Мы все в ответе за свою планету.
план-конспект

Татьяна Алексеевна Шмидт

Все мы - жители одного большого дома под названием планета Земля. Наша с вами обязанность беречь и охранять леса, обитающих в них животных, птиц. Леса являются «лёгкими» планеты, так как помогают очищать воздух, вырабатывать кислород. Посмотрите вокруг: какой прекрасный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас поит, кормит, одевает и взамен требует совсем немного - бережного отношения к себе. Однако порой и взрослые,  и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхаются от мусора лес, исчезают редкие виды животных и растений. Хотите ли вы спасти свою планету? А знаете ли вы главные беды Земли? Но проблемы нужно не только знать, их необходимо решать. Я, ты, он, она, вместе мы - дети Земли. Земля наш общий дом, и её нужно охранять. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука - экология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_vse_v_otvete_za_svoyu_planetu.docx34.54 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

«МЫ ВСЕ В ОТВЕТЕ ЗА СВОЮ ПЛАНЕТУ»

Цель: расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.

Задачи:

образовательные:

- Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков [с], [з], [ш], [ж], [л], [р] (речевое развитие);

- Формировать представления о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее (социально –коммуникативное развитие);

- Формировать умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для человека поведения (социально –коммуникативное развитие);

- Обогащать речь детей словами, характеризующими природные явления расширять словарный запас учащихся прилагательными, которые характеризуют особенности природного мира, учить подбирать глаголы, прилагательные к существительным, упражнять в подборке слов на заданный звук, в разгадывании загадок;

развивающие:

- развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику, общую моторику, слуховое внимание;

- развивать связную речь учащихся, закреплять умения в составлении описательных рассказов, знать различительные особенности строения деревьев и кустарников, закреплять знания детей о растениях, домашних диких и домашних животных, (речевое развитие);  

- развивать воображение, внимание, мышление, любознательность, целостное восприятие предметов, познавательный интерес к миру природы.

воспитательные:

- формировать умения и желания сохранять

- воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, умение и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, прививать навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.

Оборудование: компьютер, проектор, разрезные буквы.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

- Дорогие друзья! Рада приветствовать вас на занятии логопедической коррекции! Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнемся друг другу и начнем наше занятие. 
Я надеюсь, наша совместная работа сегодня будет успешной и порадует всех нас.
Чтобы наша речь была красивой, правильной мы должны запомнить очень важное правило:

Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре,

Верно, четко говорим, никогда мы не спешим.

Все вместе повторяем правило вслух.

Чтобы наша речь была выразительной, правильной проведем артикуляционную гимнастику.

- Ребята, сегодня мы проведём занятие. А тему мы узнаем, когда из букв соберём слово. Э  К  О  Л  О  Г  И  Я  

- Слово экология тесно связано с такими словами, как природа и забота.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце,

дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весенний звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ТЫ

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нём.

ПРИРОДОЮ родной земли

Зовётся этот дом.

(Л.Дайнеко)

Логопед:

- Все мы - жители одного большого дома под названием планета Земля. Наша с вами обязанность беречь и охранять леса, обитающих в них животных, птиц. Леса являются «лёгкими» планеты, так как помогают очищать воздух, вырабатывать кислород. Посмотрите вокруг: какой прекрасный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас поит, кормит, одевает и взамен требует совсем немного - бережного отношения к себе. Однако порой и взрослые,  и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхаются от мусора лес, исчезают редкие виды животных и растений. Хотите ли вы спасти свою планету? А знаете ли вы главные беды Земли? Но проблемы нужно не только знать, их необходимо решать. Я, ты, он, она, вместе мы - дети Земли. Земля наш общий дом, и её нужно охранять. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука - экология.

- Ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

- От каждого класса представлена команда из 5 человек. 1 команда – это команда «Природа», и 2 команда – команда «Экология». Давайте их поприветствуем!

За каждый правильный ответ команда получит жетон. В конце занятия мы подсчитаем количество жетонов в каждой команде, выявим победителя.

I. Первая станция. «Царство растений».

Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в

жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни

тысяч названий.

- Итак, в путь.

1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».

– Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.

1. На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).

2. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны

света. (Одуванчик).

3. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?

4. Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).

5. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).

6. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).

7. Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).

8. Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).

9. Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).

10. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).

11. У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).

12. Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

– Молодцы, ребята!

2-й конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА.

каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др.).

3-й конкурс. Какие листья и плоды и на каком дереве они растут?

Лист берёзы – берёзовый.

Лист липы – …

Лист клёна – …

Шишка ели – …

Плод дуба – …

Лист дуба – ….

Лист осины – …

Лист ивы – …

Шишка сосны – …

Плод яблони – …

4-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …

2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …

3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …

4. Осина, липа, дуб, ель. Так как …

5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …

6. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …

7. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …

8. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести

дополнительный балл своей команде.

Загадки

1. Русская красавица,

Всем нам очень нравится.

Бела она, стройна,

Одежда зелена. (Береза).

2. Прямо в небо рвутся, ввысь;

Ты внимательно всмотрись:

Не березы, не осинки,

Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).

3. Вот бочонок с шапочкой,

С дерева упал.

Год прошел – и деревцем

Маленьким он стал. (Желудь).

4. Ветви над рекой склонила,

В реку смотрится уныло. (Ива).

5. Осень тихая настанет,

Дивным дерево то станет:

Листья – звезды яркие,

Золотые, жаркие. (Клен).

6. Летом знойным зацветет –

Сразу пчел к себе зовет.

Круглые листочки,

Светлые цветочки.

Вкусен, сладок их нектар...

Кто-то дерево узнал? (Липа).

7. Что за дерево такое

Угощает снегирей?

Снег стоит, трещат морозы,

Ну а ягоды вкусней. (Рябина).

II. Вторая станция. «Царство Животных».

Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они

не только живут вместе, но и нужны друг другу.

Мы продолжаем наши конкурсы

1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».

1. Что человек делает для сохранения животного мира?

2. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).

3. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).

4. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).

5. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).

6. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).

7. У кого на сучке кладовая? (У белки).

8. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).

9. Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех

обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).

10. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).

11. Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобры).

12. Скачет зверюшка:

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка).

13. Над рекою он в полёте,

Этот чудо-самолётик.

Над водой парит он гладкой,

На цветке его посадка. (Стрекоза).

14. На спине я дом ношу,

Но гостей не приглашу:

В костяном моём дому

Место только одному. (Черепаха).

15. Лежит верёвка,

Шипит плутовка,

Брать её опасно –

Укусит. Ясно? (Змея).

16. Волны к берегу несут

Парашют – не парашют

Не плывёт он, не ныряет,

Только тронешь – обжигает. (Медуза).

2-й конкурс. «Забавные зверюшки».

Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А

сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?

1. Цапля и лягушата в озере.

2. Лев и собачка.

3. Ворона и лисица.

4. Машенька и три медведя.

III. Третья станция. «Царство Грибов».

Логопед: Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке

В лес за ними мы идём.

Если место попадётся,

То лукошко наберём. (Грибы).

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы

– ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем

воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и

увлекательное занятие.

А сейчас мы отправляемся за грибами.

Вы любите собирать грибы?

1-й конкурс. «На лесной полянке».

Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти

правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по

очереди говорят правила.

2-й конкурс. Игра «Собери грибочки».

(На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).

– Кто больше соберёт грибов. (Повторить несколько раз).

– На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные).

Загадки

1. Вот в траве приметные

Шляпки разноцветные.

Вспомни ты их имя,

Но не ешь сырыми! (Сыроежки).

2. Очень дружные ребята

У пенька живут... (Опята).

3. Где хвоинок многовато,

Поджидают нас... (Маслята).

4. Под осиной гриб тот, дети,

В ярком красненьком берете. (Подосиновик).

5. У берёзок, посмотри:

Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).

6. Царь грибов живёт в дубраве.

Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).

3-й конкурс. «Собери пословицу».

Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По

сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.

Грибок к грибку – наберёшь и лукошко»).

Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.

IV. Четвёртая станция. «Экологическая».

– Ребята, что такое «экология»?

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят

об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в

лес.

Прогулка

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят, и там сидят:

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Там и тут пустые банки

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло.

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костёр, бумагу жгли –

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо

– Эй, ребята! – крикнул Дима, –

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода,

Чудный вид!

Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костёр.

В футбол играли –

Веселились, как могли:

Пили квас, конфеты ели,

Хороводом песни пели…

Отдохнули – и ушли!

И остались на поляне

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки –

Две размокшие баранки –

Словом мусора гора.

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не нашли! 

(С.Михалков)

– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

– А как бы вы поступили на месте этих туристов?

– Какой вред наносят люди таким поведением?

– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).

- Как вы думаете, какой вред природе наносят туристы, оставляя в лесу пакеты, пластиковые бутылки?

Конкурс «Правила друзей природы».

– Вспомните правила друзей природы ? (Называют правила по очереди).

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о

том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

День ЗЕМЛИ

Как яблоко на блюдце,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Все исчерпать до дна.

Не мудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,

Одной судьбы родня,

Нам пировать позорно

В счет будущего дня.

Поймите это, люди,

Как собственный приказ.

Не то Земли не будет

И каждого из нас.

 (М. Дубин)

– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.

Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. (Награждение команд).

Литература:

1. Как прекрасен этот мир!.. / Ред.-сост. Л. И. Жук. – Мн.: Красико-Принт, 1998.

2. Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы в ответе за нашу планету

Обобщающий урок по проблемам экологиии, рашения этих проблем с точки зрения учащихся. Включает изученную лексику по данной теме, способствует расширению кругозора и лексического запаса....

"Мы в ответе за нашу планету"- визитка класса

  Проблемы экологии в настоящее время стали глобальными, т.е. проблемами всего человечества, а значит, решать их можно только общими усилиями всех людей....

"Мы в ответе за нашу планету"

Цель: осветить проблемы экологии, формировать активную жизненную позицию учащихся....

«Мы все в ответе за свою планету!»

Мероприятие по экологии «Мы все в ответе за свою планету!»Цель мероприятия:-углубление экологических знаний обучающихся;-развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;-воспитание г...

"Мы в ответе за нашу планету"

Мой класс представляет собой группу заботливых, чутких, внимательных ребят, которые занимаются общественно- полезной работой, волонтёрством, активно поддерживают и являются одной из команд Тимуровског...

Классный час на тему: «Мы в ответе за нашу Планету!»

Для учеников средних и старших классов. Классный час можно сопровождать показом компьютерной презентации....

Мы все в ответе за свою планету

Берегите эти земли, эти воды,Даже малую былиночку любя.Берегите всех зверей природы.Убивайте лишь зверей внутри себя. Е. Евтушенко¨...