Особо охраняемые природные территории
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Зайцева Елена Владимировна

Урок - конференция при изучении ООПТ Ногинского района Московской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobo_okhranyaemye_prirodnye_territorii_8_klass_26.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особо охраняемые природные территории 8 класс

Цели:

  1. Формирование представлений учащихся об ООПТ Московской области как ценности, имеющих мировое значение;
  2. Развитие любознательности, наблюдательности, стремление к самостоятельному овладению новыми знаниями об ООПТ Московской области;
  3. Формирование позитивного отношения учащихся к охраняемым природным территориям, воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к природе.

Ход урока:

I. Орг. момент.

II. Постановка цели.

Сегодня у нас необычный урок, сегодня мы созвали пресс-конференцию, с целью выяснить значение особо охраняемых природных территорий. Посмотреть какие бывают охраняемые природные территории, а также на примере родного края представить свои природные территории.

У нас сегодня в гостях представители  общественных организаций, а  также эколог и экспертная группа , которая должна будет подвести итог нашей работе и ответить на вопрос: «нужны ли нам с вами особо охраняемые природные территории?»

III. Объяснение нового материала

Итак, что же такое особо охраняемые природные территории?

ООПТ – это участки земли, водные поверхности  и воздушные пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. (Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» Принят Государственной Думой 15 февраля 1995 года.)

Заповедные территории обладают определенными ценностями:

  • Эталонная ценность. Заповедная природа является образцом того или иного естественного объекта. Сравнивая природные эталоны с территорией, подвергающейся хозяйственному использованию, можно наблюдать и предугадывать различные явления, вести мониторинг.
  • Эстетическая ценность.  Дикая природа уникальна, она основана на понятиях красоты и добра. Сохраняя заповедные территории человек поддерживает уровень добра в мире. Природную эстетику используют в моде, архитектуре, музыке, танцах, песнях и т.д.
  • Историко-культурная ценность. Заповедные территории представляют собой наследие, которое мы обязаны передать потомкам. Охраняемые территории консервируют отдельные выдающиеся памятники культуры вместе со средой обитания, оберегают древние культурные ландшафты.
  • Экологическая ценность. Сохраненная на заповедных территориях дикая природа необходима для выживания человека на Земле.

На территории Московской области выделяют:

  • Памятники природы – уникальные или типичные природные урочища (рощи, озера, участки долин рек и побережий), отдельные объекты природы. В Московской области взято под охрану 19 памятников природы.
  • Заказники. Всего их на территории Московской области 38. Выделяют заказники с целью сохранения, воспроизводства отдельных компонентов природы с ограничением хозяйственного использования. Примерами являются озеро Сосна в Луховицком районе, озеро Киёво в Мытищинском районе и т.д.
  • Заповедники – территории, типичные или уникальные для данной зоны, образованы с целью сохранения их в естественном виде, навсегда изъяты из хозяйственной эксплуатации. Название «заповедник» появилось очень давно и означает длительный и извечный запрет на хозяйственное использование угодьями, то есть  «заповедь» их.
  • Природные национальные парки – это большие территории, образуемые для сохранения природных территорий, имеющих особую ценность, изъятые из хозяйственной деятельности для просветительских, научных, культурных целей и для отдыха. Примером является национальный парк «Лосиный остров» (первый в России -1983 год), «Волгуша» в Дмитровском районе, «Озерная Мещёра» в Шатурском районе.

IV. Выступления учащихся.

- Это примеры охраняемых территорий в Подмосковье, но у наших гостей есть свои предложения по дополнению этого списка особо охраняемых природных территорий в нашем крае, в Ногинском районе.

- К доске выходит ученик со своим проектом «Бисеровское озеро», в конце выступления можете задать интересующие вас вопросы по изложенному материалу. (презентация)

- Вопросы учащихся.

- А теперь свой проект «Шерна» нам покажет следующий ученик. (презентация)

- У кого есть вопросы?

- У нас еще есть один проект – это река Дубёнка. (презентация)

- Задавайте свои вопросы.

Для чего мы должны охранять природу?  Зачем бережно относиться к ней? Какого состояние природы на сегодняшний день? На эти вопросы нам ответит эколог. (презентация)

V. Итог.

Давайте подведем итог нашей сегодняшней работы. Для чего нам нужны ООПТ? Какого их значение? Нужно ли создавать такие территории? На эти и другие вопросы нам ответит экспертная группа.

Презентация «Лосиный остров»

VI. И урок я хочу закончить словами Михаила Пришвина: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища сохранились, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Спасибо за урок. Урок окончен.

P.S. Учебник стр. 109 вопрос на дом 3 или 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Особо охраняемая природная территория "ЖемчужИна"

Учащимися Юбилейной средней школы Баргузинского района Республики Бурятия создан проект "ЖемчужИна" как особо охраняемая природная территория. Активное участие в создании и реализации проекта принимае...

Особо охраняемые природные территории (“Мир заповедной природы”) (природоохранный курс для учащихся 5-7 классов)

Познавательный интерес к проблемам охраны заповедной территории, к задачам сохранения биологического разнообразия входящих в состав ООПТ экосистем развивается на региональном материале, фактах и...

Комплексное изучение ручья Рудки – особо охраняемой природной территории

Проведение комплексного эколого-географического исследования ручья, определение основных физико-химических свойств природной воды....

Презентация: Комплексное изучение ручья Рудки – особо охраняемой природной территории

Проведение комплексного эколого-географического исследования ручьяопределение основных физико-химических свойств природной воды....

Статья "Путеводитель по особо охраняемым природным территориям Шимановского района как средство экологического образования учащихся

Данный доклад содержит биолого-экологический материал по внеклассной работе учащихся МОБУ СОШ №3 города Шимановска....

Методическая разработка "Особо охраняемые природные территории России"

Час экологии "Заказник Польновский" проведён в рамках Международной акции "Марш парков-2011". Цели мероприятия:Экологическое просвещение и повышение уровня экологической культуры обучающихся.Формирова...