Рабочая программа по географии для 8 класса
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

Галимзянова Лилия Бурхановна

Рабочая программа по географии для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8kl_-rabochaya_programma_po_geografii.docx42.62 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

  • Закона РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции);
  • Приказа МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального Компонента Государственных Образовательных  Стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);

     -   Примерной программы основного общего образования по географии

     -    Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  

            учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2012-2013 учебный год

     -   Учебного плана  МБОУ «Новокишитская основная  общеобразовательная школа »   Арского муниципального района Республики Татарстан

          на 2012 -2013 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол  №  1  от 28 августа 2012 года)

       

 Цель:  Заложить основы географического образования учащихся по разделу физической географии России.

 Задачи курса:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы  России,   об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту,  применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
  • применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Рабочая программа по географии  в 8 классе рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю по базисному учебному плану )

 Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

       География  России. Природа. И.И.Баринова. 8 класс Москва. Дрофа. 2006 год.

       География Республики Татарстан. А.С.Тайсин.  8 класс Казань. Магариф. 2010 год

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения географии ученик 8 класса  должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия  географических карт по содержанию, результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.   

    СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 Раздел.  Особенности географического положения  России                    

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.  

Границы России. Государственные границы России, их  виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Раздел. Природа России.  Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный  и экологический потенциал России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы  формирования земной коры на территории России. Особенности  геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные  процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления.  Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение  рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Выявление: зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных  факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.  Характеристика крупнейших рек страны.  Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в жизни населения  и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения  качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России.  Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с  эрозией почв  и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие.  Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.  Растительный и животный мир своего региона и своей местности. Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.

Раздел. Районирование России. Регионы России.

Природно-хозяйственное  районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природно-хозяйственные различия морей России. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Памятники всемирного природного  наследия. Физико-географическое  районирование. Специфика природы: геологическое строение и  рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Анализ физической карты и карт компонентов природы.

География своей республики (края, области). Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Климат своего региона. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Особенности почв  своего региона и своей местности. Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание. Топонимика.

Практические работы.

На контурную карту нанести границы  России и государств, отметить крайние точки.

Определение поясного времени для разных городов России.

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по   территории страны.  

Определение коэффициент влажности

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

Знакомство с образцами почв России и особенностями их использования.

Характеристика  природных зон России

Оценка обеспеченности природными  ресурсами крупных регионов России.

Определение географического положения Республики Татарстан

  Национально-региональный компонент реализуется при изучении географии Республики Татарстан

                                                                  Учебно-тематический план – 8 класс

Тема №

Название

Количество часов

Практические работы

1

Особенности географического положения  России                    

6

2

2

Природа России. Природные условия и ресурсы России.

  1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.
  2. Климат и климатические ресурсы.
  3. Внутренние воды и водные ресурсы.
  4. Почва и почвенные ресурсы.
  5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

5

5

4

3

4

1

2

1

1

3

Районирование России. Регионы России.

24

2

4

Человек и природа

5

5

География своей республики (края, области).

14

1

Всего

70

10

Тема урока

Количество

часов

Практическая часть

Дата проведения

Приме

чание

План

Факт

1.

Россиянең физик географиясе нәрсәне өйрәнә

1

4.09

2.

Россиянең географик урыны, чикләре

1

Практик эш №1. Конт.картада Россиянең чикләрен, чик нокталарын, чиктәш дәүләтләрен билгеләү

6.09

3.

Россия ярларын юучы диңгезләр

1

11.09

4.

Сәгать пояслары, җирле вакыт

1

Практик эш №2. Сәгать поясларын билгеләүгә мәсьәләләр чишү

13.09

5.

Россия территориясен өйрәнү тарихы

1

18.09

6

“Илебез дөнья картасында” темасы буенча кабатлау

1

20.09

Табигый шартлар һәм табигый ресурслар

7.

Россиядә рельеф үзенчәлекләре

1

25.09

8.

Россия территориясенең геологик төзелеше

1

27.09

9.

Россиянең минераль ресурслары

1

Практик эш №3. Конт.картада файдалы казылмаларның төп чыганакларын билгеләү

2.10

10.

Рельеф формалары үсеше

1

4.10

11.

“Рельефы, геологик төзелеше” темасы буенча кабатлау

1

9.10

12.

Климат барлыкка китерүче факторлар

1

11.10

13

Атмосфера фронтлары. Циклоннар һәм антициклоннар.

1

16.10

14.

Климат типлары

1

Практик эш №4. Январьның һәм июльнең уртача температураларын , еллык явым-төшемне билгеләү

18.10

15.

Кешенең климатка тәэсире

Агроклиматик ресурслар

1

Практик эш №5.Дымлылык коэффициентын билгеләү

23.10

16.

“Климат” темасы буенча кабатлау

1

25.10

17.

Россиянең эчке сулары

1

Практик эш №6. Карта буенча елганың туенуын, режимын, еллык агышын, агып төшү биеклеген, авышлыгын билгеләү

30.10

18.

Күлләр, сазлыклар. Җир асты сулары, бозлыклар, мәңгелек туңлык.

1

1.11

19.

Су ресурслары

1

13.11

20.

“Эчке сулар һәм су ресурслары” темасы буенча кабатлау

1

15.11

21

Туфракларның барлыкка килүе, үсү – үзгәрү шартлары

1

20.11

22.

Туфрак таралу закончалыклары

1

Практик эш №7. Карта буенча Россиядәге зоналарның туфрак шартларын билгеләү

22.11

23.

Россиядә туфрак ресурслары

1

27.11

24.

Россиядә үсемлекләр дөньясы

1

29.11

25

Россиядә  хайваннар дөньясы

1

4.12

26.

Биологик ресурслар

1

6.12

27.

Россиянең табигый ресурслары потенциалы

1

11.12

Россиянең табигый комплекслары

28.

Россиянең табигый комплексларының төрлелеге

1

13.12

29.

Диңгезләр – эре табигый комплекслар

1

18.12

30.

Россиянең табигый зоналары

1

20.12

31.

Урманнар зонасы

1

25.12

32.

Көньяк Россиядә урмансыз зоналар

1

Практик эш №8. Табигый зоналарның берсенә характеристика бирү.

27.12

33

Биеклек пояслылыгы

1

15.01

34.

“Табигый районнарга бүлү” темасы буенча кабатлау.

1

17.01

35.

Рус тигезлегенең табигате

1

22.01

36.

Рус тигезлегенең табигый комплекслары

1

24.01

37.

Рус тигезлегенең табигый ресурслары

1

29.01

38.

Төньяк Кавказ – Россиянең иң яшь, иң биек таулары

1

31.01

39.

Т.Кавказның табигый комплекслары

1

5.02

40.

Урал

1

7.02

41.

Уралның табигате

1

12.02

42

Уралның экологик проблемалары

1

14.02

43.

Кб.Себернең табигате

1

19.02

44.

Кб.Себернең табигый ресурслары

1

Практик эш №9. Карта буенча регионның  табигый ресурсларын билгеләү

21.02

45.

Кч.Себер табигате

1

26.02

46.

Кч.Себернең табигый районнары

1

28.02

47.

Байкал

1

5.03

48

Кч.Себернең табигый ресурслары һәм аларны үзләштерү проблемалары

1

7.03

49.

Ерак Кч – ның табигате

1

12.03

50.

Ерак Кч-ның табигый комплекслары

1

14.03

51.

Ерак Кч-ның табигый ресурслары

1

19.03

Кеше һәм табигать

52.

Табигый шартларның кеше тормышына һәм сәламәтлегенә тәэсире

1

21.03

53.

Кешенең табигатькә йогынтысы

1

2.04

54.

Табигатьне рациональ файдалану

1

4.04

55.

Россиядә экологик хәл

1

9.04

56

“Кеше һәм табигать” темасы буенча йомгаклау

1

11.04

Татарстанга гомуми географик характеристика

57.

Татарстанның географик урыны һәм территориясе

1

Практик эш №10. Карта буенча Татарстанның географик урынын билгеләү

16.04

58.

Татарстанның рельефы

1

18.04

59.

Геологик төзелеше

1

23.04

59.

Татарстанның климаты

1

25.04

60

Татарстанның сулары

1

30.04

62.

Татартанның табигый – географик зоналары

1

2.05

63.

Татарстанның табигый ресурслары

1

7.05

64

Үсемлекләр һәм хайваннар дөньясы ресурслары

1

14.05

65.

Идел – Кама дәүләт тыюлыгы һәм Түбән Кама милли паркы

1

16.05

66.

Татарстан җирендәге табигать истәлекләре

1

21.05

67.

Татарстанның табигый – географик районнары

Кама алды

1

23.05

68

Кама аръягы

1

28.05

69

Идел алды

1

30.05

70

“Татарстанга гомуми характеристика” темасы буенча йомгаклау

1

30.05

Перечень  литературы и  средств обучения

         

         Основная литература

1. География  России. Природа. И.И.Баринова. 8 класс. Москва.  Дрофа. 2006 год.

    География Республики Татарстан. А.С.Тайсин.  8 класс.  Казань. Магариф. 2010 год

2. Примерная программа основного  общего образования по географии (базовый уровень).

3.  Стандарт основного общего образования по географии

   Дополнительная литература для учителя:

1. Поурочные разработки по географии 8 класс. Природа России.  Е.А.Жижина. «Вако» Москва 2006 год.

2.География. Развернутое тематическое планирование. 6 – 11 классы. Волгоград. Учитель. 2008 год.

3. Журналы «География в школе»

4.В.И.Сиротин. География. Контурные карты.  8 класс – М.: Дрофа, 2009.

5.Атлас. География России. О.Д. Дубовая. 8 класс.

Электронные ресурсы:

Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

География России. Природа и население. 8 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...