«Мы все в ответе за свою планету!»
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Шипикова Ирина Николаевна

Мероприятие по экологии «Мы все в ответе за свою планету!»

Цель мероприятия:

-углубление экологических знаний обучающихся;

-развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;

-воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meropriyatie_po_ekologii_sredi_6_klassov.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие по экологии

 «Мы все в ответе за свою планету!» 

Цель мероприятия:

-углубление экологических знаний обучающихся;

-развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;

-воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле.

Присутствуют:

  • 6А, 6Б, 6в, 6Г классы,
  • классные руководители

Ведущий: - Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать вас на экологическом КВНе - «Мы все в ответе за свою планету».

- Что такое «Экология» и почему это слово столь актуально в наше время, думаю объяснять никому не надо. Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной Земле.

Земля – пока единственный дом  человечества  в безбрежных просторах Вселенной. Не может быть выбора: сохранить или разрушить свой дом, очищать или загрязнять его. От нас зависит, хватит ли пищи, воды, воздуха нашим потомкам. И мы должны точно знать, что надо делать сегодня, чтобы сохранить природу на века. А чтобы ее защитить, мы должны как можно больше знать о жизни окружающей среды. Наша игра поможет вам расширить свой кругозор о мире природы.

Черная бездна, звездная пыль,
Холодом дышит вечность,
Переплетая сказку и быль,
Миг и бесконечность.
Кто-то когда-то задал маpшpут,
Не объяснив секpета
И совершает неведомый путь
Маленькая планета..

Кpутится-веpтится шаp голубой,
Нас на гpуди качая,
Крутится вертится не для того,
Чтоб все начинать сначала.

В окpужении стай вездесущих pакет,
Так нелегко вpащаться,
Все-таки пять миллиаpдов лет
Отдано цивилизации.
Мелкою дpожью на полюсах
Дает себя знать усталость,
И застывает вопpос на устах:
А сколько еще осталось?

Вопрос «А сколько еще осталось?» не праздный и требует незамедлительного разрешения. Получив неограниченную власть над природой, человек, считающий себя «венцом природы», забыл, что сам является ее скромной частицей.
Мы и сейчас ещё не поняли и не хотим понять, что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого.

Знаки надвигающейся беды заметны сегодня повсюду в мире. Человечество «лицом к лицу» столкнулось с жесточайшим экологическим кризисом.

Может ли кто-нибудь спрятаться на острове, в бункере, в горах, от экологической беды? Наивный вопрос, скажете вы – и правильно. Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», значит, пересесть из него просто некуда.

Сегодня мы проводим викторину среди 6 классов, на которой вы проявите свои знания, умения, смекалку и дружбу, а самое главное мы выясним, что же может сделать каждый из нас, что бы нашей планете, природе стало чуть-чуть полегче.

Наш турнир будут оценивать наши гости – это наше жюри:________________

Слово жюри:

Мы приветствуем команды шестиклассников –

Этих смелых и мудрых участников!

Захватите с собой ум и смелость,

В игре покажите умелость.

Желаем вам защищать свою славу и честь

И приумножить их, и беречь!

Только помните наш наказ:

Соблюдайте правила строго

Чтобы мы не смогли у вас

Снять штрафных очков много.

Желаем мы вам от души,

Чтоб результаты были ваши хороши,

Чтобы вы не знали сегодня усталости

И доставили нам и себе много радости!

В игре принимают участие 4 команды. Правила игры:

  1. Отвечает та команда. Которая первой поднимет красную карточку
  2. Если ответ дан неправильный, другие команды имеют право дать ответ на этот вопрос.
  3. За нарушение дисциплины с команды будут сняты очки.
  4. Каждая команда имеет право один раз обратиться за помощью к болельщикам.
  5. Ответ команда даёт только после того как ведущий закончит читать вопрос и даст слово команде.

1 конкурс нашего мероприятия- это приветствие команд. (Оценивается по 5 бальной шкале: эмблема, название, девиз, приветствие соперникам)

ВЕДУЩИЙ:      Молодцы, команды, в добрый час!  Пусть удача встретит вас!

2 конкурс «Разминка…» (За каждый правильный ответ начисляется 1 балл)

Каждая игра  начинается с разминки, поэтому и мы не будем нарушать традицию.

Я буду задавать вопросы командам по очереди. На обдумывание даётся 5 секунд. Если одна команда не смогла ответить, на этот же вопрос отвечает следующая команда:

  1. Что делает ёж зимой? (Спит.)

  1. Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (Белка.)

  1. Какой зверь похож на ежа? (Дикобраз.)

  1. Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка.)

  1. Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

  1. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)

  1. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница.)

  1. Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок? (Клён.)

  1. Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

  1. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёзу.)

  1. Какое дерево цветёт первым, а какое – последним? (Ольха и липа.)

  1. У каких деревьев осенью листья красные? (У клёна и рябины.)

  1. Из какого дерева делают пианино? (Из ели.)

  1. Какой город парит в небе? (Орёл.)

  1. Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и берёзовые.)  

 

  1. Какое морское животное имеет самую большую массу тела? (Синий кит. Длина тела до 35 м, масса 130 т.)
  2. Назовите самую маленькую птичку. (Колибри-пчелка. Масса 1,6 г, размах крыльев 7,5 см.)
  3. Самая быстрая крупная нелетающая птица? (Страус, скорость бега до 72 км/час.)
  4. Самое высокое животное. (Жираф. Рост достигает 6 м.)
  5. Самый быстрый хищник на Земле? (Гепард. Скорость бега 105-112 км/час.)
  6. Назовите животных-долгожителей. (Черепаха— 150 лет, осел — 100 лет, слон—70 лет.)
  7. У какой птицы самая большая скорость полета? (У сокола-сапсана. Скорость достигает 350 км/час.)
  8. Какое животное нашей полосы обладает самым громким голосом? (Лось)
  9. 6. Какая рыба без чешуи? (Сом).
  10. 7. Есть ли у скворца своя песня? (Нет, он подражает голосам других птиц, животных, человека

Жюри оценивает конкурс.

        

3 конкурс «Хвостатая викторина». По описанию хвоста вы должны угадать животное. Кто быстрее, тот заработает 1 балл за каждый правильный вопрос.

На хвосте этого представителя семейства кошачьих есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь. (Лев)

 Её хвост похож на хлыст, им здорово отгонять кусачих насекомых. (Корова)

 Её пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зелёных веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков. (Белка)

 У этого великана нос намного длиннее, чем хвост. (Слон)

 Для этого речного строителя его хвост является и рулём, и веслом, в нём же он накапливает жир на зиму. (Бобр)

 Это животное все легко узнают по чёрным кольцам на его хвосте, число которых колеблется от 5 до 10. (Енот)

Этот прыгучий звёрек имеет голову зайца, туловище и передние лапы мыши, задние ноги - птицы, а хвост - льва. (Тушканчик)

Это колючее животное начинает трясти хвостом при встрече с неприятелем. Длинные иголки при этом отрываются и летят во все стороны. (Дикобраз)

 Он в известной сказке потерял свой хвост. (Ослик, а звали его Иа.)

Голос у этой птицы ужасно противный, зато хвост самый красивый. (Павлин)

 Перья из хвоста этой птицы индейцы носят на голове. (Орёл)

 Её голова плавно переходит в хвост, даже шеи нет. (Змея)

 Хвост у неё бывает только в младенчестве, а потом пропадает. (Лягушка)

У этого вида приматов хвост за ненадобностью отпал.  (Человек)

 4 конкурс  «Кто как разговаривает?» Задание – вспомните, как «разговаривают» следующие птицы и звери: (по карточкам)

– голубь… (воркует);                        – глухарь… (токует);

– утка… (крякает);                             – филин… (ухает);

– гусь… (гогочет);                            журавль… (курлычет);

– воробей… (чирикает);                  – ворона… (каркает);

– индюк… (кулдыкает);                 – лиса… (лает);

– медведь… (ревет);                       – коза… (блеет);

– конь… (ржет);                              – свинья… (хрюкает);

– олень… (хоркает);                      – слон… (трубит);

– комар… (пищит, крыльями);     – кузнечик… (стрекочет);

– шмель… (жужжит, гудит);       – пчела… (жужжит, гудит);

5 конкурс «Песенный конкурс». Вспомнить песни, где упоминается о насекомых, рыбах или птицах.  Каждая песня оценивается в  1балл. Кто больше и быстрее вспомнит таких песен. Побеждает та команда, которая  назовёт  больше песен.

Жюри оценивает работу команд.

6 конкурс Экологический рассказ «Воскресенье в лесу»

 Ваша задача найти неправильные действия ребят.

Выявить биологические и экологические ошибки, которые допущены в рассказе.

«Воскресенье в лесу»

За неделю только и было разговоров в классе о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Алина Петровна. Но мы решили поехать в лес сами. Дорогу мы знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.

Весёлой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам попадались грибы – белые, подберёзовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал! Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой – в школе пригодится.

Мы уже порядочно устали. В лесу много муравейников. Миша решил показать нам, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки. Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было не страшно - мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятались под ним.

Оживлённые, мы дошли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперёк дороги проползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два жёлтых пятнышка. «Это не гадюка, - тихо сказала Маша,- это уж». «Все равно – гадина!» - ответил Петя. С охапкой луговых цветов мы подошли к станции. Через час поезд подходил к окраине города. Весело прошел день!

Ошибки поведения при выезде на природу

1. Громкая музыка в лесу недопустима – она пугает птиц и зверей.
2. Нельзя сбивать ненужные вам или ядовитые грибы: они – корм для животных, к тому же нарушается симбиоз грибы – деревья; поэтому же нельзя и повреждать грибницу.
3. Для костра собирают сушняк.
4. Нельзя оставлять мусор: полиэтилен разрушится через 220 лет, а металлические банки – через 100.
5. Костер всегда следует гасить.
6. Трогать яйца птиц нельзя – птица может больше не сесть на них.
7. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова отвезти в лес.
8. Не следует что-либо вставлять в муравейник. Это сложноорганизованное сообщество, и его жизнь могут сильно нарушить даже незначительные повреждения.
9. Прятаться от грозы под одиноким деревом опасно – в него может попасть молния.
10. Гадюка сама на человека не нападает, а уж, которого встретили ребята, и вовсе безвреден.
11. Луговые и лесные цветы рвать не следует. Жизнь сорванных цветов недолга, и, кроме того, в букет могут попасть редкие и охраняемые растения.

7 конкурс «Домашнее задание». (Ребята представляют свои сценки, сюжеты, и.т.д. на экологическую тему)

8. Конкурс «Растения - символы».

За каждый правильный ответ игроки получают 1 балл.

Ведущий: Еще с древности многие растения человек стал считать символами, олицетворяющими долголетие, могущество, дружбу, любовь, благородство

Проведем конкурс - «Растения – символы»

По описанию определите, что это за растение.

1. Это дерево быстро оживает весной. Считается, что это происходит благодаря его особой плодоносящей силе, которую люди перенесли на поля. Поэтому оно стало символом праздника Колосяницы , а после принятия на Руси христианства – Троицы. Дерево это украшали лентами, вокруг него водили хороводы, плели из его ветвей венки. Как называется это дерево?  (Береза)

2. Это высокое и могучее дерево идет в дело целиком, без остатка от корня до вершины – как ценное сырье. У многих народов мира оно считается волшебным, приносящим счастье и отводящим беду. Западные и восточные славяне хранили в избах от одного новогоднего праздника до другого  ветку этого дерева. Они верили, что это отгонит злые силы от дома и сбережет мир и благополучие его обитателей. Что это за дерево?  (Сосна)

3. Часто это дерево называют проклятым. По преданию на нем удавился Иуда. Построенные из него строения рушатся, придавливая хозяев, а колом из этого дерева можно убить вампира. Но дурная слава им не заслужена. Из древесины этого дерева в старину клали срубы колодцев, делали дранку для покрытия куполов храмов и крыш домов, а в наше время делают спички и фанеру. Листья, кора и сок используются в народной медицине. Назовите это дерево?   (Осина)

4. Древние славяне верили, что это дерево священное, приписывали ему чудодейственную силу и посвящали его богу грома и молнии Перуну. Изображение Перуна вырезали только из древесины этого дерева. Что это за дерево? (Дуб)

  Учитель: Состоялось наше краткое (очень краткое!) знакомство с экологией. Несмотря на     то, что конкурсы были шуточными и простыми, кое–что новое вы всё-таки узнали.

Вот, оказывается, какое это сложное мироздание – наш общий Природный дом. И светлый он, и радостный, и сказочно-прекрасный и, в то же время, беспокойный, тревожный и даже трагический. Дом, живущий по своим законам, но и зависящий теперь от самого высокоорганизованного, самого умного, но, к сожалению, не самого мудрого из его обитателей – Человека.

На этом наша викторина закончилась, мы попросим жюри подвести итоги. Подведение итогов, награждение команд.

 В заключении я хотела бы вам дать напутствие:

Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы, отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же - живая!

Дополнительные  конкурсы

 Конкурс  «Пернатые друзья».

За каждый правильный ответ игроки получают 1 балл.

Ведущий: Кто является защитниками лесов и полей, садов и огородов?

Птицы - верные наши помощники, защитники наших лесов и полей, садов и огородов. Миллионы вредных насекомых уничтожают они, оберегают наш урожай от мышей и полевок.

Птицы – друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки.

Посмотрим, как вы знаете наших пернатых друзей.

«Птицы – наши друзья»

Вопросы:

  1. Кто такой лесной петух? (Глухарь.)
  2. Какая птица может ходить под водой? (Оляпка.)
  3. Какая птица может лазать по стволу дерева головой вниз? (Поползень.)
  4. Самая большая птица в Европе? (Лебедь.)
  5. Кто из птиц строит самое большое гнездо? ( Орёл.)
  6. Назовите птицу, которая умеет летать хвостом вперёд, задним ходом? (Колибри.)
  7. Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы.)
  8. Назовите птицу, которая может спать во время полета. (Аист.)
  9. У какой птицы язык покрыт шипами? (У пингвинов, чтобы удерживать во рту скользкую рыбу.)
  10. Какую птицу называют вещей? (Ворон.)

 «Радуга цветов»

Вопросы:

  1. Комнатное лекарственное растение? (Алоэ.)
  2. Какие цветы употребляются в пищу у разных народов? (Из одуванчиков, лепестков розы и шиповника варят варенье. Японцы любят делать из хризантем и фиалок салаты. Китайцы употребляют в пищу вареные лилии. В Турции цветы жасмина варят в сахарном сиропе.)
  3. По каким цветам можно определить погоду? (Если одуванчики закрыли цветы и склонили листочки, то будет дождь. Если клевер закрыл свои цветочки-шишечки и к земле клонит, то будет дождь. У индийских каннов перед дождем появляются капли воды.)
  4. По каким цветам можно определить время? (Цикорий, одуванчик, картофель, белая кувшинка, ноготки, мать-и-мачеха.)
  5. Назовите водное растение, листья которого достигают двух метров в диаметре, а его красивые крупные цветы, напоминающие цветы белой кувшинки, цветут около полутора суток. (Виктория-регия, растет на реке Амазонке.)
  6. Всем известен колючий сорняк с яркими малиновыми цветами – чертополох. А почему его так называют? (В старину думали, что этого растения боятся черти, то есть с его помощью можно устроить переполох среди чертей.)
  7. Какой цветок зацветает весной первым? (Подснежник.)
  8. Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, Василек, Лилия, Иван-да-Марья, Иван-чай.)
  9. Назовите цветок – символ 8 Марта. (Мимоза.)
  10. Этот цветок никогда не увянет,

К небу свободы направив свой взгляд.

Символом стал он народных восстаний,

Неугасимым цветком баррикад.

О каком цветке написал свое стихотворение Всеволод Рождественский? (Гвоздика.)

 «Наши друзья и враги»

Вопросы:

  1. У кого усы длиннее ног? (У таракана.)
  2. Какие насекомые одомашнены человеком? (Пчела, тутовый шелкопряд.)
  3. Каких вы знаете необычных змей, которые водятся в море? (Мурена.)
  4. Можно ли поймать ящерицу за хвост? (Нет, потому что ящерица при опасности отбрасывает хвост; вскоре хвост вырастает снова.)
  5. Могут ли змеи плавать? (Все змеи хорошо плавают.)
  6. Благодаря чему мухи держатся на потолке и ползают по оконному стеклу? (На лапках у мух под к5оготками есть присоски.)
  7. Где можно увидеть танцы змей? (В Индии факиры показывают танцы змей: под дребезжащие звуки дудок кобры танцуют в такт музыке и движениям дудки.)
  8. Сколько метров в длину достигают самые большие черепахи? (Двух метров.)
  9. Назовите вес самых больших черепах. (До 400 кг.)
  10. Сколько лет живут черепахи? (Примерно 400 лет.)

 «В мире животных»

Вопросы:

  1. Какое животное имеет голову коровы, хвост лошади, скелет бизона, шерсть козла, рога быка, а хрюкает, как свинья? (Як.)
  2. Какое животное самое громкоголосое? (Крокодил.)
  3. Как спят африканские слоны? (Только стоя.)
  4. Как спят индийские слоны? (Лежа на боку с вытянутыми ногами.)
  5. У какого зверя самые длинный язык? (У муравьеда.)
  6. Чем питается гиппопотам? (Травой.)
  7. Что значит поговорка «Волка ноги кормят»? (Волк не стережет добычу в засаде, а догоняет.)
  8. Самый быстрый зверь на планете? (Гепард.)
  9. Кого называют кораблем пустыни? (Верблюда.)
  10. Злейший враг обезьян? (Громадный удав – питон.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы в ответе за нашу планету

Обобщающий урок по проблемам экологиии, рашения этих проблем с точки зрения учащихся. Включает изученную лексику по данной теме, способствует расширению кругозора и лексического запаса....

"Мы в ответе за нашу планету"- визитка класса

  Проблемы экологии в настоящее время стали глобальными, т.е. проблемами всего человечества, а значит, решать их можно только общими усилиями всех людей....

"Мы в ответе за нашу планету"

Цель: осветить проблемы экологии, формировать активную жизненную позицию учащихся....

"Мы в ответе за нашу планету"

Мой класс представляет собой группу заботливых, чутких, внимательных ребят, которые занимаются общественно- полезной работой, волонтёрством, активно поддерживают и являются одной из команд Тимуровског...

Классный час на тему: «Мы в ответе за нашу Планету!»

Для учеников средних и старших классов. Классный час можно сопровождать показом компьютерной презентации....

Мы все в ответе за свою планету

Берегите эти земли, эти воды,Даже малую былиночку любя.Берегите всех зверей природы.Убивайте лишь зверей внутри себя. Е. Евтушенко¨...

Мы все в ответе за свою планету.

Все мы - жители одного большого дома под названием планета Земля. Наша с вами обязанность беречь и охранять леса, обитающих в них животных, птиц. Леса являются «лёгкими» планеты, так как п...