Некоторые подходы к оценке экологических компетенций в преподавании географии
методическая разработка по географии (10 класс) по теме

Трифонова Любовь Павловна

Некоторые подходы к оценке экологических компетенций в преподавании географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Некоторые подходы к оценке экологических компетенций в преподавании географии.

Л.П.Трифонова,

учитель географии

 МОУ «Коренёвская средняя общеобразовательная школа № 59»

г.п. Красково-1, Люберерецкий район, МО

В условиях современной экологической ситуации, сложившейся во многих регионах России, становится актуальным, включение в структуру географического образования экологической составляющей, позволяющей решать проблемные экологические ситуации.

   Особый интерес с позиции нашего исследования представляют работы, в которых формируется «компетентность» обучаемого. Педагогический опыт показывает, что перспективны те ученики, которые овладели так называемыми исследовательскими знаниями и умениями, получив потенциал саморазвития. Другими словами, развитие исследовательских способностей обучаемых может стать важнейшим условием становления личности, а в будущем и конкурентоспособного специалиста.

Сегодня обучаемых надо мотивировать к проведению экологических исследований, позволяющих нарабатывать требуемые компетенции в условиях среднего общего образования. Надо не столько давать конкретные знания, сколько организовать их поиск.

При изучении географии преследую цель: «Дать возможность ученикам применить полученные знания в конкретной исследовательской работе». Для этого во внеурочной деятельности предусматриваю серию практических заданий под общим названием: ««Экологический паспорт - как элемент здоровьесберегающей технологии». Практические задания имеют следующие названия:

№1 Определение полезной площади и кубатуры учебной аудитории

№2 Оценка внутренней отделки учебной аудитории

№3 Изучение естественной освещённости учебной аудитории

№4 Определение коэффициента аэрации (Ка)

     Задачи исследования:

1. Проследить взаимосвязь между теоретическими знаниями и практическими умениями.

2. Поиск оптимальных условий включения  в структуру школьного образования здоровьесберегающих технологий.

3. Выявить условия для создания творческого учебного продукта по здоровьесберегающей технологии.

4. Разработать рекомендации по экологическому оздоровлению школьной среды.  

  Актуальность данной работы очевидна, ведь значительную часть учебного времени ученики проводят в учебных классах.  От экологического состояния учебных помещений зависит как здоровье, так и успехи в учёбе. В связи с этим экологическая паспортизация учебных классов имеет значение в формировании экологических компетенций выпускника средней школы.

Перед началом этой работы учащиеся знакомятся со специальным алгоритмом практикума:

  1. Что хотели выяснить? (цель)
  2. Что для этого делали? (ход)
  3. Что получили? (результат)
  4. Что выяснили? (выводы)                                      

Работа организуется в виде групповой деятельности, где ученики имеют возможность совместно, творчески работать над достижением общего результата. Компетентность  учителя заключается в умении организовать такую образовательную среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов обучаемых, сформированных как экологические компетенции. Учитель наблюдает, исполняет роль консультанта или просто помогает ученикам, «подбрасывая» новый ход исследовательской мысли, если видит, что решение зашло в тупик.

 Итоги исследовательской работы подводим в форме урока-презентации, который завершает, подытоживает самостоятельную деятельность учащихся. В итоге всей работы рождается творческий  документ под названием: «Экологический паспорт - как элемент здоровьесберегающей технологии». Проведение паспортизации ученических мест позволяет  ученику работать в комфортных, нормативно- экологических условиях труда и сохранить здоровье на многие годы.

При этом важно, чтобы учащиеся рассказывали, как они проводили исследование. Хорошим помощником в работе учеников выступает алгоритм практикума, позволяющий чётко, последовательно, лаконично излагать ход своей работы. Необходимо помнить, что, прежде чем приступить к исследовательской работе ученики должны иметь необходимый уровень знаний.

В ходе проведенного исследования получены следующие новые теоретические и  практические результаты:

1. Новые знания:

  • Об экологии образовательного процесса
  •  Экологических нормативов  при урочной системе образования.

2. Выдвинуты новые идеи:

  • Здоровьесберегающие технологии и география в образовательном процессе.
  • Влияние  требований экологического паспорта на самочувствие ученика.

3. Созданы новые творения в виде:

  • «Экологическая модель учебного паспорта кабинета в школе.
  • Подобран практический материал для исследований.

Выводы:

1. За 6 часов период пребывания ученика в школе соблюдение нормативов изложенных в экологическом паспорте учебного кабинета  бесспорно.

2. Мы утверждаем, что экологическое направление в паспортизации школьных кабинетов имеет благоприятное воздействие на здоровье обучаемых.

Следовательно, географические компетенции в исследованиях учеников могут помочь не только учиться, но сохранить здоровье на протяжении всех лет обучения. Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях:

  1. Работа административно-хозяйственной службы в школе, а также санитарно- эпидемиологической.
  2. Для более широкого практического использования в организации образовательного процесса в школе.

 

Список литературы

1. Актуальные проблемы преподавания географии в 2010/2011уч. г в аспекте требований к результатам обучения ФГОС. Методическое письмо. Научно- методический совет лаборатории географии МИОО. –М.- 2010

2. Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии Москва- «Вента-Граф»-2010

3. Гин Анатолий. Принципы педагогической техники. Ростов-на-Дону,2002.

4. Дорожкина Т.Н. Как работать над стилем публичной речи. Уфа,1996.

5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. //Школьные технологии- 2004

6. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической компетенции обучающихся средствами географии

Аннотация В докладе рассмотрена теоретическая основа компетентностного подхода, экологической компетенции, предложены методические рекомендации по формированию экологической компетенции обучающихся с...

Социокультурный подход с использованием технологии критического мышления в формировании экологических компетенций при обучении немецкому языку.

Мастер-класс для учителей немецкого языка и других предметов гуманитарного направления с целью ознакомления  с основными приемами обучающих технологий, которые можно  использую в обучен...

Формирование метапредметных компетенций в преподавании географии в период обновления педагогической деятельности учителя в условиях введения ФГОС второго поколения (доклад)

Задачи и требования к формированию метапредметных компетенций. Теоретичекие аспекты понятия "Метапредметные компетенции". Метапредметные результаты изучения курса географии в основной школе. Сравнител...

Формирование метапредметных компетенций в преподавании географии в период обновления педагогической деятельности учителя в условиях введения ФГОС второго поколения (презентация).

Задачи требования к формированию метапредметных компетенций. Теоретические аспекты понятия "метапредметные компетенции". Метапредметные результаты изучения курса географии в основной школе. Сравнитель...

МАСТЕР – КЛАСС ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ        В настоящее время возросла роль некоторых качеств лич...

Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры в преподавании географии и во внеклассной деятельности.

В проекте представлены эффективные пути реализации геоэкологического образования через разработку системы в изучении вопросов взаимоотношения общества и окружающей среды в курсе географии средней школ...