Земельные ресурсы мира
план-конспект урока по географии (11 класс) по теме

Паболкова Татьяна Валерьвна

 

 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
 
Цель урока: 
- формирование знаний о возобновимых ресурсах мир: земельных, водных, лесных; проблемах их использования и возобновления; единстве природного комплекса; 
- развитие умения и навыков использования и анализа географической информации; выявления причинно-следственных связей; 
- воспитание осознанного отношения к природным ресурсам. 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemelnye_resursy_mira.docx31.5 КБ
Office presentation icon zemelnye_resursy_mira.ppt1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Паболкова Татьяна Валерьевна,  учитель МБОУ «СОШ № 10» НГО

Урок № 14                                                                                                                                                                                    Дата___________________

ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Цель урока: 

- формирование знаний о возобновимых ресурсах мир: земельных, водных, лесных; проблемах их использования и возобновления; единстве природного комплекса;

- развитие умения и навыков использования и анализа географической информации; выявления причинно-следственных связей;

- воспитание осознанного отношения к природным ресурсам.

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ход урока.

На доске план характеристики природного  ресурса.

1. Значение данного природного ресурса.

2. Его общий объем.

3. Обеспеченность отдельных стран и регионов мира этим  видом природного ресурса.

4. Проблема его использования и возобновления, возможные пути решения.

1.Организационный   момент.

2. Актуализация знаний.

1.Человек не может жить вне природы. Она является для нас средой обитания, обеспечивающей нашу жизнедеятельность.

  - Как называется та часть природы, которую человек использует или будет использовать для удовлетворения своих потребностей? (природные ресурсы).

  - Вспомните классификацию природных  ресурсов по происхождению (минеральные, водные, гидроэнергетические, земельные, биологические, климатические, рекреационные, ресурсы Мирового океана, энергия Солнца, ветра, приливов).

  - На какие виды делятся ресурсы по исчерпаемости? (неисчерпаемые и исчерпаемыеневозобновимые, исчерпаемыевозобновимые).

-Выберите среди перечисленных ресурсов исчерпаемые  и возобновимыересрусы, обоснуйте свое мнение.

  Итак, тема урока «Земельные ресурсы мира»

 Нам необходимо изучить основные виды возобновимых ресурсов, используя статистический материал и карты,  составить их характеристику  по плану, рассмотреть проблемы их использования, возобновления, показать взаимосвязь природных ресурсов  внутри природного комплекса.

  - Из трех названных ресурсов выделите два наиболее жизненно важные для человека, ответ обоснуйте.

  Итак, делаем вывод, что все названные ресурсы жизненно важные, определяющие экономические и политические взаимоотношения стран.

Перед вами глобус – уменьшенная модель Земли. Нашу планету точнее было бы назвать не Земля, а Океания. Суша составляет всего лишь 29% поверхности Земли (149 млн. кв. км). Это та площадь, на которой человечество живет и ведет свое хозяйство.

  -Рассмотрим структуру земельного фонда планеты.

  -Ученики анализируют диаграмму «Земельный фонд мира» в учебнике(рис.44). Записывают в тетрадь структуру и объем земельных ресурсов. – Земельный фонд мира 13 млрд. 400 млн. га, земельные ресурсы (пашни, луга и пастбища, лесные территории, застроенные земли) -  68,5% суши.

Таблица 7. Структура мирового земельного фонда

Регион

Доля от всех земельных ресурсов региона, %

пашня, сады

луга и пастбища

леса

земли, занятые населенными

пунктами, пром. объектами, трансп. магистралями

малопродуктивные и непродуктивные земли

Европа

32

19

26

5

18

Азия

21

15

21

2

41

Африка

11

23

26

1

39

Сев. Америка

12

18

33

3

34

Юж. Америка

8

19

47

1

25

Австралия и Океания

5

51

8

1

35

Весь мир*

11

26

32

3

28

* Без учета Антарктиды и о-ва Гренландия

3.  -Какие земли наиболее значимые и почему? – обрабатываемые, так как дают 88% продуктов питания человечества. Тем большую ценность представляют обрабатываемые земли, которые дают 88% необходимых человечеству продуктов питания. Обрабатываемые (прежде всего пахотные) земли в основном сосредоточены в лесных, лесостепных и степных зонах нашей планеты. Немалое значение имеют луга и пастбищные земли, которые обеспечивают 10% пищи, потребляемой человечеством

Таблица 9. Обеспеченность пахотными землями по крупным регионам мира (на душу населения)

Регионы

Обеспечен-ность, га

Регионы

Обеспечен-ность, га

СНГ

0,80

Северная Америка

0,60

Зарубежная Европа

0,25

Южная Америка

0,35

Зарубежная Азия

0,13

Австралия и Океания

1,80

Африка

0,22

Весь мир

0,20

4.Сравните структуру земельного фонда по регионам мира. От чего зависит сельскохозяйственная освоенность территории? – Наибольшая обеспеченность пашней в Европе и наименьшая – в Австралии. Зависит от рельефа, обеспеченности территории теплом и влагой, плодородия почв, уровня развития экономики.

Для оценки обеспеченности отдельных стран рассмотрим карту обеспеченности земельными ресурсами, рис.7 в учебнике. Ученики анализируют карту и делают вывод об изменении обеспеченности земельными ресурсами по территории.

Таблица 8. Земельные ресурсы регионов мира.

Регион

Площадь земельных ресурсов, млн. кв. км

Площадь земельных ресурсов на душу населения, га

Доля от мирового значения, %

земельный фонд

пашня

луга и пастбища

леса

пр. земли

Европа

10,7

1,5

8

27

16

10

16

Азия

44,3

1,4

33

32

18

28

34

Африка

30,3

6,4

23

15

24

18

22

Сев. Америка

22,5

6,1

17

15

10

17

14

Юж. Америка

17,8

7,3

13

8

17

24

9

Австралия и Океания

8,5

37,0

6

3

15

3

5

Весь мир*

134,0

3,0

100

100

100

100

100

* Без учета Антарктиды и о-ва Гренландия.

Наиболее обеспеченные пашней страны: Австралия, Канада, Аргентина, Россия, США. Причиной являются не только общий объем земельных ресурсов, но и количество проживающего населения.

5.Обеспеченность обрабатываемыми землями меняется не только по территории, но и во времени. Почему за 40 лет произошло уменьшение в 2, 5 раза? – причины: эрозия почвы, заболачивание  и засоление, опустынивание. С другой стороны, все время происходит ухудшение, истощение земель. Подсчитано, что вследствие эрозии из сельскохозяйственного оборота ежегодно выпадает 6-7 млн. га. Заболачивание, засоление выводят из оборота еще 1,5 млн. га. По мере роста городов жилая, промышленная и транспортная застройки также начали все активнее наступать на сельскохозяйственные земли.

В засушливых регионах мира крупнейшим "пожирателем земель" стало опустынивание. Антропогенное опустынивание уже охватило более 900 млн. га и угрожает еще 3 млрд. га земель в пределах нескольких десятков стран, преимущественно развивающихся. Раздвигают свои границы пустыни Сахара, Атакама, Тар, Намиб и другие. Ученые подсчитали, что при сохранении нынешних темпов опустынивания за последующие 30 лет оно может охватить дополнительную территорию, равную половине Западной Европы.

Рассмотреть рис.46

Ученые различают четыре степени опустынивания: слабую, умеренную, сильную и очень сильную. Сильное опустынивание получило распространение в Азии, в Африке, в Северной и Южной Америке, в Австралии. Для восстановления земель, пораженных сильным опустыниванием, нужны большие капиталовложения и длительное время. А очень сильное опустынивание влечет за собой полную и необратимую деградацию земли. Тем не менее, в районах сильного и очень сильного опустынивания живет около 80 млн. человек. Под руководством органов ООН большие работы ведутся по борьбе с опустыниванием. В них активно участвуют и географы.

В результате всех этих процессов "нагрузка" на землю все время возрастает, а обеспеченность земельными ресурсами уменьшается. Еще в 70-х гг. на каждого жителя Земли приходилось 0,45 га обрабатываемых площадей, в начале 90-х гг.- 0,28 га, а в конце 90-х гг. этот показатель снизился до 0,25 га.

Рассмотреть рис.46.

Задание: Вкаких странах и регионах наиболее велика угроза опустынивания,? Проанализируйте карту рис.46 и дайте свой прогноз дальнейшего развития процесса опустынивания .Какие материки и страны могут пострадать сильнее всего, а в каких ситуация будет достаточно стабильной?Какие пути решения проблемы опустынивания вы можете предложить.

        Пути решения проблем:

рекультивация земель;

освоение новых земель;

повышение плодородия почв;

достижения в области химического синтеза пищевых продуктов;

внедрение достижений селекционно-племенной работы.

 Итак, делаем вывод, что идет стремительное сокращение обеспеченности обрабатываемыми землями.

Дом. Зад. П.14


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

10 класс. УМК Е. М. Домогацких Урок № 14 Земельные ресурсы мира

Слайд 2

Цель урока: - формирование знаний о возобновимых ресурсах мир: земельных, водных, лесных; проблемах их использования и возобновления; единстве природного комплекса; - развитие умения и навыков использования и анализа географической информации; выявления причинно-следственных связей; - воспитание осознанного отношения к природным ресурсам.

Слайд 3

По происхождению: Минеральные водные Гидроэнергетические Земельные Биологические Климатические Рекреационные ресурсы Мирового океана энергия Солнца Ветра приливов

Слайд 4

По исчерпаемости: Исчерпаемые: Невозобновимые ( минералы, руды цветных металлов, сера и т.п.); возобновимые ( земля, вода, воздух, почвенные, гидроэнергетические); Неисчерпаемые: энергия солнца, геотермальная, ветра, морских приливов и отливов, течений.

Слайд 5

По применению: Для промышленности: Топливно-энергетические; Металлургические; Химическое и прочее сырьё. Для сельского хозяйства: Земельные; Почвенные; Агроклиматические. Для отдыха и туризма: Рекреационные ресурсы.

Слайд 6

Земельные ресурсы мира

Слайд 7

Структура мирового земельного фонда Регион Доля от всех земельных ресурсов региона, % пашня, сады луга и пастбища леса земли, занятые населенными пунктами, пром. объектами, трансп. магистралями малопродуктив­ные и непродук­тивные земли Европа 32 19 26 5 18 Азия 21 15 21 2 41 Африка 11 23 26 1 39 Сев. Америка 12 18 33 3 34 Юж. Америка 8 19 47 1 25 Австралия и Океания 5 51 8 1 35 Весь мир* 11 26 32 3 28 * Без учета Антарктиды и о-ва Гренландия

Слайд 8

Обеспеченность пахотными землями по крупным регионам мира (на душу населения) Регионы Обеспеченность, га Регионы Обеспеченность, га СНГ 0,80 Северная Америка 0,60 Зарубежная Европа 0,25 Южная Америка 0,35 Зарубежная Азия 0,13 Австралия и Океания 1,80 Африка 0,22 Весь мир 0,20

Слайд 9

Земельные ресурсы регионов мира. Регион Площадь земельных ресурсов, млн. кв. км Площадь земельных ресурсов на душу населения, га Доля от мирового значения, % земельный фонд пашня луга и пастбища леса пр. земли Европа 10,7 1,5 8 27 16 10 16 Азия 44,3 1,4 33 32 18 28 34 Африка 30,3 6,4 23 15 24 18 22 Сев. Америка 22,5 6,1 17 15 10 17 14 Юж. Америка 17,8 7,3 13 8 17 24 9 Австралия и Океания 8,5 37,0 6 3 15 3 5 Весь мир* 134,0 3,0 100 100 100 100 100 * Без учета Антарктиды и о-ва Гренландия.

Слайд 10

Земельные ресурсы мира Изменение земельного фонда Два противоположных процесса Расширение сельскохозяйственных угодий Истощение сельскохозяйственных угодий освоение залежных земель мелиорация осушение орошение освоение прибрежных участков морей + _ эрозия почвы заболачивание засоление опустынивание Внимание опасность : земельные ресурсы мира сокращаются !

Слайд 11

Земельные ресурсы: два противоположных процесса Земельные ресурсы – это универсальный вид природных ресурсов, необходимый практически для всех сфер человеческой деятельности . Для промышленности, строительства, транспорта земля служит территориальным ресурсом. Земля – источник жизни; Мировой земельный фонд – степень обеспеченности земельными ресурсами. Составляет 13,1 млрд.га.

Слайд 12

Сельское хозяйство мира

Слайд 13

Сельское хозяйство мира Все страны мира различаются размерами пашни, степенью распаханности территории и показателями обеспеченности пахотными угодьями на душу населения . В целом по миру обеспеченность уменьшилась в 2 раза. На неё воздействуют 2 процесса: Расширение земель; Ухудшение, истощение, глобальные изменения земельных ресурсов : эрозия почв, заболачивание, опустынивание. Пустыня – географическое, равнинное или гористое пространство, лишённое растительности.

Слайд 14

Пустыня

Слайд 15

Задание: В каких странах и регионах наиболее велика угроза опустынивания,? Проанализируйте карту рис.46 и дайте свой прогноз дальнейшего развития процесса опустынивания .Какие материки и страны могут пострадать сильнее всего, а в каких ситуация будет достаточно стабильной? Какие пути решения проблемы опустынивания вы можете предложить.

Слайд 16

Пути решения проблем: рекультивация земель; освоение новых земель; повышение плодородия почв; достижения в области химического синтеза пищевых продуктов; внедрение достижений селекционно-племенной работы.

Слайд 17

Домашнее задание § 14

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Земельные ресурсы

Для 10 класса...

Земельные и лесные ресурсы мира

Методическая разработка урока...

Технологическая карта урока географии "Земельные ресурсы мира" 10 класс

Технологическая карта урока географии  "Земельные ресурсы мира" 10 класс. УМК "Полярная звезда" Используется хороший видиофрагмент, формирующий экологическое отношение к почве...