туристско-краеведческа игра Туристята
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Сухоплюева Ксения Владимировна

игровая программа для учащихся 6 классов по туризму и краеведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turistsko-kraevedcheska_igra_turistyata.doc258 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

Игровая программа

«Туристята»

Осинники

2012


Пояснительная записка

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

В.А. Сухомлинский

Среди различных форм познания родного края наиболее интересной и творческой является игра.  Игра – это деятельность, сопровождающаяся функциональным удовольствием.

Краеведческая игра дает наслаждение познанием родного края, города, вырабатывает устойчивый интерес к историческому и культурному наследию малой родины.

Формы краеведческих занятий можно объединить  в три группы: дискуссионные (конференция, беседа, круглый стол), оценочные (турнир, соревнование, игра), занятия – представления (презентация, фестиваль, путешествие).

Предлагаемая  туристско-краеведческая игра является  иллюстрацией для педагогов, туристских организаторов, участников игровых проектов. Основной идеей краеведческой игры  стала:

  • воспитание Юных граждан Кузбасса;
  • творческая деятельность участников во время игры;
  • развитие интеллектуальных возможностей каждого ребенка;
  • создание условий для познания родного края, города.

Данная игровая программа проходит в три этапа, каждый из которых проводится в каникулярное время, с целью организации досуга обучающихся.  Участники игры - обучающиеся 6-х классов. Обычно руководителями команд являются туристские – организаторы городских школ, они вместе с организаторами  – педагогами ДДТ, принимают участие в игре,  как судейская коллегия.

Первый этап игры включает в себя задания связанные с родным городом и называется «Городовичек», тем более так совпало, что День города Осинники -  4 декабря.

Второй этап – «Юные знатоки Кузбасса» проходит в январе, когда приближается празднование Дня рождения Кемеровской области.

Третий этап – заключительный, «Туристята» (весенние каникулы) включает в себя задания по туристской подготовке, основах медицинских знаний, топографии, ориентированию.

Задания сочетают в себе практические, теоретические конкурсы, а так же подвижные игры.

В нашем городе эта игровая программа проходит на специальный приз – кубок им.Л.Л.Фотинова, так как именно он был основателем детско-юношеского туризма в городе Осинники.

Ежегодно педагогами ДДТ г.Осинники проводится ряд туристско-краеведческих  игр и соревнований, в которых участвуют обучающиеся 7-9 классов и 9-11 классов. С 2010 года в план мероприятий была включена данная игровая программа для обучающихся 6-х классов, которая дает им основы знаний о родном городе, области, туристической подготовке. Одновременно участие «шестиклашек» в данном мероприятии является помощью туристским организаторам школ, так как оно дает начальные сведения о городе, области, их истории, людях, природе, и возможность дальнейшего участия в подобных играх, но уже большей сложности.  

Игру можно проводить как внутришкольное, так и городское мероприятие, учредить главный (переходящий) приз или кубок, таким образом, сделав игру традиционной.

Краеведческая игра «Туристята» направлена не только на закрепление знаний полученных в школе, но и получение новых средствами игры, по родному городу, области и развить творческие способности обучающихся.


Игровая программа

«Юные туристы-краеведы»

Участники: обучающиеся 6-х классов образовательных учреждений. Команды по 6 человек.

Оборудование: мозаика герб города, области, домино, заготовки игры «Своя игра»,  текст с зашифрованными словами, таблицы для конкурса «Градостроители», карточки для пантомимы, анаграммы, физические карты Кемеровской области, топографическое лото.

Условия игры: игра проходит в три этапа, после окончания каждого этапа выявляются победители и призеры, которые награждаются грамотами управления образования. По окончании трех этапов игры, все баллы складываются, и победитель получает диплом и переходящий кубок им.Л.Л. Фотинова.

На каждом этапе игроки рассаживаются за игровыми столами, и выполняют задания на время. За правилами игры следит судейская коллегия, состоящая из руководителей команд, и организаторов игры, она же подводит итоги каждого этапа. Ведущий объясняет правила каждого конкурса.

Ход игровой программы:

1 этап - «Городовичек»

Задание 1: Краеведческая эстафета - собрать мозаику герба города. Первые пять команд собравшие правильно мозаику получают 10 баллов.

Задание 2: Пантомима – показать предметы с помощью жестов, связанные с городом, жителями, достопримечательностями и.т.п. (например: самолет, танк, храм, фонтан, вечный огонь и.т.д.)

Задание 3: Градостроители – из предложенных букв составить слова связанные с городом - старым названием, названием районов, фамилий и.т.д. Одну букву можно использовать несколько раз.

А

М

Б

О

В

Т

Х

К

С

Н

И

Ф

Д

Л

Е

У

Задание 4: Литературная страничка – работа с текстом, в котором зашифрованы слова связанные с городом (фамилии известных людей, примечательные объекты города, места отдыха, названия рек, прилегающих поселков и.т.д.). Слова могут быть составлены из окончания одного слова и началом другого, в тексте могут быть допущены грамматические ошибки.

Пример текста.

Стела Ефимова встала 5 часов ня было еще. Само лето было жаркое, тагда галки кричали громко. Ночью в улусе  был дождь. У окон дома рос тополек, под ним сидела кошка. Я пошла в лес через парк на высокий холм и увидела двух лисят, обе Лиски играли на открытой площади леса. Вдруг медведь, шел похрамывая, и время и жизнь остановились. Выйдя на опушку леса я увидела много грибов: подосинники,  белые, грузди. Нарвала 405 штук. Потом встретилась с Лениной бабушкой. Мигашева Шура Коцумановна – пенсионерка, каждое утро ходила по лесу собирала травы, ягоды, грибы.

Задание 5: Домино – заготавливаются карточки, не менее 10. Первая старт – название объекта города (например парк), вторая фото (фото парка города) – название объекта города (например обелиск) – третья (фото обелиска) – название объекта и.т.д. до последней карточки – финиш.  Карточки перемешиваются, участники должны выстроить цепочку, задействовав все карточки от старта до финиша (приложение 1).

Задание 6: «Своя игра»  - заготавливается макет игры «Своя игра» (слайд), ряд вопросов по городу (разбить на номинации), и предоставляется право каждой команде выбирать себе вопрос, организаторы могут сделать сектор приз, блиц опрос, переход хода. Если команда выбравшая вопрос дает правильный ответ, получает за балл, если не отвечает, или дает неправильный ответ,  то предоставляется право команде желающей ответить.

А

Б

В

Г

Д

номинация

1

История города

2

Известные люди

3

Коренное население

4

Шорские слова

5

Наше время

2 этап - «Юные знатоки Кузбасса»  

Задание 1: Краеведческая эстафета - собрать мозаику герба области. Первые пять команд собравшие правильно мозаику получают 10 баллов.

Задание 2: Пантомима  - показать предметы с помощью жестов,  связанными с  достопримечательностями, названиями гор, рек, животных области и.т.п. (например: барсук, чемодан, сундук, копна, лебедь и.т.д.)

Задание 3: Анаграммы: два вида – 1 в словах пропущены согласные буквы, зашифрованы названия городов Кузбасса, 2 – составить слова из предложенных букв – можно взять названия поселков, рек, гор и.т.п.

_Е _  _  У _ Е _ Е _  _  _    междуреченск

_О _ Ы _ А  Е _ О    полысаево

_  А  _  А  И  _    салаир

_ И _ Е _ Е _  _  _  киселевск

_ У_ _ Е _ _ _  гурьевск

_ А _  _ А  _ О _  таштагол

_ О_ _ И  топки

Ша + ы б +ДУ+ м н   мундыбаш

Е + мир + ТУТ + а   тимертау

ДОМ +на +  Че   чемодан

Вя +сто +Ра + ск  крестовая

Ель + СУ + б  бельсу

Жь+яя+бе+л  лебяжья

Задание 4: Отгадать загадки.  Каждой команде по очереди задается загадка, отвечают устно. Например:

  1. Никто их не пугает, а все они дрожат.
  2. В болоте плачет, а из болота не выйдет.
  3. Кто зимой холодной, бродит по лесу голодный.
  4. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.
  5. Пришли мужики без топоров, срубили избу без углов.
  6. А во мху как на подушке, чьи – то беленькие ушки.
  7. Не зверь, не птица, а нос как спица.
  8. Какая птица в лесу обитает, всем свое имя называет.
  9. На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь.  
  10.  Черный жилет, красный берет, нос, как топор, хвост, как упор.

Задание 5: Литературная страничка – работа с текстом,  в котором зашифрованы слова связанные с областью.

Пример текста.

Группа туристов из клуба «Синие скалы» нашла старую карту Кузнецкого Алатау антропологов из г.Кемерова. В ней было отмечено место, где междугорное пространство занято ромашкиным  камнем, зарыт сундук с кладом у стрельного камня, который они захотели найти. И отправились в путешествие. Группу возглавил Салтымаковский Н.Н. Маршрут был не легким: через топкие болота, хомутовские пороги, бурные воды под казырьком скал. Когда нашли сундук, он был красный яркий, полный золотой китатской монеты и старинный кинжал в кожухе.

Каждая команда получает физическую карту Кемеровской области.

Задание 6: Градостроители из предложенных букв составить слова связанные  с областью, используя карту, как подсказку.

Б

Ё

Х

О

У

Ь

В

Ю

К

Ы

И

С

Щ

Ж

Г

Т

З

Й

П

Р

Задание 7: По долинам и по взгорьям. Дана таблица, в которой прописаны высоты вершин,  используя карту,  участники должны найти из названия и вписать в таблицу.

567 м  

1560 м

1871 м

1628 м

1133 м

1447 м

1549 м

1886 м

568 м

1555 м        

1397 м

1820 м

1320 м        

1674 м         

2178 м

1108 м

Задание 8: Речные просторы. Используя карту найти  названия рек, начинающихся на букву «Т» и вписать  в таблицу

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Задание 9: Флора и фауна. Написать названия растений и животных,
характерных для Кузбасса, начинающиеся на данные буквы.

К - ______________________________________________________________

О -_______________________________________________________________

Ж - ______________________________________________________________

З - _______________________________________________________________

Г - _______________________________________________________________

С - _______________________________________________________________

Ф - _______________________________________________________________

Задание 10:  Кладовая Кузбасса. Участникам предлагается таблица, в которой прописаны наиболее известные полезные ископаемые области, нужно нарисовать значок, которым оно обозначается.

Каменный уголь

Железная руда

Бурый уголь

Марганцевые руды

Мрамор

Тальк

Задание  11: «Своя игра»  - заготавливается макет игры «Своя игра» (слайд), ряд вопросов по области (разбить на номинации), и предоставляется право каждой команде выбирать себе вопрос, организаторы могут сделать сектор приз, блиц опрос, переход хода. Если команда выбравшая вопрос дает правильный ответ, получает за балл, если не отвечает, или дает неправильный ответ,  то предоставляется право команде желающей ответить.

А

Б

В

Г

Д

номинация

1

История

2

Известные люди

3

Города

4

Геральдика

5

Предприятия


3 этап - заключительный этап игры «Туристенок».

Задание 1: «Туристские узлы». Участники команды на время должны завязать определенное количество туристских узлов, например:

  1. Прямой узел
  2. Простой проводник
  3. Двойной проводник
  4. Схватывающий
  5. Штык
  6. Стремя

Задание 2: «Топографическое лото», аналогично конкурсу «Домино». Заготавливаются карточки, не менее 10. Первая старт – название объекта, вторая топографическое обозначение объекта и название другого объекта и.т.д.

Например:


Первая фишка





                Город


Посёлок сельского типа


Школа

Места добычи полезных ископаемых открытым способом

Последняя фишка

Задание 3:  «Ориентирование». Участникам раздается окружность с отмеченными отрезками, нужно отметить стороны света, и определить при помощи транспортира азимут на объекты, на которые указывают отрезки и нарисовать топографическое обозначение данного объекта.

Задание 4: «Первая доврачебная помощь». Участники, используя бинт, накладывают повязку, указанную в карточке и отвечают на вопросы.

Примерное задание:

  1. У пострадавшего кровотечение в области предплечья, наложите повязку, которую вы считаете верной.
  2. Перечислите виды ран, кровотечений, чем они отличаются.
  3. Перечислите, какими будут ваши действия, если у пострадавшего пищевое отравление.

Литература

  1. Мытарев А.А. От Абы до Яи./ Кемерово 1970 – 215 с.
  2. Андреева О.С. Туризм в Кузбассе./ Кемерово, ИП «Кузбасс» ООО «Скиф», 009.-243 с.
  3. Соловьев Л.И. Рабочая тетрадь по географии Кемеровской области. / Кемерово, ИП «Кузбасс» ООО «Скиф», 2119.-71 с.
  4. Соловьев С.И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие. / Кемерово: ОАО «ИПП «Кузбасс»; ООО «СКИФ», 2006.-384с.
  5. Шуранов Н.П. История Кузбасса./ Кемерово: ОАО «ИПП «Кузбасс»; ООО «СКИФ», 2006.-306 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Туристско-краеведческие игры для младших школьников и детей дошкольного возраста

Методическая разработка предназначена для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, воспитателей. Она окажет помощь в организации досуга и внеурочной деятельности детей. Турис...

Дополнительные материалы к занятиям по туристско-краеведческой деятельности. Загадки о туризме и туристятах.

Загадки о туризме и туристятах. Дополнительные материалы к занятиям по туристско-краеведческой деятельности....

Дополнительные материалы к занятиям по туристско-краеведческой деятельности. Туристские игры.

Туристские игры. Дополнительные материалы к занятиям по туристско-краеведческой деятельности...

Эколого-туристско-краеведческая игра "Мы идем в поход!"

Игра должна способствовать развитию интереса обучающихся к занятиям в кружках «Туризм» и «Юный турист»;2.     Создать условия для воспитания в учениках экологической культуры и гра...

Туристско-краеведческая игра "Нашим городом можно гордится!"

Опыт последних десятилетий показывает, что образовался некий вакуум в эмоционально- ценностном отношении к родной стране, заполнить который можно ценностями и знаниями о истории родного края позволяющ...

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК «ТУРИСТЯТА -3»

Разработка ШЛЮП-79, зав. сектором начального развития Сахаровой Л.А.Участники праздника учащиеся 4 класса «Б» (Нестеренко О.В.- член ШЛЮП -79) и 3класс «В» ( Сахарова Л.А.).Спортивно-туристские навыки...