конспект урока Тема Гидросфера – водная оболочка Земли
план-конспект урока по географии

Цели урока:

Образовательная: Сформировать представление о гидросфере как о водной оболочке Земли, изучить ее состав и части, раскрыть значение воды для природы и человека.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gidrosfera_-_vodnaya_obolochka_zemli.docx15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока географии
Тема: Гидросфера – водная оболочка Земли

Класс: 5-6

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели урока:

Образовательная: Сформировать представление о гидросфере как о водной оболочке Земли, изучить ее состав и части, раскрыть значение воды для природы и человека.

Развивающая: Развивать умение работать с картами, схемами, анализировать диаграммы и делать выводы.

Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам, экологическое сознание.

Оборудование: Физическая карта мира, глобус, презентация, схемы «Круговорот воды в природе», «Состав гидросферы», видеофрагменты.

Ход урока
I. Организационный момент (2 мин)
Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Настрой на работу.

II. Актуализация знаний и мотивация (5 мин)
Учитель задает наводящие вопросы:

Посмотрите на глобус. Какого цвета на нем больше?

Как вы думаете, почему нашу планету называют «голубой»?

Где в природе встречается вода? (Ответы учеников: океаны, реки, озера, ледники, облака и т.д.)

Вывод: Действительно, вода покрывает большую часть поверхности Земли и находится в разных состояниях. Все эти воды вместе образуют единую оболочку – гидросферу.

III. Изучение нового материала (25 мин)
1. Понятие «Гидросфера»

Гидросфера – это водная оболочка Земли, включающая всю воду на планете в ее трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.

2. Состав и части гидросферы

(Учитель рисует схему на доске или показывает слайд)

Мировой океан:

Это основная, самая большая часть гидросферы (96%!).

Представлен четырьмя океанами: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Воды океанов соленые.

Воды суши:

Подземные воды (находятся в толще горных пород).

Реки (постоянные водные потоки в естественных руслах).

Озера (природные водоемы в углублениях суши).

Болота (переувлажненные участки суши).

Ледники (скопления льда на суше, например, в Антарктиде и Гренландии).

Все воды суши в основном пресные.

Вода в атмосфере:

Это водяной пар, капли воды и кристаллы льда в облаках и туманах.

Хотя ее количество мало, она играет огромную роль в круговороте воды.

Работа с картой: Учитель предлагает ученикам найти на карте мира крупнейшие океаны, реки (Амазонка, Нил), озера (Байкал, Каспийское море).

3. Круговорот воды в природе

(Демонстрация схемы или анимации круговорота воды)

Вода на Земле не стоит на месте. Она постоянно движется и переходит из одного состояния в другое. Этот процесс называется мировым круговоротом воды.

Основные этапы:

Испарение: Вода испаряется с поверхности океанов, морей, рек, озер и почвы.

Конденсация: Водяной пар поднимается в атмосферу, охлаждается и превращается в мельчайшие капельки воды, образуя облака.

Осадки: Из облаков вода возвращается на землю в виде дождя, снега, града.

Сток: Выпавшая вода стекает по поверхности в реки и озера или просачивается под землю, чтобы в конечном итоге снова попасть в Мировой океан.

Значение круговорота:

Связывает все части гидросферы в единое целое.

Обеспечивает сушу пресной водой.

Переносит тепло и вещества.

4. Значение гидросферы

Для природы:

Является средой обитания для многих организмов.

Регулирует климат планеты.

Участвует в формировании рельефа.

Для человека:

Источник питьевой воды.

Транспортные пути (судоходство).

Источник пищи (рыба, морепродукты).

Использование в промышленности и сельском хозяйстве.

Отдых и туризм.

IV. Закрепление нового материала (8 мин)
1. Вопросы для закрепления:

Что такое гидросфера?

Назовите три основные части гидросферы.

Какая часть гидросферы является самой большой?

Чем воды Мирового океана отличаются от вод суши?

Почему вода в реках не заканчивается, хотя она постоянно течет в океан?

Объясните, какую роль в круговороте воды играет Солнце.

2. Практическое задание «Верно/Неверно»:

Вся вода на Земле пресная. (Неверно)

Ледники – это часть вод суши. (Верно)

Вода в атмосфере существует только в виде пара. (Неверно)

Круговорот воды – это непрерывный процесс. (Верно)

Гидросфера не связана с другими оболочками Земли. (Неверно)

V. Рефлексия и подведение итогов (3 мин)
Учитель вместе с учениками подводит итоги урока: что нового узнали, что было самым интересным.

Подчеркивается, что, несмотря на обилие воды, запасы пресной воды ограничены, и их нужно беречь.

Вывод по теме: Гидросфера – это непрерывная водная оболочка Земли, которая находится в постоянном движении. Она связывает все оболочки планеты и имеет огромное значение для жизни.

VI. Домашнее задание (2 мин)
Обязательное: Прочитать параграф учебника о гидросфере. Ответить на вопросы в конце параграфа.

Творческое (на выбор):

Нарисовать схему круговорота воды в природе и подписать все его этапы.

Подготовить небольшое сообщение на тему: «Почему нужно экономить пресную воду?» или «Удивительные свойства воды».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии 5 класс "Оболочки Земли"

Класс: 5Тема урока: §28. «Оболочки Земли»  (урок № ___в теме «Природа Земли»)Базовый учебник:  Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс...

Водная оболочка Земли – гидросфера

способствовать формированию знаний о гидросфере, как оболочке Земли, её составных частях...

Водная оболочка Земли – гидросфера

способствовать формированию знаний о гидросфере, как оболочке Земли, её составных частях...

КОНСПЕКТ интегрированного урока биологии и географии Тема: « Биосфера – живая оболочка Земли».

Данный интегрированный урок был проведен в рамках Дня открытых дверей в МБОУ СОШ №15. Методическая тема: "Роль метапредметных связей в формировании инновационной компетенции школьников". Для проведени...

КОНСПЕКТ интегрированного урока биологии и географии Тема: « Биосфера – живая оболочка Земли».

данный урок был проведен в рамках дня открытых дверей по методической теме "Роль метапредметных связей в формировании инновационной компетентности школьников"...

Конспект урока по теме "Атмосфера-воздушная оболочка Земли."

Конспект  урока «Атмосфера- воздушная оболочка Земли» можно использовать на уроках природоведения в 5 классе....

Конспект урока по географии "Воздушная оболочка Земли"

Конспект урока по географии по теме "Воздушная оболочка Земли" для 5 класса...