Разработка Урок в 5классе по географии "Уникальная планета Земля"
учебно-методический материал по географии (5 класс) по теме

Макеева Ирина Валерьевна

Урок расчитан на 40 мин. Соответссвует ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по географии в 5 классе

Тема: «Уникальность планеты Земля»

Цели урока: - Создание условий для формирования представления об уникальности планеты Земля — нашего общего дома.

Планируемые образовательные результаты:

предметные-

1. Выявлять и объяснять причина уникальности планеты Земля.

2. Знать основные правила работы в кабинете географии и с ТСО.

метапредметные– Умение работать с текстом, выделять в нем главное, анализировать и обобщать материал.

личностные– Проявление учебно-познавательного интереса к географической науке и окружающему нас миру.

Тип урока– комбинированный

Оборудование:  презентация, учебник, маршрутные листы, конверты с заданиями. цветные карандаши, чистые листы для дополнительных записей.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительная часть.

Учитель. Сегодня у нас будет необычный урок. Вы будете путешественниками и исследователями, будете учиться анализировать и делать выводы, используя знания темы «Вселенная» и новые, которые получите на уроке. А раз урок наш необычный, то и начнем мы его необычно – с  кроссворда (песни.)

(Звучит фонограмма первого куплета и припева песни ВИА «Земляне» «Трава у дома». На экране – фото Земли из космоса.

1.Вопрос классу: Как вы думаете, о чем поется в этой песне?

 2. КРОССВОРД

1

З

В

Е

З

Д

Ы

2

С

О

Л

Н

Ц

Е

3

М

А

Р

С

4

П

Л

У

Т

О

Н

5

А

С

Т

Р

О

Н

О

М

И

Я

1 Светящиеся газовые шары в космосе

2 Звезда, вокруг которой вращаются планеты

3 Красная планета

4 Самая маленькая планета

5 Наука о космических телах

Учитель: Вы прослушали песню и отгадали кроссворд, какое ключевое слово у вас получилось? (ЗЕМЛЯ)

Значит о чем мы будем говорить сегодня  на уроке? ( О ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ)

В песне поется о космических путешествиях? Зачем они нужны? (Искали жизнь)

2. Актуализация ранее полученных знаний. Ролевая игра «Космическая экспедиция»

Учитель: Посетим планеты земной группы? А какие планеты земной группы вы знаете? (Меркурий, Венера, Марс). Я обещала вам путешествие и вы сейчас отправитесь в космический полет, чтобы поискать там жизнь.

Распределение на экипажи . Фото стартующего корабля

-Первая команда – «Меркурий» - полетят на Меркурий; вторая – «ВЕНЕРА» - на Венеру; третья команда – «Марс» - отправятся на Марс. Мы изучали эти планеты в теме «Вселенная», поэтому вам необходимо вспомнить, что вы уже знаете об этих планетах солнечной системы, а также проанализировать дополнительную информацию, которая находится на ваших бортовых компьютерах, сделать выводы и записать их в маршрутном листе. Время ограничено – 5минут.

Каждая группа работает со слайдом планет. (скриншоты)

-Итак, все команды готовы. На старт. Поехали!

На экране фото стартующего корабля сменяет фото космической станции на орбите.

Отчеты групп.

«Меркурий»: жизнь на Меркурии невозможна, так как температура на дневной стороне +400оС, а на ночной - -100 оС из-за близкого расстояния от Солнца – 58 млн. км, в 3 раза ближе Земли, отсутствия атмосферы, очень медленного вращения вокруг своей оси – 58,7 земных суток.

«Венера»: жизнь на Венере невозможна, так как температура достигает +500 оС из-за очень плотной атмосферы, состоящей из углекислого газа.

« Марс »: жизнь на Марсе невозможна, так как атмосфера из углекислого газа очень разрежена, нет воды.

Учитель: Какой вывод мы можем сделать в результате этого полета?

Вывод: на других известных людям планетах жизнь невозможна!

Синквейн по каждой планете.

3.  Изучение нового материала.

Учитель: Мы побывали на других планетах, но вернемся на орбиту планеты Земля.  Чем отличается земля от других планет? Как мы ее поэтому можем назвать?

Объявление темы урока: «Уникальность планеты Земля»

Учитель Какие же особенности Земли обеспечивают существование на  ней жизни? Прочитайте текст параграфа 14  стр 70-71 с вопроса Почему же возможна жизнь на Земле? Выделите главные  особенности планеты. Ответы запишите в маршрутном листе.

По ходу ответов детей на экране появляются выводы. (Слайд)

  1. Расположение и движение земли в космическом пространстве.
  2. Обладание большими запасами воды.
  3. Наличие атмосферы.
  4. Наличие почвы.

Вывод: Наша планета уникальна и на ней есть жизнь

Взаимопроверка работы. Подсчитать кол-во плюсов и поставить в окошечко на маршрутном листе.

Учитель.  Займемся исследованием уникальных черт планеты Земля. В составе экипажа находятся ученые изучающие климатологию, гидрологию и экологию. Что это за науки?

Ребята скажите где можно найти информацию о этих науках? (словаре по физической географии)

А еще где  можно найти информацию? (в глоссарии, интернете)

 Разделить на группы ученых. Приступаем к работе

Работа экипажа со скриншотами и заданиями в конвертах.

 климатологи: Значение атмосферы для Земли.

Задание:  1.Изучите  слайды и прочитайте текст:

Что мы поглощаем более всего в своей жизни и без чего можем обходиться самое малое время? Конечно – это воздух! Очень мало людей знают, сколько воздуха они вдыхают. За сутки, делая около 20000 вдохов-выдохов, человек пропускает через легкие 15 кг воздуха. Без воздуха мы можем прожить не более 5 минут. Ясно, что качество воздуха, которым мы дышим всегда должно быть высоким. Значение атмосферы для сохранения и поддержания жизни на планете очень велико, особенно озона ( разновидности кислорода). Озоновый слой защищает от излучения из космоса. Атмосфера защищает, как одеяло, Землю от сильного охлаждения и предохраняет от метеоритов.

1. Нарисуйте плакат как атмосфера и озоновый слой защищают планету. 

климатологи: Значение атмосферы для Земли.

Задание:  1.Изучите  слайды и прочитайте текст:

Что мы поглощаем более всего в своей жизни и без чего можем обходиться самое малое время? Конечно – это воздух! Очень мало людей знают, сколько воздуха они вдыхают. За сутки, делая около 20000 вдохов-выдохов, человек пропускает через легкие 15 кг воздуха. Без воздуха мы можем прожить не более 5 минут. Ясно, что качество воздуха, которым мы дышим всегда должно быть высоким. Значение атмосферы для сохранения и поддержания жизни на планете очень велико, особенно озона ( разновидности кислорода). Озоновый слой защищает от излучения из космоса. Атмосфера защищает, как одеяло, Землю от сильного охлаждения и предохраняет от метеоритов.

2. Нарисуйте плакат как будет выглядеть Земля без атмосферы и озонового слоя? Какое значение для живого имеет атмосфера?

 гидрологи: Значение гидросферы для Земли.

Задание: 1. Решите задачу: Вода – удивительное вещество, она входит в состав всех живых организмов. Наше тело, например, почти на 2/3 состоит из воды  Вспомните примерно свой вес, разделите его на 3 и умножьте на 2. Сколько воды содержится  в каждом из вас  и во всей группе?

гидрологи: Значение гидросферы для Земли.

Задание:  1. Изучите  слайды и текст:  Вода – удивительное вещество, она входит в состав всех живых организмов, хороший растворитель. И без воды жизнь вообще не возможна, т. к., например, именно вода обеспечивает перемещение различных веществ по организмам растений, животных и человека и участвует в процессе создания растениями органических веществ и кислорода. Вода все время находится в постоянном движении. Это движение называется круговоротом воды в природе. Значение гидросферы:  круговорот воды в природе, его роль в обеспечении связи всех частей гидросферы в единое целое, пополнении запасов воды на Земле, в перераспределении тепла и влаги на поверхности нашей планеты.

2.  Какую роль играет вода в природе? Запишите не более 3-х пунктов о роли воды в природе?

1.Входит в состав_____________________________________________. 2.Является__________________________________________________________ 3. Обеспечивает процесс создания растениями_______________ и участвует в перераспределении___________________ на поверхности нашей планеты.

экологи: Значение почвы для Земли.

Задание: 1. Изучите  слайды, текст  и ответьте на вопрос : каково значение почвы для жизни на Земле?

 Еще одна особенность Земли объясняет возможность существования жизни на ней: наша планета имеет почву. Это верхний плодородный слой Земли. Почва представляет собой тонюсенькую поверхность земной коры – меньше полутора метра глубиной, которая кормит все население Земли и от которой мы, люди, полностью зависим. Именно почва содержит вещества, необходимые для роста и развития растений. Зеленые растения поглощают минеральные вещества и воду из почвы, углекислый газ из воздуха и при участии солнечного света образуют вещества, необходимые для жизни.

Каково значение почвы для жизни на Земле?

1. Почва это________________________________________________________   2. Содержит вещества, необходимые для___________________________________ ,  а растения образуют вещества________________________________________

 экологи: Планета в опасности!

Задание: 2.  Используя слайды составьте памятку из пяти пунктов, о том ,как нужно себя вести на природе во время экскурсии на природу.

 Прочтите  пожалуйста ваши рекомендации. 

 Учитель: Полет наш подходит к концу и нам пора возвращаться на Землю.(Слайд возвращения из полета)

Учитель: Мы выяснили почему земля уникальна! А хорошо ли запомнили те открытия которые вы сделали? Давайте их проверим, выполнив тест.

Тестовое задание по теме урока. 

Проверка: Подсчитать кол-во плюсов и поставить в окошечко на маршрутном листе. (Слайд с результатами)

5. Подведение итогов урока.

Учитель:  Полет прошел нормально возвращаемся на Землю. А закончить сегодняшний урок мне хочется тоже необычно. Мы составим стихотворение – синквейн. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Пример синквейна с урока:

Урок географии

Интересный, познавательный

Путешествовали, искали, узнавали

Быстро прошел урок

Здорово!

 Учитель: Домашнее творческое задание: сочинить стихи, сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока «Уникальность планеты Земля»


Маршрутный лист

участника(цы) первой межпланетной экспедиции

5-   класса ГБОУ СОШ №14, команды «Меркурий»

Ф.И._______________________________

Тема: «Уникальность планеты Земля»

Цель: углубить и развить знания о Земле.

1. Кроссворд.

            1 Светящиеся газовые шары в космосе

2 Звезда, вокруг которой вращаются планеты

3 Красная планета

4 Самая маленькая планета

            5 Наука о космических телах

2. Используя знания темы «Вселенная» и слайда «Меркурий», заполните таблицу и обоснуйте  возможность существования человека, животных и растений на Меркурии.

Название планеты

Расстояние от Солнца

Период обращения вокруг своей оси

Наличие и состав атмосферы

Температура на планете

Наличие запасов воды

Меркурии

Вывод :________________________________________________________________

3. Ответьте на вопрос: какие особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни?

1.______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________

4. Тест. Проверьте свои знания по образцу.

Итого плюсов

Оценка

5. Домашнее задание.

Творческое задание: сочинить стихи, сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока «Уникальность планеты Земля»


Маршрутный лист

участника(цы) первой межпланетной экспедиции

5-   класса ГБОУСОШ №14, команды «Венера»

Ф.И._______________________________


Тема: «Уникальность планеты Земля»

Цель: углубить и развить знания о Земле.


1.Кроссворд.

            1 Светящиеся газовые шары в космосе

2 Звезда, вокруг которой вращаются планеты

3 Красная планета

4 Самая маленькая планета

            5 Наука о космических телах


2. Используя знания темы «Вселенная» и информацию слайда «Венера», заполните таблицу и обоснуйте возможность существования человека, животных и растений на Венере.


Название планеты

Расстояние от Солнца

Период обращения вокруг своей оси

Наличие и состав атмосферы

Температура на планете

Наличие запасов воды

Венера






Вывод ________________________________________________________________-



3. Ответьте на вопрос: какие особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни?

1.______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________



4. Тест. Проверьте свои знания по образцу.



Итого плюсов

Оценка




5. Домашнее задание.

Творческое задание: сочинить стихи, сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока «Уникальность планеты Земля»

Маршрутный лист

участника(цы) первой межпланетной экспедиции

5-   класса ГБОУСОШ №14, команды «Марс»

Ф.И._______________________________

Тема: «Уникальность планеты Земля»

Цель: углубить и развить знания о Земле.

1.Кроссворд.

            1 Светящиеся газовые шары в космосе

2 Звезда, вокруг которой вращаются планеты

3 Красная планета

4 Самая маленькая планета

            5 Наука о космических телах

2. Используя знания темы «Вселенная» и информацию слайда «Марс», заполните таблицу и обоснуйте  возможность существования человека, животных и растений на Марсе.

Название планеты

Расстояние от Солнца

Период обращения вокруг своей оси

Наличие и состав атмосферы

Температура на планете

Наличие запасов воды

Марс

Вывод ________________________________________________________________________-

 3. Ответьте на вопрос: какие особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни?

1.______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________

4.___________________________________________________________________

4.Тест. Проверьте свои знания по образцу.

Итого плюсов

Оценка

5; Домашнее задание.

Творческое задание: сочинить стихи, сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока «Уникальность планеты Земля»

..


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1 2 3 4 5 1. Светящиеся газовые шары в космосе 2. Звезда, вокруг которой вращаются планеты 3. Красная планета 4. Самая маленькая планета 5. Наука о космических телах

Слайд 5

Меркурий Расстояние от Солнца – 58 млн. км Оборот вокруг своей оси совершает за 58,7 земных суток. Атмосфера отсутствует Температура на дневной стороне +400 о С, а на ночной - -100 о С Воды нет

Слайд 6

Венера Расстояние от Солнца – 108 млн. км Оборот вокруг своей оси совершает за 243 земных суток. Атмосфера плотная из углекислого газа Температура достигает +500 о С Вода отсутствует.

Слайд 7

Расстояние от Солнца – 228 млн. км Оборот вокруг своей оси совершает за 24 земных суток. Атмосфера тонкая разреженная из углекислого газа Температура средняя – 70 о С Вода отсутствует Марс

Слайд 8

Тема : " Уникальность планеты Земля."

Слайд 9

Особенности Земли, обеспечивающие существование жизни: 1.Расположение и движение земли в космическом пространстве. 2.Наличие атмосферы. 3.Обладание большими запасами воды. 4.Наличие почвы.

Слайд 10

Атмосфера

Слайд 11

Гидросфера

Слайд 12

Почвы

Слайд 13

1 вариант 2 вариант 1. в) 1. б) 2. а) 2. в) 3. в) 3. б) 4. б) 4. б) 5. Почва 5. Жизнь Проверим тест:

Слайд 15

Итоги урока Балл Оценка 14 «5» 11-13 «4» 7-10 «3»

Слайд 16

Ссылка на сайт

Слайд 17

Синквейн 1 строка - заголовок (существительное) 2 срока - два прилагательных 3 строка – три глагола 4 строка – фраза, несущая определенный смысл 5 строка – вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы 5класс "волшебные сказки"

Технологическая карта урока,презентация....

разработка урока по теме"Среды жизни планеты Земля" 5 класс

в данной разработке урока дана технологическая карта урока в соответствии с требованиям ФГОС...

разработка урока по теме"Среды жизни планеты Земля" 5 класс

урок разработан в соответствии  с требованиями ФГОС...

Конспект урока 5 класс "Среды жизни планеты Земля"

Конспект урокаТема урока: Среды жизни планеты Земля.   Учитель: Виноградова Л.А.Место работы: ГБОУ СОШ № 455 Санкт- ПетербургаКласс: 5Тема и номер урока в теме: Разд...

Методическая разработка (открытый урок) по теме «Среды жизни планеты Земля»

Открытый урок «Среды жизни планеты Земля», ориентированный на учащихся 5-х классов, изучающих предмет «Биология»....

Урок географии на тему "Уникальная планета – Земля". 5-й класс

Земля — уникальная планета. В настоящее время из всех планет Солнечной системы только на ней обнаружена жизнь. ... Воздушная оболочка Земли обеспечивает дыхание жив...

Тема урока: Контрольная работа по теме «Планета Земля».

Проверить знания учащихся по пройденной теме....