайте о правилах безопасности.

Учащиеся работают по инструкции.

ИНСТРУКЦИЯ Взаимодействие алюминия со сложными веществами

Правила безопасности. Соблюдайте осторожность при работе с растворами кислот и щелочей. При нагревании прогревайте сначала всю пробирку. Направляйте ее отверстие в сторону от себя и соседей.

Опыт 1. Взаимодействие алюминия с раствором кислоты

В пробирку поместите 2 кусочка алюминия. Добавьте 1 мл соляной кислоты. Если реакция не происходит, содержимое пробирки слегка нагрейте.

Объясните наблюдаемое. Составьте уравнение химической реакции.

Опыт 2. Взаимодействие алюминия с раствором щелочи

В пробирку поместите 2 кусочка алюминия. Добавьте 1 мл раствора гидроксида натрия. Если реакция не происходит, содержимое пробирки слегка нагрейте.

Объясните наблюдаемое. Составьте уравнение химической реакции.

Проверка результатов практической работы: учащиеся кратко описывают свои наблюдения и читают уравнения реакций.

Учащиеся делают вывод об активности алюминия и записывают его в таблицу, приведенную в маршрутной карте.

учитель географии.

 В своих опытах вы использовали чистый алюминий, но в природе чистый алюминий не встречается. Схема получения готовой продукции из сплавов алюминия сложна и включает в себя различные операции, начиная от добычи исходного сырья – бокситов – до процессов получения готового проката. Сами технологические процессы производства алюминиевого проката состоят из последовательных процессов электролиза, плавки и дальнейшей обработки давлением для получения готового изделия. Это делает производство алюминия чрезвычайно энергоемким, что предполагает расположение предприятий, производящих первичный алюминий в местах локализации источников энергии и сырья. Известно, что, обладая рядом характеристик, таким как, например, легкость, прочность, доступность, относительная дешевизна, уникальные эксплуатационные свойства, алюминий и его сплавы нашли широкое применения в различных отраслях промышленности, начиная от аэрокосмической и заканчивая медициной. Среди многообразия промышленности цветных металлов алюминиевая индустрия крупнейшая, как по объемам выпуска продукции, количеству задействованных в производстве людей, так и по безусловной важности для мировой экономики.Алюминевая промышленность использует различное сырье:бокситы и нефелины (демонстрация образцов), которые добывают Бокситогорск, Североуральск, Кольский п-ов, юго-запад от г. Красноярск). Из этих видов сырья вначале получают глинозем (оксид алюминия) Поэтому получение глинозема тяготеет к местам добычи сырья. А вот получение металлического алюминия из глинозема требует больших затрат электроэнергии, поэтому тяготеет к крупным электростанциям, особенно ГЭС, производящим дешевую электроэнергию. Самые крупные алюминиевые заводы расположены в Братске и Красноярске. Вместе они дают около половины российского алюминия.( показ на интерактивной карте центров производства алюминия)

Смоделируйте технологическую цепочку производства алюминия с указанием факторов размещения производств.( добыча руды(бокситы), получение глинозема (( сырьевой фактор)), Электролиз, плавка алюминия, прокат ((энергетический, ГЭС))

Закрепление Просмотр видеофильма о производстве и применении алюминия.(Алюминий. Перспективы. Процесс производства на РусАле.)

Рефлексия. Сегодня у вас был необычный урок. Продолжите предложения. Слайд 9.  Я узнал….

                    Я могу…..

                   На уроке мне понравилось….

Домашнее задание. слайд 10.:Сопоставьте карты «Полезные ископаемые», «Электроэнергетика», «Металлургия», «Машиностроение» и объясните, какие факторы влияют на размещение металлургических баз в России.

На основе изученного материала проведите небольшое исследование «Алюминиевая посуда: за или против?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Prezentacii.com Цветная металлургия. Алюминий.

Слайд 2

Цель урока: познакомиться с особенностями производства легких металлов; знакомство с историей открытия одного металла; сформировать знания об одном из металлов, его свойствах, способах получения и применениии .

Слайд 3

ВСПОМНИ! Значение цветной металлургии Классификация цветных металлов Технологическая цепочка производства цветных металлов Особенности размещения предприятий цветной металлургии

Слайд 5

Спрятан в ящике предмет, Без него не съесть обед. Вещь незаменимая , вещь необходимая. Если мы садимся кушать, Тот предмет нам очень нужен . Из чего же сей предмет? Серебристо-белый цвет вам поможет дать ответ.

Слайд 7

Станция 1 Визитка химического элемента Порядковый номер Период Группа Подгруппа Электронная формула

Слайд 8

Станция 2 Физические свойства простого вещества Цвет, Запах Блеск, Твердость Пластичность Теплопроводность Электропроводность Плотность Температура плавления

Слайд 9

Станция3 химические свойства простого вещества Взаимодействие алюминия С простыми веществами Со сложными веществами Вывод: Совет мудрого попутчика :если у вас затруднения в написании реакций, обратитесь к учебнику стр.128

Слайд 10

Рефлексия Продолжи предложения: На уроке я узнал… На уроке мне понравилось… Теперь я могу… На уроке не было нескольких учеников, ты сможешь объяснить им тему ?

Слайд 11

Домашнее задание Н а основе параграфа и изученного материала проведите исследование на тему: «Алюминиевая посуда: за или против?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок география - химия по теме "Черная металлургия России""

Интегрированный урок география - химия по теме "Черная металлургия России"...

Интегрированный урок географии, экологии, химии "Богатства Урала и химические производства"

Урал- горная страна, протянувшаяся от Карского моря до степей Казахстана. Никакие другие горы России не имели столько названий: Рифейские,Гиперборейские,  Большой Камень,  Земной пояс. Урал ...

Реализация единой методической темы школы в рамка интегрированного урока географии и химии

Реализация единой методической темы школы в рамка интегрированного урока географии и химии. В данной статье предложена методическая разработка единой модели интегрированного урока в междисциплина...

Г е о г р а ф и я, 9 к л а с с. Интегрированный урок географии и химии по теме: «Металлургический комплекс России: чёрная металлургия».

К сожалению, проведение интегрированных уроков постепенно уходит из практики, особенно интеграция с химией. Но именно рассмотрение географии чёрной металлургии России целесообразнее проводить  в ...

Интегрированный урок химии и географии :Цветная металлургия. Алюминий.

Цель данного урока : познакомить учащихся с особенностями производства легких цветных металлов(на примере алюминия),знакомство с историей открытия алюминия, создать условия для иссле­дования учащимися...

По следам черного золота (интегрированный урок географии и химии в 10 классе)

Мы рождаемся и живем в мире продуктов и вещей, полученных из нефти. В истории человечества были каменный и железный периоды. Как знать, может быть, историки назовут нефтяным или пластмассовым на...

Интегрированный урок география-химия "Металлы в природе. Черная металлургия"

На                   На уроке рассматриваются  основные способы получения металлов;  ребята знакомятся с  основными рудами железа, изучают с...