Обобщающий урок географии в 6 классе на тему "Гидросфера".
план-конспект урока (география, 6 класс) на тему

Аганян Татьяна Александровна


Урок закрепления знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающий урок географии на тему «Гидросфера».

Цель урока:

  • Обобщить и систематизировать знания по теме «Гидросфера»;

Задачи урока: Формировать УУД:

  • через организацию пространства поиска, диалога, творчества;
  • через общение с учениками на принципах сотрудничества;
  • через включенность каждого ученика в работу класса.

Планируемые результаты:

личностные: воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности; продолжать формировать умения работать с картами атласа; способствовать развитию находчивости, смекалке, быстроты реакции, формировать у учащихся позитивной мотивации на уроке; развитие творческого потенциала, развитие умения работать в парах и коллективе

метапредметные: развитие умения планирования целей и задач урока; развитие познавательного интереса к предмету, пространственного мышления, развитие навыков работы с атласом, эрудиции, познавательные способности учащихся, расширять их кругозор;

предметные: обобщение материала как системы знаний о гидросфере, закрепление навыков работы с картой и географической информацией, раскрытие значения гидросферы в хозяйственной деятельности человека.

познавательные: извлечение информации, анализ, сравнение, классификация и обобщение фактов и явлений.

коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом: объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать свою точку зрения.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.

Форма работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах.

Методы обучения:

Репродуктивный (частично поисковый, с элементами самостоятельной работы, исследовательский и т.д.)

наглядные (работа с картами),

практический (самостоятельная работа),

индуктивный (обобщение),

использование современных образовательных технологий,

дифференцированный подход,

индивидуальный подход,

групповые технологии обучения.

Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, физическая карта мира, атласы.

Ход урока:

( Перед  уроком учащиеся объединяются в команды. За каждый правильный ответ каждый участник или команда получают карточки. Команда, которая наберет больше количество медалек, будет победителем. Учитель напоминает ученикам правила работы в команде).

  1. Организационная часть.

Учитель.                        Все встали. Садитесь.

Настройтесь и раскрепоститесь.

Урок начнем мы, как всегда,

С вопроса:

Все готовы?

Ученики.     Да!

-Здравствуйте! Так обычно звучит приветствие, которое имеет глубокий смысл: «Здороваться – это значит желать здоровья»! Меня зовут Татьяна Александровна!

Антуант де Сент Экзюпери говорил: «Улыбка – объединяет». И это действительно так. Считай, ты потерял день,

В который ты не улыбнулся.

А теперь покажите мне ваши лица, чтобы я увидела, с каким настроением вы сегодня пришли на урок. В командах возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.

 Замечательно. Следите за своей осанкой. В ходе занятия мне понадобится помощник, который будет следить за правильными ответами и выдавать вам медальки.

(слайд)

  1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.

Ребята, прочтите слова Антуана де Сент Экзюпери на слайде и скажите, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаешься, не ведая, что такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью: ты – самое большое богатство на свете». 

Ребята, я знаю, что в вашем классе много отважных и любознательных. Вы изучили еще одну из оболочек, я решила пригласить вас в путешествие на корабле (слайд) по морям и океанам. На палубе нашего корабля 4 каюты, располагайтесь удобнее. Капитаном корабля буду я, а вы – юнгами. Перед отплытием выберите в каждой команде старшего юнгу.

В какую оболочку объединяются ваши характеристики? Какие ассоциации возникают у вас при звучании слова «гидросфера»? (ответы учащихся) (слайд Тема Урока)

А каковы будут цели нашего занятия? (слайд с целями урока)

Хорошо! Молодцы!

А теперь, в путь.

              Первая остановка.

  1. Этап систематизации и обобщения знаний
  1. «Ассоциации»

     «Непутёвые заметки»  одного рассеянного туриста. Он решил писать книгу о своих путешествиях. Ваша задача помочь правильно указать места, где он бывал или планирует побывать.

     Я очень люблю путешествовать. В прошлом году я любовался красотой самого глубокого озера.  Проплыв на лодке по единственной реке, вытекающей из этого озера, я попал  в одну из крупнейших рек России. 

      В этом году я оказался около самой длинной реки мира.  Река эта впадает в море, которое древние называли «Великое море заката». Я совершил круиз по этому морю. Через пролив, разделяющий Африку и Европу, мы  вышли в Атлантический океан.

В следующем году я планирую совершить  путешествовать из самого холодного океана  в  самый большой  океан, где находится самая глубокая впадина Земли. 

Учитель: Итак, на корабле я нашла книгу рекордов Гиннеса (слайд). Попробуем выявить морских рекордсменов.

  • Самой большое море (Филиппинское)

Других морских аномалий не счесть

Давайте мы с вами рекорды побьем!

И самое – самое

Сейчас назовем.

  • Самое мелкое море – Азовское.
  • Самое соленое в Мировом океане море – Красное.
  • Самый большой остров – Гренладия.
  • Самый большой полуостров – Аравийский.
  • Самый большой океан  - Тихий.
  • Самый маленький океан – Северный Ледовитый океан.
  • Самое глубокое место в Мировом океане – Марианский  желоб, 11022 м.
  • Какой материк омывают 4 океана? (Евразию)
  • Какой пролив соединяет 2 океана, 2 моря, разделяет 2 материка, 2 части света, 2 полуострова, 2 государства – Берингов.
  • Самое глубокое озеро в России – Байкал.

Учитель. Карта восстановлена, можем плыть дальше. На борт доставлена корреспонденция. Надо ее разобрать.

  1. « Почта»

Каждая команда получает по два «почтовых ящичка» и по 10 «писем». Необходимо разложить корреспонденцию адресатам (на «ящичках» написано «Мировой океан» и «Воды суши». «Письма» - это таблички, на которых написаны понятия и географические названия водных объектов)

«Письма» - Средиземное, залив, цунами, море, болото, родник, старица, водохранилище, Енисей, ледник.

(прикрепить к доске)

Учитель. Мы продолжаем плавание. Вошли в залив Художников. Здесь мы делаем остановку. Сейчас я предлагаю посетить выставку картин. Вы  сможете приобрести любую, если узнаете объект гидросферы, который изображен на картине, и дадите определение этого объекта.

  1. « Выставка картин»

Вывешиваются фотографии объектов гидросферы. Учащимся необходимо узнать, что изображено на фотографиях, и дать определение этих объектов. На  продажу» выставлены «картины»: «Сибирские болота», «Закат на озере», «Речные пороги», «Речка Тихоня», «Горное чудо» (водопад).

(За правильные ответы учащиеся поощряются карточками).

  1. Вычеркни лишнее.

Физкультминутка. (слайд)

Учитель. Мы продолжаем игру, и нам предстоит обогнуть полуостров Успеха. Чтобы правильно сманеврировать, я должна быть уверена в ваших знаниях и умениях. Предлагаю вам таблицы, но чтобы их заполнить вы должны определить, что же это за географический объекты.

  1. «Творческая лаборатория» (заполняют таблицу группой)

Море

К какому бассейну принадлежит

Внутреннее или окраинное

56° с. ш. 19° в. д.

72° с. ш. 65° в.д.

44° с. ш. 40° в. д.

39° ю. ш. 162° з.д.

           

Учитель. Экипаж, внимание! Мы попали в плен к пиратам (слайд). Они нас отпустят только при условии, если мы поможем им разобраться с картой.

  1. «Немая карта»

Определить по контурам карты о каком океане идет речь.

Обратите на рисунок, что изображено на рисунке? 

Учитель. Мы свободны! Берем курс к родным берегам.

Творческое задание:- Составьте буклет, где вы отразите значение гидросферы для человека.

  1. Подведение итогов.

Старший юнга подсчитывает количество медалек. В зависимости от вклада  членов команды в победу оценивают каждого ученика, затем зачитывают оценки. Комментирует и выставляет оценки за урок.

  1. Рефлексия.

Итак, вы изучили тему «Гидросфера».

 (информационные листы у каждого на столах:

  • - Достигли мы той цели, которую ставили в начале урока? (слайд с целям урока)

  • Что бы вы хотели узнать дополнительно из этой тему?
  • Отразите на доске в виде солнышка с помощью смайликов ваше отношение к уроку.

  1. Д.з. повторить тему «Гидросфера».

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правила работы в команде. Работаем вместе, чтобы достичь общей цели. Работаем в командах, которые между собой существенно не отличаются. Стараемся, чтобы все члены команды достигли успеха. Мы здесь для того, чтобы взаимно помогать друг другу. Чтобы чему-то научиться, мы должны сотрудничать. Если возникает какой-то вопрос - разберемся в нем.

Слайд 2

« …! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаешься, не ведая, что такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью: ты – самое большое богатство на свете». Антуан де Сент Экзюпери

Слайд 4

Гидросфера

Слайд 5

обобщить знания по теме «Гидросфера». Цель урока:

Слайд 6

Внимание! Первая остановка «Ассоциации». Необходимо угадать слово, используя логический ряд и пояснить ход своих суждений. 1. Испарение, облака, осадки, река, море. Мировой круговорот воды.

Слайд 7

Внимание! Первая остановка «Ассоциации». Необходимо угадать слово, используя логический ряд и пояснить ход своих суждений. 2. Океан, корабль, лед, гора, опасность. Айсберг.

Слайд 8

НЕПУТЁВЫЕ ЗАМЕТКИ Внимание! Вторая остановка .

Слайд 9

Я очень люблю путешествовать. В прошлом году я любовался красотой самого глубокого озера. Проплыв на лодке по единственной реке , вытекающей из этого озера, я попал в одну из крупнейших рек России. В этом году я оказался около самой длинной реки мира . Река эта впадает в море , которое древние называли « Великое море заката » . Я совершил круиз по этому морю. Через пролив, разделяющий Африку и Европу , мы вышли в Атлантический океан. В следующем году я планирую совершить путешествовать из самого холодного океана в самый большой океан , где находится самая глубокая впадина Земли .

Слайд 10

Других морских аномалий не счесть, Давайте, мы с вами рекорды побьем! И самое – самое Сейчас назовем. Книга рекордов Гиннеса

Слайд 11

1. Самое большое море. 2. Самое мелкое море. 3. Самое соленое море в Мировом океане. 4. Самый большой остров. 5. Самый большой океан. 6. Самый большой полуостров. 7. Самый маленький океан. 8. Какой материк омывают все четыре океана? 9. Самое глубокое озеро в России. 10. Какой пролив соединяет 2 океана, 2 моря, разделяет 2 материка, 2 части света, 2 полуострова, 2 государства.

Слайд 13

Внимание! третья остановка «Почта».

Слайд 15

Течение, прилив, кратер, пролив; Вершина, миля, моря, промилле; Устье, исток, приток, родник; Амазонка, Атлас, Терек, Ганг. Остановка №5. Вычеркни лишнее слово из строки

Слайд 16

Физминутка «Шум дождя » Дождь начинается - потираем ладоши ; Дождь идет сильнее – хлопаем в ладоши; Дождь идет ещё сильнее – хлопки по передней части ног; Начался ливень – топаем ногами; Дождь постепенно утихает – повторяется всё в обратном порядке

Слайд 17

Внимание! Шестая остановка «Творческая лаборатория». Море К какому бассейну принадлежит Внутреннее или окраинное 56° с. ш. 19° в. д. 72° с. ш. 65° в.д. 44° с. ш. 40° в. д. 39° ю. ш. 162° з.д.

Слайд 18

Внимание! Седьмая остановка «Немая карта».

Слайд 20

1 2 3 4 5 Обратите внимание на рисунок. Что изображено под цифрами? 1,2 – полуострова 3 – залив 4 – остров 5 - архипелаг

Слайд 21

Внимание! Проект!!! Составьте буклет, отразив в нем значение оболочки «Гидросфера» для жизни и деятельности человека.

Слайд 22

обобщить знания по теме «Гидросфера». Цель урока:

Слайд 23

1) Какие трудности были на уроке? 2 ) Что хотели бы узнать дополнительно ? Приготовьте смайлы .

Слайд 24

Океан седой гремит набатно, Он таит обиду в глубине, Черные раскачивая пятна На крутой , разгневанной волне. Стали люди сильными как Боги , И судьба Земли у них в руках. Но темнеют страшные ожоги У земного шара на боках. Мы давно « освоили » планету, Широко шагает новый век. На земле уж белых пятен нету. Черные сотрешь ли, человек?

Слайд 25

СПАСИБО ВСЕМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок географии по теме "Ростовская область" 7 класс

Урок географии в специальной коррекционной школе VIII вида, повторительно-обобщающий по теме "Ростовская область" в форме викторины...

Обобщающий урок географии в 7 классе по теме "Евразия-величайший материк Земли"

Тема урока:                Евразия – величайший материк Земли.Цели урока: ...

Разработка обобщающего урока географии в 9 классе на тему "Урал. Северный Кавказ. Поволжье".

Данный урок проводится в 9 классе при закреплении изученных тем "Урал. Северный Кавказ. Поволжье."  Этот урок позволит закрепить знания об экономических районах европейской части России, определи...

Обобщающий урок географии в 7 классе "Пустыни и полупустыни России"

Данный конспект урока географии «Пустыни полупустыни России» по программе коррекционной школы VIII вида под ред. В.В.Воронковой, по учебнику  для 7 класса  специальных   (коррекцио...

Обобщающий урок географии в 8 классе по программе коррекционной школы VIII вида

Урок географии по теме "Что  ты знаешь об  Австралии?". Данный конспект урока географии «Знаешь ли ты Австралию?» по программе коррекционной школы VIII вида под ред. В.В.Воронковой, по учебн...