Задания для школьного тура олимпиады по географии 9 кл
олимпиадные задания (география, 9 класс) по теме

Мансурова Елена Алексеевна

Задания  по географии  школьного  тура  по географии 9  кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_9_klass.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО ГЕОГРАФИИ

9 класс

1 задание. Выберите правильный ответ. (1 балл)

1. Крупные запасы нефти имеются на побережье и шельфе

1. Гудзонова залива

2. Моря Лаптевых

3. Чукотского моря

4. Мексиканского залива

2. В какой природной зоне природные комплексы труднее всего восстанавливаются после изменения их человеком?

1. Тундры и лесотундры

2.  Степи и лесостепи

3.  Широколиственных лесов

4.  Саванн

3. Кто были первооткрывателями Антарктиды?

1.  Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев

2.  Руал Амундсен

3.  Джеймс Кук

4.  Роберт Скотт

4. На территории Северной Америки наблюдаются все географические пояса Северного полушария, кроме:

1.  арктического

2.  субарктического

3.  экваториального

5. Какой из перечисленных народов России является наиболее крупным по численности?

1. Якуты

2.  Карелы

3. Татары

4.  Ханты

6. Для какого из перечисленных субъектов РФ характерен самый высокий показатель естественного прироста населения?

1. Ставропольский край

2.  Краснодарский край

3.  Ростовская область

4.  Республика Дагестан

7. Территорию какого государства  Евразии часто сравнивают с «двумя мешками риса на коромысле»?

1.  Японии

2.  Кореи

3.  Вьетнама

4.  Индонезии

8. Какая из природных зон России занимает наибольшую территорию?

1.  тундра

2.  тайга

3.  смешанный лес

4.  степь

9. Выберите область, население которой соответствует следующим характеристикам:

- доля городского населения свыше 75%;

- плотность населения около 1 чел/км2 :

1.  Ленинградская обл.

2.  Новосибирская обл.

3.  Магаданская обл.

4.  Кемеровская обл.

5.  Ростовская обл.

10.  Какие моря относятся к бассейну Атлантического океана?

1.  Карибское и Черное                                   3.  Баренцево и Аравийское

2.  Белое и Баренцево                                     4. Тасманово и Берингово

11. Ближайший к земной поверхности слой атмосферы называется?

1.  тропосфера                                 3. ионосфера

2.  стратосфера                                4.  термосфера

12. Климатические условия на территории России неблагоприятны для развития хозяйства:

1.  из-за избытка тепла,                        2. из-за дефицита тепла,

3.  из-за избытка влаги,                        4. из-за дефицита влаги.

13. Ниже указаны значения уклона рек Ангара, Волга, Обь, Терек. Уклон Ангары —

1.  4 см/км;    2.  7 см/км;    3.  20,7 см/км;     4.  500 см/км.

14. Подзолистые почвы образуются в:

   1. тайге        2. смешанных лесах      3. пустынях        4. лесостепях.

15. Какой из перечисленных городов России является наиболее крупным по числу жителей?

   1.  Нижний Новгород      2. Ставрополь         3. Владивосток       4.  Тюмень

16. Определите, к традиционным занятиям,  какого из перечисленных народов России относятся оленеводство и рыболовство:

   1. башкиры         2. калмыки         3. ненцы     4. кабардинцы.

17. Расположите регионы страны в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год.

    1. Красноярский край    2. Краснодарский край    3.  Приморский край.

18. Какие два из перечисленных субъектов РФ имеют самую высокую долю городского населения?

   1. Магаданская область 2. Мурманская область 3. республика Бурятия   4.Республика Алтай

19. Какой из обозначенных на карте России городов расположен в пределах главной полосы расселения?

1. Красноярск;    

2 .Норильск;      

3. Якутск;        

4. Магадан?

20. Какой из показателей доли детей и подростков до 16 лет может быть в регионе Северного Кавказа:

1. 25–35%; 2. 22–25%; 3. 20-22%; 4. 18-20%.

2. задание

1. Этот водоем самый глубокий в России, он содержит 1/5 запасов пресных вод планеты (не считая ледников). В него впадает более 300 рек, а вытекает из него только одна. Берега водоема покрыты почти полностью хвойными лесами. По берегам открыты заповедники. В одном из них, открытом в 1916 году, в районе хребта на восточном  берегу обитает ценный зверек, имеющий такое же название, что и хребет, полученное по названию реки, впадающий в водоем. Эта же река дала имя северо-восточному ветру.

Водоем расположен в зоне активных тектонических движений. Поэтому часто в этом районе бывают  землетрясения. В 1862 году в результате одного из них неподалеку от дельты самой крупной реки, впадающей в водоем, погрузился под воду большой участок суши. В 1920-х годах в поселке, расположенном у истока вытекающей реки, был открыт стационар по изучению водоема.

Что это за водоем?

В каких субъектах Российской Федерации он расположен?

Как называется река, вытекающая из водоема?

Как называется река, давшая  название зверьку, хребту и ветру? Как называется этот зверек?

У устья какой реки находится погрузившийся объект и как он называется?  (8 баллов)

2. Найдите логические связи географических объектов в предложенном списке: город, деревня, село, поселок городского типа (пгт), кишлак, аул, хутор, мегаполис.

Выделите самостоятельно группы, в которые можно объединить объекты, и впишите туда название группы объектов и названия объектов, которые вы отнесете к выделенным группам. (4 балла)

Название группы объектов                                   Объекты

3. Какие районы России и почему перспективны для использования энергии приливов, солнечной энергии и гетермальной энергии. Имеются ли в нашей стране электростанции, использующие эту энергию. Почему люди стали обращать большое внимание на использование выше названных нетрадиционных источников энергии? (5 баллов)

4. В некоторых высокоразвитых странах (Япония, Швейцария) наблюдается старение нации, т.е. увеличение доли людей старших возрастов.  Для каких регионов России характерен этот процесс? С чем связан этот процесс? Какие проблемы порождают этот процесс? (5 баллов)

ОТВЕТЫ

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО ГЕОГРАФИИ

9 класс

Номер

задания

Правильный

ответ

Количество

баллов

1 задание

1

4

1

2

1

1

3

1

1

4

3

1

5

3

1

6

4

1

7

3

1

8

2

1

9

3

1

10

1

1

11

1

1

12

2

1

13

3

1

14

1

1

15

1

1

16

3

1

17

3,1,2

1

18

1,2

1

19

1

1

20

1

1

2 задание

1

8

2

4

3

5

4

5

Итого:

42

4 задание. Ответы.

1. Это озеро Байкал.

Расположено оно  в двух субъектах Российской Федерации – Республике Бурятия и Иркутской области.

Вытекает из озера река Ангара.

Река, давшая название хребту, называется Баргузин. Хребет – Баргузинский, зверек – баргузинский соболь, северо-восточный ветер – Баргузин.

Залив называется Провал, он находится у устья реки Селенга.

2.

1 группа – это городские населенные пункты: город – пгт – мегаполис.

2 группа – это сельские населенные пункты: деревня – село – кишлак – аул – хутор

3. Для приливных электростанций перспективны побережья Баренцева моря, Белого моря, Охотского моря. В их акваториях высота приливной волны везде более 5 метров, а это уже считается эффективным для строительства ПЭС. Самые высокие приливы в Охотском море (до 13 метров).

Для солнечных электростанций перспективны Прикаспийская низменность, Северо-Кавказский район, т. к там  достаточно высока величина солнечной радиации.

Для ветровых электростанций – морские побережья, особенно Балтийского моря (круглый год действуют западные ветры общей циркуляции акватории).

В Мурманской области построена на побережье Баренцева моря Кислогубская ПЭС.

Названные источники энергии не исчерпаемые и возобновляемые. Они позволяют экономить не возобновляемые и исчерпаемые топливные ресурсы (уголь, газ, нефть и др.)

4. Старение нации наблюдается в целом ряде областей Центральной России (Брянская, Владимирская, Ивановская, Смоленская, Ленинградская, Ярославская, Кировская, Нижегородская и др. области).

Старение нации обусловлено там отрицательным естественным приростом населения, а так же оттоком трудоспособного населения в столичном регионе.

Старение нации негативно сказывается на экономике региона (примеры).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....