курс по выбору
элективный курс по географии (8 класс) на тему

Галина Дмитриевна Ильичева

Программа интегрированного курса предназначена для учащихся  VIII классов. Курс рассчитан на 35 часов (по одному часу в неделю). Разработка интегрированного курса  «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в VIII классе осуществлена в соответствии с законом «О региональном (национально-региональным) компоненте государственных образовательных стандартов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», Государственным стандартом основного общего образования, разработанным в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» (ст.7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, рассматривается как комплексный регионоведческий курс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ilichyova._kurs_po_vyboru_8_kl.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Антонины Ивановны Исаевой»

Согласована: ___________________                                                                                  Утверждена: _________________

Руководитель МО                                                                                                                 Директор   

Согласована: ___________________                                                                                  Приказ  № _____ от  __________

Зам. директора     

Рабочая программа

по   курсу «Природа. География и экология Ханты-Мансийского автономного округа-Югры»

 2012-2013 учебный год

количество часов в неделю -   1 час. 

методическое объединение учителей естественных наук

учитель  Ильичёва Галина Дмитриевна

Программа:  Программа интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа-Югры». 8-9 классы. - Ханты-Мансийск. Полиграфист, 2012.

Учебник: Бакулин В.В., Козин В.В., Орлова Т.К. География Ханты-Мансийского автономного округа 8-9 класс. - М., Экопрос, 2009.

Дополнительная литература:

  1. Вигдорчик Е.А., Нежданова Т.М. Элементарная математика в экономике и бизнесе. М: Вита-Пресс.,2011.
  2. Мицкевич А.А. Экономика в задачах и тестах. М: Вита-Пресс, 2011.
  3. Трунин В.И. Самостоятельные и контрольные работы по экономике: для старших классов. – М.: Вита-Пресс,2009.
  4. Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. Ярославль “Академия развития”, 2011.

Прошла  экспертизу  на  заседании  методического совета. Протокол № ______ от __________

Пояснительная записка

Программа интегрированного курса предназначена для учащихся  VIII классов. Курс рассчитан на 35 часов (по одному часу в неделю). Разработка интегрированного курса  «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в VIII классе осуществлена в соответствии с законом «О региональном (национально-региональным) компоненте государственных образовательных стандартов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», Государственным стандартом основного общего образования, разработанным в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» (ст.7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, рассматривается как комплексный регионоведческий курс. К числу наиболее важных вопросов современной географии и экологии относятся  региональные проблемы устойчивого развития, включающие в себя задачи рационального использования природных ресурсов, территориальной организации производительных сил и одновременно с этим организации действенных мер по сохранению благоприятных экологических качеств природной среды. Данная программа обеспечивает комплексность и преемственность в изучении.     Новое содержание интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в VIII классе учитывает изменившееся положение округа в стране, а также изменения экологической, демографической, социально-политической и экономической ситуаций в округе. Нельзя решить социально-экономические проблемы Югры без сохранения ее неповторимой природы, без бережного отношения к природным богатствам, к здоровью людей. А чтобы это осуществить, необходимо подготовить экологически образованных и грамотных граждан XXI века, который объявлен ЮНЕСКО веком образования. Уникальная природа округа, культура народов, живущих в Югре, приобретают особую ценность и значимость для подростков, способствуя становлению у них чувства гордости за свой округ, патриотизма и гражданской позиции.  Вопросы взаимоотношений человека и природы всегда считались главными в географии, в их разработке этой науке принадлежит исключительная роль. У географии в связи с экологизацией науки появились благоприятные перспективы к созданию интегрированного курса. Объект изучения и познавательная модель данной программы позволяют проследить аспект взаимоотношений человека с природным окружением, изучают изменения природных систем человеком, а также показывают созидательный характер сотворчества человека и природы. Экологический принцип нашел отражение в построении данной программы. Взаимодействие между обществом и окружающей средой происходит в различных зонально-природных и социально-экономических условиях, на уровне конкретных экосистем и геосистем. Предлагаемая программа позволяет учащимся на основе комплексного подхода получить целостное представление об экономике и экологии округа, способствует воспитанию гражданской позиции по отношению к природе. Цель осуществления экологического принципа – исследование связей между человеком и природной средой. У географии и экологии один объект познания – геосистема в географии, экосистема в экологии. Системный подход – основной и общий метод их исследования, как и в других науках. У географии и экологии также один объект исследования (изучения) – природа и экономика своего края. Оба принципа предполагают постоянный сбор информации из различных источников – прежде всего из собственных наблюдений, литературы, местной периодической печати, материалов краеведческих музеев, Интернета и других.  Сегодня поставлена задача не столько в получении новых знаний, сколько в систематизации уже имеющихся. В географии объектом исследования являются экосистемы (природные, природно-хозяйственные), в экологии – экосистемы. Такой системный подход сближает географию и экологию. Влиянием окружающей среды на человека занимается экология человека. Практическая направленность географического образования находит свое выражение в умении оценить природную среду с экологической точки зрения. В модели интегрированного учебного курса «География и экология ХМАО – Югры» в VIII классе важным является творческая деятельность учащихся – написание исследовательских и проектных работ, что характеризует деятельностный принцип обучения. Одной из составных частей программы стали этнографические знания. Они раскрывают материальную и духовную культуру различных народов в их неразрывном единстве с природой и хозяйственной деятельностью. Этнографичеческие знания усиливают идею гуманизации школьной географии. Программа построена по принципу преемственности.  Отличительные черты  интегрированного курса.

Образование является целостным:

  • По содержанию эколого-географических знаний;
  • По методам обучения, последовательно ориентирующим познавательную, исследовательскую деятельность учащихся на выявление в природе закономерностей;
  • По формам обучения, создающим условия для наблюдения и исследования в окружающей среде;
  • По интегративно-предметной системе обучения, при которой усвоение содержания объединяется в «образ территории»;
  • По комплексному диагностированию эффективности учебно-воспитательного процесса;

Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре находится человек. На нём замыкается и природа, и экономика. Это позволяет учащимся по-другому взглянуть на свою малую родину, почувствовать себя участником освоения уникального края.

Главная цель курса. Сформировать позитивный, привлекательный географический образ родного края, воспитать современного югорчанина – человека-стратега, проектировщика новой жизни, интеллектуально развитого, с высоким уровнем экологической культуры.

 Задачи.

  1. На основе гуманизации и культурологической направленности содержания интегрированного курса овладеть знаниями комплексной характеристики региона, в центре которой человек, люди, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность в северных природных условиях.

  1. На основе историко-географического подхода раскрыть изменения практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем и их решения.

  1. Продолжить развитие картографической грамотности учащихся посредством работы с картами разнообразного содержания.

  1. Развить практические умения извлекать информацию из различных источников знаний.

  1. Выделять, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и природной средой.

Использованная литература для учащихся

 Бакулин В.В., Козин В.В., Орлова Т.К. «Экология и география ХМАО, 8-9 классы», М, Экопрос, 2011

  1. Добринский В.В., Плотников В.В., «Экология ХМАО», Тюмень 2010
  2. Рабочая тетрадь по географии ХМАО, М, Экопрос, 2010

Использованная литература для учителя

  1. Бакулин В.В., Козин В.В., Орлова Т.К. «Экология и география ХМАО, 8-9 классы», М, Экопрос, 2011
  2. Добринский В.В., Плотников В.В., «Экология ХМАО», Тюмень 2010
  3. Программа интегрированного курса «География и экология ХМАО – Югры», VIII-IX классы, Ханты-Мансийск, Полиграфист 2009
  4. www.ugranet.ru – информационный портал ХМАО
  5. www.ugansk.intergrad.ru – сайт Нефтеюганска

Календарно-тематическое планирование

№ зан.

Раздел

Тема

урока

Содержание

Кол.

часов

Дата

Основные формы

1-2

Введение

Особенности и задачи курса «География и экология ХМАО-Югры». Источники знаний о своём крае. Важность эколого-географических знаний для рационального использования её природных ресурсов.

2

Беседа, работа с картой атласа

Раздел I. Округ на карте Родины. Правовой статус - 4

3-4

Географичес-кое положение округа

Особенности физико-гнографического положения, экономико-географического и эколого-геогафического, их влияния на природу, население и эконгомику округа

2

Лекция, работа с картой атласа

5-6

Границы и   административно-территориаль-ное устройство

Изучение и освоение территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

2

Лекция, работа с картой атласа

 Раздел II. Природа и человек. Тема 1. Рельеф и недра- 5

7-8

Особенности рельефа. Влияние рельефа на природу, жизнь населения.

Современное развитие рельефа. Внешние и внутренние факторы рельефообразования. Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф.

2

Лекция, работа по карте атласа

9-11

Богатства недр округа. Минерально-сырьевые ресурсы, их роль в развитии экономики.

Округ-кладовая нефти и газа, его место по запасам и добыче в России и в мире. Перспективы добычи нефти. Техногенное воздействие при нефтедобыче на окружающую среду. Рудные и нерудные полезные ископаемые.

3

Лекция, практическая работа

Тема 2. Климат и человек-3

12-14

Климатичес-кие особенности округа.

Климат и человек

Неблагоприятные природные и опасные явления. Влияние климатических, экологических, социально-экономических факторов на здоровье населения. Изменение климата. Прогноз изменений климата.

2

1

Беседа, практическая работа

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы-3

15-17

 Богатство водных ресурсов. Поверхност-ные воды.

Водные ресурсы и человек.

Качество и количество водных ресурсов. Значение рек в заселении и освоении территории округа. Обь и Иртыш-главные водные артерии Югры. Край сотен тысяч озёр. Болота-« кладовые солнца».

Пути сохранения качества водных ресурсов. Ичспользование минеральных и термальных вод. Экологическое состояние и проблемы использования внутренних вод округа.

1

1

1

Лекция, практическая работа, самостоятельная работа

18-19

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы.

Почва- «зеркало ландшафта». Почвенные и земельные ресурсы.

Почвенные ресурсы округа. Почвы-показатель состояния окружающей среды. Проблемы рационального использования земельных ресурсов. Государственный контроль использования и охраны земель.

2

Беседа, самостоятельная работа

Тема 5. Живая природа-4

20-21

Особенности растительности округа.

Видовое разнообразие. Экологические функции растительного покрова. Приспособленность растений к условиям обитания. Характерные особенности таёжных ландшафтов; подзоны: северная. Средняя, южная. Редкие и исчезающие растения.

2

Беседа, прак-я работа

22-23

Особенности разнообразия животного мира.

Приспособленность животных к условиям обитания. Специфика жизни в таёжных ландшафтах. Редкие и исчезающие животные.

2

беседа

Тема 6. Природопользование и охрана природы-4

24-25

Природополь-зование: ресурсное, отраслевое, территориаль-ное

Негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодоления. Рациональное использование природных ресурсов. Законы рационального природопользования. Рекреационные ресурсы, их значение для человека.

2

Лекция, практическая работа

26-27

История охраны природы в округе.

Заповедники: «Малая Сосьва», «Юганский»- эталоны дикой природы. Природные парки: «Кондинские озёра», «Самаровский чугас», «Сибирские увалы»- музеи под открытым небом.

2

Лекция, презентации

Раздел III. Население автономного округа-4

28-29

Люди-главное богатство округа. Состояние и тенденции демографической ситуации.

Динамика численности, половозрастная структура, национальный состав, естественное и механическое движение населения.

2

Лекция, беседа

30-31

Природосооб-разный образ жизни коренного населения и его отражение в народном эпосе.

Коренные и малочисленные народы Югры. Возрождение народов Севера, их культуры, привычной среды обитания. Социальная защита населения

2

Самостоятельная работа, беседа

32-33

Обобщающий урок

Защита проектов, рефератов, презентаций.

2

Практика, работа с картой атласа

34-35

Итоговое повторение

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »

« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни.  В ра...

Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"

Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС

Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории    дальнейшего об...

программы элективных курсов ,курса по выбору и факультатива

1-Курс по выбору .Избранные вопросы математики,9 класс2-Элективный курс. Подводные рифы при подговке к ЕГЭ для учащихся 11 классов3-Элективный курс. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств...

Курс по выбору "Практический курс работы с тестами"

Курс по выбору "Практический курс работы с тестами" для 8 класса...

Особенности преподавания математики через курсы по выбору и элективные курсы

Прилагательное «элективный» в переводе с латинского языка означает избранный, отобранный. Отсюда следует, что курс, названный «элективным» должен выбираться.Выбор и посещение элективного курса по мате...

Приказ Управления образования "О результатах муниципальной экспертизы программ курсов по выбору и элективных курсов в 2013-2014 учебном году"

Приказ Управления образования  "О результатах муниципальной экспертизы программ курсов по выбору и элективных курсов в 2013-2014 учебном году"...