Внеклассное мероприятие по географии для обучающихся 10-11 классов по теме "Политическая карта мира"
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

Куратова Ирина Владимировна

Внеклассное мероприятие для обучающихся 10-11 классов по теме "Политическая карта мира" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебное занятие по курсу «Политическая карта мира»

Учебное занятие для учащихся 9 класса (предпрофильная подготовка, курс по выбору «Политическая карта мира»), на котором рассматривается вопрос «Почему Курильские острова являются спорной территорией?» Вопрос о Курильских островах рассматривается в форме диалога между двумя группами. Первая группа защищает интересы Японии, вторая – России. При подготовке учащиеся самостоятельно и при помощи учителя собирают материал по Курильским островам. Учитель заранее просматривает подготовленные учащимися сведения. В ходе учебного занятия также рассматривается вопрос о том, какие страны мира втянуты в территориальные споры.

Цели занятия:

  1. Рассмотреть территориальные споры между странами мира на примере конфликта между Россией и Японией по поводу владения Курильскими островами.
  2. Доказать, что решение территориальных споров военным путем сегодня полностью изжита, а территориальные конфликты должны решаться путем диалога, мирного урегулирования территориальных споров.

Оборудование:

  1. Политическая карта мира.
  2. Компьютер, мультимедийный проектор.

Учитель.  Политическая карта мира постоянно изменяется – появляются и исчезают новые государства, изменяются их названия, границы, территории, переносятся столицы, изменяется государственный  строй и экономическая собственная формация государств. Современная политическая карта мира – итог нескольких тысячелетий ее развития. Это образование и крушение первых государств – Древнего Египта, Карфагена, Древней Греции, Древнего Рима. Это образование таких государств как Киевская Русь, Вмзантия, Московское государство, Священная Римская империя, Португалия, Испания, Англия. Это европейская колониальная экспансия. К наиболее крупным территориальным изменениям на карте мира вели войны, вспыхивающие между странами за захват колоний, источников сырья, рынков сбыта. Жизнь, однако показала, что решение территориальных споров военным путем сегодня полностью изжита. В ядерный век такой путь грозит превратить нашу планету в гигантскую могилу человечества. Все больше конфликты решаются путем диалога.

        Сегодня в мире насчитывается более 60 спорных территорий и участков границ. Многие их этих споров могли бы быть решены мирным путем, тем не менее часть их них вылилась в серьезные международные конфликты.

Используется компьютерная презентация «Территориальные споты»

1 ученик. Фолклендские (Мальвинские) острова.

Оккупация в 1982 году владения Великобритании Аргентиной привела к войне между этими странами. В 1995 году Великобритания и Аргентина договорились об эксплуатации нефтяных месторождений в районе островов.

2 ученик. Кипр.

После высадки в 1974 году турецких войск Кипр оказался разделенным на две части: юг острова занимает  Греческая Республика Кипр, а север – самопровозглашенная Турецкая Республика Северного Кипра, признанная лишь Турцией.

3 ученик. Корея: север и юг.

С 1953 года фактической государственной границей между КНДР и Республикой Корея служит линия прекращения огня, 4-х километровая полоса вдоль нее объявлена демилитаризованной линией. Оба государства создали вдоль границы мощные укрепления и сосредоточили войска.

4 ученик. Индия и Пакистан: Джамму и Кашмир.

Начиная с 1947 года территориальные споры вокруг Джамму и Кашмира привели к трем серьезным вооруженным столкновениям между Индией и Пакистаном. Пакистан стремится присоединить эту обширную территорию с преимущественно мусульманским населением. Индия же отказывается как уступить часть своей территории, так и провести референдум среди местного населения.

5 ученик. Израиль.

После принятия ООН Резолюции № 147 по Палестине в 1948 году возникло государство Израиль. До 1979 года страна фактически не имела государственных границ, роль которых выполняли линии прекращения огня, установленные в результате войн 1948, 1967, 1973 годов. Договоры с Египтом 1979 года и с Иорданией 1994 года  официально признали границы Израиля в этих странах.

6 ученик. Югославия.

С распадом в 1990 году Югославии возник конфликт между вышедшими из ее состава Хорватией, Боснией и Герцеговиной и оставшимися в составе Югославии Сербией и Черногорией. Военные действия были вызваны территориальными притязаниями трех этнических общин Боснии. Дейтонские соглашения 1995 года предусматривали признания государства Босния и Герцеговина в границах 1990 года при одновременном создании на ее территории трех автономных районов.

7 ученик. Острова Спратли.

После того, как в 1951 году Япония отказалась от претензий на острова Спратли, этот богатый нефтью и газом район Южно-Китайского моря стал яблоком раздора между Китаем, Вьетнамом, Тайванем, Малайзией и Филиппинами.

Учитель. Это лишь некоторые примеры спорных территорий. Давайте на примере конфликта между Россией и Японией по поводу владения Курильскими островами попробуем прийти к его урегулированию мирным путем.

Физико-географическая справка.

Курильские острова многим могут показаться чем-то очень далеким и маленьким, где-то на «краю света», некими клочками суши, затерянными в безбрежных простарах Тихого океана. На самом деле это не так и поэтому будет не лишним дать физико-географическую справку о Курильских островах.

Курильские острова – архипелаг вулканических островов на границе Охотского моря и Тихого океана, между островом Хоккайдо и полуостровом Камчатка. Острова входят в состав сахалинской области. Включают свыше 30 значительных по  площади островов, например Итуруп, Кунашир, Парамушир, Уруп и другие и множество мелких островов и скал. Общая площадь островов около 15,6тыс. кв. км. Состоят из Большой Курильской гряды и Малой Курильской гряды, разделенных Курильскими проливами. Каждый остров – вулкан, фрагмент вулкана или цепочка вулканов. На Курильских островах известно около 160 вулканов, из которых около 40 действующих. Острова изрезаны многочисленными реками и ручьями, некоторые их них минерализованы. Много озер вулканического происхождения. На острове Кунашир расположен Курильский заповедник, который основан в 1984 году. Это место отдыха и размножения сивучей и островных тюленей. В заповеднике охраняются эндемики: тисовая синица, дальневосточный сцинк, малочешуйчатый и японский полозы, некоторые виды насекомых.

Наши группы провели историко-географическую экспертизу и готовы вступить в диалог, чтобы ответить на вопрос «Кто первый открыл Курильские острова?»

1 группа. ЯПОНИЯ.

Дуга Курильских островов представляет собой дугу островов, протянувшуюся более чем на 1000 км, и самый южный остров отстоит от Японии всего на 7 км. Так что спор о том, кто открыл острова не имеет смысла.

2 группа. РОССИЯ,

Да, но выезд за пределы Японии карался отрубанием головы, поэтому именно русские  начали исследование Курил и положили начало колонизации островов. На севере высаживались Семен Дежнев и братья Страдухины, так что первооткрывателями мы считаем русских.

Учитель.

Оказывается до 17 века на Курильских островах не было ни истории русских, ни японцев. Коренной народ – айны – находились в дофеодальных отношениях. Согласно русским энциклопедическим словарям, первооткрывателем Курильских островов считается голландец Мартин де Фриз. В течение 100 лет острова показывались на карте как владение Нидерландов. Спор пока не решен, продолжим диалог.

2 группа. РОССИЯ,

В 1707 году Петр 1 издает приказ об обследовании Курильских островов и Японии. На протяжении 18 века продолжался захват Северных Курил. Северокурильские айны стали православными, носили русские имена, русскую одежду, говорили по русском языке.

1 группа. ЯПОНИЯ,

Однако южнокурильские  айны усвоили нравы и обычаи японцев. Японцы в тайне от властей торговали на Южных Курилах.

Учитель.

В географическом словаре, изданном  Московским университетом в 1804 году написано: «Севернейшие острова повинуются Российской, южнейшие – японской власти». Ситуация ясна. Почему же между странами встал территориальный вопрос? Продолжим исследование.

2 группа. РОССИЯ,

В 1808 году царское правительство направляет на Южные Курилы Рязанова, который на судах «Юнона» и «Авось» с морскими офицерами ликвидировал японские поселения. Командир гарнизона сделал себе харакири, японцы бежали или были взяты в плен.

1 группа. ЯПОНИЯ.

В отместку японцы захватили русских мореплавателей под руководством Головнина. Русскому правительству пришлось направить официальные извинения за действия своих офицеров. В результате были освобождены как русские, так и японцы.

Учитель.

В городе Симода в 1852 году был подписан первый русско-японский правовой документ. Россия признавала Южные Курилы владениями Японии. А в 1875 году начались переговоры относительно острова Сахалин. В результате был подписан второй официальный документ – Петербургский трактат, в соответствии с которым остров Сахалин признавался Российским, а Япония получала все острова Курильской гряды.

Так, нам стало ясно, что Курилы принадлежат Японии. Как же произошло то, что сейчас эта территория снова оспаривается японцами?

        В 1940 году СССР предъявил претензии на Курильские острова, однако, Япония, естественно, отклонила их. Но в 1945 году в соответствии с секретными ялтинскими  договоренностями  стран-победителей за то, что СССР вступает в войну с Японией, Советскому Союзу в качестве военного трофея должны  были быть  переданы все Курильские острова. 8 августа СССР объявил Японии войну, а к 1 сентября все острова были заняты советским войсками. В последующие годы происходила массовая департация всех коренных жителей.

        Историческая экспертиза завершена, к какому же выводу подойдем, проводя географическую экспертизу? Слово экспертам, защищающим интересы Японии.

1 группа. ЯПОНИЯ.

После того, как на Курилах укрепилась японская администрация, экономика островов получила бурное развитие. Была налажена транспортная сеть, строились поселки, рыбные заводы, звероводческие фермы, мясокомбинаты. К 1938 году насчитывалось 133 населенных пункта. На Курилы часто стал наведываться император Японии Хирохито в построенный для него небольшой дворец. А в конце 50-х годов Советским Союзом уничтожилось все, что было создано японцами: вырубались магнолии, гусеницами танков давили лес, соляркой травили озера, динамитом разносили буддийские памятники. И сейчас через  62 года принадлежности Курил СССР и России социально-экономическая ситуация на островах стала критической. Острова необустроены: дома из фанеры, много лачуг, бараков, канализация отсутствует, шоссейных и железных дорог нет, развита только одна отрасль – рыбоконсервная, но и здесь оборудование заводов устарело, десятки рыбоперерабатывающих  предприятий закрыты.

2 группа. РОССИЯ,

Известно, что Курильские острова очень богаты рудами, строевым лесом, целебными водами. Не так давно острова славились обилием животных, в том числе морскими котиками, бобрами, тюленями. Теперь же на островах редко встретишь даже лисицу, медведя, соболя, норку, совсем исчезла белка. А начало истреблению природных богатств положили годы японской колонизации. По оценкам специалистов и сейчас Япония добывает около Курильских островов 50 % общего улова, извлекая прибыли на сумму более 30 млрд. долларов, тогда как наши прибыли  составляют всего 1,5 млрд. долларов.

1 группа. ЯПОНИЯ,

Используя все дары морей рационально, Россия могла бы получать ту же прибыль. Сумма потерь России складывается из следующих факторов:

- траловый флот уничтожил около островов морскую капусту, альгиновые кислоты которой идут на медицинские препараты, выводящие радионуклеиды и тяжелые металлы из организма, также японцы используют ее в парфюмерии, пищевой промышленности и других отраслях, извлекая прибыли на 5 млрд. долларов;

- от 700 тыс. тонн сайры можно получить 20 тыс. тонн чешуи и из нее – жемчужного оката стоимостью 4 млрд. долларов;

- не мясом ценен краб, а хитиновым покровом и печенью, медицинские препараты их них оцениваются в несколько млрд. долларов за 1 кг.;

- не полностью перерабатываются и другие добываемые, но не используемые представители марикультуры, которыми так богаты Курильские острова, например морские ежи, печень рыб, их чешуя и т.д.

2 группа. РОССИЯ,

Мы признаем, что проблемы существуют. Япония имеет моральное и юридическое право претендовать по крайней мере на Южные Курилы, тем самым мы получим мощного инвестора в освоении богатств Дальнего Востока, нормализуем российско-японские отношения и восстановим справедливость.

Учитель.

Курилы, населенные коренными жителями айнами, явились объектом колониального захвата, как со стороны России, так и Японии, и поэтому считаться исконно русскими территориями не могут.

Кстати, проведенный в 1991 году референдум показал, что 20 % кунаширцев и 25 % шикотанцев высказались за возвращение островов Японии.

А мы проведем свой референдум и узнаем общественное мнение всех присутствующих на нашем мероприятии.

Вопросы референдума.

  1. Если бы вы были главой правительства, то конфликтные ситуации решали бы:

А) военным путем – 1 балл

Б) путем диалога – 2 балла

  1. Как бы вы решили территориальный вопрос о принадлежности Курильских островов:

А) категорически отказали Японии в рассмотрении – 1 балл

Б) Передали часть территории Курильских островов Японии – 2 балла.

Если вы набрали 4 балла, то из вас получился бы мудрый правитель великой державы, если бы вы ее не отдали в подарок.

Если вы набрали 3 балла, то вы готовы на компромисс, но лучше выиграть время. Вы похожи на наше правительство.

Если вы набрали 2 балла, то будьте осторожны, агрессия вызывает у окружающих ответное чувство.

ИТОГ

Итак, только  на примере нашей страны видно, что между различными государствами могут возникать конфликтные ситуации, которые необходимо решать мирным путем, учитывая не только собственные интересы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по географии для обучающихся 9-х классов

Проверочная работа по географии для обучающихся 9-х классов ...

8 класс. Россия на карте мира. Тест

Предлагаемый тест нацелен на оценку уровня подготовки учащихся по теме "Россия на карте мира"...

рабочая программа по географии для обучающихся 6,9 классов коррекционной школы VIII вида

Данная рабочая программа составлена на основании Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2001. 232 стр.// - под редакцией Воронковой В.В....

календарно-тематическое планирование по географии для обучающихся 6,7 классов коррекционной школы VIII вида

Программа: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.Учебники: 1)...

Логический конспект по географии 10 класс "Современная политическая карта мира"

Логический коспект по географии 10 класс "Современная политическая карта мира"....

Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 5 класса по теме: «В мире грибов» (с использованием ЦОР)

Данное мероприятие  в 5 классе можно провести на кружке,во внеурочное время и на уроке....

Тест с элементами практической работы, 10 класс, тема: «Политическая карта мира»

Тест с элементами практической работы, 10 класс,  тема: «Политическая карта мира». Выполняется с атласами за 20-30 минут....