Конспект урока по географии Смоленщины 8 класс "Внутренние воды Смоленщины"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Симаков Виктор Федорович

Урок по географии Смоленщины "Внутренние воды Смоленщины" проводится в 8 классе в форме заочного путешествия по наиболее значимым водным объектам Смоленской области с использованием ИКТ. На уроке применены различные виды самостоятельной деятельности учащихся с учебником, справочником, с настенной и контурной картой, атласом. Дневник путешественника помогает учителю реально оценить работу каждого учащегося на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok_geo.smol_.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Внутренние воды Смоленской области.

Форма урока:

                        - урок изучение нового материала в форме заочного путешествия

                          по внутренним водам Смоленской области на основе ИКТ

                          (презентации).

Цели урока:     1. - учащиеся должны:

                          знать: классификацию внутренних вод области, питание и происхождение рек и озёр, особенности формирования и территориальную дифференциацию болот, подземные воды области.

                          уметь: характеризовать главные речные системы и их бассейны; озёра и их типы, показывать их на карте и наносить на контурную карту.

                          2. -  воспитывать у учащихся:

                           чувство любви к родной природе, бережного отношения к ней.

                          3. – формирование и развитие навыков:

                           самостоятельной работы с учебником, картой, дополнительной справочной литературой, умение работать индивидуально, в парах, коллективно.

Оборудование урока:

                           учебник, справочник «Смоленская область», настенная физическая карта Смоленской области, атлас по географии Смоленской области, контурная карта Смоленской области.

Подготовка к уроку:

                           - к уроку учитель готовит:

                             1. - презентацию «Внутренние воды Смоленской области»;

                             2. – дневник путешественника (приложение 1);

                             3. – стихотворения: «Ледник здесь в древности седой …», «Озеро Сапшо» (приложение 2).

Ход урока

   

1.Организационный момент (2 мин.)

   - Учитель сообщает учащимся тему урока. Говорит, что урок носит несколько необычный характер. Это будет заочное путешествие по водным объектам Смоленской области. Путешествие совершим с помощью презентации «Внутренние воды Смоленской области». Как любой путешественник мы будем вести дневники, где по ходу путешествия будем делать записи. (Учитель представляет учащимся дневник путешественника, говорит, что оценивание работы каждого учащегося будет происходить на основе его записей в дневнике).

2.Целеполагание

   Учитель: «Собираясь в путешествие по внутренним водам Смоленской области, как Вы думаете, ребята:

   -  Какие цели мы должны поставить перед собой?

   -  Что нам необходимо взять с собой в дорогу?».

   (В ходе фронтальной беседы с классом, учащиеся выдвигают  цели путешествия (цели урока), а также предлагают взять в путешествие необходимое оборудование.)

3.Подготовка к путешествию. (Повторение ранее изученного материала).

   Повторение уже известного учащимся материала по географии:

   - Что такое внутренние воды?, их виды и классификация. Как вы думаете, ребята, какие внутренние воды есть у нас в Смоленской области?

   (Учащиеся заполняют в дневнике путешественника схему «Внутренние воды», выделяют внутренние воды Смоленской области.)

4.Изучение нового материала. (Путешествие).

4.1. -1-ый маршрут путешествия «Реки Смоленской области».

   - Общая характеристика рек Смоленской области. Самостоятельная работа учащихся в парах со справочником «Смоленская область», атласом и контурной картой.

   -  Краткое сообщение ученика «Реки Смоленской области» у доски с использованием карты.

   - Демонстрация учителем слайдов презентации по первому маршруту «Реки Смоленской области» с краткой характеристикой отдельных рек.

4.2. - 2-ой маршрут путешествия «Озера Смоленской области».

   - Общая характеристика озер Смоленской области. Самостоятельная работа учащихся в парах со справочником «Смоленская область», атласом и контурной картой.

   -  Краткое сообщение ученика «Озера Смоленской области» у доски с использованием карты.

   - Демонстрация учителем слайдов презентации по второму маршруту «Озера Смоленской области» с краткой характеристикой отдельных озер. В ходе демонстрации учитель и учащиеся читают стихотворения «Ледник здесь в древности седой …», «Озеро Сапшо».

4.3. - 3-ий маршрут путешествия «Болота Смоленской области».

   - Общая характеристика болот Смоленской области. Самостоятельная работа учащихся в парах со справочником «Смоленская область», атласом и контурной картой.

   -  Краткое сообщение ученика «Болота Смоленской области» у доски с использованием карты.

   - Демонстрация учителем слайдов презентации по третьему маршруту «Болота Смоленской области» с краткой характеристикой болот.

4.4. - 4-ый маршрут путешествия «Водохранилища Смоленской области».

   - Демонстрация учителем слайдов презентации по четвертому маршруту «Водохранилища Смоленской области» с краткой характеристикой отдельных водохранилищ.

4.5. - 5-ый маршрут путешествия «Пруды Смоленской области».

   - Краткий рассказ учителя с элементами беседы с демонстрацией слайдов презентации по пятому маршруту «Пруды Смоленской области». Особо выделить пруд на реке Прожеда в д. Жарынь.

4.6. - Значение внутренних вод. 

   - По данному вопросу проводится фронтальная беседа с классом. Демонстрируются слайды презентации.

4.7. - Охрана внутренних вод, правила поведения на водных объектах.

   - Краткая фронтальная беседа с классом по охране внутренних вод и необходимости соблюдения правил поведения на водных объектах.

   - Учитель предлагает учащимся разработать свои правила поведения человека на водных объектах и записать их в дневник путешественника.

5. Закрепление.

   - Учитель предлагает написать учащимся синквейн на тему «Мои знания и впечатления после заочного путешествия по внутренним водам Смоленщины». Предлагает некоторым учащимся зачитать свои сочинения.

6. Подведение итогов урок, задание на дом.

 

   - Учитель оценивает деятельность класса в целом, выделяет наиболее активных учащихся, благодарит всех за совместную слаженную работу, задает домашнее задание:

   - учебник гл. 4, стр. 46 – 55.    

   - нанести на контурную карту 10-15 наиболее запомнившихся водных объектов Смоленской области,

   - дооформить дневник путешественника.

Приложение 1

ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВЕННИКА

Предмет _________________________________________Класс _____________

Фамилия, имя путешественника ______________________________________

Маршрут (тема) путешествия _________________________________________

Цели путешествия ____________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.Подготовка к путешествию:  

- с собой берем: _______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

- вспомним:

Что мы называем внутренними водами? ___________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- заполним схему «Внутренние воды»:

           

- отметь на схеме: Какие внутренние воды есть на территории Смоленской области?

3.Первый маршрут путешествия: «Реки Смоленской области»: 

- общие сведения (работа со справочником стр.158)_________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- реки Смоленской области (презентация):_________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

2.Второй маршрут путешествия: «Озера Смоленской области»: 

- общие сведения (работа со справочником стр.123)_________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- озера Смоленской области (презентация):________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Третий маршрут путешествия: «Болота Смоленской области»: 

- общие сведения (работа со справочником стр.19)_________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- болота Смоленской области (презентация): _______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Значение внутренних вод:____________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Мои правила поведения человека на берегах рек и озер:________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

6.Напиши синквейн на тему «Внутренние воды Смоленской области»: _____
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

РОДНОЙ КРАЙ

 

САПШО

Над озером Сапшо синеет дымка.

Одеты склоны в замшу и парчу.

Озорничая, ветер - невидимка

В кустах крадется к зайчику - лучу.

В тени деревьев тихая прохлада.

Цветы, как откровение, светлы.

Величественно, словно колоннады,

Взметнулись ввысь сосновые стволы.

Не умолкают птичьи перезвоны.

Над гладью вод - красавцы - острова,

От солнечного блеска, от озона

Кружится сладко голова.

Здесь весь пейзаж из зелени и сини...

И радуется сердце: хорошо,

Что на земле под солнцем есть Россия,

А у России - озеро Сапшо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по географии 7 класс в коррекционной школе тема Внутренние воды южной америки

представлен урок по географии в коррекционной школе для 7 класса по теме южная америка внутренние воды...

Конспект урока по географии для учащихся 5 класса. Подземные воды.

Разработка урока для учащихся 5 класса в рамках стандарта второго поколения....

Конспект урока по географии для 8 класса "Моря и внутренние воды России"

На уроке географии по теме "Моря и внутренние воды России" для 8 класса проводится повторение, обобщение и контроль знаний по данной теме. При этом широко используются возможности информационно-коммун...

конспект урока по географии в 6 классе по теме "Вода на Земле"

Урок разработан по учебнику 6 классф «География. Начальный курс» Авторы: Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова М.: Дрофа, 2011....

Конспект урока по географии в 7 классе "Внутренние воды Африки" (+презентация)

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ В 7 КЛАССЕУчитель – Субеева Лилия ХалилулловнаПредмет – географияКласс – 7Тема: Внутренние воды Африки.Цель урока для учителя:  раскрыть особенности вн...

Конспект урока по географии на тему "Внутренние воды Африки".

Материал к уроку географии на тему "Внутренние воды Африки". Здесь есть план-конспект урока, опорный конспект для учащихся, дополнительные материалы к уроку....

Конспект урока по географии на тему "Внутренние воды Африки".

Материал к уроку географии на тему "Внутренние воды Африки". Здесь есть план-конспект урока, опорный конспект для учащихся, дополнительные материалы к уроку....