Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие: "Планета толерантности"
    методическая разработка (география, 10 класс) по теме

    Мегис Татьяна Александровна

    Материал   раскрывает   понятие, значение   слова  -  толерантность, приёмы   развития   этого   качества.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx29.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внеклассное мероприятие: «Планета толерантности».

    Цель:

    - сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);

    - формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;

    - воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

    - развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

    - способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

    развитие способности к познанию себя и других людей.

    ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

    1. Приветствие (слайд № 1)

    Учитель:

    - Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.

     - Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.

    2. Притча «Ладная семья» (слайд № 2)

    «Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:              

    Любовь

    Прощение

    Терпение

    И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».

    Учитель:

    - Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?

    - Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить?

    Тема нашего мерориятия «Планета толерантности». (слайд № 3)

    3. Что такое толерантность? (слайд №4)

    -  У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

    Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

    (слайд № 5)

    Эпиграфом нашего мероприятия послужит высказывание Бернарда Шоу

    «Теперь, когда мы научились

    Летать по воздуху, как птицы,

    Плавать под водой, как рыбы,

    Нам не хватает только одного:

    Научиться жить на земле, как люди».

    -Как вы понимаете смысл этого высказывания? Что значит, жить на земле как люди?

    Вывод. Жизнь человеку дается только один раз и, каждый сам выбирает, как его прожить.

    - И так, что же такое «толерантность»? Заглянем в прошлое.

    4. История происхождения понятия толерантность (слайды № 6,).

    Ученик1:

    - На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран-Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел.

     (слайд № 7)

    Ученик2:

    - Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

    С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

    5. Праздник толерантности – 16 ноября (слайд № 8).

    Ученик1:

    - Толерантность - уважительное, терпимое отношение людей к инакомыслию, особенно актуальна в современном мире. Толерантность предполагает готовность признать "другого", имеющим равные права на определенные жизненные ценности.

    Ученик2:

    - 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.  Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению ООН. 16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности. «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

    Ученик1:

    Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным постижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

    Ученик2:

    День терпимости отмечается в разных странах по аналогичному сценарию. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира. Большинство мероприятий ориентировано на учебные и профессиональные заведения, но часть их проводится и для всей общественности.

    (слайд № 9).

    - Понимание толерантности в разных языках неоднозначно.

    Ученик1:

    В английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь».

    Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов».

    В испанском оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

     В китайском языке быть толерантным - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».

    В арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим».

    В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».

    В русском – способность терпеть что- то или кого–то (быть выдержанным, стойким, уметь мириться с существованием  чего – либо или кого – либо).

    Учитель: Что же объединяет эти определения?

    (слайд № 10) А, что же значит быть терпимым?

     (слайд № 11) (слайд № 12) (слайд № 13) (слайд № 14) (слайд № 7)

    Ответ (слайд № 16) 

    Это значит : уметь прощать, принимать людей такими, какие они есть, уметь признавать свои ошибки, понимать других, допускать, что другие люди могут думать, жить по-другому, чем ты.

    6. Посмотрите на цветок толерантности.

    7. Игра «Поднимите руку , у кого...».

    - Но в чём же мы похожи? Давайте поиграем в такую игру: «Поднимите руку, у кого...»

    – русый цвет волос;

    – родился зимой;

    – в имени есть буква А;

    - карие глаза;

    – любит мороженое ;

    - чья фамилия заканчивается на –ов;

    - читал «Приключения Буратино»;

     (слайд № 18) 

     «МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ  НАШЕ БОГАТСТВО,
    МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА»

    (слайд № 19) ( посмотрите на картинку…)

    (слайд № 20) (посмотрите: какой большой…)

    (слайд № 21) Все люди на планете разные(слайд № 22,23, 24) 

    Учитель:

    - Каждый из нас неповторим и значим. Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений.
    А теперь я приведу один известный пример. Речь идет о немецком плакате, формирующем повседневную толерантность. Он был создан в конце 60-х годов, во Франкфурте-на-Майне и публикуется сегодня в немецких школьных учебниках, представлен в музейных витринах и на уличных рекламных тумбах.
    Простой и динамичный ритм плаката, его очевидная связь с повседневной толерантностью, ссылки на повседневность – сделали его необыкновенно популярным.
    Он нравится интеллектуалам и молодежи, он убедителен для людей разных возрастов.

    В нем есть открытое просветительство и скрытая ирония. Его создавали философы, культурологи и активисты университетских молодежных движений 68 года.

    - Что же собой представляет этот плакат?
    Это всего семь строчек, написанных как бы от руки:
    (слайд №25) 

    Твой Иисус – еврей.
    Твой автомобиль – японский.
    Твой кофе – бразильский.
    Твои цифры – арабские.
    Твои буквы – латинские.
    Твоя демократия – греческая.
    Твой сосед после этого всего - лишь иностранец?

    Концепция плаката, как это ясно, состоит в том, чтобы дать информационный конструкт – имидж:

    человек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия);

    повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране, отпуск проводят в других странах, пользуются автомобилями разных стран).

    и символ веры, Иисус Христос был рожден другим народом.

    Можно ли при этом смотреть свысока на иностранцев, людей других национальностей?!
    Что необходимо человеку в эпоху глобализации? Конечно, толерантность.

    8. Упражнение «Толерантная и интолерантная личности». 

    - Вам даны карточки, с различными качествами человека. Попробуйте выбрать 5 качеств, которые по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением (слайд № 26) 

    Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.

    Ответ (слайд № 27) 

    Учитель:

    - Не было бы жизни на земле без любви.

    9. Сказка о любви (слайд №28) 

     (Звучит музыка, рассказывается сказка.)

    Жила-была на земле девушка по имени Любовь.

    Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

    (слайд № 29) 

    - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

    Подумал волшебник и сказал:

    - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет...

    (слайд № 30) 

    Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

    - Вот выбирай, - сказал волшебник,

    одну зовут Радость (слайд №31)

    другую - Удача (слайд №32)

    третью – Красота (слайд №33)

    четвертую - Печаль (слайд №34)

    пятую - Доброта  (слайд №35) 

    (слайд № 36) 

    - Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...

    - Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

    Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

    - А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы)

    (Звучит музыка и продолжение сказки.)

    Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

    -  Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

    (слайд № 37) 

    Прикоснитесь ко мне добротой,

    И болезни смоет волной,

    И печаль обойдёт стороной,

    Озарится душа красотой.

    10. (слайд 38). Правило толерантного общения

    • Уважай собеседника.
    • Старайся понять то, о чем говорят другие.
    • Отстаивай свое мнение тактично.
    • Ищи лучшие аргументы.
    • Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
    • Стремись учитывать интересы других.

    (слайд 38).

    Если каждый друг к другу будет терпим,

    То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

    Учитель:

    - Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что наше мероприятие оставило  глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир.
    Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие "Планета ботаническая"

    внеклассное мероприятие для 6-х кл....

    Разработка внеклассного занятия "Планета толерантности"

    Внеклассное мероприятие "Планета толерантности" для учащихся 6-7 классов проводится с целью развитие умения анализировать и делать выводы из получаемой информации; развитие умения смотреть объективно ...

    Внеклассное мероприятие "Планета-Здоровье"

    Сказочное представление для малышей.  Познавательное и обучающее мероприятие....

    Разработка внеклассного мероприятия "Планета мод"

    В мероприятии задействованы учащиеся 5-11 классов....

    Методическая разработка воспитательного мероприятия «Планета толерантности – наша планета!»

    В связи с последними событиями, происходящими в нашей стране, проблемы формирования личности не отвечают новым требованиям времени.  В каждом человеке должны быть критерии воспитанности, которые ...

    Внеклассное мероприятие "Планета толерантности"

    Мероприятие,где  учащиеся  учились добру и уважению друг к другу....