разработка внеклассного мероприятия "Чернобыльские колокола"
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Телегина Надежда Ивановна

Внеклассное мероприятие посвящено 27 годовщине Чернобыльской катастрофы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrab_vnek.meropchernobylskiy_kolokol.docx58.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1

Внеклассное мероприятие

по географии

9 класс

«Чернобыльский колокол»

Разработала:

учитель географии

высшей квалификационной

МБОУ ЕСОШ №1

Телегина Н.И.

Ст. Егорлыкская

2013г.

        26 апреля 2013 года  исполнилось  27лет  со дня самой страшной и самой разрушительной по своим последствиям  для человека техногенной катастрофы – аварии на Чернобыльской атомной станции. 

       Трагические события в Украине в середине 1986 года потрясли весь мир. После Хиросимы и Нагасаки в истории цивилизованного мира не было более страшного, более разрушительного для судеб человечества события, чем рукотворная катастрофа в Украине.

        Пресс-конференция посвящена 27- годовщине  Чернобыльской трагедии

Цели:

1. Показать неразрывную связь экологии и экономики, необходимость внимания к экологическим мероприятиям в целях ослабления последствий техногенных катастроф.

2. Используя знания разных школьных дисциплин, убедить в обязательности рационального природопользования для сохранения здоровья людей.

 

Оборудование: выставка книг, журналов, плакатов и рисунков по данной теме, фотографии из книги «Чернобыльский репортаж», презентация, стихи российских поэтов, цветы, свеча.

Минута памяти. Дети стоят у композиции, где помещены портреты чернобыльских пожарных, ставших первыми жертвами аварии. Зажжена свеча, рядом — цветы. Ведущий объявляет тему пресс- конференции и минуту молчания.

Литературная композиция

Первый ученик. Человечество отмечает печальное двадцатисемилетие техногенной катастрофы 1986 г. в Чернобыле. Это событие показало, какую страшную опасность несут всему живому «творенья рук человеческих».

Жизнь — беззащитна

И любовь — нежна.

И Разум Землю

Облагает данью.

И точная ответственность

Должна сопутствовать

Великому Познанью.

                                               М.Дудин.

Надпись на ядерном реакторе, 1985 г.

Второй ученик. На земном шаре более трехсот атомных станций, дающих очень нужную людям электроэнергию. Работают они на радиоактивном топливе, которого требуется совсем немного. 1 кг урана заменяет 2,5 тыс. т угля. Казалось бы, очень выгодные станции

Но вся беда в том, что в случае аварии это радиоактивное топливо попадает в окружающую среду, вызывая смертельно опасную для человека лучевую болезнь и заражая местность на 300 лет. Эти места обносят колючей проволокой и выселяют жителей.

Третий ученик. Такая страшная трагедия случилась на Украине, на четвертом энергоблоке атомной станции. 26 апреля 1986 г., в 1 час 27 мин. на атомной станции произошел взрыв. Ударил чернобыльский колокол. Его услышали жители Украины, Белоруссии, России, люди всей планеты. Он звучит и сегодня.

Бьет колокол глухой

Чуть слышный, дальний.

Я слушаю, я плачу и молчу.

Чернобыльцев глаза печальны,

Ребята, не прощайтесь, не хочу!

Четвертый ученик. Первый, самый страшный удар приняли на себя пожарные города Припяти. Они тушили пожар, находясь в зоне самой сильной радиации — над реактором. А через две недели, в День Победы, многих из них уже не стало — они умирали в московской клинике от острой лучевой болезни. Чувствовали смерть, спокойно, без слез прощались друг с другом и тихо умирали. Первыми не стало Виктора Кибенка, Владимира Правика и их друзей, а спустя 27 лет чернобыльская трагедия унесла жизни более 28 тыс. человек!

Пятый ученик. В Библии сказано о том, что наступят на Земле горькие времена, когда упадет на нее звезда по имени Полынь. В переводе с украинского Чернобыль — «Черная полынь». Страшное предречение сбылось.

Заросли огороды

Библейской полынью.

И погасли на реках костры...

Тихо перекликаются села

«Болит голова и тошнит».

Тихо в лесах и полях,

Тихо на плесе пустом...

Зараженные радиацией местности, сохнет во рту, першит в горле, деревенеет язык, чужими становятся зубы, радиация прожигает все внутренности. Умирают целыми семьями, и нигде не спастись от этого горя!

Шестой ученик. Жертв чернобыльской трагедии было бы меньше, если бы ведомство по атомной энергетике в Москве заинтересовалось последствиями строительства АЭС. Но Москва — далеко, а экологическая обстановка важна лишь для жителей мест, расположенных рядом с атомной станцией. Специалисты считают, что будь чернобыльский реактор сооружен под землей (а это возможно), катастрофы можно было бы избежать. Экологические просчеты, вызванные инженерными ошибками при строительстве ЧАЭС, рикошетом ударили по экономике. Выяснилось, что радиоактивное загрязнение имеет большие масштабы, чем предполагалось ранее. Ряд срочных мер (переселение людей в новые поселки, дезактивация местности, медицинская помощь населению в зоне аварии) требует расходов, в десятки раз превышающих затраты на экологическую безопасность такого рода станций.

Седьмой ученик. Жертв чернобыльской трагедии было бы меньше, если бы людям в те дни сказали горькую, но правду. Нельзя было находиться в зараженной местности, а тем более купаться, загорать, удить рыбу, собирать ягоды. Люди этого не знали, ибо лица, виновные в трагедии, пытались скрыть ее истинно чудовищные для человека и природы масштабы. Эвакуировать людей стали намного позже. Пустыми оставались города и села, где тихо, как на кладбище, где ветер играет обветшалыми калитками. Радиацию ветром разнесло далеко от Чернобыля. В Белоруссии заражены 16 тыс. кв. км территории, след чернобыльской аварии коснулся Брянской и Ростовской областей.

Восьмой ученик.

Четвертый реактор —

                       он дьявольски вздрогнул раскатом.

Замрите народы, прощайте семья и друзья...

Кто в пекло шагнул, —

                          как на дот навалился на атом,

    Чтоб вечно жила, чтобы вольно дышала Земля.

Кто в пекло шагнул,

тот не думал о смерти и славе,

    Он думал о жизни, о жизни и только о ней!

    Поэтому вишни цветут окрыленно в державе,

    И дети играют

под солнечным пологом дней!

   Ты черным платком свою голову

     горько покрыла,

Но ты устояла в чудовищном этом бою.

Я кровный твой брат, обопрись на меня,

Украина,

Я все, что имею, тебе в этот день отдаю.

 Молчание давит, глядят сиротливо криницы,

Пустынны поля, это все наяву, а не сон!

Четвертый реактор —

                           святые бесстрашные лица,

    Им, нас защитившим, живым и погибшим —

поклон!

Пресс-конференция

Учащиеся, участники пресс-конференции, сидят за столами с табличками: сотрудник МАГАТЭ, министр атомной энергетики России, врач-радиолог, специалист из центра ядерных исследований г. Дубны Московской области. Вопросы им задают другие ученики — «корреспонденты» российских и зарубежных СМИ.

  1. Природа не запрограммировала в живых организмах радиоактивный цезий- 137. Однако у людей и животных он присутствует. Почему?

(В организмах людей и животных цезий-1317 появился после испытаний ядерного оружия и аварий на АЭС, накапливается, так как является биохимическим аналогам калия.)

2. Каким фактором вызывается поражающее воздействие радиоактивных веществ на живые организмы?

(Этот фактор — радиоактивность, т. е. распад ядер атомов, при котором возникает излучение, имеющее большую энергию. Проникая в ткани, излучение нарушает их физико-химические свойства.)

3.Летом 1986 г. в районе ЧАЭС предпринимались меры по предупреждению осадков: из самолетов рассыпались специальные вещества. Для чего?

(Дождевая вода выносила бы с поверхности почвы радиоактивные вещества, в еще не обнесенные валами водоемы.)

4. Специалисты считают последствия чернобыльского взрыва в 70 раз более серьезными, чем взрыв атомной бомбы над Хиросимой. Почему?

(При ядерном взрыве радиоизотопы превращаются в стабильные изотопы, выделяя много тепловой и световой энергии. При тепловом взрыве на ЧАЭС радионуклиды — продукты деления ядерного топлива — попали в окружающею среду и на многие годы загрязнили ее.)

5.Почему к критическим видам загрязнения среди рыб, отнесли, прежде всего, хищные виды?

(Хищные виды рыб являются заключительным звеном в пищевой цепи: «водные растения — травоядные рыбы — хищные рыбы».)

6.Какие группы населения, проживающие в зоне аварии, относятся к критическим?

(Сельскохозяйственные рабочие, получающие дополнительную дозу облучения, т. к. вдыхают больше пыли, содержащей радионукпиды. Вторую группу составляют маленькие дети, в силу малого роста дышащие приземным слоем воздуха.)

7.Почему загрязнение молока — важный показатель радиоэкологического состояния местности?

(Больше всего радионуклидов скапливается на почве и траве, через которые заражаются сами животные, а в еще большей степени — их молоко.)

      8.Что такое острый период облучения? 

(Это период действия короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада 10 дней, среди них -йод-131, йод-132, барий-140. Благодаря их распаду интенсивность облучения через два месяца снижается.)

9.После аварии население принимало препараты йода. Зачем?

(Насыщая организм стабильным йодом, предупреждается накопление его радиоизотопов в щитовидной железе и уменьшается доза облучения.)

10. Как животные и растения реагируют на незначительное повышение радиационного фона?

(Растения ускоряют рост, увеличивается вегетативная масса, плоды вырастают неестественно крупными. Животные реагируют отрицательно)

11. Какие продукты особенно полезны для жителей зараженных территорий, выехавших из зоны радиации?

(Мясо, рыба, морепродукты, свекла, морковь, абрикос, апельсин, изюм, чернослив, соки, молоко, мармелад, зефир.)

      12. Основная масса радионуклидов, выпавших после  ядерных испытаний и  катастрофы в Чернобыле, с талыми, дождевыми, грунтовыми водами, в конечном счете, реками Дунай, Днестр, Южный Буг и Дон перенеслась в большом количестве в Черное море. Почему Чернобыльская атомная станция была построена недалеко от рек ?

     (Все АЭС требуют значительных объемов воды для охлаждения реакторов и  поэтому расположены в  непосредственной близости от крупных рек. Аварии на АЭС с выбросами в воду и атмосферу наносят значительный   вред   гидро- и биосфере.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Колокола России"

Интегрированное внеклассное мероприятие( музыка, литература) с элементами инсценировки....

Урок по внеклассному чтению "Колокола России"

В данном уроке рассматривается одна из традиций русских христиан -- колокольный звон, который служил мерилом праведности и добра. В материал урока включены произведения русской литературы, т.к. в них ...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ:«КОЛОКОЛА ПАМЯТИ»

Внеклассное мероприятие, посвященное очередной годовщине взрыва на Чернобыльской атомной станции...

Внеклассное мероприятие "Колокола тревоги". Учитель биологии МОУ Куркинская СОШ №1 Архипкина А.П.

Внеклассное мероприятие "Колокола тревоги".Экологический диалог. Телепередача для учащихся 8-11 классов ....

Разработка урока"Царь-колокол".

Материал будет полезен учителям литературы, ОРКСЭ...

Разработка урока"Царь-колокол".

Материал будет полезен учителям литературы, ОРКСЭ...