ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПО ГЕОГРАФИИ УЧЕНИЦЫ 8 КЛАССА
рабочая программа по географии на тему
В соответствии с современной концепцией школьного географического образования и концепцией географического образования в рамках Образовательной программы «Школа 2100», география – это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное представление о Земле как о планете людей. География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» дисциплиной. Играя роль своеобразного мостика между естественными и общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественно-научных, экологиче-ских и социально-экономических проблем современности.
География в школе – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и закономерности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
indvidualnaya_programma.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»
«УТВЕРЖДАЮ»
И.О. ДИРЕКТОРА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №19
_______________ Н.В. ИГОЛКИНА
ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ПО ГЕОГРАФИИ
УЧЕНИЦЫ 8 КЛАССА
ДАНИЛОВОЙ ЕЛИЗАВЕТЫ
учитель
географии
первой
квалификационной
категории
Л.Г. Румянцева
2012
Пояснительная записка
В соответствии с современной концепцией школьного географического образования и концепцией географического образования в рамках Образовательной программы «Школа 2100», география – это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное представление о Земле как о планете людей. География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» дисциплиной. Играя роль своеобразного мостика между естественными и общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественно-научных, экологиче-ских и социально-экономических проблем современности.
География в школе – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и закономерности.
Цель программы:
Обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащегося по предмету, сформировать потребность к научно-исследовательской деятельности в процессе активной самостоятельной работе и обеспечить максимальное развитие его интеллектуальных и творческих способностей.
Задачи программы:
- Сформировать устойчивые знания по предмету;
- Создать условия для развития познавательной активности, умения приобретать новые знания;
Формирование компетентностного отношения к процессам,
происходящим в природе и обществе; взаимоотношения между
природой и обществом.
- Умение решать нестандартные и творческие задания повышенной сложности
- Помочь усвоить ряд внепрограммных тем;
- Подготовить учащегося к участию в олимпиадах разного уровня и к исследовательской деятельности..
Программа позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности ученика, создает условия для обучения школьников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Задания практических занятий составляются таким образом, чтобы привить ученику навыки самостоятельной творческой работы, помочь четко и грамотно излагать свои мысли, рассмотреть вопросы, часто остающиеся за страницами школьного учебника.
Программа рассчитана на 3 года (на 34 часа в 2012 – 2013 уч. г.; 34 часа в 2013 – 2014 уч. г., 34 часа в 2014-2015 уч.г.) Программа включает в себя 8 тем. Темы занятий - темы основного курса, но материал позволяет углубить и расширить знания учащегося, наполнить основной курс разнообразными, интересными и сложными заданиями, что способствует развитию аналитического и практического мышления и приобретению навыков, которые будут полезны при изучении любой отрасли естественно – математических наук.
В практике преподавания географии в школе следует уделять большое внимание организации активной познавательной деятельности учащихся, акцентировать внимание на обучение применению географических знаний для анализа реальных явлений и процессов окружающей жизни, информации СМИ.
Психолого – педагогическая характеристика одаренного ученика
Анкетные данные:
Ф.И.О. – Данилова Елизавета Сергеевна
дата рождения – 01.02. 1998 г.
адрес – ул. Филатова 7-25
школа №19
учитель: Румянцева Л.Г.
группа здоровья – 1
вид одаренности – академическая
Данилова Елизавета – ученица общеобразовательного класса. Все годы
она успешно обучается в школе, имеет высокий интеллектуальный потенциал.
Анализ нервно-психологического здоровья и развития Даниловой Елизаветы показывает, что Лиза имеет возможность заниматься по индивидуальной программе в 8 классе.
Она владеет большим объемом информации и свободно рассуждает по предмету, обладает высоким уровнем развития логического мышления, мотивации к обучению, ответственностью за порученное дело, большим интересом к географии, имеющим познавательную направленность, высокой работоспособностью и продуктивностью учебных занятий по географии, оригинальностью мышления и увлеченностью в процессе деятельности, которая в некоторых вопросах требует педагогического сопровождения.
Лиза умеет аргументировать свои ответы, отстаивать свое мнение, критиковать и анализировать мнение других. Характер у нее сильный, соблюдает моральные нормы и правила, в общении держится свободно. Коммуникативные способности высокие, имеет много друзей.
В работе над проектом «Экологические задачи» показала умение анализировать и систематизировать информацию, творчески подходить к делу.
Призовое места в школьной олимпиаде по географии в 2011- 2012 году, и первое место в городской олимпиаде в этом же году, хорошие результаты в международном конкурсе «ЧиП» показывают наличие высокого аналитического потенциала и способности к саморазвитию по индивидуальной программе.
Программа индивидуальных занятий
с ученицей 8 класса Даниловой Елизаветой
№ | Тема 2012-2013 учебный год (34 ч) | Кол-во часов | Приложение |
1 | ГП России Развитие географических идей и учений в России. Вклад россиян-землепроходцев и ученых-географов – в развитие географических знаний о стране, их имена на карте России. Русское географическое общество. Роль географических знаний в решении практических задач общества. География России на пути в будущее. | 4 | Работа с электронной картой Определение физико-географических объектов России по описанию. |
2 | «Визитная карточка» России как одного из крупнейших государств современного мира: символика, политико-административное устройство, столица, население, площадь. Территориальное и экономическое пространство России. Географические аспекты местоположения, протяженности и размеров территории. Морские, сухопутные и воздушные рубежи. Пограничные государства. | 3 | Практическая работа Нахождение своего местоположения на карте России. Определение по карте удаленности своего населенного пункта от различных географических объектов (ближайшего морского побережья, государственной границы, столицы и т.п.) и оценка благоприятности географического положения. |
3 | Поясное, декретное, летнее время. Часовые пояса на территории нашей страны. Влияние разницы во времени на жизнь населения и хозяйство страны. | 3 | Самостоятельная работа. Решение олимпиадных задач на нахождение поясного времени
|
4 | История формирования географического пространства России: от Киевской Руси к Московскому княжеству, расширение территории Москов-ского княжества на север, присоединение восточных территорий (Поволжья, Сибири, Дальнего Востока), от Российской империи к СССР, распад Советского Союза и формирование нового географического пространства России. | 5 |
Работа с электронной картой
|
5 | Этнос России. Понятие «этнос». Этносы гор и этносы равнин. Современная этническая картина России, языковые семьи, религиозный состав населения. Карты языков, народов и религий России. Природа и культура этносов. | 4
|
Работа с ЦОР
|
6 | Природные условия и ресурсы. Понятия «природные ресурсы», «природные условия». Классификация природных ресурсов. Ресурсы вещества, энергии и информации. Понятие «природно-ресурсный потенциал территории». | 4 | Практикум Сбор информация и его презентация через газету |
7 | Рельеф и недра России. Строение российской части литосферы. Основные тектонические структуры и связь с рельефом. Вулканические и сейсмические районы России. Рельеф российского шельфа. | 3 |
Работа с электронной картой Установление зависимости форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры. |
8 | Климат России: синоптические и климатические карты, климатограммы. Климатообразующие факторы: широта и континентальность, свойства подстилающей поверхности. Воздушные массы территории России: типы, характеристики, движение. Климатическое районирование: пояса и области. | 4 | Практическая работа по изучению распределения световой и тепловой энергии, изменение продолжительности дня и ночи по сезонам года, в течение суток, по широте и в зависимости от рельефа (абсолютной высоте, экспозиции и крутизне склонов). |
9 | Воды России: наземные и подземные как составная часть гидросферы. Методы гидрологических исследований. Картографические источники гидрологической информации: гидрологические карты, гидрографы рек, гидрологические профили. | 2 | 1. Объяснение закономерностей размещения различных видов вод (рек, озер, болот, ледников и др.). 2. Оценивание обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий. |
10 | Растительный мир России. Растительные ресурсы: природные и антропогенные. | 2 | Составление прогноза изменения растительного и животного мира под воздействием хозяйственной деятельности на |
Программа индивидуальных занятий
с ученицей 9 класса Даниловой Елизаветой
№ | Тема 2013-2014 учебный год (34 ч) | Кол-во часов | Приложение |
1 | Население России. Численность населения России и ее изменение. Расселение – как система. Карта плотности населения. Города как системы: типы городов, городской образ жизни. Урбанизация. Агломерации – системы городов. Сельские населенные пункты. | 3 | Определение по картам и материалам текущей печати основных направлений миграции населения России.
|
2 | Зональные природно-хозяйственные системы. Учение о географической зональности. В.В. Докучаев, Л.С. Берг, А.А. Григорьев и М.И. Будыко – основоположники учения о ландшафтах. Особенности жизнедеятельности и хозяйствования в зональных природных комплексах. История освоения природных зон на территории России. | 3 | Самостоятельная работа Эл. презентация
|
3 | Районирование России. Понятие «районирование». Почему на территории нашей страны необходимо выделять географические районы. Схемы природных и социально-экономических районов. Комплексные социально-природные районы. | 3 | Электронная презентация История районирования в России. Виды районирования. |
4 | Европейская часть России Экономико-географическое положение. Состав, административно-территориальные единицы. Природные условия и ресурсы. Население. Специализация - наукоемкое машиностроение, химическая, легкая промышленность, лесная промышленность района. Особенности ТЭК и АПК. Роль пригородного сельского хозяйства. Особенности транспортной сети. | 6 | Практическая работа 1. Составление комплексной географической характеристики района; определение межрайонных различий.
|
5 | Азиатская часть России. Концентрация топливно-энергетических, минерально-сырьевых и лесных ресурсов, пути их эффективного использования в условиях рынка. Административно-территориальные единицы. Проблемы развития региона. Внешние экономические связи. | 6 | Электронная презентация Определение тенденций хозяйственного развития районов нового освоения. |
6 | Новые, независимые государства Европейского Запада (Эстония, Латвия, Литва, Украина, Белоруссия, Молдавия), Азиатского Юга (Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Грузия, Азербайджан, Армения) | 4 | Практикум Сбор информации и его презентация через газету |
7 | Политическая карта мира. | 3 | Самостоятельная работа Выполнение олимпиадных заданий по политической карте мира. |
Программа индивидуальных занятий
с ученицей 10 класса Даниловой Елизаветой
№ | Тема 2013-2014 учебный год (34 ч) | Кол-во часов | Приложение |
1 | Региональная характеристика мира. Общий физико-географический обзор Земли. | 11 | Комплексная характеристика территории по картам мира. |
2 | Народы, религии мира, миграция населения. | 4 | Решение олимпиадных заданий с помощью графиков, диаграмм и таблиц. |
3 | Определение страны по ее краткому описанию. | 3 | Решение олимпиадных заданий по данной теме. |
4 | Мировое хозяйство и Международное географическое разделение труда (ЛАИ, ОПЕК, НАФТА, ЕС, АСЕАН) | 3 | Практическая работа
|
5 | Общие географические закономерности. Географическая оболочка. | 3 | Анализ и оценка статистических показателей. |
6 | География сельского хозяйства, транспорта, туризма. | 4 | Разработка проекта. Электронная презентация. |
7 | Природопользование и экология. | 4 | Практикум Сбор информация и его презентация. |
8 | Составление олимпиадных заданий. | 2 | Самостоятельная работа |
Список литературы:
1. Агеева И.Д. Веселая география на уроках и праздниках. М. «ТЦ Сфера», 2001.
2. Вишневская С.С., Горохов В.А. По национальным паркам мира. М.: «Просвещение», 1993.
3. Власова Т.В. Физическая география материков. Часть 1 и 2. М. «Просвещение», 1986.
4. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. Решения и ответы. 7 класс. М. «Просвещение» 1998.
5. Емельянов А.С. 300 вопросов и ответов по странам и континентам. Ярославль: «Академия развития», 1997.
6. Карасев С.А. Политическая карта мира: методические рекомендации. – Саратов. 2002.
7. Литинецкий И.Б. Барометры природы. М.: «Детская литература», 1982.
8. Максаковский В.П. Географическая картина мира. 1 и 2 части.- М.: Дрофа,2005.
9. Максимов Н.А. За страницами учебника географии. – М.: «Просвещение», 1988Пармузин Ю.П. Живая география. М.: «Просвещение», 1993.
10. Пашканг К.Д. Охрана природы. М.: «Просвещение», 1990.
11. Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. М.: «Просвещение», 1989.
12. Разумовская О.К. Веселая география. Викторины. Ребусы. Кроссворды. Ярославль: «Академия развития», 1997.
13. Энциклопедия для детей. География. М.; «Аванта + », 2000.
Методический блок
Методы и приемы: значительное место в учебном процессе должно быть отведено самостоятельной деятельности – изучение вклада выдающихся исследователей и путешественников в географическую науку, знание крупных городов и городских агломераций мира, проработка теоретического материала, подготовка докладов, рефератов, выпуск газет, подбор материала для выступления на классном семинаре, факультативе. Основными методами являются - проблемный метод проектов и исследовательская работа.
Результаты обучения
Углубленное изучение географии предполагает, прежде всего, наполнение основного курса разнообразными, интересными и сложными заданиями и поэтому в первую очередь необходимо овладеть основным программным материалом на более высоком уровне.
Ученик должен уметь:
-практически применять полученные знания;
- определять причинно-следственные связи;
- обосновывать причины происхождения явлений и процессов, происходящих в природе и обществе;
- уметь решать нестандартные и творческие задания повышенной сложности;
- делать обобщение на основе собственных практических наблюдений;
- проводить научные исследования.
Ожидаемый результат:
- повышение качества знаний;
- активизировать познавательный интерес, что является важным
условием в подготовке к олимпиаде;
- участие и место призера в городской олимпиаде
- высокий результат в Международном конкурсе «ЧиП»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуального развития ученика 9 класса
Для классного руководителя. Программа индивидуального развития ученика 9 класса....
Программа индивидуального развития по английскому языку учащегося 10 класса.
Программа индивидуального развития по английскому языку для ученика 10 класса составлена на основе изучения курса английского языка в общеобразовательной школе.Основным назначением данной програ...
Рабочая программа индивидуального обучения по географии. 8 класс
Рабочая программа индивидуального обучения по географии. 8 класс...
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПО ГЕОГРАФИИ УЧЕНИКА 7 КЛАССА
Цель программы: Обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащегося по предмету, сформировать потребность к научно-исследовательской деятельности в процессе активной самостоятельн...
Программа индивидуального развития с учащимся 6 класса по информатике
Программа индивидуального развития составлена для учащегося, проявляющего повышенный интерес к информатике Зимина Антона на 3 года....
Программа индивидуального развития обучающегося 5-6 класса (ОВЗ) "Вербальное мышление"
Программа направлена на развитие вербального мышления подростков....
Рабочая программа индивидуального обучения по литературе ученицы 5 класса с особыми образовательными потребностями
Рабочая программа индивидуального обучения по литературе ученицы 5 класса с особыми образовательными потребностями...