урок по географии и литературе "Полезные ископаемые Урала"
план-конспект урока (география, 8 класс) на тему

Тумакова Наталия Валентиновна

Урок по метапредметной технологии: география и литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannnyy_urok_8.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по географии и литературе

Тема: «Полезные ископаемые Урала»

Цели: 1)сформировать представление о горных породах, объяснить термины «полезные ископаемые», «минерал», «горная порода»;

           2) развить устную речь, способность применять имеющиеся знания, по-новому оценивать информацию, получаемую из литературы;

           3) воспитывать чувство прекрасного, любви к народной культуре, дружбе и взаимопомощи при групповой работе, повысить интерес к изучению географии.

Оборудование: плакаты «Полезные ископаемые»; коллекция горных пород и минералов; физическая карта Урала.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.

Слово учителя географии

Мы часто не отдаем себе отчета в том, что минералы и горные породы такая же неотъемлемая часть окружающей нас  природы, как растения и животные. Между тем мир камня гораздо древнее животного мира, он оказал и до сих пор оказывает глубочайшее влияние на возникновение и развитие человеческой цивилизации. Не случайно первая, самая древняя и продолжительная часть истории человечества именуется каменным веком, да и последующие эпохи своим наименованием напоминают о полезных ископаемых.

Сегодня мы пытаемся оценить богатство Уральских гор через творчество выдающегося русского писателя Павла Петровича Бажова.

  1. даем определения «камень», «минерал», «горная порода» (запись в тетрадь).

В настоящее время известно около 3000 видов минералов, и ежегодно ученые открывают все новые и новые их виды. Но лишь 100 минералов имеют сравнительно большое практическое значение: одни – в силу их широкой распространенности, другие – благодаря особым, ценным для человека свойствами, и только четверть из них играет существенную роль в составе горных пород.

П.П.Бажов часто употреблял слово «камень» для обозначения и минералов, и горных пород, и поделочных, и даже ювелирных камней. Поэтому. Сталкиваясь с описанием и наименованием писателем пород и минералов, можно не сразу определиться, о каком камне идет речь.

Большую путаницу в названии камней, преследуя коммерческие цели, внесли ювелиры. Нередко более дешевому камню присваивалось звучное название более дорогого. Например, известны «алмазы» 39 наименований: «аласонский» - фактически дымчатый кварц, «аляскинский» - бесцветный кварц, «восточный» - корунд….

По разнообразию минералов, горных пород и полезных ископаемых Урал – один из богатейших регионов мира. На Урале найдено около 1000 различных минералов и учтено более 12000 месторождений.

2) Вспомните, какого происхождения бывают минералы и горные породы.

Слово учителя литературы.

П.П.Бажов в сказке «Богатырева рукавица» так описывает богатство Уральских гор: «…на ответе (у богатыря великана) был стакан с мелкими денежками из всяких здешних камней да руд. По этим рудяным да каменным денежкам тому богатырю и прозвище было. Стакан, понятно, богатырский – выше человеческого росту, много больше сорокаведерной бочки. Сделан тот стакан из самого лучшего золотистого топаза и до того тонко и чисто выточен, что дальше некуда. Рудяные да каменные денежки насквозь видны, а сила у этих денежек такая, что они место показывают».

Сообщение учащегося.

Основа ископаемых богатств Урала – рудные месторождения. Многие уральские руды комплексные, т.е. содержат по несколько металлов. Так, в нескольких железных рудах есть титан, никель, хром; в медных – серебро, цинк. Наличие этих сопутствующих элементов значительно увеличивает ценность и разнообразие уральских руд. Железные руды представлены породами магнетического происхождения – «магнитный камень», а также и бурыми железняками осадочного генезиса.

Железные руды часто встречаются в сказках у П.П.Бажова.

Среди месторождений цветных металлов основными являются колчеданные медно-цинковые руды, медистые песчаники. О медных рудах повествуют и сказки.

Часто автор упоминает и золото – самый интересующий издревле человека минерал. «Золота этого…кразелитов…меди…полно было. Бери, сколько хочешь. Самородок фунтов несколько, а то и полпуда лежит, примерно, на тропинке, и никто его не подберет».

Выделяется Урал и богатством нерудных ископаемых. Имеются залежи асбеста, талька, корунда, графита. «В сарапулки (известно от дедов-предков) привычка осталась в камешках разбираться. В междупарье, али еще, когда свободное время окажется, старики непременно этими камешками занимались. Вроде и ладно пошло. На тысячи пудов добычу считали».

Слово учителя литературы

Издавна широко известны драгоценные всевозможные и поделочные камни Урала. Драгоценные камни, самоцветы образовались при внедрении магмы в различные породы. Для Урала характерны: кварц разной окраски (аметист, морион), рубин, александрит, сапфир, топаз. Наиболее часто встречаются в сказках П.П.Бажова изумруд и «медный изумруд» - диоптаз. «…у него одна накрепко зажата, и чуть видно из нее зернышки зелененькие. Полнехонька горсть. Тут один знающий подвернулся, поглядел сбоку на зернышки и говорит: «Да ведь это изумруд! Редкостный камень, дорогой»…

Месторождения поделочных камней (яшма, малахит, орлец и др.) связаны с метаморфическими и магматическими породами восточного склона. «Мода, видишь, была из камней ягоды делать. Виноград там, смородину, малину и проча. И на все уста имелся. Черну, скажем, смородину из агату делали, белу – из дурмашков, клубнику – из сургучной яшмы, княженику – из мелких Шерловых шариков клеили. Одним словом, всякой ягоде свой камень. Для корешков да листиков тоже свой порядок был: кое из агата, кое из малахита либо из орлеца и там еще какого-нибудь камня».

П.П.Бажов обращал внимание и на влияние камня на человека, его самочувствие: «Что ты, дядька! Твое ли дело за меня у станка стоять?! Смотри-ка, у тебя борода позеленела от малахита, здоровьем скудаться стал…»

3) Сформулируйте выводы.

Таким образом, мы можем сделать выводы:

- большая часть сказов содержит в себе упоминания о разнообразных горных породах и минералах Урала;

- это не простые описательные сообщения, а своеобразные, колоритные описания физико-химических особенностей минералов, геологических условий образования и залегания горных пород, их биологического воздействия, практического значения,

- это еще одно свидетельство того, что при чтении литературы русских писателей мы можем получить много географических знаний, для этого нужно быть немного внимательным.

А сейчас посмотрим на перечень сказов, в которых упоминаются горные породы, минералы, вещества и элементы.

сказ

Породы, минералы, вещества и элементы

1. Хозяйка Медной горы

Медь, медный изумруд, малахит, слюда, корольковая медь, королек, виток, обальчак

2. Малахитовая шкатулка

Золото, железо, медь, малахит

3. Каменный цветок

Мрамор, малахит, медь, змеевик-камень, золото

4. Хрупкая веточка

Малахит, агат, дурмашки, сургучная яшма, Шерловые шарики, офат, орлец, олово, хризолит

5. Железковы покрышки

Малахит, медь, орлец, яшма, бриллиант, изумруд, золото

6. Две ящерки

Медь

7. Приказчиковы подошвы

Малахит, мрамор

8. Сочневы камешки

Малахит, железная руда, золото, лазоревка, медные изумруды

9. Травяная западенка

Золото, уголь, малахит, медь, кремень, железная руда, серебро

10. Кошачьи уши

Медь, железная руда

11. Змеиный след

Золото

12. Золотые дайки

Дурмашки, строганец, золото, турмалин, зеленая глинка, сера, игольчатник-руда

13. Огневушка-Поскакушка

Золото

14. Ключ земли

Золото

15. Синюшкин колодец

Золото, серебро, мрамор

16. Серебряное копытце

Золото, серебро

17. Золотой волос

Золото

18. Дорогое имечко

Медь, золото, кразелит, серебро, мрамор

19. Орлиное перо

Графит, аквамарин, аметист, магнит-камень, орлец

20. Богатырева рукавица

Золотой топаз

21. Живой огонек

Изумруд, плитняк

22. Демидовские кафтаны

Золото, железо, медь

Задание будет следующим: дома выписать эпизоды из сказок, в которых упоминались бы горный породы, минералы. Определить их минералогическое  наименование.

В помощь вам дается следующая таблица «Минералогическое наименование некоторых употребляемых названий пород минералов»:

Медный изумруд

Диоптаз

Обальчик

Пустая порода

Лазоревка

Лазурит

Обманка

Сульфидные минералы

Роговая обманка

Алюминат кальция и железа

Змеевик камень

Серпентинит

Орлец

Родонит

Горный лен

Асбест

Игольчатник, айконит

Марказит

Солнечный камень

Авантюриновый полевой шпат

Амазон камень

Амазонит

Колумбит камень

Колумбит

Лабрадор камень

Лабродорит

Магнит камень

Магнетит

Мартитовая руда

Железная руда

А теперь ответьте на некоторые вопросы и выполните задания:

1. Чем объясняется богатство Урала минеральными ресурсами?

2. Назовите наиболее значительные месторождения.

3. Как природные условия и ресурсы влияют на размещение населения?

4. Нанесите на контурную карту Урала места основной добычи полезных ископаемых.

 Итог урока.

В результате хозяйственной деятельности природа Урала сильно изменена. Сократилась площадь лесов, изменился их состав. Многие реки загрязнены промышленными сточными водами. Одна треть самых «грязных» городов России находится здесь. Поэтому в настоящее время сложилась очень тяжелая экологическая обстановка, особенно в связи с радиоактивными загрязнениями.

3. Домашнее задание: §32-33, контурная карта, выписать из сказок Бажова любое описание минералов.

Сегодня как никогда ранее необходим поиск наиболее результативных путей и способов интенсификации учебно-воспитательного процесса, улучшения качества преподавания географии. В ряду основных факторов, способствующих повышению уровня преподавания географии, важная роль принадлежит использованию межпредметных связей. Эти связи не только углубления, систематизация и обогащения знаний, но и оказывают влияние на эмоциональную сферу ученика, активизируют его познавательную деятельность. Межпредметные связи осуществляются главным образом с курсами биологии, литературы, истории, музыки, изобразительного искусства. При реализации межпредметных связей следует иметь в виду, что особенно на уроках географии, литературы, музыки формирование многих понятий осуществляется на базе конкретных представлений в виде ярких картин, образов, явлений, воздействующих как на ум, так и на чувства школьников. Использование межпредметных связей помогает развивать познавательные возможности учащихся, влияет на осознанность и глубину усвоения учебного материала. Для реализации идеи внедрения межпредметных связей учителю необходимо изучить программы по другим предметам, учебники; затем готовить проведение объединенных занятий. Эффективному использованию межпредметных связей мешают недостатки учебного плана: неудачное соотношение отдельных параллельных курсов географии с курсами биологии, литературы.

Использование межпредметных связей позволяет достичь более высокого уровня знаний, экономит время, повышает уровень учебной мотивации, создает такие ситуации, которые требуют от учащихся самостоятельно оценивать и анализировать те или иные факты, сопоставлять количественные и качественные характеристики, делать выводы и обобщения.

В курсе географии России достаточно много тем, по которым можно разработать интегрированные уроки. Один из таких уроков разработан мной и учителем литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по географии на тему : "Рельеф и полезные ископаемые Евразии" для 7класса

Это разработка комбинированного урока по географии для 7 класса. Урок путешествие-исследование....

Презентация к уроку по географии в 7 классе на тему "Географическое положение Австралии.Рельеф и полезные ископаемые"

Данная презентация предназначеня для первого знакомства с материком Австралия, содержит задания,карты, иллюстрации, контурную карту....

Урок в 8 классе по теме:«Урал. Географическое положение, рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»

тип урока: изучение нового материала с элементами модуля.С помощью инструктивной карты определяют географическое положение Урала; особенности геологического строения. Сравнивают и объясняют: почему Ка...

Конспект урока по географии «Рельеф материка: равнины, плоскогорья, горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Полезные ископаемые и закономерности их размещения, их месторождение».

Класс: 7Тема: «Рельеф материка: равнины, плоскогорья, горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Полезные ископаемые и закономерности их размещения, их месторожд...

Полезные ископаемые Урала

Подпишите названия полнзных ископаемых...

План конспект урока по географии. Тема урока: Зона тундры. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.

Аннотация. В данном конспекте  урока описаны особенности применения учителем географии  здоровьесберегающих технологий в обучении детей с ОВЗ. В пример  приведена методика проведения...