Рабочая программа по географии для 8-11 классов
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_8_klass.docx53.35 КБ

Предварительный просмотр:

                                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для  8-ых классов составлена в соответствии с   Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089). Авторской программой И.В. Бариновой, В.П. Дронова «География России» (8-9 класс), География 6-11 класс. Программой для общеобразовательных учреждений; сост. Е.В. Овсянникова, М.: Дрофа – 2010г. стр. 31-38.

Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности, экологизации, историзма. Важнейшим принципом построения курса является интеграция, которая проявляется в попытках объединения в единую систему физико-географических и социально-экономических составляющих. В реализации этого принципа особое место принадлежит комплексным природно-хозяйственным регионам.

  На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство»   учебный план  школы отводит  70 часов в 8кл. , 2 часа в неделю.

Цель программы

- усвоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине – России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

- сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства страны.

- сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном мире.

- научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, закономерностей.

- сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны.

                                  Основное содержание программы.

            Часть 1. Введение                  1 час.

Часть 2. Россия на карте мира.          (12 ч).

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.Границы России.

Государственные границы России, их  виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах. Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Практические работы:

1.Характеристика географического положения России.

2.Сравнение географического положения России и других стран.

3.Определение поясного времени для разных городов России.

Часть 3. Природа России (31 ч).

Понятия природных условий и ресурсов. Природный  и экологический потенциал России .Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы  формирования земной коры на территории России. Особенности  геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Климат и климатические ресурсы.(7 часов) Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных  факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Внутренние воды и водные ресурсы.(4 часа)  Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.  Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения  и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения  качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Почва и почвенные ресурсы.(4часа) Почва – особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв. Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с  эрозией почв  и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. (2 чса)Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Природное  районирование.(8 часов) Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного  наследия.

Практические работы:

1.Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

2.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.  

3.Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

4.Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности  населения.

5.Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

6.Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

7.Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.

8.Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

Часть 4..  Население России  (10 ч).

Человеческий потенциал страны. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.

Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как  специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Трудовые ресурсы России. Неравномерность  распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в  уровне занятости и уровне  жизни населения России, определяющие их факторы.

Практические работы:

1.Анализ карт населения.

2.Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

3.Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

Часть 5.. Хозяйство России (14 ч).

Особенности развития хозяйства России. Предприятие – первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий.  Отраслевая структура, функциональная  и территориальная структуры хозяйства, их особенности.

Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.

Сельское хозяйство.         Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство. География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.

Лесное хозяйство.  Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.

Практические работы:

1.Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

2.Группировка отраслей по различным показателям.

3.Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.

4.Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Всего  - 68 часов.

За счет  резервного времени  увеличилось количество часов, отводимых на изучение следующих разделов:

Россия на карте Мира + 2 часа

Природа России + 1 час.

Резервное время – 2 ч

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения географии ученик должен

 Уметь называть и (или) показывать:

 Основные средства и методы получения географической информации, субъекты Российской Федерации, пограничные государства, особенности географического положения, раз меры территории, протяженность морских и сухо путных границ России; границы часовых поясов, основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории; климатообразующие факторы,  особенности по годы в циклонах и антициклонах; распределение рек страны по бассейнам океанов; основные области современного оледенения и крупные ледники:

зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и ре гионах; основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;  

важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:

народы, наиболее распространенные языки, религии;

примеры рационального и нерационального размещения производства;

объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

экологически неблагополучные районы России:

маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

 Определять (измерять):

географическое положение объектов, разницу в поясном времени территорий, погоду по синоптической карте, параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным   источникам информации.

 Объяснять:

роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблемстраны, влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения Рос сии, образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных место рождений полезных ископаемых, образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога; влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

.

                                       Календарно – тематический план

урока

                           Содержание

(название общих тем, темы уроков)

Планируемые сроки

Скорректированные сроки

Часть 1. Введение 1 ч.

1

Что изучает география России

02.09-6.09

Часть 2.   Россия на карте Мира 12 часов

2

Географическое положение  как зеркало России.  Виды и уровни географического положения

02.09-6.09

3

Особенности физико-географического положения России. Крайние точки России.

Практическая работа.  Характеристика географического положения России.

09.09.-13.09.

4

Экономико- и транспортно-географическое положение России. Соседи России

09.09.-13.09.

5

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.

16.09.-20.09.

6

Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России.

7

Российские пространства: вопросы и проблемы.

23.09.-27.09.

8

Государственные границы России. Типы и виды  российских границ

9

Сухопутные и морские границы. Соседи России

Практическая работа. Сравнение географического положения России и других стран.

30.09.-04.10

10

Россия на карте часовых поясов

11

Этапы  и  методы географического изучения территории

07.10.-11.10.

12

Особенности административно-территориального устройства России

13

Обобщающее повторение

Практическая работа. Определение поясного времени для разных городов России.

14.10.-18.10

Часть 3. Природа России 31 час.

14

Геологическая история и геологическое строение территории России

14.10.-18.10

15

Рельеф России

21.10.-25.10.

16

Изменение рельефа России

21.10.-25.10.

17

Стихийные природные явления в литосфере

28.10.-31.10.

18

Человек и литосфера

19

Обобщающее повторение

Практическая работа. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

11.11.-15.11.

Климат и климатические ресурсы (7 часов)

20

Факторы, определяющие климат России. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны

11.11.-15.11.

21

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России

18.11-22.11

22

Сезонность климата

23

Типы климатов России

25.11-29.11

24

Комфортность (дискомфортность) климатических условий

25

Климат  и человек

02.12.-06.12

26

Обобщающее повторение

Практическая работа. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности человека.

Внутренние воды и водные ресурсы (4 часа)

27

Разнообразие внутренних  вод  России. Реки

09.12.-13.12

28

Озера, болота, подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

29

Водные ресурсы и человек

16.12-20.12

30

Обобщающее повторение .Практическая работа. Составление характеристики одной из рек.

16.12-20.12

Почвы и почвенные ресурсы (4 часа)

31

Образование почв

и их разнообразие

23.12-27.12

32

Закономерности распространения почв

33

Почвенные ресурсы России

13.01.-17.01

34

Практическая работа по теме. Образцы почв своей местности и особенности их использования.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (2 часа)

35

Растительный и животный мир России

20.01.-24.01

36

Биологические ресурсы. Охрана растительного

и животного мира

Природное районирование (8 часов)

37

Разнообразие природных комплексов. Формирование  природно-территориальных комплексов (ПТК

27.01.-31.01

38

Природно-хозяйственные зоны России

39

Арктические пустыни, тундра и лесотундра

03.02.-07.02.

40

Леса

41

Лесостепи,  степи и полупустыни

10.02.-14.02.

42

Высотная поясность

43

Особо охраняемые природные территории

17.02.-21.02.

44

Обобщающее повторение . Практическая работа. \Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязи между ними в разных природных зонах.

Часть 4.    НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ – 10 часов

45

Численность населения России Естественный прирост

03.03-07.03

46

Мужское и женское население России. Половозрастная пирамида

47

Этнический, языковый и религиозный состав населения

10.03.-14.03.

48

Городское и сельское население. Особенности урбанизации

49-50

Размещение населения России Практическая работа.

Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий

17.03.-21.03

51

Миграции населения России. Виды миграций

31.03-04.04

52-53

Люди и труд. Экономически активное население, трудовые ресурсы.  (Рынок труда)

04.04-07.04

54

Обобщающее повторение Практическая работа. Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

07.-11.04

Часть 5.   ХОЗЯЙСТВО РОССИИ – 14 часов

55

Что такое хозяйство страны

14.04.-18.04

56

Как география изучает хозяйство

Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу (10 часов)

57

Состав первичного сектора экономики

21.04.-25.04.

58

Природно-ресурсный потенциал России

59

Богата ли Россия ресурсами .

28.04.-02.05

60

Сельское хозяйство

28.04.-02.05

61

Земледелие

05.05.-09.05

62

Животноводство

63

Лесное хозяйство. Охота

12.05.-16.05.

64

Рыбное хозяйство.

65

Обобщающее повторение  Практическая работа. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства

 

19.05.14-23.05.14.

66

Географический фактор

в развитии общества.

67

 Практическая работа..Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования

26.05.14-30.05.14

68

Обобщение по теме: Первичный сектор экономики.

69

Резерв

70

Резерв

Перечень учебно-методического обеспечения,

1.Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2008.

2. Сиротин В.И. География России. 8 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2010.

3.География России. 8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2010.

СОГЛАСОВАНО         Протокол заседания ТГ от  29.09.2013г № 1

СОГЛАСОВАНО    Зам. директора по УВР_______________/Миронова Н.И./

29.08.13г.

Рассмотрено                                Согласовано                                                 Утверждаю

на заседании ТГ                      зам.директора по УВР                            Директор школы

протокол №1                         _______   Н.И.Миронова        _________ О.А.Кубырикова

29 августа 2013г.                               29 августа 2013г            .                 30 августа 2013г

 

                                          Календарно – тематическое планирование

Уроков географии

Классы  8 кл.

Учитель                              Кубырикова О.А.

Количество часов на   1и 2 ПОЛУГОДИЕ:

Всего   70  час; в неделю:  2  час.

Плановых контрольных уроков   , лабораторных и практических работ  11 ,

Планирование составлено на основе     -  рабочей программы

Учебник -  География России в 2х книгах. Часть 1 Природа. Население. Хозяйство. Москва. Дрофа 2010г.

Дополнительная литература   -  И.И.Баринова, В.П.Дронов География России , методическое пособие 8-9 кл.М.Дрофа 2007г.

Е.А.Жижина Поурочные разработки по географии М. Вако 2007г.

урока

                           Содержание

(название общих тем, темы уроков)

Количество часов по теме

Дата

По плану

фактически

Часть 1. Введение– 1 час

1

1

Что изучает география России

1

02.09

Часть 2..  Россия на карте Мира 12 часов

12

2

Географическое положение  как зеркало России.  Виды и уровни географического положения

1

04.09

3

Особенности физико-географического положения России. Крайние точки России.

Практическая работа.  Характеристика географического положения России.

1

09.09

4

Экономико- и транспортно-географическое положение России. Соседи России

1

11.09

5

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России

1

16.09

6

Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России.

1

18.09

7

Российские пространства: вопросы и проблемы.

1

23.09

8

Государственные границы России. Типы и виды  российских границ

1

25.09

9

Сухопутные и морские границы. Соседи России Практическая работа. Сравнение географического положения России и других стран.

1

30.09

10

Россия на карте часовых поясов

1

02.10

11

Этапы  и  методы географического изучения территории

1

07.10

12

Особенности административно-территориального устройства России

1

09.10

13

Обобщающее повторение Практическая работа. Определение поясного времени для разных городов России.

1

14.10

Часть 3. Природа России 31 час

31

14

Геологическая история и геологическое строение территории России

1

16.10

15

Рельеф России

1

21.10

16

Изменение рельефа России

1

23.10

17

Стихийные природные явления в литосфере

1

28.10

18

Человек и литосфера

1

30.10

19

Обобщающее повторение Практическая работа. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

1

11.11

Климат и климатические ресурсы (7 часов)

20

Факторы, определяющие климат России. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны

1

13.11

21

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России

1

18.11

22

Сезонность климата

1

20.11

23

Типы климатов России

1

25.11

24

Комфортность (дискомфортность) климатических условий

1

27.11

25

Климат  и человек

1

02.12

26

Обобщающее повторение Практическая работа. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности человека.

1

04.12

Внутренние воды и водные ресурсы (4 часа)

27

Разнообразие внутренних  вод  России. Реки

1

28

Озера, болота, подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

1

09.12

29

Водные ресурсы и человек

1

11.12

30

Обобщающее повторение . Практическая работа. Составление характеристики одной из рек.

1

16.12

Почвы и почвенные ресурсы (4 часа)

31

Образование почв

и их разнообразие

1

18.12

32

Закономерности распространения почв

1

23.12

33

Почвенные ресурсы России

1

25.12

34

Практическая работа по теме Почвенные ресурсы»

1

13.01.14

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (2 часа)

35

Растительный и животный мир России

1

15.01.14

36

Биологические ресурсы. Охрана растительного

и животного мира

1

20.01.14

Природное районирование (8 часов)

37

Разнообразие природных комплексов. Формирование  природно-территориальных комплексов (ПТК

1

22.01.14

38

Природно-хозяйственные зоны России

1

27.01.14

39

Арктические пустыни, тундра и лесотундра

1

29.01.14

40

Леса

1

03.02

41

Лесостепи,  степи и полупустыни

1

05.02

42

Высотная поясность

1

10.02

43

Особо охраняемые природные территории

1

12.02

44

Обобщающее повторение. Практическая работа. \Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязи между ними в разных природных зонах.

1

17.02

Часть 4. Население России 10 часов.

45

Численность населения России Естественный прирост

1

19.02

46

Мужское и женское население России. Половозрастная пирамида

1

24.02

47

Этнический, языковый и религиозный состав населения

1

26.02

48

Городское и сельское население. Особенности урбанизации

1

03.03

49-50

Размещение населения. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий ния России

2

05.03

10.03

51

Миграции населения России. Виды миграций

1

12.03

52-53

Люди и труд. Экономически активное население, трудовые ресурсы.  (Рынок труда)

2

17.03

19.03

54

Обобщающее повторение  Практическая работа. Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

1

31.03

Часть 5. Хозяйство России 12 часов.

55

Что такое хозяйство страны

1

02.04

56

Как география изучает хозяйство

1

07.04

Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу (10 часов)

57

Состав первичного сектора экономики

1

09.04

58

Природно-ресурсный потенциал России

1

14.04

59

Богата ли Россия ресурсами

1

16.04

60

Сельское хозяйство

1

21.04

61

Земледелие

1

23.04

62

Животноводство

1

28.04

63

Лесное хозяйство. Охота

1

30.04

64

Рыбное хозяйство.

1

05.05

65

Обобщающее повторение  Практическая работа. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства

1

07.05

66

Географический фактор

в развитии общества.

1

12.05

67

 Практическая работа..Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования

1

14.05

68

Обобщение по теме: Первичный сектор экономики

19.05

69

Резерв

21.05

70

Резерв

26.05

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 7 го класса.

Рабочая программа по учебнику География материков и океанов...

рабочая программа по географии Вологодской области 8 класс

Рабочая программа курса «География Вологодской области» разработана на основе регионального образовательного стандарта «География Вологодской области». Она соответствует содержанию раздела «География ...

Рабочая программа по географии для учащихся 6 классов специального (коррекционного) класса VIII вида

      География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. И...

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания ( издательство "Дрофа") представляет собой пояснительную записку и календарное...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....