Внутренние воды России. Почвы.
учебно-методический материал по географии (9 класс) на тему

Внутренние воды России. Почвы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnutrennie_vody_rossii._pochvy.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-зачет по теме: «Внутренние воды России. Почвы.»
Цель урока:
а) проверить знании учащихся основных терминов, понятий и определений по разделу, знаний геономенклотуры; определить уровень понимания взаимосвязи между компонентами экологических проблем связанных с водными и почвенными ресурсами.
б) развивать умение учащихся работать с картами и схемами.

В)воспитывать умение работать в коллективе, использовать игровые моменты, развивать интерес к предмету.

Оборудование:
физическая и почвенная карта России, схемы почв (домино), карточки с флажками 2х1
4 тетрадного листа, 25 ключиков (макеты), жетоны (фишки), табель успеваемости, таблички  с номером поста, атлас.

Тип урока. Урок – зачет.
Ход урока
1. Подготовка кабинета на перемене. Столы стоят в следующим порядке 5х2 (5постов по 2 карты) плюс 6 стульев вокруг. Оговорено заранее.6 состав групп, экзаменаторы, у каждой группы свой табель.
1. Оргмомент (вступительное слово учителя)
1. А тема, цель, организация урока (3 мин) на доске:

I пост: Основные понятия темы (индивид 5 мин)

II пост: Характеристика речи по плану (групповое 5 мин)

III пост: геономенклатура озер и происхождение котловин. Типы почв и распространение по территории России (групповое 5 мин)

IV пост: Почвенный профиль почв России (групп 5 мин)

V пост: Экологические проблемы водных и почвенных ресурсов (индивид 5 мин)

-учитель регулирует переход, следит за временем
-задача уч-ся выполнить основное задание за это они получают ключ за дополнительны вопросы-жетоны, оценки выставляются в табель с Ф.И. уч-ся
2. Урок-зачет
Пост I « Поверка основных понятий

Содержание: 1 Ресурсы, которые используются или могут быть использованы в хозяйственной деятельности человека.
2. Поверхностный слой суши образованный в результате длительного времени, при тесном взаимодействии растений, животных, материнской породы, рельефа и климата.
3. Грязевые потоки возникающие из-за сильных ливней.

4. Величина реки на 1 км. русла.
5. Земли, используемые в сельском и лесном хозяйстве.

6. Превышение истока реки над устьем.
7. Способ мер по улучшению качества почв.

8. Разрушение почв ветрами и водами.

9. Количество воды, переносимое рекой за год.
10. Увеличение воды в реке, постоянно повторяющиеся в определенное время.
Ответы на другой карточке:
1. Водные ресурсы.
2. Почвы.

3. Сели.

4. Уклон реки.

5. Почвенные ресурсы.

6. Падение реки.

7. Мелиорация.

8. Эрозия почв.
9. Годовой сток.

10. Половодье.

-взаимопроверка, критерии оценок на столе.
- экзаменатор оценивает степень выполнения задания и решает отдает ключ или нет.

Пост 2

Характеристики р. Енисей, Терек на столе физическая карта атласа,  план характеристика, цифровой материал.
план:
1. Название реки, длина.
2. Исток, направление течения, устье.

3. К бассейну какого океана принадлежит.

4. Источник питания.

5. Режим реки.

6. Падение и уклон реки.

7. Характер течения.

8. Хозяйственное использования.

9. Проблемы экологии и возможные пути их решения.

-уч-ся выполняют задание и получают ключ, а за дополнительные вопросы – жетоны.
1. Где в нашей стране расположены соленые озера, где пресные  почему?
2. Что такое многолетняя мерзлота? В чем причины размещения?
Пост 3
Геономенклатура озер и распространения типов почв.

Озера

Природная зона

  1. Байкал

А. ледниково-тектоническое

  1. Селигер

Б. искусственное

  1. Братское

В. вулканическое

  1. Ладожское

Г. моренное

  1. Кроноцкое

Д. тектоническое

Уч-ся используют таблички расставляют флажки в соответствии друг с другом.(пользуясь интерактивной доской)

1д 2г 3б 4а 5в

Типы почв

Природная зона

  1. Тундрово-глеевые

А.смешанные леса

  1. чернозем

Б. тундровые

  1. бурые пустынные

В. полус

  1. серые лесные

Г.

  1. дерново-подзолистые

Д. тайга

Доп. Вопрос:
1. Назовите причины богатства России внутренними видами.

2. Как внутренние воды связаны с другими компонентами природы.

3. Назовите основные условия почвообразования.

4. Каков характер распространения почв по территории России.

Пост IV. Определение типов почв по профилю.

-игра «домино» расположите соответствующие таблички.

а) серая лесная

б) дерново-подзолистая

в) каштановая

г) солонец

д) тундрово-глеевая

е) бурые пустынные

Дополнительные вопросы.
1. Основатель науки почвоведения.

2. Основное свойство почвы.

3. В каких условиях почвы подвергаются засолению?

4. Где расположена основная зона земледелия?

5. Как и для чего мы используем почвы в хоз-ве.

Пост V.

Экологические проблемы водных и почвенных ресурсов.

(на 1/4 части листа тестирование каждого уч-ся) возможно несколько вариантов ответов.

  1. Укажите наиболее опасные для человека природные явления, связанные с реками.
    а. наводнения б.замерзание рек. в). Разрушение берегов, г)паводки (а,г)
  2. На какой территории России нефтяные пятна превратили много рек и озер в «мертвые»

а. на Камчатке б. в Западной Сибири в. в Забайкалье г. на Алтае
(б)
3.  От загрязнения больше всего гибли озера и реки.

а. степные б.горные в.северные  (в)

4. Причиной водной эрозии являются:

а. бурный сток талых вод

б. моросящие дожди

в. рыхление почв

(а)

5. В чем значение полезащитных полос

а. регулируют  t воздуха

б. снижают  ветровую эрозию

в. способствуют снегозадержанию (б, в)

6. Рекультивация земель – это ….

а. озеленение

б. восстановление после промышленного использования

в. осушение заболоченных земель

г. очистка земель от мусора и б. отходов

3. Итог урока: мнение, уч-ся о ходе урока
- гостей, экзаменаторов

4. Домашнее задание:

На кальке выполнить карту «Основные направление использования земельных ресурсов.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Внутренние воды России"

Интегрированный урок по географии и химии «Водные ресурсы России. Охрана вод» Цель урока:1.  Обобщение знаний учащихся по теме.2. Продолжить формирование навыков учащихся по анализу фа...

Внутренние воды России.Реки

Внутренние воды России.Падение реки,уклон реки, расход воды, годовой сток,режим реки...

Презентация "Типы озёрных котловин России" для урока "Внутренние воды России"

В презентации рассказано о происхождении озёр на территории нашей страны.  Работа иллюстрирована фотографиями. Тектонические, ледниково-тектонические, термокарстовые, карстовые, вулканические, ос...

Внутренние воды России в стихотворениях поэтов. Природа России 8 класс.

Представлена подборка стихотворений, описывающих реки и озёра нашей родины....

Внутренние воды России. Озёра, болота, подземные воды, ледники, вечная мерзлота.

Данная презентация раскрывает основные понятия, виды и факторы размещения внутренних вод России....

Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России.

Наша Родина, Россия – морское государство. Берега нашей страны омывают воды трех океанов и 12 морей. Сегодня на уроке мы познакомимся с природой внутренних вод, омывающих Россию...

География России. 8 класс.Географический диктант по теме: "Моря и внутренние воды России"

Диктант позволяет проверить знание географической номенклатуры по теме "Моря и внутренние воды России"...