План-конспект урока географии в 8 классе "Восточно-Европейская (Русская) равнина"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Саидова Лола Джунайдовна

Урок создает образ Русской равнины, первого из изучаемых в 8 классе физико-географических районов, показывает ее уникальность, специфику, обеспечивает географическое восприятие через эмоциональную сферу (использование произведений изобразительного искусства. стихов). На уроке отрабатываются навыки работы самостоятельной работы с картами атласа, умение анализировать их и делать выводы. Для обеспечения урока наглядностью используется презентация.(не закачивается)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vostochno-evropeyskaya_russkaya_ravnina.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока по географии в 8 классе

Тема: Восточно-Европейская (Русская) равнина

Цели и задачи:

1. Познакомить обучающихся с особенностями географического положения, рельефа, климата Русской равнины, внутренними водами;

2. Отрабатывать навыки самостоятельной работы с атласом, учебником, контурной картой;

3. Развивать умение анализировать карты и делать выводы;

4. Создать условия для формирования устойчивого интереса к изучаемому предмету.

Оборудование:

Физическая и тектоническая карта России; атласы, учебники, контурные карты; типовой план изучения природного района; презентация.

Ход урока:

     1. Организационный момент.

  1. Актуализация знаний.

-Что является основным методом выявления ПТК, определения их соподчиненности и установления границ? (природное районирование)

- Для чего территорию России разделили на физико-географические районы? (природу такой большой территории как Россия можно хорошо познать, лишь сравнивая между собой ее отдельные части)

- На сколько ФГР разделена территория России? (на семь)

Работа с картой. Показать на физической карте России границы районов.

  1. Знакомство с новым материалом.

Чтение стихотворения русского поэта К.Д.Бальмонта

-Как вы думаете, о какой равнине идет речь в этом стихотворении? (О Восточно-Европейской или Русской).

- Мы начинаем изучать ФГР России, и первый район или ПТК, с которым мы познакомимся - это Восточно-Европейская или Русская равнина. Как вы думаете, почему Восточно-Европейская? (равнина расположена на востоке Европы).

-Почему Русская? (потому что здесь был центр России, на равнине располагалась Древняя Русь, здесь живет большинство русских России).

- Здесь расположены самые древние города России.

- Природу Русской равнины воспевали в своих произведениях русские поэты и художники.

- Мы с вами будем давать характеристику равнине с географической точки зрения по плану изучения ФГР.

1. Географическое положение

2. Геологическое строение и рельеф

3. Климат

4. Внутренние воды

5. Природные зоны и их особенности

6. Природные и агроклиматические ресурсы

7. Проблемы хозяйственного использования природных ресурсов региона. Экологические проблемы

- Сегодня мы с вами рассмотрим первые четыре пункта плана.

1. ГП Русской равнины.

- Давайте, определим ГП Русской равнины. Для этого мы будем использовать физическую карту России и текст учебника стр.193

Русская равнина расположена на западе России: от государственной границы на западе до Уральских гор на востоке. На севере равнина омывается Баренцевым и Белым морями, на юге граница проходит по Кумо-Манычской впадине. С севера на юг протяженность границы составляет 2500 км. Площадь ее составляет ≈ 3млн.кв.км.

- Нанесите границы района на к/карты.

2. Рельеф

По тектонической карте стр.8 атласов, определите, на каком участке земной коры расположена равнина (на древней Русской платформе)

- Вспомните, что такое платформа? (древний относительно устойчивый участок земной коры с древним докембрийским фундаментом, сверху фундамент закрыт осадочным чехлом разной мощности.)

- Как называются участки, где фундамент выходит на поверхность? (Щиты)

- Найдите на карте щиты на Русской платформе (Балтийский). Какой форме рельефа он соответствует? (горы Хибины)

Воронежский массив (щит)- Среднерусская возвышенность.

- Влияет ли тектоническое строение на характер поверхности Русской равнины? (Да, влияет. Тектоническое строение обусловило равнинность территории. Неровности фундамента определяют размещение крупных возвышенностей и низменностей)

Поднятия фундамента- Хибины, Среднерусская возвышенность; понижения- Прикаспийская низменность (-28м), Печорская низменность.

- Вспомните, на какие виды делятся равнины по характеру поверхности? (плоские и холмистые)

- Посмотрите на фотографии Русской равнины и скажите, какая она? (холмистая)

- Рельеф Русской равнины разнообразный. На его формирование оказали влияние не только внутренние процессы, но и внешние. В частности, в четвертичный период кайнозойской эры в северной части равнины разрушительное действие оказал ледник.

Толщина ледника в центре достигала 3000м. Он, как огромный бульдозер, двигаясь на юг вспарывал землю и переносил на огромные расстояния тонны пород. Он сгладил и округлил скалы, они стали называться бараньи лбы.

Южнее, где ледник таял, отлагался принесенный материал, образовались вытянутые холмы, из перемешанных пород: песка, глины, валунов- морены.

В понижениях, к югу от границы ледника образовались водно-ледниковые (зандровые) равнины (Мещера, Окско-Донская), в котловинах образовались подпружные озера Чудское, Ильмень, Псковское.

Текучие воды расчленили южную часть Русской равнины. Здесь образовался овражно-балочно-эррозионный рельеф. Особенно много оврагов на Среднерусской и Приволжской равнинах. Подумайте, почему? (Здесь территория распахана человеком.)

- Ребята, сделайте вывод о рельефе Русской равнины. (Рельеф разнообразный, возвышенности и низменности чередуются. На северную часть большое влияние оказало древнее оледенение, на южную- текучие воды и деятельность человека).

3. Климат.

– Посмотрите на климатическую карту стр.17. В каких климатических поясах расположена Русская равнина? (в субарктическом и умеренном)

- Какой океан оказывает наибольшее влияние на климат Русской равнины? (Атлантический).

- Вспомните, какие виды циркуляции атмосферы посылает на равнину Атлантический океан с помощью западных ветров? (циклоны приносят морской умеренный воздух)

- Какую погоду приносят циклоны? (летом- пасмурно, дождь, прохлада; зимой- снег, потепление)

- Обратите внимание на карту годовое количество осадков на стр.17. К какому выводу вы пришли? (Русская равнина получает наибольшее количество осадков по сравнению с другими районами РФ)

- Проанализируйте карты на стр.14 и 15 атласов. В каком направлении идет нарастание континентальности климата? (к Ю-В)

- Посмотрите на показания средних температур и годовое количество осадков в разных городах Русской равнины.

  • Петрозаводск tя - 12ºС,  tи +16ºС,  600мм
  • Москва           tя - 10ºС,  tи +18ºС,  550 мм
  • Воронеж         tя - 8ºС,   tи +20ºС,  500 мм
  • Уфа                 tя - 15ºС,  tи +19ºС,  450 мм
  • Волгоград      tя - 10ºС,  tи +24ºС,  400мм

К какому выводу вы пришли? (количество осадков уменьшается, амплитуда температур возрастает к Ю-В)

- Сделайте вывод о климате Русской равнины. (Климат Русской равнины умеренно-континентальный, континентальность нарастает к Ю-В, уменьшается количество осадков, увеличивается амплитуда температур).

4. Внутренние воды.

– Найдите на карте атласа стр.30-31 крупные реки района.

- Какие реки относятся к бассейну Северного Ледовитого океана (Сев.Двина, Печора, Мезень); к бассейну Атлантического океана ( Свирь, Мета, Нева, Западная Двина, Дон); к бассейну внутреннего стока (Волга с Окой и Камой)

- Почему реки текут в разные стороны? (влияет рельеф)

- Как на реки влияет климат? (влияет на режим рек, на питание)

- На реках Русской равнины зимой ледостав, все реки имеют весеннее половодье, питание рек смешанное с преобладанием снегового.

Великая русская река Волга - символ России, самая полноводная река Русской равнины. Она берет начало на Валдайской возвышенности и впадает в Каспийское море. Длина Волги 3531км, площадь бассейна 1360 тыс.кв.км. У устья Волга имеет обширную дельту. На Волге построен каскад гидроэлектростанций, она имеет на берегах множество городов, 4 из них- миллионники. Поэтому экологическая проблема- главная проблема Волги.

- Найдите на карте крупные озера- Онежское, Ладожское, Чудское, Ильмень, Псковское, Эльтон, Баскунчак.

Карелия- страна озер (причины: избыточное увлажнение, древний ледник, водоупорные породы Балтийского щита)

Ладожское озеро- самое большое по площади озеро в Европе. В годы ВОВ- «дорога жизни».

Баскунчак, Эльтон- добыча поваренной соли.

  1. Закрепление.

Географический диктант. Взаимопроверка.

1. Почему Восточно-Европейская равнина называется Русской? (центр Древней Руси, большая часть населения- русские, столица России- Москва)

2. На какой тектонической структуре расположена равнина? (на древней платформе)

3. Где на поверхность выходит древний кристаллический фундамент платформы? (Балтийский щит, Воронежский массив)

4. какие внешние факторы повлияли на формирование рельефа равнины? (древний ледник и текучие воды)

5. Как называются отполированные ледником округлые скалы? (бараньи лбы)

Проверить ответы.

1. Как называют холмы, образованные принесенным ледником материалом? (морены)

2. Какой океан оказывает наибольшее влияние на климат Русской равнины? (Атлантический). Какой перенос воздушных масс? (западный)

3. Назовите тип климата равнины (умеренно-континентальный)

4. Каков режим и питание рек равнины? (весеннее половодье, зимой- ледостав; питание смешанное с преобладанием снегового)

15. Какая река берет начало на Валдае и впадает в Каспийское море? (Волга)

Проверить ответы. Оценка выставляется как среднее арифметическое из двух оценок.

- Ответы на вопросы будут вам служить планом ответа на следующем уроке.

Д/з: § 32, закончить практическую работу в контурных картах.

Литература:

Учебник География: природа России 8 класс автор: Э.М.Раковская;

Интернет- ресурсы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по географии, литературе, истории "Образ Русской равнины"

Этот урок представляет собой учебный проект по теме "Образ Русской равнины" при изучении природных районов России в 8 классе. Совместно с учителями литературы, истории и искусства ребята готовили мини...

План-конспект открытого урока географии в 6 классе по теме «Земля во Вселенной»

Цели1.     Образовательные:-обобщение и систематизация знаний учащихся о Земле как части Солнечной системы;-объяснение главных отличий Земли  от других планет.2....

План- конспект + презентация урока по географии 6 класс на тему " Рельеф суши .Равнины"

Разработка урока по данной теме, относится к разделу изучения Строение земли. земные оболочки. литосфера....

План конспект + презентация урока по географии 6 класс по теме "Рельеф суши . Равнины "

Данный материал используется при изучении раздела " Строение Земли. земные оболочки. Литосфера "...

План - конспект интегрированного урока (география + физическая культура) «Кругосветное путешествие»

Нетрадиционный урок предполагает комплексное использование знаний и умений по географии и физической культуре. Урок проводится в форме игры-соревнования.Использование нетрадиционных методов обучения в...

План-конспект открытого урока в 4 классе "Города русской земли. Золотое кольцо России".

Данный урок изобразительного искусства  преднозначен для учеников 4 классов. Цель урока - воспитать художественный вкус и любовь к своей Родине! Данный урок трактуется как урок искусства. Итогом ...

План - конспект интегрированного урока (география + музыка) «Музыкальное путешествие по материкам»

Нестандартный урок - это педагогический феномен, расширяющий представление об обычном школьном уроке. Основная функция нетрадиционного урока в системе образования заключается в создании необходимого д...