Главные вкладки

    Урок по географии в 8 классе "Почвы России"
    план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

    Апполонова Наталия Васильевна

     Урок географии в 8-м классе "Почвенные ресурсы России"

    Тип урока: комбинированный

    Цели и задачи урока:

    сформировать понятия о почвенных ресурсах и их отличии от земельных, о причинах разрушения почв и роли мелиорации;

    развивать у учащихся умения делать выводы и сжато излагать прочитанный материал, выделять главное; потребность в творческой деятельности, самоактуализации через различные виды работы; развивать аналитическое мышление, речь, любознательность;

    вызвать интерес к уроку через придания ему проблемно-творческого характера, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;

    развивать ценностное отношение учащихся к окружающей природе.

    Оборудование:

    географические атласы России ,

    тесты

    вертикальные разрезы основных видов почв, почвенная карта России,  учебник “География: природа России 8кл. ” Э. М. Раковская

    Методическая тема учителя: Разнообразие форм и методов ведения уроков географии.

    Методические приемы: географический диктант, тестирование, разноуровневые карточки, устный опрос, работа с картами атласа и учебником, самостоятельная работа.

    Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

     

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент.

    - Проверка готовности класса к уроку.

    2. Реализация домашнего задания.

    Методические приемы – географический диктант, устный опрос, тестирование.

    Вопросы географического диктанта:

    1. Самые богатые перегноем почвы. /черноземы/

    2. Какие почвы занимают более половины площадей страны? / подзолистые и дерново-подзолистые/

    3. Что является характерной закономерностью смены почв в горах? /высотная поясность/

    4. Какие почвы образуются при близком залегании пресных грунтовых вод? / торфяно-болотные/

    5. Лучшие почвы нашей страны / чернозёмы/.

    Вопросы устного опроса:

    - Какие из основных закономерностей наблюдаются в размещении почв на равнинах и в горах?

    - Назовите главные типы почв России. Дайте краткую характеристику каждому из типов.”.

    3. Объявление темы, постановка задач урока.

    4. Актуализация опорных знаний.

    Методический прием - фронтальный опрос, работа с географическим атласом .

    - Как почвы используются человеком?

    - Используя почвенную карту , определите, какие почвы преобладают в нашей республике?

    5. Изучение нового материала.

    Методический приём - рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа с учебником,

    1 Почвенные и земельные ресурсы.

    “Земля - один из главных ресурсов природы, источник жизни. Недаром говорят: “Труд – отец богатства, а земля - мать его”.

    Почва покрывает поверхность суши почти сплошным тонким слоем. И этот верхний рыхлый слой в обыденной жизни часто называют просто землей. Слова “земля” и “почва” здесь употребляются как синонимы. Нередко отождествляют земельные и почвенные ресурсы. Но это не всегда одно и то же.

    Земельные ресурсы – физическая поверхность Земли, которая может использоваться для размещения отдельных объектов и различных отраслей хозяйства. И для большинства отраслей не имеет значения, какие почвы развиты на этих землях.

    Лишь для двух направлений использования земель – для сельского и лесного хозяйства – важно качество земель, их плодородие, т. е. основную роль играют почвенные ресурсы. В этих отраслях земля становится средством производства.

    / Рассказ учителя сопровождается рассмотрением рис. 108-109учебника “Основные направления использования земельных ресурсов/

    Вопросы к ученикам:

    - В европейской или азиатской части России больше земельных ресурсов?

    - Какая из них более богата почвенными ресурсами для развития земледелия?

    /ученики рассматривают картосхему учебника и почвенную карту России, делают вывод, отвечают на вопросы/

     

    Учитель:

    Земельный фонд России составляет - 1708 млн. га, из них

    - площадь сельхозугодий – 222 млн. га -13 % земельного фонда, в том числе:

    - пашни – 132 млн. га -около 8 %, леса – 768 млн. га - 45 %.

    /Учитель обращается к презентации/:

    - В какой части страны расположена большая часть с/х земель?

    Ученик отвечает:

    “Большая часть сельскохозяйственных земель расположена в южной половине страны”.

    Учитель:

    Основная земледельческая зона нашей страны - зона смешанных лесов, лесостепи и степи.

    Под пашню используются наиболее плодородные почвы – черноземы, серые лесные и темно-каштановые.

    Дерново-подзолистые почвы хотя и менее плодородны, характеризуются устойчивым увлажнением. Это повышает их ценность.

    Подзолистые и каштановые почвы менее пригодны для земледелия. На этих почвах преобладают сенокосы и пастбища

    - На каких почвах размещены оленьи пастбища? Пастбища овец и верблюдов?

    Ученики отвечают:

    - Оленьи пастбища – на тундровых глеевых;

    - Пастбища овец и верблюдов - на светло-каштановых, бурых и серо-бурых почвах полупустынь и пустынь.

    2. От чего нужно охранять почву.

    / По данному вопросу идет самостоятельная работа учеников с учебником/.

    Учитель:

    “Ребята, используя текст учебника, сделайте вывод : “от чего нужно охранять почву”.

    Ученики, читая текст учебника приходят к выводу, что почву нужно охранять от эрозии, которая бывает двух видов :

    - водная;

    - ветровая.

    Учитель

    Используя карты атласа  определите, какой вид эрозии почвы преобладает в нашей республ

    Учитель задает ученикам проблемный вопрос:

    - Какой вид вспашки холма вы бы выбрали? И почему?

    /Активизация мыслительной деятельности, каждый может высказать свое мнение/

    Учитель:

    “В результате развития хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение, изменение состава и свойства почвы, снижается её плодородие

    Восстановить плодородие эродированных земель бывает очень трудно”.

    3. Роль мелиорации в повышении плодородия почвы.

    “Ребята, на первом занятии при изучении темы “Почвы и почвенные ресурсы” был поставлен вопрос: “Как повысить плодородие почвы?”, теперь мы с вами, изучив этот самый важный раздел по теме “Почвенные ресурсы России”, сможем ответить на него. Роль мелиорации в повышении плодородия почвы вы продолжите изучать в 9 классе при изучении темы “Агропромышленный комплекс”

    Учитель:

    “Важная роль в повышении плодородия почв принадлежит мелиорации земель.

    Мелиорация с/х земель – совокупность мер по улучшению почв с целью длительного повышения их плодородия.

    Различают виды мелиорации земель:

    - Водная: орошение засушливых, осушение переувлажненных земель, обводнение пастбищ в засушливых районах.

    - Агромелиорация – правильный выбор глубины и направления вспашки и др.

    - Лесомелиорация – облесение склонов, оврагов, создание полезащитных лесополос.

    - Рекультивация - восстановление земель, нарушенных хозяйственной деятельностью человека/очистка от камней, пней, выравнивание поверхности и т. п. /

    - Химическая - внесение в почву различных удобрений, химических веществ: извести, гипса и т. п.

    /Учитель обращает внимание учеников на презентацию “Мелиорация земель”и задает вопросы/

    - Где находятся основные районы осушения земель? Почему?”

    /Ученики сопоставляют два рисунка, делают выводы, дают ответы.

    Выслушиваются все ответы, после чего учитель дает правильные /.

    Учитель:

    “Итак, вернемся к нашему вопросу: “Как можно повысить плодородие почвы?

    /Ученики дают ответы, учитель выслушивает их, дополняет. /

     

    Надо помнить, что каждое поколение людей должно оставлять своим детям в наследство землю плодородную, а не оскудевшую”.

    6. Подведение итогов урока.

    - выставление оценок с комментарием.

    7. Закрепление изученного материала.

    1.Работа по рисункам в презентации.

    8. Домашнее задание.

    П .30 ответить на вопросы. Повторить пройденное. Подготовиться к тестированию. Заполнить таблицу

    Регион России

    Неблагоприятные условия. действие которых

    можно уменьшить.

    Меры, которые необходимо провести для повышения плодородия почвы.

     

    9. Заключительная часть урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл material_soderzhit_svedeniya_o_pochvakh_12.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Материал содержит сведения о почвах России .  Их характеристику. И расположение на картах России.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по географии "Климатическая карта России" 8 класс

    Конспект урока по географии, 8 класс. По учебнику под редакцией А.И. Алексеева, линия "Полярная звезда". Тема урока "Климатическая карта России". Куроку есть приложение - презентация....

    Занимательный урок экономики " География в купюрах России".

    Конспект урока " География в купюрах России" предназначен для учителей экономики и географии. Это занимательный, интегрированный урок для учащихся 8-9 классов, изучающих в школе экономику. Материал ур...

    Урок по географии "Внутренние воды России.Реки"

    урок по географии России.8 класс...

    Разработка урока по географии "Внутренние воды России

    Конспект урока и презентация к уроку в 8 классе в раздел "Внутренние воды". Предложены практическая часть, тесты, работа с картой....

    Урок по географии «Трудовые ресурсы России» 9 класс

    Формирование знаний о трудовых ресурсах России. ...

    Конспект урока по географии Минеральные ресурсы России 8 класс

    Представлен теоретический метериал по теме и практические задания для текущего контроля и закрепления материала....