Урок биологии в 7 классе по теме Насекомые
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Щербинина Елена Николаевна

Насекомые 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_1.doc65.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Класс Насекомые

Цель: расширить углубить знания о типе членистоногие путем изучения строения насекомых, их прислособительностью к среде обитания.

Оборудование: коллекции насекомых, микроскоп, раздаточный материал.

Планируемые результаты: Уч-ся должны усвоить основные признаки членистоногих. Должны знать особенности внешнего строения. Уметь определять и называть насекомых, которые чаше других встречаются, знать о значении насекомых.

Подготовительный этап: класс делится на три команды , выбрать капитанов, сделать эмблему команды

Учитель: Здравствуйте, мы продолжаем знакомство еще с одним классом типа « Членистоногие».и сегодня будет необычный урок, урок-игра. Каждая команда будет проходить станции, выполняя задания. Выполнив задание капитан команды поднимает руку При правильных выдаются карточки, они хранятся у отвечающих

Учитель. "Приходит лето, и они в великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько насекомых на планете? Насекомые широко расселены на планете. Они населяют все широты: ... от Заполярья до тропиков, все низины и высоты, все пресные воды, воздух над нами и землю под нашими ногами, саму почву, траву, листву, корни, грибы, живых и мертвых животных.

Насекомые - самый многочисленный по количеству видов класс животного мира. Одно из характерных отличий всех насекомых - 3 пары ног, поэтому, как птиц нередко называют "пернатыми", насекомых часто зовут "шестиногими".

Насекомые всем знакомы, и в то же время как мало мы знаем об этой удивительной, интересной и многообразной группе животных.

Поскольку наш урок посвящен насекомым, хотелось бы знать происхождение слова "насекомые".

, Тело насекомых разделено на сегменты, границы между которыми имеют вид насечек. От слова "насекать" и возникло название "насекомые".

насекомые - самый многочисленный класс животного мира. В нем не менее миллиона видов. А по некоторым подсчетам - все 30 млн. Самые крупные отряды класса насекомых - жуки /250 тыс. видов/, бабочки /140 тыс. видов/, перепончатокрылые /80 тыс. видов

Насекомых можно считать древними животными.

300 млн. лет назад они уже жили на нашей планете, ползали среди гигантских хвощей и плаунов каменноугольного периода, а теперь некоторые из этих невообразимо - древних созданий живут рядом с нами. Это - тараканы.

Днем они скрываются в щелях, а ночью выползают за поживой - крошками хлеба, кухонными отбросами. Не обязательно свежими. Могут сгрызать за неимением лучшего сухую тряпку, сапожный крем, выпить чернила; как и у их родственников термитов, в их кишечнике живут простейшие, помогающие им переваривать эту непитательную пищу. Потревоженные, тараканы с шумом разбегаются.

Наиболее обычные "квартиранты" в человеческом жилье - рыжий таракан /прусак/ и черный таракан.

В каменноугольном периоде жили на нашей планете хозяева тогдашней воздушной стихии - гигантские стрекозы, с размахом крыльев до 90 см. Зато в скорости полета всем насекомым дадут очко вперед: у одной австралийской стрекозы - до 58 км/ч.

Стрекозы-хищники. Питаются комарами и другими насекомыми. Личинки стрекоз живут в воде и тоже охотятся на разную мелкую живность с помощью довольно необычного "оружия" - огромной. Снабженной крючьями нижней губы, служащей для захватывания добычи. Личинки больших стрекоз живут в воде до 2 лет. Раз в несколько лет стрекозы некоторых видов "срываются с места" и отправляются в дальние путешествия - мигрируют. Причины их пока остаются загадкой

Класс Насекомые - многочисленная группа организмов. Есть среди них карлики и великаны. Кто они?

Крупнейшие жуки нашей планеты африканские голиафы. Некоторые голиафы весят до 1GQ граммов, а длина их тела -11 см.

Южноамериканский жук - геркулес длиной до 19 см. Но более половины его длины приходится на непомерно длинный рог на голове. Тля же напротив, имеет небольшие размеры.

Представители класса Насекомые очень красивы. Златки, пожалуй, самые красивые жуки. Из этих жуков, как из драгоценных камней, делают браслеты и брошки. Древние египтяне украшали саркофаги не только драгоценными камнями, но и надкрыльями златок. Прославились жуки - златки еще тем, что личинки их могут прожить, не превращаясь во взрослых насекомых ни много, ни мало... до 47 лет! Бабочки тоже яркие создания природы. В древнем Риме верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от своих стеблей.

В настоящий момент много редких и исчезающих видов насекомых занесенных в Красную книгу, одним из таких представителей является бабочка Махаон

Первоначально изучение мира насекомых еще не было связано с требованиями практики. Изобретение микроскопа не только обнаружило перед изумленными наблюдателями целый мир мельчайших "зверьков", недоступных для невооруженного глаза, но и по-новому показало строение таких ничтожных существ, как комар или блоха, представших под стеклами микроскопа в виде крупных чудовищ. Знаменитые опыты Трамбле показали, насколько интересные вещи могут обнаружиться при более внимательном рассмотрении самых невзрачных и как будто ничем не замечательных существ. Тогда же швейцарский натуралист Шарль Боннэ сделал поразительное открытие: оказалось, что у "травяных вшей", или тлей, копошащихся на побегах бересклета, на подорожнике, целые ряды поколений состоят из одних только самок, которые размножаются , без участия самцов. Всякие букашки, козявки и червяки, до которых в прежние времена не было дела серьезным людям, стали предметом тщательных наблюдений.

К концу XVIII в. даже в отсталой, крепостной России в "Трудах Вольного экономического общества" появляются статьи "О предохранении яблонь от червей" или "О капустных червях и о сильных средствах к истреблению .

Станция Ml "Историческая ". Командам даются задания, связанные с историческими сведениями изучаемого класса. Если команда угадывает объект по первой фразе, то она получает 2 очка, если по второй - одно очко.

Задание первое.

  1. В1729 году в своей работе "Система природы", шведский натуралист описал около 2 тысяч видов насекомых, сгруппировав их в 9 отрядов.
  2. Он заложил основы современной систематики и двойной номенклатуры - двойных латинских названий животных.

Ответ: Карл Линней. Задание второе.

1.Этот древнегреческий ученый разделил всех животных, на "животных с кровью" (позвоночных) и "без крови" (беспозвоночных), выделив из последних группу "энтома" (энтомон- насекомое).

2. Он являлся учеником Платона. В 343 году был приглашен царем Македонии Филиппом, воспитывать его сына Александра. Создал труд "История животных", где привел сведения о строении тела животных, их образе жизни, поведении. Составил первую систематическую сводку животных, так называемую "Лестницу существ".

Ответ: Аристотель. Задание третье.

Голандец по происхождению, позволивший взглянуть на мир микроскопических организмов. На уроках много времени отводится на теоретический материал. И на станции

до 2 "Теоретическая ". Команды выполняют групповые задания, которые необходимо выполнить, используя материал предыдущих уроков. Каздая команда выполняет по три задания


Задание 1

При помощи учебника, коллекций насекомых, таблиц и рисунков, необходимо заполнить пропуски в тексте "Строение насекомых".

Самый прогрессивный среди всех Членистоногих и богатый по численности видов (около 1 млн. видов) класс на Земле -... . Их тело имеет ... покров и подразделено на ... отдела:... . Размеры тела варьируют от 1-2 мм до 15-30 см. На голове располагаются... - органы осязания и обоняния, которые могут быть нитевидными (...), гребневидными (...), булавовидными (...), перистыми (...) и другими. Глаза у насекомых .... и ...(фасеточные). Ротовой аппарат может быть различного типа :... . Грудь состоит из 3 сегментов, каждый из которых несет по ...паре двигательных конечностей, а два последних сегмента груди могут нести также ... , которых может быть одна или две пары.

Задание 2

Выявите особенности насекомых, позволившие им стать процветающей группой животных.

 

Особенности класса насекомых Биологическое значение признака.

Способность к полету и передвижению по различным поверхностям.

Три отдела тела: голова, грудь, брюшко.

Разнообразное строение        Возможность использовать разнообразной

Признак животного. 1. Движение.

  1. Деление тела на отделы.
  2. Ориентация в окружающей среде.
  3. Размеры тела.
  4. Способ дыхания.

ротовых органов.        пищи.

Способность находить пищу, обнаруживать врагов.

Небольшие размеры.

Потребление для дыхания атмосферного кислорода.

 

Задание три

Выявите черты приспособленности насекомых к среде обитания, распределив данные в таблицу.

Оборудование: коллекции насекомых, рисунки, таблицы (кузнечик,кобылка, медведка, жужелица, жук- плавунец, богомол, клоп-гладыш бабочка.).

Среда обитания. Представитель класса Насекомые. Черты приспособленности к среде обитания.

Почвенная.

Водная.

Наземно-воздушная.

Исследовательская работа является одной из самых важных моментов в работе натуралиста

Станция ЛЬ 3. Носит название "Исследовательская ".

При помощи рисунков и коллекций насекомых, паукообразных, ракообразных, дать ответы на вопросы. Задание команде №1.

Объедините данных мадвотных по систематическим признакам. Какое животное оказалось "лишним"? К какому типу относят данное животное?На основании каких признаков вы пришли к такому выводу?


Команде даются натуральные объекты и иллюстративный материал с изображением краба, дафнии, клеща, скорпиона, креветки, кузнечика, рака-отшельника

Вы эрудированные ученики, мы часто выходим за рамки учебника и на станции №4. "Эрудиты". Команды должны дать правильный ответ, отметив значение животного в природе и в жизни человека.

  1. На первоначальной стадии развития личинка этого насекомого имеет 2 сердца: одно в голове и второе в задней части тела Более зрелая личинка имеет 5 глаз, 18 ушей, 8-камерное сердце Кровь у нее зеленого цвета Во взрослом состоянии она напоминает вертолет Этот неутомимый хищник спасает нас от других назойливых насекомых: мух и комаров

(Стрекоза)

  1. К. Линней дал этому животному название "муравьиная корова". Что это за животное? Какую пользу или вред оно приносит?

(Тля. Вредитель растений).

  1. Африканцы ее называют "зубы ветра". Одна самка откладывает до 400 яиц за три месяца В воздухе "зубы" могут непрерывно находится до 12 часов и преодолеть за свою четырехмесячную жизнь до 3000 миль, съедая ежедневно столько, сколько весят сами , до 2 граммов) Стадо в 500 000 голов) а бывали и по 40 000 000 000) по ущербу не уступает стаду слонов Крупный "рой" может уничтожить за 1 день до 80 000 тонн зерновых, овощей, фруктов - столько, сколько нужно на пропитание большому городу

(Саранча перелетная.)

  1. Еще в 1760 г. Известный в Европе естествоиспытатель Де Геер, изучавший и много знающий об их жизни, писал: "Мы никогда не сможем обороняться от насекомых без помощи других насекомых". Приведите примеры, подтверждающие правильность этого заключения.

(Божьи коровки, трихограммы, наездники, жужелицы и др.)

  1. Бернгард Грмэчмек писал, что "это животное - единственный защитник слонов и зебр в тех случаях, когда человек пытается отобрать у них родину" Там, где много расплодится этих мух, ни один человек не селится, не пасется ни один скот

"Они переносят возбудителей смертельной сонной болезни (людей) и наганы (рогатого скота). Ни одна другая муха не была так хорошо исследована, как эта... Их около 30 видов, и у каждой свои определенные требования к среде...". О какой мухе пишет в своем труде ученый Питер Ричель? (Муха цеце).

  1. "В некоторых районах Южной Германии его называют русаком, на севере швабом, В Западной Германии - французом. В России он называется прусак". О ком идет речь?

(Рыжий таракан).

Станция № 4. "Познавательная ".

Напишите названия насекомых так, чтобы получилось слово "Насекомое". Что вы можете рассказать об этих животных? Дома определите систематическую принадлежность этих животных. Например:

Станция №5. "Юмористическая ".

Команды должны придумать стихотворение о значении или строении насекомых.

Подведение итогов. Оценивание работы команд и отдельных учащихся. Команда, набравшая наибольшее количество жетонов, - выигрывает.

Домашнее задание: НА доска № 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Урок биологии 6 класс по теме: грибы

Урок биологии 6 класс по теме: грибы с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо, самоанализ и приложения  к уроку....

урок биологии 7 класс по теме "Насекомые"

Презентация к уроку биологии 7 класс по теме "Насекомые"...

урок биологии 6 класс по теме "Класс Однодольные"

В помощь моим ученикам предлагаю посмотреть видеоурок и презентацию. После изучения материала предлагается выполнить самостоятельную работу...

Конспект урока в 7 классе на тему "Насекомые" с использованием технологии развивающего обучения.

Конспект урока в 7 классе на тему "Насекомые" с использованием технологии развивающего обучения....