ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПО ГЕОГРАФИИ УЧЕНИЦЫ 8 КЛАССА
рабочая программа по географии на тему

Румянцева Людмила Геннадьевна

В соответствии с современной концепцией школьного географического образования и концепцией географического образования в рамках Образовательной программы «Школа 2100», география – это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное представление о Земле как о планете людей. География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» дисциплиной. Играя роль своеобразного мостика между естественными и общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественно-научных, экологиче-ских и социально-экономических проблем современности.

География в школе – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и закономерности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon indvidualnaya_programma.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»

                                                                      «УТВЕРЖДАЮ»

И.О. ДИРЕКТОРА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №19

                                                                                                         _______________     Н.В. ИГОЛКИНА

ПРОГРАММА

ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ПО ГЕОГРАФИИ

УЧЕНИЦЫ 8 КЛАССА

ДАНИЛОВОЙ ЕЛИЗАВЕТЫ

учитель

географии

первой

 квалификационной

 категории

Л.Г. Румянцева

2012

Пояснительная записка

В соответствии с современной концепцией школьного географического образования и концепцией географического образования в рамках Образовательной программы «Школа 2100», география – это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное представление о Земле как о планете людей. География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» дисциплиной. Играя роль своеобразного мостика между естественными и общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественно-научных, экологиче-ских и социально-экономических проблем современности.

География в школе – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и закономерности.

 Цель программы:  

Обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащегося по предмету, сформировать потребность к научно-исследовательской деятельности в процессе активной самостоятельной работе и обеспечить максимальное развитие его интеллектуальных и творческих способностей.

Задачи программы:

  • Сформировать устойчивые знания по предмету;
  • Создать условия для развития познавательной активности, умения приобретать новые знания;

         Формирование  компетентностного отношения к процессам,        

         происходящим в природе и обществе; взаимоотношения между  

          природой и обществом.

  • Умение решать нестандартные и творческие задания повышенной сложности
  • Помочь усвоить ряд внепрограммных тем;
  • Подготовить учащегося к участию в олимпиадах разного уровня и к исследовательской деятельности..

 

Программа  позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности ученика, создает условия для обучения школьников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Задания практических занятий составляются таким образом, чтобы привить ученику навыки самостоятельной творческой работы, помочь четко и грамотно излагать  свои мысли, рассмотреть вопросы, часто остающиеся за страницами школьного учебника.

Программа рассчитана на 3 года (на 34 часа в 2012 – 2013 уч. г.; 34 часа в 2013 – 2014 уч. г., 34 часа в 2014-2015 уч.г.) Программа включает в себя 8 тем. Темы занятий - темы основного курса, но материал позволяет углубить и расширить знания учащегося, наполнить основной курс разнообразными, интересными и сложными заданиями, что способствует развитию аналитического и практического мышления и приобретению навыков, которые будут полезны при изучении любой отрасли естественно – математических наук.

В практике преподавания географии в школе следует уделять большое внимание организации активной познавательной деятельности учащихся, акцентировать внимание на обучение применению географических знаний для анализа реальных явлений и процессов окружающей жизни, информации СМИ.

 

Психолого – педагогическая характеристика одаренного ученика

Анкетные данные:                                                

Ф.И.О. – Данилова Елизавета Сергеевна

дата рождения – 01.02. 1998 г.

адрес – ул. Филатова 7-25

школа №19

учитель: Румянцева Л.Г.

группа здоровья – 1

вид одаренности – академическая

Данилова Елизавета – ученица общеобразовательного класса. Все годы

она успешно обучается в школе, имеет высокий интеллектуальный потенциал.

Анализ нервно-психологического здоровья и развития Даниловой Елизаветы показывает, что Лиза имеет возможность заниматься по индивидуальной программе в 8 классе.

Она владеет большим объемом информации и свободно рассуждает по предмету, обладает высоким уровнем развития логического мышления, мотивации к обучению, ответственностью за порученное дело, большим интересом к географии, имеющим познавательную направленность, высокой работоспособностью и продуктивностью учебных занятий по географии, оригинальностью мышления и увлеченностью в процессе деятельности, которая в некоторых вопросах требует педагогического сопровождения.

Лиза умеет аргументировать свои ответы, отстаивать свое мнение, критиковать и анализировать мнение других. Характер у нее сильный, соблюдает моральные нормы и правила, в общении держится свободно. Коммуникативные способности высокие, имеет много друзей.

В работе над проектом «Экологические задачи» показала умение анализировать и систематизировать информацию, творчески подходить к делу.

Призовое места в школьной олимпиаде по географии в 2011- 2012 году, и первое место в городской олимпиаде в этом же году, хорошие результаты в международном конкурсе «ЧиП»  показывают наличие высокого аналитического  потенциала и способности к саморазвитию по индивидуальной программе.

 

         Программа индивидуальных занятий

 с ученицей 8 класса Даниловой Елизаветой

Тема

2012-2013 учебный год  (34 ч)

Кол-во часов

Приложение

1

 ГП России

Развитие географических идей и учений в России. Вклад россиян-землепроходцев и ученых-географов – в развитие географических знаний о стране, их имена на карте России. Русское географическое общество. Роль географических знаний в решении практических задач общества. География России на пути в будущее.

4

Работа с электронной картой

Определение физико-географических объектов России по описанию.

2

 «Визитная карточка» России как одного из крупнейших государств современного мира: символика, политико-административное устройство, столица, население, площадь.

Территориальное и экономическое пространство России. Географические аспекты местоположения, протяженности и размеров территории. Морские, сухопутные и воздушные рубежи. Пограничные государства.

3

Практическая работа

 Нахождение своего местоположения на карте России. Определение по карте удаленности своего населенного пункта от различных географических объектов (ближайшего морского побережья, государственной границы, столицы и т.п.) и оценка благоприятности географического положения.

3

 Поясное, декретное, летнее время. Часовые пояса на территории нашей страны. Влияние разницы во времени на жизнь населения и хозяйство страны.

3

 Самостоятельная работа.

Решение олимпиадных задач на нахождение поясного времени

 

4

 История формирования географического пространства России: от Киевской Руси к Московскому княжеству, расширение территории Москов-ского княжества на север, присоединение восточных территорий (Поволжья, Сибири, Дальнего Востока), от Российской империи к СССР, распад Советского Союза и формирование нового географического пространства России.

5

 

Работа с электронной картой

 

5

Этнос России. Понятие «этнос». Этносы гор и этносы равнин. Современная этническая картина России, языковые семьи, религиозный состав населения. Карты языков, народов и религий России. Природа и культура этносов.

4

 

 

Работа с ЦОР

 

 

6

 Природные условия и ресурсы. Понятия «природные ресурсы», «природные условия». Классификация природных ресурсов. Ресурсы вещества, энергии и информации. Понятие «природно-ресурсный потенциал территории».

4

Практикум

Сбор информация и его презентация через газету

7

 Рельеф и недра России. Строение российской части литосферы. Основные тектонические структуры и связь с рельефом. Вулканические и сейсмические районы России. Рельеф российского шельфа.

3

 

Работа с электронной картой

Установление зависимости форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

8

 Климат России: синоптические и климатические карты, климатограммы.

Климатообразующие факторы: широта и континентальность, свойства подстилающей поверхности.  

 Воздушные массы территории России: типы, характеристики, движение. Климатическое районирование: пояса и области.

4

 Практическая работа

по  изучению распределения световой и тепловой энергии, изменение продолжительности дня и ночи по сезонам года, в течение суток, по широте и в зависимости от рельефа (абсолютной высоте, экспозиции и крутизне склонов).

9

Воды России: наземные и подземные как составная часть гидросферы. Методы гидрологических исследований. Картографические источники гидрологической информации: гидрологические карты, гидрографы рек, гидрологические профили.

2

1. Объяснение закономерностей размещения различных видов вод (рек, озер, болот, ледников и др.).

2. Оценивание обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий.

10

Растительный мир России. Растительные ресурсы: природные и антропогенные.

2

Составление прогноза изменения растительного и животного мира под воздействием хозяйственной деятельности на

   

 

 

         Программа индивидуальных занятий

 с  ученицей 9 класса Даниловой Елизаветой

Тема

2013-2014 учебный год  (34 ч)

Кол-во часов

Приложение

1

 Население России. Численность населения России и ее изменение. Расселение – как система. Карта плотности населения. Города как системы: типы городов, городской образ жизни. Урбанизация. Агломерации – системы городов. Сельские населенные пункты.

3

Определение по картам и материалам текущей печати основных направлений миграции населения России.

 

2

 Зональные природно-хозяйственные системы. Учение о географической зональности. В.В. Докучаев, Л.С. Берг, А.А. Григорьев и М.И. Будыко – основоположники учения о ландшафтах. Особенности жизнедеятельности и хозяйствования в зональных природных комплексах. История освоения природных зон на территории России.

3

Самостоятельная работа

Эл. презентация

     

3

 Районирование России.

Понятие «районирование». Почему на территории нашей страны необходимо выделять географические районы.   Схемы природных и социально-экономических районов. Комплексные социально-природные районы.  

3

Электронная презентация

История районирования в России. Виды районирования.

4

 Европейская часть России

Экономико-географическое положение. Состав, административно-территориальные единицы. Природные условия и ресурсы. Население. Специализация - наукоемкое машиностроение, химическая, легкая промышленность, лесная промышленность района. Особенности ТЭК и АПК. Роль пригородного сельского хозяйства. Особенности транспортной сети.

6

Практическая работа

 1. Составление комплексной географической характеристики района; определение межрайонных различий.

 

5

 Азиатская часть России.

Концентрация топливно-энергетических, минерально-сырьевых и лесных ресурсов, пути их эффективного использования в условиях рынка.  

Административно-территориальные единицы.   Проблемы развития региона.

  Внешние экономические связи.

6

 Электронная презентация

 Определение тенденций хозяйственного развития районов нового освоения.

6

 Новые, независимые государства Европейского Запада (Эстония, Латвия, Литва, Украина, Белоруссия, Молдавия), Азиатского Юга

(Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Грузия, Азербайджан, Армения)

4

Практикум

Сбор информации и его презентация через газету

7

 Политическая карта мира.

3

Самостоятельная работа

Выполнение олимпиадных заданий по политической карте мира.

   

Программа индивидуальных занятий

 с  ученицей 10 класса Даниловой Елизаветой

Тема

2013-2014 учебный год  (34 ч)

Кол-во часов

Приложение

1

 Региональная характеристика мира.

Общий физико-географический обзор Земли.

11

 Комплексная характеристика территории по картам мира.

2

Народы, религии мира, миграция населения.

4

Решение олимпиадных заданий с помощью графиков, диаграмм и таблиц.

3

 Определение страны по ее краткому описанию.

3

 Решение олимпиадных заданий по данной теме.

4

  Мировое хозяйство и Международное географическое разделение труда (ЛАИ, ОПЕК, НАФТА, ЕС, АСЕАН) 

3

Практическая работа

 

5

 Общие географические закономерности. Географическая оболочка.

3

 Анализ и оценка статистических показателей.

6

 География сельского хозяйства, транспорта, туризма.

4

Разработка  проекта.

Электронная презентация.

7

 Природопользование и экология.

4

Практикум

Сбор информация и его презентация.

8

 Составление олимпиадных заданий.

2

Самостоятельная работа

   

Список литературы:

  

1. Агеева И.Д. Веселая география на уроках и праздниках. М. «ТЦ Сфера», 2001.

2. Вишневская С.С., Горохов В.А. По национальным паркам мира. М.: «Просвещение», 1993.

3. Власова Т.В. Физическая география материков. Часть 1 и 2. М. «Просвещение», 1986.

4. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. Решения и ответы. 7 класс. М. «Просвещение» 1998.

5. Емельянов А.С. 300 вопросов и ответов по странам и континентам. Ярославль: «Академия развития», 1997.

 

6. Карасев С.А. Политическая карта мира: методические рекомендации. – Саратов. 2002.

7. Литинецкий И.Б. Барометры природы. М.: «Детская литература», 1982.

8. Максаковский В.П. Географическая картина мира. 1 и 2 части.- М.: Дрофа,2005.

9. Максимов Н.А. За страницами учебника географии. – М.: «Просвещение», 1988Пармузин Ю.П. Живая география. М.: «Просвещение», 1993.

10. Пашканг К.Д. Охрана природы. М.: «Просвещение», 1990.

11. Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. М.: «Просвещение», 1989.

12. Разумовская О.К. Веселая география. Викторины. Ребусы. Кроссворды. Ярославль: «Академия развития», 1997.

13. Энциклопедия для детей. География. М.; «Аванта + », 2000.

Методический блок

Методы и приемы: значительное место в учебном процессе должно быть отведено самостоятельной деятельности – изучение вклада выдающихся исследователей и путешественников в географическую науку, знание крупных городов и городских агломераций мира,   проработка теоретического материала, подготовка докладов, рефератов, выпуск газет, подбор материала для выступления на классном семинаре, факультативе. Основными методами являются - проблемный метод проектов и исследовательская работа.

Результаты обучения

Углубленное изучение географии предполагает, прежде всего, наполнение основного курса разнообразными, интересными и сложными заданиями и поэтому в первую очередь необходимо овладеть основным программным материалом на более высоком уровне.

Ученик должен уметь:

-практически применять полученные знания;

- определять причинно-следственные связи;

- обосновывать причины происхождения  явлений и процессов, происходящих в природе и обществе;

- уметь решать нестандартные и творческие задания повышенной сложности;

- делать обобщение на основе собственных практических наблюдений;

 - проводить научные исследования.

 Ожидаемый результат:

  • повышение качества знаний;
  • активизировать познавательный интерес, что является важным

           условием в  подготовке к олимпиаде;

      -     участие  и место призера в городской олимпиаде

      -     высокий результат в Международном конкурсе «ЧиП»

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального развития ученика 9 класса

Для классного руководителя. Программа индивидуального развития ученика 9 класса....

Программа индивидуального развития по английскому языку учащегося 10 класса.

Программа индивидуального развития по английскому языку для ученика 10 класса составлена на основе изучения курса английского  языка в общеобразовательной школе.Основным назначением данной програ...

Рабочая программа индивидуального обучения по географии. 8 класс

Рабочая программа индивидуального обучения по географии. 8 класс...

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПО ГЕОГРАФИИ УЧЕНИКА 7 КЛАССА

Цель программы:  Обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащегося по предмету, сформировать потребность к научно-исследовательской деятельности в процессе активной самостоятельн...

Программа индивидуального развития с учащимся 6 класса по информатике

Программа индивидуального развития составлена для учащегося, проявляющего повышенный интерес к информатике Зимина Антона на 3 года....

Программа индивидуального развития обучающегося 5-6 класса (ОВЗ) "Вербальное мышление"

Программа направлена на развитие вербального мышления подростков....

Рабочая программа индивидуального обучения по литературе ученицы 5 класса с особыми образовательными потребностями

Рабочая программа индивидуального обучения по литературе ученицы 5 класса с особыми образовательными потребностями...