Викторина "Веселая география"
план-конспект занятия по географии на тему

Королева Елена Евгеньевна

Занимательная викторина "Веселая география" в рамках предметной недели географии в школе  для учащихся 6-10 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_veselaya_geografiya_.doc62 КБ
Office presentation icon veselaya_geografiya.ppt292.5 КБ
Microsoft Office document icon protokol_viktoriny.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Большегрызловская СОШ»

Серпуховский район, Московская область

Викторина в рамках предметной недели:

«Веселая география»

Составитель:

учитель географии:

 Королева Елена Евгеньевна

2013 год

Викторина "Веселая география"

[Слайд №1]

Цель: Расширение кругозора учащихся и развитие познавательного интереса к изучению  географии.

Подготовка к викторине: из параллелей 6-10 классов формируются 2 команды (численностью 6 человек). Каждая команда готовит своё приветствие (название, девиз) и выбирает капитана команды.

Оборудование: карточки с заданиями, презентация.

Ход мероприятия:

I.  Оргмомент.

II. Проведение мероприятия.

Ведущий (учитель географии): Изучать географию мы привыкли с вами по строгим школьным учебникам, атласам, энциклопедическим изданиям. Всегда ли о географии можно говорить только  на уроках географии? Нет. Вот это и будет моей сегодняшней целью - доказать вам, что география – это всепроникающая наука, ну, и конечно же, проверим - насколько обширны ваши знания по географии. Итак, мы начинаем...

Сегодня у нас соревнуются две команды учащихся из 6-10 классов, поприветствуем друг друга.

[Слайд №2]

Приветствие команд (название, девиз, капитан команды) – оценивается в 3 балла

Ведущий (учитель географии): Каждую команду оценивает жюри (представление членов счетной комиссии) и сообщает результаты после каждого конкурса (каждый правильный ответ – 1 балл).

[Слайд №3]

I конкурс «В стране сообразили»

(география + смекалка)

1) Загадочная разминка: Блиц-опрос для команд по очереди:

[Слайд №3] 1-ая команда

Её с собой берёт геолог, турист, водитель, археолог (карта);

Не видать её корней, вершина выше тополей, всё вверх и вверх она идёт, но не растёт (гора);

Что за слабый ветерок паруса надуть не смог (штиль);

Взамен дубов, берёз и липы ты увидишь эвкалипты, в окошко глянешь поутру - по полю скачут кенгуру (Австралия);

[Слайд №4] 2-ая команда

Карты в нём одна к одной сшиты в типографии. Он теперь всегда с тобой - гид по географии (атлас); 

Он и летом и зимой - между небом и землёй, хоть всю жизнь к нему иди - он всё будет впереди (горизонт);

Пыль с дороги захватил, а потом, набравшись сил, завертелся, закружился и столбом до неба взвился (смерч); 

Ну а в этой части света проживает полпланеты, и, конечно, здесь, без спора, самые большие горы (Азия);

[Слайд №5]

2) Географические шарады:

Ведущий (учитель географии): Чтоб разгадывать шарады географию знать надо. Например:

Первое можно из снега слепить,

 Грязи кусок может тоже им быть.

 Ну, а второе - мяча передача,

 Важная это в футболе задача.

Целое Люди в походы берут,

 Ведь без него они путь не найдут, (ком + пас - компас).

Каждой команде раздаются карточки с заданиями. На обдумывание дается 1 минута.

 В это время идет игра со зрителями. Шарада на [Слайде №6]:

Часть первая — мост,

 Но без буквы конечной.

Вторая — звучит на болоте беспечно.

 А целое — местность,

 Любимая пламенно,

 Которую люди зовут Белокаменной. (Мос + ква = Москва).

1-ая команда:

Начало слова есть местоимение,

 Что выскочки кричат без промедления,

 А что в конце - ребёнок надевает,

 Одежда та без рукавов бывает.

Всё вместе - это остров очень жаркий,

 Сияет солнце в небесах там ярко. (Я + майка = Ямайка). 

2-ая команда:

Последней буквой алфавита

Открыто слово и закрыто.

 А между ними без седла

 Стоит лошадка, что мала.

 Вы это слово знать должны:

 Оно — название страны. (Я + пони = Япония). 

[Слайд №7]

3) Геологика:

Ведущий (учитель географии): По данным определениям отгадайте географический термин или понятие. Кто даст правильный ответ по меньшему числу определений, тот считается выигравшим: Отвечает та команда, которая первой подняла красную карточку. Если ответ неверный, то право голоса отдается другой команде. Например,

Тёплый, холодный, звёздный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной... (дождь),

  • Метеоритный, транспортный, финансовый,  воздушный,  людской, дождевой, водный, грязевый, речной... (поток), 
  • Наземный, подводный,  спящий, потухший, грозный, огнедышащий, извергающийся... (вулкан), 
  • Золотой, сахарный, крупный, мелкий, морской, речной... (песок),
  • Живая, мертвая, огненная, жёсткая, мягкая, мутная, прозрачная, проточная, пресная, солёная...  (вода), 
  • Пышные, кудрявые, ватные, перистые, слоистые, кучевые, дождевые, грозовые... (облака),  
  • Звёздный, весёлый, холодный, теплый,  сильный,  слабый, порывистый,  южный,  северо-западный... (ветер), 
  • Звуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, магнитная,   длинная, кроткая, сейсмическая, морская, приливно-отливная... (волна), 
  • Тёплая, дружеская, непринуждённая, напряжённая, здоровая, загрязнённая, земная, солнечная... (атмосфера).

[Слайд №8] 4) Кто-кто в городе живёт или в посёлке?

Ведущий (учитель географии): Москвичи,  как известно, живут в Москве, одесситы - в Одессе, японцы - в Японии. А вот попробуйте определить, где живут: Отвечает та команда, которая первой подняла красную карточку. Если ответ неверный, то право голоса отдается другой команде.

Челнинцы (в Набережных Челнах, Татария),

Омичи (в Омске), 

Индийцы (в Индии), 

Куряне (в Курске), 

Томичи (в Томске), 

Донетчане (в Донецке, Украина).

[Слайд №9]

5) Каждому своё:

 Ведущий (учитель географии): К каждому списку имён собственных нужно найти его прилагательное, чтобы с ним получилось географическое название, которое и в самом деле можно найти на карте. Например, Ледовитый океан, Осетия, Кавказ - … (Северные: Северный Ледовитый океан, Северная Осетия-республика Р.Ф., Северный Кавказ). Задания на экране. На обдумывание дается 1 минута.

 В это время идет игра со зрителями.

[Слайд №10] Задание для 1 команды: Каньон,  Барьерный риф,  Енисей  - ...

[Слайд №10] Задание для 2 команды:  Орлеан, Зеландия, Гвинея - ...

В это время идет игра со зрителями.

Шуточная географическая викторина:

  • Зелёный платок уронили в Желтое море. Каким его вытащили из воды? (мокрым),
  • Назовите самый тонкий и острый мыс (мыс Игольный),
  • Каким озером любуются в театре (Лебединым озером),
  • Как называется остров в океане, в котором не растёт кокос и не ловится крокодил (остров Невезения),
  • В какой стране все животные с сумками бегают (Австралия), 
  • Какой город Р. Ф. самый сердитый (Грозный),
  • Какой полуостров заявляет о своей величине (Ямал),
  • Какой остров называет себя спортивной одеждой (Ямайка),
  • Какой остров, потеряв букву, становится геометрической фигурой (Куба), 
  • Какую цепь нельзя поднять (Горную цепь), 
  • На каком фронте не воюют (на атмосферном), 
  • Какое государство можно носить на голове (Панама),
  • Какая европейская столица стоит на скошенной траве (Сена),
  • Какой лес вырастает в школьных классах на тех уроках, к которым ребята хорошо подготовились  (Лес рук), 
  • Какая из двух гор выше: Эверест или Джомолунгма? (Это разные названия одной и той же горы),
  • Назовите самую сладкую и любимую всеми детьми пустыню (Каракумы),
  • Именем какого полуострова нашей страны называют задние ряды парт в классе? (Камчатка). 

[Слайд №11] Ответы:

  • 1: (Большие: Большой Каньон в  США,  Большой Барьерный риф вдоль побережья Австралии, Большой Енисей-река на юге Сибири).
  • 2: (Новые: Новый Орлеан - город и порт на юге США, Новая Зеландия - государство в Тихом океане, Новая Гвинея - остров на западе Тихого океана).

Объявление жюри  промежуточных результатов

[Слайд №12]  II конкурс «В океане юмора»

 (география + юмор)

[Слайд №12]  Весёлые стихи на внимание. Команды по очереди ищут в стихах географические ошибки.

[Слайд №12] Задание для 1 команды:

В России - язык русский,

 Во Франции - французский,

 В Германии - немецкий,

 А в Греции - грецкий (не грецкий, а греческий) 

[Слайд №13] Задание для 2 команды:

 Солнце за день устаёт,

 На ночь спать оно идёт

 На полянку, за лесок,

 Ровно-ровно на восток (не на восток, а на запад)

[Слайд №14] Задание для 1 команды:

 Каждый с детства твёрдо знает:

 Ангара в Байкал впадает (не впадает, а вытекает) 

[Слайд №15] Задание для 2 команды:

Слышу подсказку Вити-дружка,

 Что Эверест - большая река (не река, а гора) 

Объявление жюри  промежуточных результатов

[Слайд №16] III конкурс «Восхождение к вершинам знаний»

 Географические рекорды России — блиц-опрос для капитанов команд. Отвечает тот, кто первый поднимет руку:

  • Самое мелководное море на Земле и самое маленькое по площади у берегов России (Азовское), 
  • Самая большая равнина России (Западно-Сибирская), 
  • Самые высокие горы России (Кавказ), 
  • Самая полноводная река России (Лена), 
  • Самый высокий действующий вулкан России (Ключевская Сопка), 
  • С каким государством у России самая короткая граница (С. Корея),
  • Самый большой остров России (Сахалин), 
  • Самая длинная горная система России (Урал), 
  • Самая высокая вершина (Эльбрус на Кавказе), 
  • Самое глубокое озеро в мире и самое большое по площади в России (Байкал), 
  • С каким государством у России самая протяжённая граница (Казахстан), 
  • Где в России самая холодная зима (в Оймяконе, -71). 

Объявление жюри  промежуточных результатов

[Слайд №17]

 IV конкурс «К литературным источникам»

 (география + литература)

Ведущий (учитель географии): Вспомните, узнайте или отгадайте, какие географические названия, термины и понятия встречаются в этих русских пословицах. Задания раздаются на карточках и дается 1 минута на обсуждение:

Язык до... (сейчас город на Украине) доведёт. (Киев)

Погиб, как швед под... (город). (Полтава)

Не разом... (город) строилась. (Москва)

Нет... (озеро) без омуля и омуля без... (озеро). (Байкал)

Без труда не вытащишь и рыбки из... (пруда)

Не всё..., что блестит (золото)

[Слайд №18]

V конкурс «По заповедным местам»

 (география + зоология)

Ведущий (учитель географии): Отгадайте названия географических объектов, в которых обосновались различные животные. Задания раздаются на карточках, дается 2 минуты. В это время идет игра со зрителями «Вкусная география»

КИТ-- государство в Азии. (Китай)

-ПОНИ- островное государство в Азии. (Япония)

-РАК государство в Азии. (Ирак)

-РАК---- действующий вулкан в Индонезии. (Кракатау)

КАРП--- горная система в Европе. (Карпаты)

СОМ--- государство в Африке. (Сомали)

ТУР--- государство в Евразии. (Турция)

ЯК---- Республика в Р. Ф. (Якутия)

ВОЛ-- крупнейшая река в России (Волга)

Игра со зрителями «Вкусная география»

 (география + кулинария)

  • Какой город падают к чаю? («Прага» - торт, Прага - столица Чехии), 
  • Какую капусту китайцы ели по заказу императора для укрепления здоровья нации? (Морскую),
  • По названию какого германского города, именуется говяжья котлета, вложенная в разрезанную пополам хрустящую булочку? (Гамбург - гамбургер),
  • Эта форма выпечки пшеничного хлеба по-французски означает просто «палка»? (Батон), 
  • Что называют итальянскими трубками? (макароны), 
  • Переведите на немецкий язык фразу «хлеб с маслом»? (бутерброд),
  • Хлеб кавказской национальности? (лаваш), 
  • Какая страна подарила миру свой открытый пирог – пиццу? (Италия), 
  • Что, по мнению французов, подают на стол, когда с него убирают кушанья? (Десерт). 

Карточки собираются, жюри ведет проверку и подсчет голосов. Объявление жюри  промежуточных результатов

 

[Слайд №19] VI конкурс «Песенная география»

 (география + музыка)

 Ведущий (учитель географии): Познакомиться и подружиться с географией помогут и популярные, известные песни. Вам нужно отгадать пропущенные в песенном тексте географические термины, понятия и названия. Задание на экране и на карточках. 

Светит незнакомая звезда,

 Снова мы оторваны от дома,

 Снова между нами... (населённый пункт),

 Взлётные огни аэродромов.

 Здесь у нас... (атмосферное явление) и... (осадки),

 Здесь у нас холодные рассветы,

 Здесь на неизведанном пути

 Ждут замысловатые сюжеты. Проверка прослушиванием песни.

[Слайд №20] III. Подведение итогов, награждение.

 Литература:

Агеева И.Д. Весёлая география на уроках и праздниках: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 249 с.

Зотова А.М. Игры на уроках географии. 6-7 классы: метод. пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2005. - 127 с.

Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 112 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Приложение

Протокол счетной комиссии викторины «Веселая география»

Команда

Приветствие

I конкурс «В стране сообразили»

II конкурс «В океане юмора».

Стихи на внимание

III конкурс «Восхождение к вершинам знаний». Географические рекорды России

IV конкурс «К литературным источникам»

V конкурс «По заповедным местам»

VI конкурс «Песенная география»

Итог

1.Загадочная разминка

2.Географические шарады

3.Геологика

4.Кто-кто в городе живёт или в посёлке?

5.Каждому своё

Максимум баллов

3

4

1

8

6

1

2

12

6

9

3

№1

№2

Жюри в составе:

______________

______________

______________

Дата:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....