Урок по географии в 8 классе "Почвы России"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Апполонова Наталия Васильевна

 Урок географии в 8-м классе "Почвенные ресурсы России"

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи урока:

сформировать понятия о почвенных ресурсах и их отличии от земельных, о причинах разрушения почв и роли мелиорации;

развивать у учащихся умения делать выводы и сжато излагать прочитанный материал, выделять главное; потребность в творческой деятельности, самоактуализации через различные виды работы; развивать аналитическое мышление, речь, любознательность;

вызвать интерес к уроку через придания ему проблемно-творческого характера, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;

развивать ценностное отношение учащихся к окружающей природе.

Оборудование:

географические атласы России ,

тесты

вертикальные разрезы основных видов почв, почвенная карта России,  учебник “География: природа России 8кл. ” Э. М. Раковская

Методическая тема учителя: Разнообразие форм и методов ведения уроков географии.

Методические приемы: географический диктант, тестирование, разноуровневые карточки, устный опрос, работа с картами атласа и учебником, самостоятельная работа.

Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Проверка готовности класса к уроку.

2. Реализация домашнего задания.

Методические приемы – географический диктант, устный опрос, тестирование.

Вопросы географического диктанта:

1. Самые богатые перегноем почвы. /черноземы/

2. Какие почвы занимают более половины площадей страны? / подзолистые и дерново-подзолистые/

3. Что является характерной закономерностью смены почв в горах? /высотная поясность/

4. Какие почвы образуются при близком залегании пресных грунтовых вод? / торфяно-болотные/

5. Лучшие почвы нашей страны / чернозёмы/.

Вопросы устного опроса:

- Какие из основных закономерностей наблюдаются в размещении почв на равнинах и в горах?

- Назовите главные типы почв России. Дайте краткую характеристику каждому из типов.”.

3. Объявление темы, постановка задач урока.

4. Актуализация опорных знаний.

Методический прием - фронтальный опрос, работа с географическим атласом .

- Как почвы используются человеком?

- Используя почвенную карту , определите, какие почвы преобладают в нашей республике?

5. Изучение нового материала.

Методический приём - рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа с учебником,

1 Почвенные и земельные ресурсы.

“Земля - один из главных ресурсов природы, источник жизни. Недаром говорят: “Труд – отец богатства, а земля - мать его”.

Почва покрывает поверхность суши почти сплошным тонким слоем. И этот верхний рыхлый слой в обыденной жизни часто называют просто землей. Слова “земля” и “почва” здесь употребляются как синонимы. Нередко отождествляют земельные и почвенные ресурсы. Но это не всегда одно и то же.

Земельные ресурсы – физическая поверхность Земли, которая может использоваться для размещения отдельных объектов и различных отраслей хозяйства. И для большинства отраслей не имеет значения, какие почвы развиты на этих землях.

Лишь для двух направлений использования земель – для сельского и лесного хозяйства – важно качество земель, их плодородие, т. е. основную роль играют почвенные ресурсы. В этих отраслях земля становится средством производства.

/ Рассказ учителя сопровождается рассмотрением рис. 108-109учебника “Основные направления использования земельных ресурсов/

Вопросы к ученикам:

- В европейской или азиатской части России больше земельных ресурсов?

- Какая из них более богата почвенными ресурсами для развития земледелия?

/ученики рассматривают картосхему учебника и почвенную карту России, делают вывод, отвечают на вопросы/

 

Учитель:

Земельный фонд России составляет - 1708 млн. га, из них

- площадь сельхозугодий – 222 млн. га -13 % земельного фонда, в том числе:

- пашни – 132 млн. га -около 8 %, леса – 768 млн. га - 45 %.

/Учитель обращается к презентации/:

- В какой части страны расположена большая часть с/х земель?

Ученик отвечает:

“Большая часть сельскохозяйственных земель расположена в южной половине страны”.

Учитель:

Основная земледельческая зона нашей страны - зона смешанных лесов, лесостепи и степи.

Под пашню используются наиболее плодородные почвы – черноземы, серые лесные и темно-каштановые.

Дерново-подзолистые почвы хотя и менее плодородны, характеризуются устойчивым увлажнением. Это повышает их ценность.

Подзолистые и каштановые почвы менее пригодны для земледелия. На этих почвах преобладают сенокосы и пастбища

- На каких почвах размещены оленьи пастбища? Пастбища овец и верблюдов?

Ученики отвечают:

- Оленьи пастбища – на тундровых глеевых;

- Пастбища овец и верблюдов - на светло-каштановых, бурых и серо-бурых почвах полупустынь и пустынь.

2. От чего нужно охранять почву.

/ По данному вопросу идет самостоятельная работа учеников с учебником/.

Учитель:

“Ребята, используя текст учебника, сделайте вывод : “от чего нужно охранять почву”.

Ученики, читая текст учебника приходят к выводу, что почву нужно охранять от эрозии, которая бывает двух видов :

- водная;

- ветровая.

Учитель

Используя карты атласа  определите, какой вид эрозии почвы преобладает в нашей республ

Учитель задает ученикам проблемный вопрос:

- Какой вид вспашки холма вы бы выбрали? И почему?

/Активизация мыслительной деятельности, каждый может высказать свое мнение/

Учитель:

“В результате развития хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение, изменение состава и свойства почвы, снижается её плодородие

Восстановить плодородие эродированных земель бывает очень трудно”.

3. Роль мелиорации в повышении плодородия почвы.

“Ребята, на первом занятии при изучении темы “Почвы и почвенные ресурсы” был поставлен вопрос: “Как повысить плодородие почвы?”, теперь мы с вами, изучив этот самый важный раздел по теме “Почвенные ресурсы России”, сможем ответить на него. Роль мелиорации в повышении плодородия почвы вы продолжите изучать в 9 классе при изучении темы “Агропромышленный комплекс”

Учитель:

“Важная роль в повышении плодородия почв принадлежит мелиорации земель.

Мелиорация с/х земель – совокупность мер по улучшению почв с целью длительного повышения их плодородия.

Различают виды мелиорации земель:

- Водная: орошение засушливых, осушение переувлажненных земель, обводнение пастбищ в засушливых районах.

- Агромелиорация – правильный выбор глубины и направления вспашки и др.

- Лесомелиорация – облесение склонов, оврагов, создание полезащитных лесополос.

- Рекультивация - восстановление земель, нарушенных хозяйственной деятельностью человека/очистка от камней, пней, выравнивание поверхности и т. п. /

- Химическая - внесение в почву различных удобрений, химических веществ: извести, гипса и т. п.

/Учитель обращает внимание учеников на презентацию “Мелиорация земель”и задает вопросы/

- Где находятся основные районы осушения земель? Почему?”

/Ученики сопоставляют два рисунка, делают выводы, дают ответы.

Выслушиваются все ответы, после чего учитель дает правильные /.

Учитель:

“Итак, вернемся к нашему вопросу: “Как можно повысить плодородие почвы?

/Ученики дают ответы, учитель выслушивает их, дополняет. /

 

Надо помнить, что каждое поколение людей должно оставлять своим детям в наследство землю плодородную, а не оскудевшую”.

6. Подведение итогов урока.

- выставление оценок с комментарием.

7. Закрепление изученного материала.

1.Работа по рисункам в презентации.

8. Домашнее задание.

П .30 ответить на вопросы. Повторить пройденное. Подготовиться к тестированию. Заполнить таблицу

Регион России

Неблагоприятные условия. действие которых

можно уменьшить.

Меры, которые необходимо провести для повышения плодородия почвы.

 

9. Заключительная часть урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_soderzhit_svedeniya_o_pochvakh_rossii.docx12.46 КБ

Предварительный просмотр:

Материал содержит сведения о почвах России .  Их характеристику. И расположение на картах России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии "Климатическая карта России" 8 класс

Конспект урока по географии, 8 класс. По учебнику под редакцией А.И. Алексеева, линия "Полярная звезда". Тема урока "Климатическая карта России". Куроку есть приложение - презентация....

Занимательный урок экономики " География в купюрах России".

Конспект урока " География в купюрах России" предназначен для учителей экономики и географии. Это занимательный, интегрированный урок для учащихся 8-9 классов, изучающих в школе экономику. Материал ур...

Урок по географии "Внутренние воды России.Реки"

урок по географии России.8 класс...

Разработка урока по географии "Внутренние воды России

Конспект урока и презентация к уроку в 8 классе в раздел "Внутренние воды". Предложены практическая часть, тесты, работа с картой....

Урок по географии «Трудовые ресурсы России» 9 класс

Формирование знаний о трудовых ресурсах России. ...

Конспект урока по географии Минеральные ресурсы России 8 класс

Представлен теоретический метериал по теме и практические задания для текущего контроля и закрепления материала....