Конспект урока географии в 6 классе коррекционной школы 8 вида на тему "Река и ее части"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reka_i_ee_chasti.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное Специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение

Ханты- Мансийского Автономного округа- югры для обучающихся,  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Няганская специальная(коррекционная) общеобразовательная

 школа-интернат VIII вида.»

Урок географии

в 6 классе

Вода на Земле.

Река и ее части.

        

                                                                                                                     Провела:

                                                                                                                     учитель географии

                                                                                                                     Петунина С.В.

Нягань-2009

Урок географии в 6 классе.

Тема: Вода на Земле. Река и ее части.

Цели:

Образовательные:

- закрепить представление о водоемах;

- сформировать понятие река, русло, исток, устье, левый приток, правый приток;

Коррекционные:

- формировать умения сравнивать  равнинные и горные реки используя иллюстрации;

- коррекция памяти в процессе запоминания и воспроизведения названий реки и ее частей с опорой на схему реки;

- коррекция мелкой моторики при зарисовывании схемы реки в тетради и моделировании русла реки в ящике с песком;;

Воспитательные:

- воспитание аккуратности при моделировании с песком и при работе в тетради;

-воспитание доброжелательного отношения к ответам товарищей и чувства  взаимопомощи.

Тип урока: комбинированный

Методы: рассказ, беседа, объяснение, упражнения, демонстрация, практическая деятельность.

Оборудование: слайд-программа, физическая карта России, атласы, карта открытий, ящики с песком, телевизор, магнитофон.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учащихся и учителя

Дифференци

рованная работа

I. Оргмомент

Психологический настрой

II.Проверка знаний

Вывешиваются на доске

Вывесить на доску

III. Постановка

 целей и задач урока.

Запись темы в тетрадь

телевизор

IV. Объяснение нового материала

Зарисовывают синим карандашом схему реки

Записывают в тетради

Первичное закрепление

У доски один ребенок

V.Физминутка

Звучит запись музыки со звуками журчащей воды

Записывают в тетради

Словарная работа

VI. Закрепление и повторение изученного материала

Моделирование в ящике с песком.

вторичное закрепление

Дифференциро-ванная работа

VII. Итог урока

VIII. Д/задание

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Здравствуйте, ребята!

 У нас на уроке присутствуют гости,  давайте вместе поприветствуем   наших гостей улыбкой.

 Сейчас улыбнитесь друг другу, и с хорошим настроением начинаем наш урок.

Слайд 1.

Посмотрите внимательно на экран.

Перед вами 6 географических объектов.

 Дайте общее название этим объектам.

Правильно водоемы.

А сейчас  назовите  каждый водоем в отдельности.  

Как называется  раздел, который мы с вами изучаем ?

Правильно. Вода на Земле.

Сегодня на нашем уроке главными будут фразы: «Догадался!», «Хочу сказать!». Если у вас возникнет интересная мысль, идея или догадка воспользуйтесь этой фразой.

На уроке нас ждут открытия. Какие они будут -большие или маленькие? У каждого они будут свои. А чтобы не сбиться на неизведанном пути, мы будем работать по карте открытий. Положите ее перед собой.

                                          Задание 1.

   Зачеркни лишнее слово.

                река, гора, озеро, море, болото

                                       

                                        Задание 2

   Обведи названия водоемов, которые есть в нашем округе.

                река,  озеро, море, болото

                                            Задание 3.

Что относится к озеру? Что относится к  реке? Соедини стрелками.

вода течет

        река                           стоячая вода             озеро  

два берега

со всех сторон окружено сушей

                                             Задание 4.

Домашнее задание

Продолжить фразу:

Вода в реке течет, потому что…

Прочитайте задание №1 в карте открытий.

Прочитайте слова, записанные жирным курсивом в задании 1  вашей карты.

- Какое слово лишнее?

- Почему слово гора лишнее?

- Каким цветом обозначают водоемы на карте?

- Покажите на карте  водоемы.

(работа с картой и атласом)

Прочитайте задание 2 в карте открытий.

-Назовите водоемы, которые есть в нашем округе.

Ханты Мансийский округ можно без преувеличения назвать краем сотен тысяч рек и озер.

На территории округа более 2 тыс. больших и малых рек. И около 290 тыс. озер разной площадью.

- Какое открытие вы сделали выполняя это задание?

-Какие 2 главные реки протекают по территории нашего округа?

-Покажите их на карте.

Послушайте загадку и скажите, о каком водоеме идет речь?

- Бегу я , как по лесенке,        Летом бежит,

По камушкам звеня.                         Зимой спит.

Издалека по песенке                Весна настала,

Узнаете меня. (река)               Опять побежала.

 Река и ее части. Так звучит тема нашего урока.

 Сегодня мы познакомимся с рекой и ее частями, научимся определять направление течения реки.

Слайд 2.

 Записывают число и тему урока.

фрагмент фильма

 Сейчас вы увидите на экране фрагменты ,в которых показаны река и озеро.

Вы должны определить, где какой водоем.

 - Какой водоем был на первом фрагменте?

-  Какой водоем был на втором фрагменте?

- Как отличить озеро от реки?

Слайд 3.

Прочитайте задание №3 в карте открытий.

Докажите свою мысль, выполнив задание.

Один ребенок выполняет у доски. Осуществляется проверка

-Охарактеризуйте каждый водоем

- Какое главное отличие реки от озера?

- Откуда течет вода в реке?

На этот вопрос мы с вами найдем ответ, зарисовав схему реки.

Сейчас возьмите карандаш синего цвета и вместе со мной зарисовывайте в тетради схему реки.

У каждой реки есть место, где она  начинает свой путь и называется он исток- обычно истоком бывает бьющийся из-под земли родник, озеро или болото. Несет свои воды ручей, сливается с другими ручьями и образует небольшую речку. Река течет все дальше, встречает на своем пути другие реки, сливается с ними в единый поток, набирается сил, стает все шире.  Реки,  которые впадают в данную реку называются притоки. Бесконечно река не может течь и она впадает в море, озеро или океан. Место, где река впадает в озеро, море или океан называется устье.

Слайд 4.

Углубление по которому течет река называется русло.

Вода в реке течет от истока к устью. Направление реки всегда показывается стрелкой.

-Откуда течет вода в реке ?

Слайд 5. Дать понятие реки

Река- это поток воды, который течет в сделанном им углублении в земле.

-Какие части имеет река?

- Какое открытие вы сделали зарисовав схему реки?

На доску вывешивается:

Наши открытия

Исток

Устье

Притоки

Русло

на доску вывешивается

Текст помощник:

Исток- это место, где река берет свое начало.

Устье- это место, где река впадает в другой водоем. Притоки- это другие реки , которые впадают в реку.

Русло- это углубление, по которому течет река.

-Что такое исток?

-Что такое устье?

-Что такое притоки?

-Что такое русло?

Это еще не все открытия.

Откройте учебник на стр. 48 прочитайте 2 абзац.

- Какое открытие вы сделали, читая текст?

- Как определить правый и левый берег?

- Как определить правый и левый притоки?

( на доску вывешивается :правый берег, левый берег)

Текст помощник:

Если встать лицом по течению реки, справа будет правый берег, слева –левый.

Определите и подпишите на схеме в тетради правый приток и левый приток.

Мы много узнали,

Мы очень устали.

Сядьте поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь.

Представьте себе. Солнечный летний день, светит яркое солнышко. Вы сидите на берегу  маленькой горной речушки.

 Вода течет , перекатывается с камешка на камешек.

Вы зачерпнули в свои ладошки теплую водичку и умыли свое лицо. Вода чистая и теплая. Вам тепло и приятно. Вашу усталость унесла с собой вода.

Вы почувствовали прилив сил. У вас хорошее настроение, вы полны сил. Сейчас откройте глаза и посмотрите на экран.

Слайд 6. 

В зависимости от рельефа местности, по которой текут реки различают равнинные и горные реки.

У равнинных рек течение медленное, спокойное.

 А горные реки берут начало в горах- течение у них быстрое. Горные реки встречая на своем пути крутой обрыв, падают с высоты  образуя  водопады.

-Что такое водопад?

Правильно. Водопад –это падение реки с высокого крутого обрыва.

Слово водопад имеет 2 корня –вод- и –пад-, соединенных соединительной гласной – О -.

- Какое открытие сделали еще?

(на доску вывешивается: равнинные реки, горные реки, водопады)

 

Возьмите ящики с песком.

 Сейчас я вам расскажу сказку о маленьком ручейке, а вы по ходу моего рассказа должны показать его путь в ящике с песком т.е. смоделировать схему реки.

Жил- был маленький ручеек глубоко под землей. Скучно ему стало в темном подземном царстве и решил он посмотреть на мир. Выбрался он на поверхность и побежал, напевая свою звонкую песенку. На пути ему встречались такие же любопытные ручейки и маленькие речушки  и   все вместе они текли гордо по равнине, образуя одну широкую реку. Однажды ручеек увидел впереди большое озеро и решил с ним подружиться. Так маленький ручеек оказался в большом красивом озере и остался там жить.

Работа по схеме в ящике с песком.

Расставьте таблички с названиями  частей реки.

- Что такое исток?

- Что такое устье?

- Покажите стрелкой направление течение реки.

-  Как определить правый или левый приток.

- Эта река равнинная или горная? Почему?

2. Работа по контурной карте.

На контурной карте найти реку Обь.  Обозначить у нее  исток, устье, притоки, стрелкой показать  течение реки.

Работа  по карточкам. Подписать части реки.

Взаимопроверка.

Сегодня наш урок стал уроком открытий.

Что вы узнали на уроке?

Теперь я знаю…

Чему вы научились на уроке?

Теперь я умею…

-Какие открытие вы сделали сегодня на уроке?

Спасибо за хорошую работу.

Оценивание детей.

Теперь вы знаете, почему вода в реке течет.  Дома  выполните в карте открытий задание №4.

Закончите предложение, высказав свою мысль.

1 гр.

2 гр.

 

2 гр.

2 гр.

3 гр.

1 гр.

1 гр.

1 гр.

2 гр.

1 гр.

1 гр.

2 гр.

1 гр.

 

 

1 гр.

 

гр.

2 гр.

 

3 гр.

2 гр.

2 гр.

2 гр.

1 гр.

 

 

 

2 гр.

2 гр.

1 гр.

1 гр.

2-3 гр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения, 1 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока чтения для 1 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа над содержанием рассказа "Радостно светит ... ". В Приложении находятся картинки в уроку....

Конспект урока чтения, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока чтения для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Сказка "Умелые руки"....

Конспект урока чтения, 3 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока чтения для 3 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Рассказ "Зимняя ночь". В Приложении находятся фигурки животных и картинка к рассказу....

Конспект урока СБО 6 класс коррекционной школы VIII вида. Тема: "Основные транспортные средства".

Конспект урока, презентация, раздаточный материал, приложение....

конспект урока географии 7 класс коррекционная школа 8 вида

конспект предназначен для проведения урока географии в 7 классе для детей с интеллектуальными нарушениями по теме: Животный мир лесов...

Конспект урока истории 8 класс коррекционная школа 8 вида

Конспект урока истории в 8 классе коррекционной школы 8 вида "Создание тайных обществ"....