Конспект урока: "Климат Земли". 7 класс
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Конспект урока: "Климат Земли". 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_klimat_zemli_7_klass.doc839 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изучения декларативной и процедурной информации

география, 7класс, тема:«Климат»


Когнитивная технология обучения предполагает деление изучаемого материала на декларативную и процедурную информацию. На данном уроке сочетается то и другое. Декларативная информация: факты, явления, понятия темы. Процедурным компонентом урока здесь является обучение учащихся формулированию новых понятий, умению находить существенные признаки понятий, умение работать с текстом учебника, а также составлять описание климата и определять тип климата по определенным признакам.
Тема: Климат. Климатические пояса.

Цели урока: 1. Усвоить понятие «климат», научиться выявлять факторы формирования климата.
2. Дополнить и расширить представления о климатических процессах и явлениях.

3. Научиться выявлять причинно-следственные связи между понятиями и выстраивать логическую цепочку рассуждений на их основе.

Оборудование: таблицы-иллюстрации по теме «Климат», атлас , карточки с индивидуальными заданиями для учащихся с разными интеллектуальными способностями, инструкция для формулирования понятий, инструкция «Характеристика типов климата», , видеофрагмент «движение воздушных масс», тексты и иллюстрации из учебника И.В.Душиной.

Форма работы: эвристическая беседа с элементами практической поисковой деятельности учащихся по группам.

Группа 1. Учащиеся с низким уровнем интеллекта. Группа 2. Учащиеся со средним уровнем интеллекта. Группа 3. Учащиеся с высоким уровнем интеллекта.


Ход урока.

1.Оргмомент.

1.Опрос по предыдущей теме = входная диагностика для изучения нового материала. Для этого используются индивидуальные карточки. 

2. Изучение нового материала:

Так как в учебнике Душиной И.В материал темы изложен очень четко и понятно, то группа сильных учеников может самостоятельно изучать новый материал по тексту и использование ЭОР, а учитель работает со слабыми и средними учениками вместе.

3 группа работает  самостоятельно, изучая тему  «Климат Земли» .

Беседа(вход в тему)

1.Что означает климат с греческого? (наклон)

2. О каком наклоне идет речь? ( о наклоне солнечных лучей)

3.Всюду ли на Земле одинаковый климат? Почему?

Учащиеся закрепляют умение давать определение понятий по схеме, указанной в инструкции.(прил.1)

Рассмотрим характерные черты каждого типа климата. Перед вами текст учебника карты атласа. Сформулируйте и запишите особенности типов климата? (по инструкции прил.2)
В течение всего урока:

 Задание1: Рассмотрите рис.21 в учебнике (Рисунки в учебнике дополняются таблицами-иллюстрациями медиапроектора.). Какие факторы формируют климат Земли) Запишите в виде граф - схемы в тетрадь.

Очень важно сформировать у учащихся умение перерабатывать и оформлять полученную информацию в виде рисунков, граф-схем, семантической цепи, т. е. умение перекодировать информацию. Это позволяет лучше осмысливать и усваивать информацию.

Задание 2: Постройте логическую цепочку, расставив в правильном порядке следующие понятия ( на карточках): (Можно построить несколько цепочек, вызывая к доске несколько учеников и переставляя карточки с понятиями.)

ГП

Приморское

Теплое течение

Влажные ВМ

Незапыленные

ГП

Континентальное

Удален от океана

Сухие ВМ

Запыленные


Задание 3: Прочтите текст учебника на странице36-38, подчеркните в тексте отчего зависит распределение тепла и влаги на Земле. Составьте таблицу, соотнеся пояса давления и осадки. 

На данном этапе мы учим ребят - работать с текстом. Это - тоже, пример задания на перекодирование информации из текстовой - в табличную форму.

Область давления

Распространение

Потоки воздуха

Осадки

низкое

экватор

восходящие

много

высокое

тропики

нисходящие

мало

и т.д


Назовите типы климата, которые встречаются в экваториальной, тропической, умеренной, арктической  областях? Дайте их характеристику используя таблицу.


Задание 4:Рассмотрите  рис 95, стр. 241 что вы в нем видите? Можно ли определить тип климата по диаграмме. Прочтите в учебнике на странице 41-42о том, какими свойствами обладают климатические пояса. Установите зависимость, как ведут себя климатические пояса зимой и летом в северном и южном полушарии.

На протяжении всей работы с текстом на уроке учащиеся отвечают на два главных вопроса:

1Свойства ВМ?

2.При каких условиях они образуются?

Все ВМ перемещаются... Просмотрите фрагмент движения воздушных масс и объясните причины движения ВМ.

Просмотр видеосюжета воспринимался учащимися не как развлечение на уроке, а как еще один источник информации. В данном случае ребята не смогут найти конкретный ответ на вопрос, но такого рода задание приучит их вырабатывать свое мнение по спорным вопросам и нацелит на более внимательный просмотр сюжета.

Первичная диагностика усвоения материала: Карточки с заданиями 1,2,3,4,5 распределяются между учащимися по степени сложности.

Коррекция: 

В качестве коррекции и повторной проработки усвоенного материала предлагается практическая работа по описанию типов климата и климатообразующих факторов.
Задание 4: 1 группа: Перед вами карточки и атлас климатических поясов Земли, установите соответствие: Джакарта, Сеул, Мельбурн, Кейптаун, Каир, Санкт-Петербург, Рио- де- Жанейро, Шанхай.

2 группа: Задание то же, что и у 1группы, но нужно определить не только тип климата, но и дополнительно факторы влияющие на их формирования,  а также их влияние на хозяйственную деятельность. (то что будут изучать на следующем уроке.

3 группа: Учащиеся рассматривают две территории находящиеся в одном климатическом поясе, но имеющие разные типы климата и объясняют причины влияющие на них. Только подробное изучение климатообразующих факторов позволит им сделать правильные выводы.



Повторная диагностика: 

Домашнее задание: Слабая группа - читает и пересказывает п.7,8.(задание на воспроизведение) Средняя группа - готовит дополнительный материал о влиянии климата на хозяйственную деятельности человека. Сильная группа получает усложненное задание установить зависимость между типами климата, почвами и природными зонами и сделать вывод.

ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА

Задание№1

Вставьте пропущенные слова:

Распределение тепла и влаги на Земле зависит от…………………… и вращения……………
В экваториальных широтах воздух ……………и возникают…………….потоки воздуха, а полярных широтах воздух……………,он содержит………..влаги Основная причина изменения климата это перемещение………………Одни приносят…………., другие……………….Причина движения воздуха разница……………на разных участках Земли.

Установите соответствие между признаками и климатическими поясами:

1.Характерно четыре времени года                      а) экваториальный

2.Постоянно жарко и влажно                                б)субтропический

3.Характерно два сезона: сухой зимой                 в) тропический

и влажный летом  

4.  Постоянно жарко и сухо                               г)умеренный                                                  

Задание№3

Перечислите признаки климатических поясов, по которым составляется их описание:

ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА

Задание 1.

Исключите в тексте лишнее словосочетание и объясните почему вы его исключили:


  1. Воздушные течения, ГП, климатический пояс, подстилающая поверхность, высота Солнца над горизонтом.
  2. экваториальный пояс, арктический пояс, субэкваториальный пояс, умеренный пояс

  3. Средняя температура января, годовое количество осадков
    Средняя температура июля, коэффициент увлажнения, господствующие ветры.
    Задание 3.

    Задание2: Расставьте в правильном порядке номера карточек, выстроив из них логическую цепочку «ПРИЧИНА – СЛЕДСТВИЕ».

    1. разница атмосферного давления. 2. неравномерное прогревание воздуха 3. ветер.


    Задание3.

    Расставьте в правильном порядке: так, чтобы получилось две логические цепочки. Тип климата - условия образования- свойства- примеры по карте.(разрезанные карточки для каждой группы, для первой группы упрощенный вариант)

Тип климата

Условия образования

Свойства

Примеры по карте.

экваториальный

Пониженное атмосферное давление, большой угол падения солнечных лучей

Влажно и жарко постоянно

Большие Зондские острова, Центральная часть Африки

Круг КП - означает «Климатический пояс»,

Круг О - означает «Основные климатические пояса»,

Круг П - означает «Переходные климатические пояса»,

Круг мВМ - означает «морские воздушные массы»

Круг кВМ - означает «континентальные воздушные массы»



ПРИЛОЖЕНИЕ №1


Инструкция «Как составить определение понятия».

Давайте вспомним процедуру определения понятий из курса 6 класса:

.Во-первых, определяя содержание географического понятия, мы всякий раз находили, частью какого более широкого по смыслу термина оно является, то есть что это такое: карта- изображение земной поверхности…; меридиан - воображаемая линия…; нулевой меридиан - один из меридианов….

Во-вторых, мы находили, какими существенными признаками это понятие отличается от других.

В-третьих, делаем вывод.

Определение понятия можно построить по следующей схеме:


 
ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Инструкция описания климата:


  1. Название.

  2. Элементы климата

  3. Температуры января, июля.

  4. Осадки.

  5. Преобладающие ВМ.

  6. Господство на территории.

  7. Сезонность.

  8. География распространения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа "Земля отцов -моя земля"

Методическая разработка классного часа для учащихся 5 -го класса - победитель кревого конкурса методических материалов в рамках проведения фестиваля "Навстречу юбилею"!...

Конспект классного часа "Земля отцов-моя земля".

Данный материал содержит конспект классного часа "Земля отцов-моя земля"....

Конспект урока "Климат и внутренние воды Мостовского района."

Данный конспект урока может использоваться при ведении регионального компонента в 8 классе....

Конспект урока «Климат Владимирской области»

Цели урока: Выявить особенности климата ВО, закономерности формирования и распределения его элементов по территории. Развивать умение самостоятельно добыват...

Презентация Тема урока: Климат Евразии.7 класс

. Климатические пояса  (арктический, субарктический, умеренный делится на сектора – морской, умеренно континентальный, резко континентальный и муссонный; субтропический – средиземноморский, высок...

Проблемное обучение на уроках географии. План конспект урока "Климат России" с презентацией

В данном материале используется технология проблемного обучения. На заключительном уроке по теме "Климат России ребята получают письмо, где к ним обращается администрация села в помощи дать харак...

Конспект урока "Климат Восточной Сибири"

Конспект урока "Климат Восточной Сибири" для курса 8 класса"География России. Природа". Поставлена цель:Образовательная: Выявить отличительные признаки климата Восточной Сибир...