Геология и тектоника Русской равнины
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Создать образ Русской равнины, крупнейшей физико-географической районы России; показать ее уникальность, специфику, обеспечить географическое восприятие ее через эмоциональную сферу (с использованием произведений стихов и прозы русских поэтов и писателей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План урока | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока "Рельеф и тектоника Русской равнины"
Тип урока | Изучение нового материала |
Цели урока | Создать образ Русской равнины, крупнейшей физико-географической районы России; показать ее уникальность, специфику, обеспечить географическое восприятие ее через эмоциональную сферу (с использованием произведений стихов и прозы русских поэтов и писателей) |
Задачи урока | 1. Познакомить обучающихся с особенностями географического положения, рельефа, климата Русской равнины, внутренними водами; 2. Отрабатывать навыки самостоятельной работы с атласом, учебником, контурной картой; 3. Развивать умение анализировать карты и делать выводы; 4. Создать условия для формирования устойчивого интереса к изучаемому предмету. |
Формирование компетенций учащихся | Учебно-познавательные компетенции формирую через самостоятельную познавательную деятельность. Учащиеся овладевают приемами действий в нестандартных ситуациях. Технология сотрудничества. Через информационные компетенции формирую умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Компетенции личностного самосовершенствования направляю на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития. Ценностно-смысловые, связаны с ценностными ориентирами ученика. Общекультурные компетенции – компетенции связи поколений. |
Методы и приемы | – индивидуальная работа, групповая, фронтальная; – диалог; – эвристическая беседа; – решение проблемной ситуации; |
Необходимое оборудование и материалы | физико-географическая карта России, тектоническая карта России, физико-географическая карта Русской равнины; |
Ход и содержание урока. Мотивация учащихся. | I. Организационный момент. Установление личностного контакта учителя с учениками, их взаимное приятие и включение мотива на совместную работу. Положительная мотивация достигается учителем путем активного и энергичного обращения с учениками, где важно пожелать успеха уч-ся, а самому учителю “показать” предвкушение радости от успеха урока, который сейчас начнется. Актуализация знаний. -Что является основным методом выявления ПТК, определения их соподчиненности и установления границ? (природное районирование) - Для чего территорию России разделили на физико-географические районы? (природу такой большой территории как Россия можно хорошо познать, лишь сравнивая между собой ее отдельные части) - На сколько ФГР разделена территория России? (на семь) Работа с картой. Показать на физической карте России границы районов. II. Объяснение нового материала. Чтение стихотворения русского поэта К.Д.Бальмонта -Как вы думаете, о какой равнине идет речь в этом стихотворении? (О Восточно-Европейской или Русской). - Мы начинаем изучать ФГР России, и первый район или ПТК, с которым мы познакомимся - это Восточно-Европейская или Русская равнина. Как вы думаете, почему Восточно-Европейская? (равнина расположена на востоке Европы). -Почему Русская? (потому что здесь был центр России, на равнине располагалась Древняя Русь, здесь живет большинство русских России). - Здесь расположены самые древние города России. - Природу Русской равнины воспевали в своих произведениях русские поэты и художники. - Мы с вами будем давать характеристику равнине с географической точки зрения по плану изучения ФГР. 1. Географическое положение 2. Геологическое строение и рельеф 3. Климат 4. Внутренние воды 5. Природные зоны и их особенности 6. Природные и агроклиматические ресурсы 7. Проблемы хозяйственного использования природных ресурсов региона. Экологические проблемы - Сегодня мы с вами рассмотрим первые четыре пункта плана. Работа в группах: 1. ГП Русской равнины. - Давайте, определим ГП Русской равнины. Для этого мы будем использовать физическую карту России и текст учебника стр.193 Русская равнина расположена на западе России: от государственной границы на западе до Уральских гор на востоке. На севере равнина омывается Баренцевым и Белым морями, на юге граница проходит по Кумо-Манычской впадине. С севера на юг протяженность границы составляет 2500 км. Площадь ее составляет ≈ 3млн.кв.км. - Нанесите границы района на к/карты. 2. Мы переходим к следующему этапу нашего урока, который называется геология и тектоника. Посмотрите на тектоническую карту России. Что представляет из себя Русская равнина в тектоническом отношении? (в основании Русской равнины лежит древняя Русская платформа). Везде ли кристаллический фундамент перекрыт осадочным чехлом?(нет, имеется Балтийский щит на северо-западе и Воронежский массив на юго-западе). Чем обусловлен равнинный характер рельефа? (тем, что равнина находится на платформе). Посмотрите на физическую карту. Что можно сказать о рельефе Русской равнины? (равнина представляет собой совокупность возвышенностей и низменностей). Перечислите возвышенности. (Смоленско-Московская, Валдайская, Среднерусская, Приволжская, Северные Увалы, Тиманский кряж). Как вы думаете, чем обусловлено наличие возвышенностей и низменностей в пределах равнины? (неровностями фундамента). А теперь нанесите на контурную карту Русской равнины Валдайскую, Среднерусскую и Приволжскую возвышенности. В результате дальнейшей беседы рубрика “Тектоника и рельеф” заполняется следующим содержанием:
Дополнительная информация Рельеф По тектонической карте стр.8 атласов, определите, на каком участке земной коры расположена равнина (на древней Русской платформе) - Вспомните, что такое платформа? (древний относительно устойчивый участок земной коры с древним докембрийским фундаментом, сверху фундамент закрыт осадочным чехлом разной мощности.) - Как называются участки, где фундамент выходит на поверхность? (Щиты) - Найдите на карте щиты на Русской платформе (Балтийский). Какой форме рельефа он соответствует? (горы Хибины) Воронежский массив (щит)- Среднерусская возвышенность. - Влияет ли тектоническое строение на характер поверхности Русской равнины? (Да, влияет. Тектоническое строение обусловило равнинность территории. Неровности фундамента определяют размещение крупных возвышенностей и низменностей) Поднятия фундамента- Хибины, Среднерусская возвышенность; понижения- Прикаспийская низменность (-28м), Печорская низменность. - Вспомните, на какие виды делятся равнины по характеру поверхности? (плоские и холмистые) - Посмотрите на фотографии Русской равнины и скажите, какая она? (холмистая) - Рельеф Русской равнины разнообразный. На его формирование оказали влияние не только внутренние процессы, но и внешние. В частности, в четвертичный период кайнозойской эры в северной части равнины разрушительное действие оказал ледник. Толщина ледника в центре достигала 3000м. Он, как огромный бульдозер, двигаясь на юг вспарывал землю и переносил на огромные расстояния тонны пород. Он сгладил и округлил скалы, они стали называться бараньи лбы. Южнее, где ледник таял, отлагался принесенный материал, образовались вытянутые холмы, из перемешанных пород: песка, глины, валунов- морены. В понижениях, к югу от границы ледника образовались водно-ледниковые (зандровые) равнины (Мещера, Окско-Донская), в котловинах образовались подпружные озера Чудское, Ильмень, Псковское. Текучие воды расчленили южную часть Русской равнины. Здесь образовался овражно-балочно-эррозионный рельеф. Особенно много оврагов на Среднерусской и Приволжской равнинах. Подумайте, почему? (Здесь территория распахана человеком.) - Ребята, сделайте вывод о рельефе Русской равнины. (Рельеф разнообразный, возвышенности и низменности чередуются. На северную часть большое влияние оказало древнее оледенение, на южную- текучие воды и деятельность человека). РАЗНООБРАЗИЕ ПРИРОДЫ Разнообразие ландшафтов – от тундры на севере до пустыни на юге. ПОЭТЫ, ПИСАТЕЛИ, ХУДОЖНИКИ Эти художественные описания природы Русской равнины подготовили учащиеся, которым было дано опережающее задание. Иван Саввич Никитин (1824-1861) Под большим шатром Густой зеленый ельник у дороги, Иван Алексеевич Бунин (о лесном озере) На озере, среди лесов зеленых, НАСЕЛЕНИЕ, КУСТАРНЫЕ ПРОМЫСЛЫ
|
Новая тема | |
Рефлексия деятельности на уроке | Наш урок подходит к завершению. Давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня на уроке? Сегодня на уроке я узнал…
Географический диктант. Взаимопроверка. 1. Почему Восточно-Европейская равнина называется Русской? (центр Древней Руси, большая часть населения- русские, столица России- Москва) 2. На какой тектонической структуре расположена равнина? (на древней платформе) 3. Где на поверхность выходит древний кристаллический фундамент платформы? (Балтийский щит, Воронежский массив) 4. какие внешние факторы повлияли на формирование рельефа равнины? (древний ледник и текучие воды) 5. Как называются отполированные ледником округлые скалы? (бараньи лбы) |
Итог урока | Учитель. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Чему я сегодня научился? Ответы уч-ся. Вывод учителя. Молодцы. Мы с вами сегодня очень хорошо поработали. |
Домашнее задание | § 32, закончить практическую работу в контурных картах. |
В помощь ученику _________________________ | |
Дата 15.12.2011 Тема урока |
|
Цели урока | Сформировать представление учащихся о необходимости общения и культуре общения как одном из условий эффективного общения и преодоления конфликтных ситуаций; продолжение развития и обогащения собственной социальной активности. |
План урока | I. Организационный момент. II. Объяснение нового материала. 1. Необходимость общения для человека. III. Рефлексия. IV. Итоги урока. |
Необходимость общения для человека. | Общение – это_________________________________________________________________ |
Культура общения. | Древние заповеди общения: - Упражнение: Попробуйте в общении не наступать, а ____________________ не захватить, а ______________________ не кулак показать, а ________________________________ не кричать, а _________________________ |
Как избежать конфликта? | Конфликт – это: 3 стадии развития конфликта: I. Способы решения конфликтов: 1. Подчеркните наиболее приемлемый для Вас. |
Рефлексия | Сегодня на уроке я узнал… Я понял, что… Теперь я могу… Было интересно… |
Домашнее задание | Параграф 12. Вопросы стр. 72, задание № 3 письменно. Правила доктора Дейла Карнеги, соблюдение которых позволит понравиться людям, с которыми вы общаетесь. Попробуйте использовать эти правила на практике. Поговорите дома с родителями, с друзьями. Ваша задача не говорить, а слушать, проявив максимум заинтересованности.
Начинайте каждый день с улыбки, и тогда мир улыбнется вам в ответ!!! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока географии " Путешествие по Русской равнине"
Конспект урока при изучении памятников природы Русской равнины....
Презентация по географии "Памятники природы Русской равнины"
Памятники природы Русской равнины...
Презентация к уроку "Русская равнина. ГП. Геологическое строение и рельеф"
Интерактивная резентация. Поможет ученикам провести практическую работу в контурных картах по обозначению форм рельфа, а также даст представление о них (фотографии форм рельефа)....
Интегрированный урок по географии, литературе, истории "Образ Русской равнины"
Этот урок представляет собой учебный проект по теме "Образ Русской равнины" при изучении природных районов России в 8 классе. Совместно с учителями литературы, истории и искусства ребята готовили мини...
Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.
Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....
Разработка урока по теме: "Восточно-европейская (русская) равнина" 8 класс
Разработка урока "Восточно-европейска (русская) равнина" 8 класс используется при изучении тем "Русская (Восточно-европейская) равнина", "Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы", " Про...