Реки.
план-конспект урока (география, 6 класс) на тему

С помощью этой технологической карты, используя ЭОР, можно познакомить с крупнейшими реками России, мира и сформировать представление о направлении течения и скорости равнинных и горных рек. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока.37.68 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
__________________________________________

Реки

Исакова Марина Валентиновна

МБОУ СОШ №29

Учитель

География

6 класс

Тема урока: Реки

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: расширить и углубить знания о водах суши - реках.

Задачи урока:

Образовательные: Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.

Познакомить с крупнейшими реками России, мира.

Сформировать представление о направлении течения и скорости равнинных и горных рек
Развивающие: Уметь называть, показывать реки мира, России, мира.

Уметь определять водоразделы и бассейны рек.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру.

Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный,  , репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.

Оборудование:

физическая карта полушарий, макет "Водораздел", атласы,

учебники Герасимовой Т. П., Неклюковой Н. П. География. Начальный курс. М.: 2007

проектор мультимедиа,

учебник мультимедиа,

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

Готовят рабочее место.

1 мин

2

Проверка выполнения д/з

 

Выявляет уровень знаний по д/з. Определяет типичные недостатки

Приложение 1.

Приложение 2.

Мобилизируют  интерес, внимание, отвечают на вопросы учителя, выполняют задание на карточке.

5 мин

3

Установка познавательной задачи

Вступительная речь: Вода – одно из начал существования всего живого на Земле.  «Вода! У тебя нет     ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, непонимая, что ты такое», - писал Антуан де Сент–Экзюпери, известный французский писатель.

Предлагает отгадать загадки:

1.Течет, течет – не вытечет;
2.Бежит, бежит – не выбежит.

3.Не конь, а бежит,
4.Не лес, а шумит.

5.Между гор, между дол
Бежит белый конь.

  Предлагают варианты ответов.

1 мин

4

Целеполагание

Сообщает тему урока: Вы уже поняли, что тема урока …(Реки) 
Предлагает определить значимые цели урока для каждого по теме урока:

Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.

Познакомиться с крупнейшими реками России, мира.

Уметь называть, показывать реки мира, России,

Уметь определять водоразделы и бассейны рек.

Записывают  тему урока в тетрадь, ставят цели и задачи к уроку.

2 мин

5

Изучение нового материала

Обращается к жизненному опыту учащихся: В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки. Расскажите о виденной вами реке. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река? Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

Используя  ЭОР,  рассказывает о строении реки.

Гидросфера - водная оболочка Земли. Реки. И1

Работая с текстом на с.87-88, самостоятельно заполните таблицу №1 «Части рек»

Ваша задача найти определение и привести примеры, что такое исток и устье.

Гидросфера - водная оболочка Земли. Реки. И1

Высказывают свои ассоциации со словом «река».

Читают определение в учебнике стр. 87

Запись определения в тетрадь.

Обозначают на рисунке  части речной системы

10 мин

6

Первичная проверка понимания

Задаёт вопросы, слушает, корректирует ответы

Работают в парах с картами атласа и настенной физической картой полушарий

5 мин

7

Изучение нового материала

Используя ЭОР , рассказывает о режиме и питании рек.

Гидросфера - водная оболочка Земли. Реки. И1

Проверяет правильность выполнения работы.

Используя       Географическая карта

определите какие водопады имеют координаты:

  1. 420 с.ш., 780 з.д. (Ниагарский)
  2. 50 с.ш., 620 з. д. (Анхель)
  3. 180 ю.ш., 260 в. д. (Виктория)

Дополняют схему

Самостоятельно знакомятся с особенностями равнинных и горных рек,  работая  с текстом учебника стр. 91 -92, рис. 57,60 или просмотр видеофильма  «Горные и равнинные реки»)

Работают в 3 группах:

1 гр. изучить рис. 61 на стр. 93. Объяснить, как образуются пороги.

2 гр. изучить рис. 62 на стр. 93. Объяснить, как образуются водопады. В каком направлении движутся водопады?

3 гр. Найти на физической карте полушарий водопады, используя их координаты:

  1. 420 с.ш., 780 з.д.
  2. 50 с.ш., 620 з. д.
  3. 180 ю.ш., 260 в. д.

10 мин

8

Закрепление знаний

Организует деятельность по применению новых знаний: 

Гидросфера - водная оболочка Земли. Питание и режим рек. П1

Гидросфера - водная оболочка Земли. Реки. Питание и режим рек. К2

2.Конкурс знатоков.(приложение 4)

Выполняют работу

7 мин

9

Домашнее задание

Предлагает домашнее задание на выбор:

  1. § 30, составить к материалу параграфа 6-7 вопросов.
  2. Составить кроссворд по терминам темы.

Нанести на К/К  крупные реки мира

Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник.

2 мин

10

Подведение итогов. Рефлексия

Предлагает дополнить предложение:

  1. Я знаю, что такое …
  2. Я могу …

Я научился …

Определяют уровень  достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя

2 мин

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Гидросфера – водная оболочка Земли

И

Информационный модуль

Гидросфера - водная оболочка Земли. Реки. И1

2

Гидросфера – водная оболочка Земли

К

Тест

ЭУМе содержатся контрольные задания по темам "Реки" и "Питание и режим рек"

Гидросфера - водная оболочка Земли. Реки. Питание и режим рек. К2

3

Гидросфера – водная оболочка Земли

П

В данном ЭУМе содержатся практические задания по теме "Питание и режим рек"

Гидросфера - водная оболочка Земли. Питание и режим рек. П1

4

Гидросфера – водная оболочка Земли

И

Информационный модуль

Гидросфера - водная оболочка Земли. Реки. И1

Карта полушарий

И

Инртерактивная карта

Географическая карта

Приложение 1. Проверка домашнего задания:

  1. Выполнить тест с одним вариантом ответа (репродуктивный уровень).

1.Вода, находящаяся в земной, коре называется

      А) пресной                                      Б) соленой                                           В) подземной

2. Горные породы, пропускающие воду, называются

     А) водопроницаемыми                   Б) карстовые                                       В) полезные

3. Пустоты, которые вода вымывает в легкорастворимых породах, называют

     А) колодец                                       Б) пещера                                              В) котлован

4. Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называются

       А) грунтовыми                              Б) межпластовые                                 В) минеральные

5. Подземные воды, содержащие повышенное количество  растворенных веществ и газов, называются

        А) природные                              Б) минеральные                                    В) грунтовые

Ответы: 1-В, 2-А, 3-Б, 4-А, 5- Б.

Приложение 2  Установите соответствие

1. Вода, находящаяся в земной коре называется …

А. минеральными водами

2. Горные породы, пропускающие воду, называются …

Б. источниками (родниками)

3. Пустоты, которые вымывает вода в легкорастворимых породах (напр.: солях, гипсе, известниках) называются …

В. межпластовыми водами

4. Слой, насыщенный водой называется …

Г. водоносным слоем

5. Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называются …

Д. пещерами

6. Подземные воды, которые выходят на поверхность на склонах , в оврагах, резных долинах называются …

Е. водопроницаемыми горными породами

7. Водоносный слой, находящийся между двумя водоупорными слоями называется …

Ж. грунтовыми водами

8. Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных целях называются …

З. подземной водой

Таблица 1

Части рек

Определение

Примеры

Исток

Устье

Давайте проверим результаты вашей работы. Обменяйтесь листочками и сверьте правильность заполнения с моим.

Части рек

Определение

Примеры

Исток

Место, где река берет начало.

Болото -Волга, горный ледник - Терек,  озеро - Ангара. слияние двух рек -Обь.

Устье

Место, где река впадает в другую реку, озеро или море

Волга - в Каспийское море, Ангара в Енисей,

Приложение 4.

Конкурс знатоков:

а) Я – сибирская река
Широка и глубока
Букву «е» на «у» смени –
Стану спутником земли.
(Лена – Луна)

б) Ты, меня, наверно, знаешь,
Я сказки Пушкина – герой,
Но если «я» на «н» сменяешь,
Сибирской стану я рекой.
(Елисей – Енисей)

в) В Африке известная река,
К ней прибавьте срочно букву «к»
Слово все наоборот прочтите,
Город в Подмосковье отыщите.
(Нил + к = Клин)

г) - Название какой реки состоит из предлога и цифры?
(Припять)
- Какая сибирская река состоит из личного местоимения и предлога?
(Яна)
- Название какой реки у тебя во рту?
(Десна)
- Какую реку можно срезать ножом?
(Прут)
- Какой приток Дона носит название дерева?
(Сосна)

Resource id #4502

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Реки. Части реки. Речная система

Развернутый план урока: "Реки. Части реки. Речная система" для 6 класса....

Урок "Реки. Части реки. Речная система." 6 класс.

Цель урока: сформировать понятия «река», «речная система», «бассейн», «водораздел», «пороги», «водопады». Раскрыть взаимосвязь между рельефом, горными породами и текучими водами. Продолжить формирован...

Реки. Части реки. Речная система

Информацию презентации можно использовать на уроках географии в 6 классе при изучении нового материала по теме "Воды суши". Изучив материал, учащиеся узнают, что такое река, исток, устье, русло, речна...

Конспект урока "Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки. Их происхождение, условия залегания и использования. Реки Тульской области".

Цели: Образовательная:·         Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как  о  виде  «Внутренних вод» ...

Тема: «Реки. Питание и режим рек. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады». 6 класс

Географии основыЗаставляют стать поэтом!Не опишешь тусклым словомНашу яркую планету…И.И. Ландо...

река Кобра - река моего детства

Данная презентация используется во внеклассной работе в разделе "Мой край родной"...