Цель урока: - формирование знаний о возобновимых ресурсах мир: земельных, водных, лесных; проблемах их использования и возобновления; единстве природного комплекса; - развитие умения и навыков использования и анализа географической информации; выявления причинно-следственных связей; - воспитание осознанного отношения к природным ресурсам. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Ход урока. На доске план характеристики природного ресурса. 1. Значение данного природного ресурса. 2. Его общий объем. 3. Обеспеченность отдельных стран и регионов мира этим видом природного ресурса. 4. Проблема его использования и возобновления, возможные пути решения. 1.Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 1.Человек не может жить вне природы. Она является для нас средой обитания, обеспечивающей нашу жизнедеятельность. - Как называется та часть природы, которую человек использует или будет использовать для удовлетворения своих потребностей? (природные ресурсы). - Вспомните классификацию природных ресурсов по происхождению (минеральные, водные, гидроэнергетические, земельные, биологические, климатические, рекреационные, ресурсы Мирового океана, энергия Солнца, ветра, приливов). - На какие виды делятся ресурсы по исчерпаемости? (неисчерпаемые и исчерпаемыеневозобновимые, исчерпаемыевозобновимые). -Выберите среди перечисленных ресурсов исчерпаемые и возобновимыересрусы, обоснуйте свое мнение. Итак, тема урока «Земельные ресурсы мира» Нам необходимо изучить основные виды возобновимых ресурсов, используя статистический материал и карты, составить их характеристику по плану, рассмотреть проблемы их использования, возобновления, показать взаимосвязь природных ресурсов внутри природного комплекса. - Из трех названных ресурсов выделите два наиболее жизненно важные для человека, ответ обоснуйте. Итак, делаем вывод, что все названные ресурсы жизненно важные, определяющие экономические и политические взаимоотношения стран. Перед вами глобус – уменьшенная модель Земли. Нашу планету точнее было бы назвать не Земля, а Океания. Суша составляет всего лишь 29% поверхности Земли (149 млн. кв. км). Это та площадь, на которой человечество живет и ведет свое хозяйство. -Рассмотрим структуру земельного фонда планеты. -Ученики анализируют диаграмму «Земельный фонд мира» в учебнике(рис.44). Записывают в тетрадь структуру и объем земельных ресурсов. – Земельный фонд мира 13 млрд. 400 млн. га, земельные ресурсы (пашни, луга и пастбища, лесные территории, застроенные земли) - 68,5% суши. Таблица 7. Структура мирового земельного фонда Регион | Доля от всех земельных ресурсов региона, % |
|
|
|
|
| пашня, сады | луга и пастбища | леса | земли, занятые населенными пунктами, пром. объектами, трансп. магистралями | малопродуктивные и непродуктивные земли | Европа | 32 | 19 | 26 | 5 | 18 | Азия | 21 | 15 | 21 | 2 | 41 | Африка | 11 | 23 | 26 | 1 | 39 | Сев. Америка | 12 | 18 | 33 | 3 | 34 | Юж. Америка | 8 | 19 | 47 | 1 | 25 | Австралия и Океания | 5 | 51 | 8 | 1 | 35 | Весь мир* | 11 | 26 | 32 | 3 | 28 |
* Без учета Антарктиды и о-ва Гренландия 3. -Какие земли наиболее значимые и почему? – обрабатываемые, так как дают 88% продуктов питания человечества. Тем большую ценность представляют обрабатываемые земли, которые дают 88% необходимых человечеству продуктов питания. Обрабатываемые (прежде всего пахотные) земли в основном сосредоточены в лесных, лесостепных и степных зонах нашей планеты. Немалое значение имеют луга и пастбищные земли, которые обеспечивают 10% пищи, потребляемой человечеством Таблица 9. Обеспеченность пахотными землями по крупным регионам мира (на душу населения) Регионы | Обеспечен-ность, га | Регионы | Обеспечен-ность, га | СНГ | 0,80 | Северная Америка | 0,60 | Зарубежная Европа | 0,25 | Южная Америка | 0,35 | Зарубежная Азия | 0,13 | Австралия и Океания | 1,80 | Африка | 0,22 | Весь мир | 0,20 |
4.Сравните структуру земельного фонда по регионам мира. От чего зависит сельскохозяйственная освоенность территории? – Наибольшая обеспеченность пашней в Европе и наименьшая – в Австралии. Зависит от рельефа, обеспеченности территории теплом и влагой, плодородия почв, уровня развития экономики. Для оценки обеспеченности отдельных стран рассмотрим карту обеспеченности земельными ресурсами, рис.7 в учебнике. Ученики анализируют карту и делают вывод об изменении обеспеченности земельными ресурсами по территории. Таблица 8. Земельные ресурсы регионов мира. Регион | Площадь земельных ресурсов, млн. кв. км | Площадь земельных ресурсов на душу населения, га | Доля от мирового значения, % |
|
|
|
|
|
|
| земельный фонд | пашня | луга и пастбища | леса | пр. земли | Европа | 10,7 | 1,5 | 8 | 27 | 16 | 10 | 16 | Азия | 44,3 | 1,4 | 33 | 32 | 18 | 28 | 34 | Африка | 30,3 | 6,4 | 23 | 15 | 24 | 18 | 22 | Сев. Америка | 22,5 | 6,1 | 17 | 15 | 10 | 17 | 14 | Юж. Америка | 17,8 | 7,3 | 13 | 8 | 17 | 24 | 9 | Австралия и Океания | 8,5 | 37,0 | 6 | 3 | 15 | 3 | 5 | Весь мир* | 134,0 | 3,0 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
* Без учета Антарктиды и о-ва Гренландия. Наиболее обеспеченные пашней страны: Австралия, Канада, Аргентина, Россия, США. Причиной являются не только общий объем земельных ресурсов, но и количество проживающего населения. 5.Обеспеченность обрабатываемыми землями меняется не только по территории, но и во времени. Почему за 40 лет произошло уменьшение в 2, 5 раза? – причины: эрозия почвы, заболачивание и засоление, опустынивание. С другой стороны, все время происходит ухудшение, истощение земель. Подсчитано, что вследствие эрозии из сельскохозяйственного оборота ежегодно выпадает 6-7 млн. га. Заболачивание, засоление выводят из оборота еще 1,5 млн. га. По мере роста городов жилая, промышленная и транспортная застройки также начали все активнее наступать на сельскохозяйственные земли.
В засушливых регионах мира крупнейшим "пожирателем земель" стало опустынивание. Антропогенное опустынивание уже охватило более 900 млн. га и угрожает еще 3 млрд. га земель в пределах нескольких десятков стран, преимущественно развивающихся. Раздвигают свои границы пустыни Сахара, Атакама, Тар, Намиб и другие. Ученые подсчитали, что при сохранении нынешних темпов опустынивания за последующие 30 лет оно может охватить дополнительную территорию, равную половине Западной Европы. Рассмотреть рис.46
Ученые различают четыре степени опустынивания: слабую, умеренную, сильную и очень сильную. Сильное опустынивание получило распространение в Азии, в Африке, в Северной и Южной Америке, в Австралии. Для восстановления земель, пораженных сильным опустыниванием, нужны большие капиталовложения и длительное время. А очень сильное опустынивание влечет за собой полную и необратимую деградацию земли. Тем не менее, в районах сильного и очень сильного опустынивания живет около 80 млн. человек. Под руководством органов ООН большие работы ведутся по борьбе с опустыниванием. В них активно участвуют и географы.
В результате всех этих процессов "нагрузка" на землю все время возрастает, а обеспеченность земельными ресурсами уменьшается. Еще в 70-х гг. на каждого жителя Земли приходилось 0,45 га обрабатываемых площадей, в начале 90-х гг.- 0,28 га, а в конце 90-х гг. этот показатель снизился до 0,25 га. Рассмотреть рис.46. Задание: Вкаких странах и регионах наиболее велика угроза опустынивания,? Проанализируйте карту рис.46 и дайте свой прогноз дальнейшего развития процесса опустынивания .Какие материки и страны могут пострадать сильнее всего, а в каких ситуация будет достаточно стабильной?Какие пути решения проблемы опустынивания вы можете предложить. Пути решения проблем: рекультивация земель; освоение новых земель; повышение плодородия почв; достижения в области химического синтеза пищевых продуктов; внедрение достижений селекционно-племенной работы. Итак, делаем вывод, что идет стремительное сокращение обеспеченности обрабатываемыми землями. Дом. Зад. П.14 |