Технологическая карта урока географии "Земельные ресурсы мира" 10 класс
методическая разработка по географии (10 класс)

Алентьева Марина Александровна

Технологическая карта урока географии  "Земельные ресурсы мира" 10 класс. УМК "Полярная звезда" Используется хороший видиофрагмент, формирующий экологическое отношение к почвенным ресурсам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока географии

Класс - 10

Урок №5

Учитель: Алентьева Марина Александровна

Тема урока: Земельные ресурсы мира

Тип урока: Изучение нового знания

Цель: Оценить  ресурсообеспеченность стран мира земельными ресурсами.

Задачи:

  1. Составить классификацию земельных ресурсов
  2. Осознать роль земельных ресурсов для развития экономики
  3. Научиться  анализировать структуру земельных ресурсов мира.
  4. Мотивировать у учащихся к бережному и рациональному использованию земельных ресурсов в повседневной  и хозяйственной жизни.
  5. Продолжить формировать умения работать с текстом, тематическими картами атласа, статистическими таблицами, картосхемами.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Знать классификацию земельных ресурсов по характеру использования человеком
  • Осознать роль земельных ресурсов в повседневной и  экономической жизни общества.
  • Уметь анализировать структуру земельных ресурсов  регионов мира
  • Понимать необходимость рационального  и бережного  применения  земельных ресурсов.                                          
  • Анализировать тематические карты атласа,  диаграммы,картосхемы.

Познавательные:

Умение извлекать необходимую информацию из разнообразных источников и её интерпретировать.

регулятивные:

• выбирать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

• составлять первоначальный стратегический план собственных действий;

коммуникативные:

• формулировать вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе;

• участвовать в исследованиях

  • постоянно совершенствовать культуру речи;
  • формировать личную мотивацию к обучению;

осознавать ответственность за собственные успехи и неудачи

  • Испытывать потребность в  рациональном использовании природных ресурсов.
  • Осознать значимость земельных ресурсов для человека и экономике страны.
  •  Испытывать чувство гордости и  экологической  ответственности за природные богатства России и места своего проживания

Межпредметные связи: Биология, химия

Ресурсы урока: Учебник географии 10 класса (Полярная звезда), географический атлас. Стенная политическая карта мира. Видеофрагмент «Поговорим о почве…», Презентация «Земельные ресурсы мира»

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

Проверка домашнего задания по вопросам и заданиям после текста №4.

  1.  выбирают и отвечают на  вопросы
  2. Дополняют ответы учащихся

Мотивация познавательной деятельности

Все природные ресурсы важны для человека и его хозяйства. Но без какого ресурса Земли жизнь человека и всего живого невозможна?

( без почвы!)

Почва  - поверхностный плодородный слой Земли. Поверхность Земли не всегда способна быть плодородна.

3.  Организует обсуждение полученных результатов.

4. Учитель подводит к  новой теме урока.

1. Отвечают на поставленный вопрос

2. Высказывают своё мнение

3. Предлагают ответы для обсуждения.

4. Определяют и записывают тему урока в тетрадь.

Организация познавательной деятельности

  1. Структура земельного фонда

Как можно подойти к классификации земельных ресурсов мира?

  1. Предлагает прочитать текст учебника на стр. 22-23 и составить  тематическую схему.

  1.  Для закрепления показывает и предлагает проанализировать круговую диаграмму структура мирового земельного фонда (на слайде)

  1. Обращает внимание учащихся на Рис.9 стр.23 учебника «Структура земельных ресурсов мира», просит её проанализировать.

  1. Обеспеченность стран и регионов мира сельскохозяйственными угодьями.

  1.  Показывает таблицу на слайде «Обеспеченность стран мира сельскохозяйственными угодьями»

  1. Даёт задание:
  • заполнить пропуски в таблице.
  • Назвать и выписать причины различий по заполненным показателям.

III.Сокращение и расширение площади обрабатываемых земель

  1. Предлагает посмотреть видеофрагмент «Поговорим о почве…».

Важнейший ресурс человечества – почва!

«Почва – зеркало природы» Докучаев

Свойство почв – плодородие!

  1. Работа по группам (4 человека)
  2. Раздаёт задания
  • На основе видеофильма и текста учебника стр.24  назвать проблемы, связанные с использованием почв и причины их появления.

(Проблемы: увеличение непригодных земель и расширения процесса опустынивания. Деградация земель.  Причины проблем: Цикличное изменение в климате, вырубка лесов, неправильная обработка земель (полей),перегрузка пастбищ, разрастание городов, увеличение промышленных предприятий, строительство новых дорог, трубопроводов, линий электропередач

  • На основе видеофильма и текста учебника стр.24-25  назвать  пути решения проблемы,  сокращения площади плодородных земель.

(Рекультивация (восстановление состава и структуры почвы)

Различные виды мелиорации)

  1. Предлагают свою классификацию.
  2. Читают текст учебника и составляют схему в тетради.

  1. Анализируют круговую диаграмму, отвечают на вопросы учителя, проверяют записи в тетради.

  1. Анализируют Рис.9 учебника.

  1. Анализируют данные таблицы

  1. Заполняют пропуски ( высчитывают долю сельскохозяйственных угодий от площади страны и определяют показатель пашни на душу населения)

  1. Делают выводы

  1. Анализируют картосхему Рис.8 стр.22.

  1. Смотрят видеофрагмент, анализируют увиденное.

  1. Отвечают на вопросы учителя.

  1. Выявляют проблемы и причины проблем с  использованием почв.

  1. Осознают, что почва – важнейший ресурс человечества.

  1. Понимают, что главным свойством почвы является её плодородие!

  1. Делают вывод о рациональном и бережном использовании почвы.

  1. Понимают причины проблем

  1. Называют пути решения проблем, связанных с использованием почвы.

Подведение итогов

  • Организует, направляет и стимулирует рефлексию.
  • Предлагает ответить на вопросы после текста №9
  • Комментирует и выставляет оценки за урок
  • Поясняет домашнее задание ( Параграф №5, вопросы и задания после текста письменно)
  • Отвечают на вопросы после параграфа
  • Высказывают своё мнение.
  • Оценивают свою работу и работу одноклассников на уроке
  • Записывают домашнее задание

Дополнительный материал: Статистический материал для высчитывания ресурсообеспеченности стран сельскохозяйственными угодьями. Видеофрагмент «Поговорим о почве…» Поговорим о почве // Let's Talk About Soil (Russian version)     

Диагностика достижения планируемых результатов:

Дополнительные творческие задания: выбор темы проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка технологической карты урока "Водные ресурсы России"

Обобщающий урок по теме "Водные ресурсы России" с использованием ЭОР. Расписаны все этапы урока. Использованы гипер сылки на презентации...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

технологическая карта урока "Почвенные ресурсы России. Почвы и человек" 8 класс

Технологическая карта урока "Почвенные ресурсы России. Почвы и человек" для 8 класса  (фгос) составлена по УМК А.А. Летягин....

Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме:"Картинки с выставки"

Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме: "Картинки с выставки". Цель: на примере творчества М.П. Мусоргского ввести понятие "Сюита"....

Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»

Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...