Водная оболочка Земли – гидросфера
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

Вострикова Елена Александровна

способствовать формированию знаний о гидросфере, как оболочке Земли, её составных частях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._vodnaya_obolochka_zemli._vostrikova_e.a.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           

Тема: Водная оболочка Земли – гидросфера.

Ф.И.О. Вострикова Елена Александровна

Должность:  географии

Предмет: география

Класс: 5

Тема и номер урока: урок № 20, «Вода на земле»

Базовый учебник: «География» 5 класс. Автор А.А.Летягин.

«Вентана-Граф» 2013

Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации  средствами технологии развивающего обучения.

Цели по содержанию.

 Образовательные: способствовать формированию знаний о гидросфере, как

 оболочке Земли, её составных частях.

 Развивающие: создать условия для развития познавательной активности интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, географической картой, делать обобщения и выводы.

 Воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры,

 культуры учебного труда, чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты.

Личностные: осознание ценности  географических знаний, как важнейшего компонента  научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в паре; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.

Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Формы организации деятельности учащихся – парная, индивидуальная.

Оборудование для учителя: - мультимедийная презентация;

                                                - компьютер, проектор;

                                                - физическая карта полушарий.

Оборудование для учеников: учебник А. А. Летягина « География. Начальный курс: 5 класс» - М.: Вентана – Граф, 2012; атлас по географии.

                                                        Ход урока.

                                         1. Организационный этап. (1 мин.)

(Приветствие учащихся, слайд 1)

Учитель:

- Здравствуйте! слово, какое чудесное, красивое, доброе, чуточку нежное.

 -Здравствуйте! Скажем мы новому дню!

-Здравствуйте, скажем, мы нашим гостям! Здоровья желаем всем и всему!

-Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок!

Я рада вас видеть на уроке географии. Сегодня мы работаем в парах и индивидуально.    

               Мотивационно-целевой этап (5-6 мин.)

Мы с вами продолжаем знакомство с геосферами Земли.

Слайд 2. Геосферы Земли: литосфера – познакомились

                                                  атмосфера – познакомились

                                                  гидросфера

                                                  биосфера

? Найдите в оглавлении учебника тему, которую мы изучали на прошлом уроке. ( Человек и атмосфера).

? Какая тема следует дальше? ( Водная оболочка Земли – гидросфера) – сделайте закладку в учебнике на нужном параграфе.

Слайд 3. Водная оболочка Земли – гидросфера ( от греч. « вода» и

« шар»)

Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить об удивительном веществе.

Это вещество - одно из главных природных богатств человечества. От неё зависит не просто благополучие, но и само существование всех живых организмов и целых народов.

Гимном этому необыкновенному веществу звучат строки:

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь!» Так писал АНТУАН де Сент-Экзюпери, когда его самолёт разбился и он несколько дней провёл под палящем солнцем. 

Об этом веществе можно говорить много, не только с точки зрения химии, физики, географии оказывается этому веществу посвящают оды, пишут стихи и музыку.

Учитель зачитывает оду под музыку. (слайд 4)

 Ты так податливо – упряма;

 Ты так спокойна, но горда,

 шепча, веками точишь камни,

 и побеждаешь их всегда!

 ты жизнь дала всему живому,

 и без тебя никак нельзя…

 когда грустишь – ты тихий омут;

 а в гневе – грозная река!

 ты – мощь и нежность,

 страсть и мягкость,

 уклончивая, как лоза,

 жизнь побеждает твоя кротость,

 в тебе ж рождается она!

 и даже смерть с тобой не спорит,

 когда на улице весна -

 увядший напоишь росток собою - он

 рвя асфальт, протянет листья в небеса!

Учитель предлагает детям назвать тему сегодняшнего урока

учащиеся предлагают свои варианты темы урока.

Уточняет тему урока, ведет диалог с учащимися.

  1. Как вы относитесь к воде?
  2. Нужно ли её изучать
  3. Что бы вы хотели узнать о воде?

Учитель: Бережно воду расходуй из крана!
                  Помни! Капля воды - это жизнь!
                 Таким отношением ты, горожанин,
                Кому-то далёкому жизнь сохранишь!

Формулирует вместе с учащимися задачи урока. Учащиеся  высказывают собственное мнение, определяют для себя какие знания и для чего нужны им по теме.

Организационно-деятельностный этап (осмысление)

(15+4 проверка мин.)

1.Заполните таблицу –

Что мне известно по данной теме

Что нового я узнал

2. Заполняют левую колонку таблицы

Обсуждают и проверяют выполненное задание с учителем.

3.Учитель предлагает выполнить задание. 

Нарисуйте пожалуйста облик Земли, закрасьте поверхность суши на Земле – коричневым цветом, а голубым, поверхность воды на Земле из соотношения 1/4 (25 %), 3/4 (75%). (слайд 5)

-Во сколько раз больше поверхность воды на Земле?

Вопрос классу:

Ребята, как вы думаете, почему воду называют «самое необыкновенное и обыкновенное вещество в природе»? (выслушиваются мнения учащихся).

4. Чтобы найти правильный ответ обратимся к учебнику.

Работа с учебником  параграф 15. (работа в парах) (слайд 6-8)

  • Найдите основные свойства воды и перечислите их.
  • Вспомните, в каких трёх агрегатных состояниях встречается вода в природе.
  • Укажите процентное содержание воды в отдельных частях гидросферы.

Проверка по слайдам

  1. В рабочей тетради выполнить письменно задания 1, 2 стр.42.

.Учащиеся работают в парах с текстом учебника, находят ответы на вопросы и выполняют задания 1,2 на стр.42 в рабочей тетради. Учитель оказывает консультативную помощь учащимся по ходу работы.

Физ. Минутка (1 мин.) (слайд 9)

Летаем, как чайки:    А над морем чайки кружат,

                                    Полетим за ними дружно.

                                    Брызги пены, шум прибоя,

                                    А над морем – мы с тобою.

Плавательные движения руками:    Мы теперь плывём по морю

                                                             И резвимся на просторе.

                                                             Веселее загребай

                                                             И дельфинов догоняй.

Ходьба на месте:     Поглядите: чайки важно

                                  Ходят по морскому пляжу.

                                  Сядьте, дети, на песок,

                                  Продолжаем наш урок.

Закрепление нового материала:

Тест  (выполняется индивидуально на заготовленных шаблонах,  ответ сразу же проверяется).

Оценка ответов учащихся за урок. (2мин.)

  • Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.
  • Отметить учеников, которые хорошо работали с текстом.
  • Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.

Учитель предлагает учащимся оценить свое усвоение материала на уроке, сделав пометку на листочках за тест.

Этап информирования учащихся о домашнем задании. (2 мин.)

Учитель дает домашнее задание и комментирует его. (Слайд 10)

  • Усвоить содержание текста учебника параграф 15 стр.84-85.
  • Вспомнить пословицы и поговорки о воде.
  • Школа географа следопыта  стр.86-87 учебник и стр. 43 дневник географа следопыта. (дополнительное, по выбору)

Рефлексия (1мин.) (слайд11)

У каждого на парте по 3 листика  означающие:

Зеленый -  было интересно на уроке, я все понял.

Жёлтый - урок  понравился, но некоторые моменты  были трудными.

Красный –  мне на уроке было скучно.

Сейчас я вас попрошу  поднять вверх один из листочков.

                                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме географические оболочки Земли 7класс

Обобщение по теме географические оболочки тест...

"Атмосфера - воздушная оболочка Земли". Тест по географии.

Итоговый контроль по теме "Атмосфера - воздушная оболочка Земли" 6 класс  2 варианта.Составлен с использованием  методических пособий: А.А.Лобжанидзе  География  6 класс ...

Материал для подготовки к зачёту по географии в 6 классе. Зачётный раздел № 1: "Географическая оболочка Земли".

Материал для подготовки к зачёту по географии в 6 классе. Зачётный раздел № 1: "Географическая оболочка Земли". ...

Материал для подготовки к зачёту по географии в 6 классе. Зачётный раздел № 2: "Географическая оболочка Земли".

Материал для подготовки к зачёту по географии в 6 классе. Зачётный раздел № 2: "Географическая оболочка Земли". ...

Методические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ за курс средней школы по географии. Раздел: «Природа Земли и человек. Оболочки Земли. Атмосфера»

Единый государственный экзамен имеет целью - определение качества подготовки школьников и отбор наиболее подготовленных учеников для поступления дальше в вузы.Введение ЕГЭ показало необходимость измен...

Водная оболочка Земли – гидросфера

способствовать формированию знаний о гидросфере, как оболочке Земли, её составных частях...